(От редакции: речь идёт о
Коллективном обращение к Д.Энтину по поводу патентного заявления Н.К.Рериха)
Друзьям Знамени Мира
Уважаемые друзья!
К сожалению, Ваш призыв мы получили слишком поздно – 3 ноября 2006 года. Но мы, члены общества ГРОММ, не вправе обойти молчанием столь глобальный вопрос и хотим поддержать Вас в вашем начинании. Что касается вопроса патентирования символа Знамени Мира, то мы хотим заявить следующее: Знамя Мира является культурным достоянием всего человечества. «Как раньше собирались вокруг символа Креста, так должны мы собраться вокруг понятия Культуры». (Н. К. Рерих). Истинная культура есть результат действия закона эволюции. Космические законы эволюции имеют целью совершенствование жизни и благо всего человечества, поэтому нарушители космических законов есть враги всеобщего блага, о таких сказано в Евангелии: «Сами не войдут в Царствие Божие и помешают войти другим». (Матфей, 23-13). В Живой Этике сказано, что преследующий лишь свои интересы признает только свою истину и отрицает мнение и интересы других. От этого страдает закон соизмеримости, один из четырех основополагающих законов Живой Этики.
«Воистину слеп тот, кто не желает видеть». (Н. К. Рерих). И тогда человек берется поучать других тому, что сам хорошо не знает, а где в жизни слепота, там – отсутствие перспективы. Тогда страдает здравый смысл и логика, нарушается закон соизмеримости. Признаком культуры является умение правильно и объективно оценить как свои поступки, так и поступки других людей, всегда и во всем знать чувство меры и не переходить известных границ – все эти качества необходимы для людей будущей расы. «Два признака подлинности Учения: первый – устремление к Общему Благу; второй – принятие всех бывших Учений, ответивших первому признаку. Надо заметить, что первоначальная форма Учения не содержит отрицательных положений. Но суеверные последователи вместо блага начинают ограждать Заветы отрицаниями. Получается губительная формула: – «Наша вера лучшая», или – «Мы верные, они же все неверные». Отсюда один шаг до крестовых походов, до инквизиций и до кровавых морей во Имя Тех, кто осуждал убийства. Нет вреднее занятия, нежели навязывание веры». (Л. С. М. т. 2, § 334).
На примерах жизни мы видим, как Живая Этика превращается искусной риторикой в недосягаемую абстракцию. Заявление о патентировании Знамени Мира – это попытка посягательства на эмблему Всеобщего Блага и общенациональной Культуры. Н. К. Рерих писал о том, что охрана Культуры предусматривает особый общемировой флаг – Знамя Мира, который будет почитаем как знак международной нейтральной территории. Это Знамя должно быть поднято над музеями, библиотеками и прочими культурными достояниями.
В подтверждение всего сказанного мы ссылаемся на книгу «Знамя Мира. Пакт Рериха» (под редакцией Д. Н. Попова, изд. «Сфера» Москва, - 1999) из которой приводим выдержки.
Знамя Мира – это Завет Н. К. Рериха всему человечеству об охране культурных ценностей. «Предложенный флаг есть символ всего Мира, не одной страны, но всего цивилизованного Мира». (Н. К. Рерих).
«Знамя Культуры пусть развевается над каждым культурным очагом. Оно повелительно скажет вандалам: "Не тронь — здесь всенародное достояние!"» (Н. К. Рерих).
«Еще на рубеже 19-20-го веков, в России, Рерих начал активную борьбу против разрушения памятников архитектуры и других художественных ценностей.
Еще во время русско-японской войны 1904-1905 годов у художника возникла идея необходимости заключения специального международного соглашения об охране памятников культуры во время войн. Эту идею он высказал в своем докладе в Русском Архитектурном Обществе. С аналогичным предложением он обращается в 1914 году к правительству России и верховному командованию русской армии, посылает телеграмму президенту Франции Пуанкаре, вручает письмо американскому послу, в котором призывает правительство США выступить с протестом против варварских разрушений культурных ценностей».
«Проект договора вместе с обращением художника к правительствам и народам всех стран был опубликован в 1929 году на нескольких языках и вскоре получил всемирную известность.
В его преамбуле говорится о двух мотивах заключения этого договора: во-первых, о "священном долге" договаривающихся сторон "содействовать моральному благополучию своих наций и развитию искусства и науки во имя общих интересов человечества", во-вторых, о том, что "учреждения, которые занимаются образованием молодежи, искусством и наукой, представляют общую сокровищницу для всех наций мира".
В этих словах подчеркивается значение развития культуры для всего человечества. Особо следует отметить, что весь пакт пронизан идеей мира. Не случайно сам Рерих предложенный им флаг называет "Знаменем Мира"».
«Художник неоднократно обращал внимание на то, что его идея Знамени Мира, которое должно развеваться над памятниками культуры, музеями и научными учреждениями, была навеяна конвенцией Красного Креста. "Если Красный Крест печется о телесно раненых и больных, то наш пакт ограждает ценности гения человеческого, тем охраняя духовное здоровье", — отмечал он.
По мысли Рериха, пакт должен иметь и огромное воспитательное значение: "Пакт для защиты культурных сокровищ нужен... как образовательный закон, который с первых школьных дней будет воспитывать молодое поколение с благородными идеями о сохранении истинных ценностей всего человечества"».
«Договор, заключенный 15 апреля 1935 года, получил известность в международно-правовой литературе как Пакт Рериха, поскольку, по словам австрийского юриста А.Фердросса, он "исходит из концепции русского ученого Н.Рериха". Его также часто называют Вашингтонским пактом. В то же время под Пактом Рериха в более широком смысле понимается не только этот конкретный договор, а сам проект, предложенный художником.
Таким образом, этот договор стал первым международно-правовым актом, специально посвященным охране культурных ценностей, и единственным соглашением, принятым в этой области до Второй мировой войны».
«Откликаясь на подписание договора в своем очерке "Знамя", Рерих отмечал: "Не устанем твердить, что кроме государственного признания, нужно деятельное участие общественности. Культурные ценности украшают и возвышают всю жизнь от мала до велика. И потому деятельная забота о них должна быть проявлена всеми"».
«Теперь человечество в ужасе обращается к троглодитному мышлению и предполагает спасать в подземных хранилищах, в пещерах свое достояние. Но Знамя Мира именно говорит о принципе. Оно утверждает, что человечество должно согласиться о всемирности и всенародности достижений человеческого гения.
Знамя говорит: Noli me tangere — не прикасайся — не оскорби разрушительным прикосновением Сокровища Мира». (Н. К. Рерих).
Знак Мира – знак Триединства, и он распространился по всему миру. Чинтамани – древнейшее представление о счастье – содержит этот знак. Он имеется и на изображении Страсбургской Мадонны. Тот же знак на щитах крестоносцев и на гербах тамплиеров. Знаменитые кавказские клинки «гурда» (горда) несут на себе тот же знак. Он же на изображениях Гессэр-хана и Ригден-Джапо. Он же на старинной иконе святого в Баре. И на старинном изображении Преподобного Сергия, он на изображении Святой Троицы. Он прошел через многие века, через тысячелетия, это один из самых распространенных и древнейших символов человечества. И поэтому никто не имеет права утверждать, что он принадлежит одному верованию или течению культуры.
«В контексте Пакта Рериха знак Знамени Мира обычно толкуется либо как прошлое, настоящее и будущее в кольце вечности, либо как наука, религия и искусство в кольце культуры. Но при этом число подобных истолкований практически неограничено: это образ триипостасного Божества; тело, душа и дух человека; знание, любовь и красота, объединенные мудростью, и т. д.»
«И сегодня, благодаря этому выдающемуся деятелю культуры и просвещения, древний и вечный знак триединства стал поистине международным символом "охранения всего самого прекрасного"».
Нас еще неприятно поразило словосочетание «Знамя Мира – это товарный знак», звучащее как пренебрежение к культурным ценностям. Знамя Мира тем самым становится эмблемой торговли и спекуляции, символом присвоения достижений других людей. Уж очень это сомнительно, чтобы Н. К. Рерих употребил выражение «товарный знак», ибо, подобно Иисусу Христу, он изгонял торговцев святынями из Храма Духа.
«Ибо мерзко было бы думать, что каждый трудящийся трудится лишь для себя самого. Нет, он трудится для кого-то ему неизвестного. И тот неизвестный примет этот безымянный труд как некое выражение Благодати, облегчающее ему прохождение земного пути». (Н. К. Рерих).
Он призывал проникнуться мыслью о необходимости проведения принципов высокой Культуры во все проявления жизни, ибо пренебрежение к культурным ценностям есть позорное преступление невежества. «Скелет уничтожения всегда готов протянуть костлявые пальцы для удушения всего устремленного к светлому будущему». (Н. К. Рерих).
В Учении сказано, что только мелкий торговец может явить несоизмеримость и обиду и будет отстаивать ограничения других.
«"Каждый пытливый наблюдатель может убеждаться, насколько наш девиз "Пакс пер Культура!" — "Мир через Культуру!" — становится насущным, неотложным. Каждый может видеть, что война нервов, война психическая может разлагать человека сильнее войны телесной". (Очерк "Дозор", 1947)».
Необходимо также вновь рассмотреть вопрос о том, чтобы все народы и правительства неотложно приняли меры по охране общечеловеческих сокровищ. «Знамя не есть пустой звук, но зовущий благовест к совместному бодрому сотрудничеству. О международности, о всенародности говорят. Ждут ее, как панацею». «Некоторые простаки думают, что если министерства народного просвещения существуют, то народу нечего помышлять о культуре. За него кто-то все сделает. Но культура есть дело всенародное. Творится она всенародно. История всех веков и народов учит, как из толщи народной расцветала культура, плодами которой восхищается человечество. Но и одичание не дремлет». (Н. К. Рерих).
Легкомысленность – недостаток человека, пока он вредит ею только себе, но становится тяжким преступлением, когда за нее страждут другие. Если же общественность будет безразлична и бездеятельна, то никакие указы не защитят культуру.
«Особенно ужасно слышать, когда отягощенные кризисом люди, не очень плохие сами по себе, начинают говорить, что сейчас не время даже помышлять о Культуре. Мы уже слышали подобные недопустимые в робости и отчаянии своем голоса.
Нет, милые мои, нужно именно сейчас спешно думать не только о Культуре, как таковой, но прилагать этот источник жизни молодому поколению. Можете себе представить, во что превращается едва начавшее слагаться миросозерцание юношества, если оно будет слышать и в школах, и в семье своей лишь ужасы отчаяния. Если оно будет слышать лишь о том, что нужно отказаться от самого животворного, что нужно забыть о самих источниках жизни и прогресса...», «Пусть светит Знамя охранения всего прекрасного. Пусть сияет Знамя Мира!» (Н. К. Рерих).
В конце письма мы хотим поблагодарить всех тех, кто принял и примет участие в деле защиты всемирных ценностей, кто не остался равнодушным к вопросу возрождения культуры, потому что именно сейчас необходимо образование крепко спаянных духовных организаций, которые противопоставят разрушительной энергии созидательную. Только согласованность породит все лучшие возможности. Хочется закончить словами Н.К. Рериха, звучащими пророчеством: «Когда мы перелистываем все уже изданное и написанное о Пакте и о Знамени, все дошедшее и от людей высокопоставленных, и от трогательных голосов далеко разбросанных тружеников, нам хочется быть с этими энтузиастами, которые не побоялись подписать полностью имя свое во имя охранения самого драгоценного человеческого сокровища».
Члены редколлегии журнала «СЕВ» Майя Гайдарова, Оксана Скибицкая, Элина Гелашвили, а также остальные члены ГРОММ.