[quote="Авторский журнал инока Всеволода "Русский Инокъ" (Джорданвилль, США)"]№46 (209) Июнь, 2006
[center]Рясофорный монах Анемподист (Проноза А.В.)
МИР МОЗАИКИ[/center]
[...]
Вторая половина XVIII века и практически весь XIX век проходят под знаком этой станковой (т.е. имитационной, стремящейся в своем техническом идеале к виртуозной инкрустации) мозаики. Не спасает это положение мозаики и ее появление в храмах имперской России, в частности в Санкт-Петербурге. К примеру, именно замена живописи станковой мозаикой в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга стала главной причиной открытия мозаического отделения при Санкт-Петербургской Академии Художеств в 1864 году. При таком отношении к мозаичному искусству мозаика изменяется только в зависимости от изменения стиля масляной живописи, которую она имитирует. Другими словами, если в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга это имитация живописи классицизма, то в другом столичном храме, Свято-Воскресенском соборе ("Спас на Крови", 1907 г.) - это имитация живописи В.Васнецова и М.Нестерова, и так далее.
В таких условиях возрождение настоящей мозаики могло состояться лишь в результате серьезного изучения, а затем и воплощения в искусстве забытых принципов византийской и древнерусской мозаик. Эта возможность стала вполне реальной при наступлении новой культуры рубежа XIX - XX веков, или эпохи Модерна (Art Nouveau). Как известно, одним из краеугольных камней художественной эстетики этого времени был ретроспективизм, то есть возвращение к незаслуженно забытому или отвергнутому искусству прошлых исторических эпох, и, как результат, - возрождение прерванных традиций искусства. В России, после практически двухсотлетнего забвения традиций национального храмоздательства, иконописи и других форм православной культуры, возрождать пришлось слишком много и в слишком короткий период (т.е. до 1917 года), чтобы мозаическое искусство смогло возродиться во всей своей полноте. Однако начало и первые плоды возрождения настоящей мозаики все же состоялись и стали частью церковной культуры своего времени.
Первым живописцем, оставившим своеобразный след в изучении и возрождении мозаики, стал М.А.Врубель (1856-1910 гг). В 80-х годах XIX века М.А.Врубель, работавший под руководством А.Д.Прахова над росписями церквей Киева, дописал, предельно сохраняя византийский стиль, своей живописью трех несохранившихся мозаических архангелов XI века в куполе собора Св. Софии Киевской. Впервые не мозаика подделывалась под станковую живопись, а сама живопись осмысливалась сквозь призму мозаического мышления. Изучение и подражание древним киевским мозаикам оставили глубокий след во всем последующем творчестве М.А.Врубеля, однако постоянный и органический синтез его творчества и церковной культуры, к сожалению, не состоялся.
Более удачной и плодотворной была деятельность Н.К.Рериха (1874-1947 гг.), работавшего в сотрудничестве с частной мозаической мастерской В.А.Фролова, существовавшей в 1890-1918 годах, и выполнявшей разнообразные работы по отделке православных храмов. Наиболее замечательными (и сохранившимися до наших дней) работами Н.К.Рериха стали внешние мозаики Троицкого храма Почаевской лавры ("Спас Нерукотворный и святые князья", 1906-1910 гг.) и Покровского храма в селе Пархомовка под Киевом ("Покров Божией Матери" и "Спас Нерукотворный", 1906 г.). Мозаикам Н.К.Рериха присущи монументальность, звучные декоративные сочетания красок, подчеркивающихся нарочито большими кусками смальты, а также особая структурность и ритм мозаических композиций. Особенно важным для возрождения мозаики было то, что Н.К.Рерих рассматривал мозаику как живую часть всего архитектурно-эстетического синтеза православного храма. Его мозаики всегда органично связаны с плоскостью стен храмов, составляя единый ансамбль с архитектурой последних. Творчество Н.К.Рериха ценили церковные иерархи, делавшие ему заказы, в частности митрополит Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий) и архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий), видя в его работах возрождение лучших традиций домонгольского искусства Руси. Однако дальнейшее серьезное развитие творчества Н.К.Рериха как православного мозаичиста не произошло, главным образом по причине мировоззрения самого Н.К.Рериха, не принимавшего в сущности уникальности Православия и смешивавшего традиции Христианства с совершенно чуждыми ему традициями других нехристианских религий.
В целом в эпоху Модерна было положено начало возрождения искусства православной мозаики, но его дальнейшее развитие полностью остановилось в 1917 году. После прихода к власти большевицкого режима никакой речи о монументальном православном искусстве уже быть не могло. Поэтому, рассматривая мозаическое искусство советского периода, мы можем остановиться, пожалуй, только на творчестве П.Д.Корина (1892-1967гг), который, прежде всего, был православным христианином, в своем творчестве (и в частности - в мозаиках) продолжавшем традиции национального искусства.
[...]
2006, Киев, Украина
[center]БИБЛИОГРАФИЯ[/center]
"Искусство Киевской Руси". Изд. "Мыстэцтво", Киев, 1989.
"Памятники литературы Древней Руси: ХII век", сост. Л. А. Дмитриева, Д. С. Лихачев. Москва, 1980.
"Большая советская энциклопедия" (БСЭ). Изд. "Советская энциклопедия", Москва, 1978.
"Михаил Врубель", М.Ю. Герман. Изд. "Аврора", Ленинград, 1989.
"Работа Н.К. Рериха с архитекторами А.В. Щусевым и В.А. Покровским", Л.В. Короткина (в сборнике "Музей 10. Художественные собрания СССР. Сборник статей", изд. "Советский художник", 1989).
"Московский метрополитен". Изд. "Интеррос", Москва, 2005.
"История иконописи. Истоки, традиции, современность. VI-XX века", Л.Евсеева, Н.Комашко, М.Красилин и др.Изд. "АРТ-БМБ", Москва, 2002.[/quote]