Архангельская писал(а):
Вы, Пузиков, о дворянах судите по советским агиткам. Да и о крестьянах тоже.
Хоть и не мне адресовано, но есть желание прокомментировать.
О дворянах и агитках СССР.
В мои детские годы (60-е - 70-е годы) советская культура, включая кино и литературу, воспитала во мне уважение к дворянам. Ну, конечно, имеются в виду те дворяне, которые остались в СССР. Другие, само собой, представлялись как предатели и т.п. Но вот оставшиеся были носителями самых лучших человеческих качеств в моём детском понимании, воспитанном именно советской культурой. Про ГУЛАГИ ничего не знали, но зато видели на экранах одухтворённые облики членов семьи Турбиных и капитана Татаринова, рождённых творчеством писателей Булгакова и Каверина.
Про крепостное право даже особо не вспоминал никогда, ибо не актуально уже было. Вспоминал только в сочетании с темой о революции, когда приходилось. На бытовом уровне отношение к дворянству всегда было - доброжелательное, уважительное. За остальных не скажу, но у меня было именно так, а не иначе. Думаю, что и - у большинства.
Теперь понимаю, насколько это всё - по-детски наивно и глупо. Были люди, пострадавшие незаслуженно во времена репрессий, и по-настоящему обиженные и оппозиционно настроенные, а были и откровенные самодуры, упивающиеся своим интеллектуальным превосходством, культивировавшие это уже мнимое превосходство и воспитывавшие его у своих потомков в течение почти столетия, до нынешних дней.
О крестьянах.
Помимо советских учебников по истории уже в зрелые годы были и другие источники.
Например, книга потомка (хоть и незаконорожденного - слово то какое!) древнего российского дворянского рода - Герцена - "Былое и Думы", в которой он описывает примеры унижения человеческого достоинства дворовых крепостных дворянами-помещиками-самодурами, увиденные им воочию в детские и юношеские годы в разных поместьях.
Книга "Письма из деревни" - очерки о крестьянстве в России второй половины XIX века, написанные Селивановым, Энгельгардтом, Златовратским, Успенским - писателями-народниками, жившими некоторое время в деревне. Описывают тяжелейший быт и труд крестьянской общины XIX века. Талантливо пишут, отнюдь не агитки.
Архангельская писал(а):
Не могли бы вы привести цитаты из Рерихов, где бы они отказывались от собственного происхождения ? Являли огульное презрение к дворянам как классу, особенно учитывая их список воплощений?
...У дворян на протяжение столетий было больше возможностей развиваться интеллектуально, но, кажется, именно они и проводили реформы для повышения уровня народа.
Рерихи были настоящими аристократами, даже - царями духа, не только в своих дворянских воплощениях, но во время воплощений в иных сословиях, называемых Вами плебейскими. Например, Ломоносов.
От происхождения отказываться глупо. По-моему, никто и никогда на форуме никого к этому не призывал. Также неумно, даже неуважительно предполагать, что Рерихи могли проявлять огульное презрение, или даже огульное осуждение кому бы то ни было.
Но справедливую оценку дворянам,
как классу, несущему историческую ответственность за состояние народа, Рерихи давали.
Прошу всех учесть, что речь идёт не об отдельных лучших представителях, а именно о классе.
Е.И. - Дукшта-Дукшинской 24 мая 1936 г писал(а):
Великий грех приняли на себя те, кто насильственно задерживали развитие мысли в народе. Всякое насилие противно законам Вселенной и неминуемо должно вызывать взрывы и разрушения.
Оглядываясь назад, можно найти глубокие причины, подготовившие падение старого мира. Ведь именно удушение мысли и духа породило всё последующее безумие. Долго сдерживаемая плотина прорвалась и смела всё на своём пути...
Бедствие обрушилось на нашу родину не потому, что русский народ был хуже других, во многом он гораздо лучше, но именно в силу своего невежества и чудовищной безответственности, царившей среди привилегированного сословия. Народ нуждается в заботе, и забота эта должна прежде всего касаться ВОСПИТАНИЯ народа и правильного просвещения его. Не о хлебе едином бывает сыт человек.
Оценка трудов дворянства по "
повышению уровня народа", как Вы выразились, из уст такого человека для Вас достаточно авторитетна?
Архангельская писал(а):
...Т.н. "потенциальное равенство" не есть равенство состоявшихся достижений.
Кто ж спорит? Только причём здесь дворяне и "плебеи"?
Архангельская писал(а):
И ущемлять права дворянства и их потомков пора прекратить. И так шариковы обобрали, порасстреливали, - а Вы с ними рьяно заодно...
Напомню Вам (коль Вы о цитатах говорили) строки из "Общины", касающиеся этой, столь болезненной для Вас темы:
Община писал(а):
200. ...Сознательная община исключает двух врагов общественности, а именно неравенство и наследование. Всякое неравенство ведет к тирании.
Наследование является компромиссом и вносит гниение основы.
Так что, Вам предстоит, всё-таки, в будущем определиться - с кем Вы, и с чем придётся расстаться. Или, или.
Архангельская писал(а):
Комплекс неполноценности проявили вы после упоминания о дворянах и никак не успокоитесь, принуждая меня признать ваше неотчуждаемое право на унижение по сословному признаку.
Не может быть у последователя Учения Живой Этики комплекса неполноценности по поводу социального происхождения. Даже если бы он и был, Учение освобождает сознание от этого атавизма.
Как не может быть у последователя Учения и спеси, основанной на сословном предрассудке. Но от этого атавизма, видимо, освободиться намного сложнее. Сложнее стать реальным учеником Махатмы, а не самообольщённым.
Ибо, как говорил св. Антоний Великий:
Добротолюбие т.1 писал(а):
Нет больше нечестия, как причинить кому-либо скорбь и возноситься над другими.