Страница 1 из 1

Монументальное творчество Н.К.Рёриха

Добавлено: 14 сен 2007, 18:51
Кэт
Александро-Невская лавра (СПб.). Надгробие могилы Н.А.Римского-Корсакова (крест выполнен по эскизам Н.К.Рёриха скульптором И.И.Андриолетти в 1908 г.)

Добавлено: 14 сен 2007, 18:56
Кэт
Хутор Флёново под Смоленском (имение кн. М.К.Тенишевой "Талашкино"). Храм Святого Духа. Мозаика "Спас Нерукотворный" по эскизу Н.К.Рёриха выполнена мозаичной мастерской В.А.Фролова (СПб.).

Добавлено: 14 сен 2007, 19:03
Кэт
Троицкий собор Почаевской Лавры (Тернопольский район Украины). Построен 1910-1915 гг. Над входом мозаика по эскизу Н.К.Рёриха.

Источник http://w201club.com/forum/viewtopic.php ... 0cf28d0d9e

Добавлено: 14 сен 2007, 19:19
Кэт
http://community.livejournal.com/russia ... 84569.html

Пермь. Успенский монастырь. Церковь Казанской иконы Божией Матери (построена в начале XX в.).

Главная особенность майоликовые панно работы Рериха и Васнецова.
Не знаю, какие майолики васнецовские, а какие рериховские, так что приведённый ниже иллюстративный материал нужно рассматривать критически, не как истину в последней инстанции.

Добавлено: 14 сен 2007, 19:20
Кэт
Успенский монастырь (Пермь).

Добавлено: 14 сен 2007, 19:21
Кэт
Успенский монастырь (Пермь).

Добавлено: 14 сен 2007, 19:21
Кэт
Успенский монастырь (Пермь).

Добавлено: 14 сен 2007, 19:22
Кэт
Успенский монастырь (Пермь).

Добавлено: 14 сен 2007, 21:12
Кэт
Реконструкция Пермского иконостаса Н.К.Рёриха. 1907 г.

Источник http://nsad.ru/index.php?issue=13&secti ... rticle=670

Добавлено: 14 сен 2007, 21:18
Кэт
Покровская церковь (1907 г.) в имении братьев Голубевых в селе Пархомовка (Киевская область Украины). Мозаики по эскизам Н.К.Рёриха выполнены в частной мозаичной мастерской В.А.Фролова (СПб.).

Источник http://mskifa.narod.ru/lircerkvu.html

Добавлено: 23 сен 2007, 17:32
Кэт
[center]"И пред престолом море сткляно..." (немного о Петербургских витражах)[/center]

[...]
Известно увлечение витражами Николая Рериха. Ему приписывают эскизы некоторых витражей в доме страхового общества "Россия" на Б. Морской, где он совместно с П. К. Ваулиным исполнил майоликовое панно фасада. В запасниках Русского Музея хранились рисунки для витражей его руки, в основном на религиозные темы.
[...]
Источник http://www.megatavr.com/rus/articles/index.php?art=07

Добавлено: 23 сен 2007, 18:27
Кэт
Мозаика "Покрова Богородицы", созданная по эскизу Николая Рериха для Покровской церкви Голубевых в селе Пархомовка (Володарский район Киевской области, Украина).

Источник http://www.ukrainainkognita.org.ua/Rus/ ... %20rus.htm

Добавлено: 23 сен 2007, 18:30
Кэт
Мозаика "Спас Нерукотворный", созданная по эскизу Николая Рериха для Покровской церкви Голубевых в селе Пархомовка (Володарский район Киевской области, Украина).

Источник http://www.ukrainainkognita.org.ua/Rus/ ... %20rus.htm

Добавлено: 23 сен 2007, 18:38
Кэт
Мозаика по эскизам Н.К.Рёриха в Почаевской Лавре (Украина).

Добавлено: 30 окт 2007, 11:55
Кэт
[quote="Авторский журнал инока Всеволода "Русский Инокъ" (Джорданвилль, США)"]№46 (209) Июнь, 2006

[center]Рясофорный монах Анемподист (Проноза А.В.)

МИР МОЗАИКИ
[/center]


[...]

Вторая половина XVIII века и практически весь XIX век проходят под знаком этой станковой (т.е. имитационной, стремящейся в своем техническом идеале к виртуозной инкрустации) мозаики. Не спасает это положение мозаики и ее появление в храмах имперской России, в частности в Санкт-Петербурге. К примеру, именно замена живописи станковой мозаикой в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга стала главной причиной открытия мозаического отделения при Санкт-Петербургской Академии Художеств в 1864 году. При таком отношении к мозаичному искусству мозаика изменяется только в зависимости от изменения стиля масляной живописи, которую она имитирует. Другими словами, если в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга это имитация живописи классицизма, то в другом столичном храме, Свято-Воскресенском соборе ("Спас на Крови", 1907 г.) - это имитация живописи В.Васнецова и М.Нестерова, и так далее.

В таких условиях возрождение настоящей мозаики могло состояться лишь в результате серьезного изучения, а затем и воплощения в искусстве забытых принципов византийской и древнерусской мозаик. Эта возможность стала вполне реальной при наступлении новой культуры рубежа XIX - XX веков, или эпохи Модерна (Art Nouveau). Как известно, одним из краеугольных камней художественной эстетики этого времени был ретроспективизм, то есть возвращение к незаслуженно забытому или отвергнутому искусству прошлых исторических эпох, и, как результат, - возрождение прерванных традиций искусства. В России, после практически двухсотлетнего забвения традиций национального храмоздательства, иконописи и других форм православной культуры, возрождать пришлось слишком много и в слишком короткий период (т.е. до 1917 года), чтобы мозаическое искусство смогло возродиться во всей своей полноте. Однако начало и первые плоды возрождения настоящей мозаики все же состоялись и стали частью церковной культуры своего времени.

Первым живописцем, оставившим своеобразный след в изучении и возрождении мозаики, стал М.А.Врубель (1856-1910 гг). В 80-х годах XIX века М.А.Врубель, работавший под руководством А.Д.Прахова над росписями церквей Киева, дописал, предельно сохраняя византийский стиль, своей живописью трех несохранившихся мозаических архангелов XI века в куполе собора Св. Софии Киевской. Впервые не мозаика подделывалась под станковую живопись, а сама живопись осмысливалась сквозь призму мозаического мышления. Изучение и подражание древним киевским мозаикам оставили глубокий след во всем последующем творчестве М.А.Врубеля, однако постоянный и органический синтез его творчества и церковной культуры, к сожалению, не состоялся.

Более удачной и плодотворной была деятельность Н.К.Рериха (1874-1947 гг.), работавшего в сотрудничестве с частной мозаической мастерской В.А.Фролова, существовавшей в 1890-1918 годах, и выполнявшей разнообразные работы по отделке православных храмов. Наиболее замечательными (и сохранившимися до наших дней) работами Н.К.Рериха стали внешние мозаики Троицкого храма Почаевской лавры ("Спас Нерукотворный и святые князья", 1906-1910 гг.) и Покровского храма в селе Пархомовка под Киевом ("Покров Божией Матери" и "Спас Нерукотворный", 1906 г.). Мозаикам Н.К.Рериха присущи монументальность, звучные декоративные сочетания красок, подчеркивающихся нарочито большими кусками смальты, а также особая структурность и ритм мозаических композиций. Особенно важным для возрождения мозаики было то, что Н.К.Рерих рассматривал мозаику как живую часть всего архитектурно-эстетического синтеза православного храма. Его мозаики всегда органично связаны с плоскостью стен храмов, составляя единый ансамбль с архитектурой последних. Творчество Н.К.Рериха ценили церковные иерархи, делавшие ему заказы, в частности митрополит Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий) и архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий), видя в его работах возрождение лучших традиций домонгольского искусства Руси. Однако дальнейшее серьезное развитие творчества Н.К.Рериха как православного мозаичиста не произошло, главным образом по причине мировоззрения самого Н.К.Рериха, не принимавшего в сущности уникальности Православия и смешивавшего традиции Христианства с совершенно чуждыми ему традициями других нехристианских религий.

В целом в эпоху Модерна было положено начало возрождения искусства православной мозаики, но его дальнейшее развитие полностью остановилось в 1917 году. После прихода к власти большевицкого режима никакой речи о монументальном православном искусстве уже быть не могло. Поэтому, рассматривая мозаическое искусство советского периода, мы можем остановиться, пожалуй, только на творчестве П.Д.Корина (1892-1967гг), который, прежде всего, был православным христианином, в своем творчестве (и в частности - в мозаиках) продолжавшем традиции национального искусства.

[...]

2006, Киев, Украина


[center]БИБЛИОГРАФИЯ[/center]

"Искусство Киевской Руси". Изд. "Мыстэцтво", Киев, 1989.
"Памятники литературы Древней Руси: ХII век", сост. Л. А. Дмитриева, Д. С. Лихачев. Москва, 1980.
"Большая советская энциклопедия" (БСЭ). Изд. "Советская энциклопедия", Москва, 1978.
"Михаил Врубель", М.Ю. Герман. Изд. "Аврора", Ленинград, 1989.
"Работа Н.К. Рериха с архитекторами А.В. Щусевым и В.А. Покровским", Л.В. Короткина (в сборнике "Музей 10. Художественные собрания СССР. Сборник статей", изд. "Советский художник", 1989).
"Московский метрополитен". Изд. "Интеррос", Москва, 2005.
"История иконописи. Истоки, традиции, современность. VI-XX века", Л.Евсеева, Н.Комашко, М.Красилин и др.Изд. "АРТ-БМБ", Москва, 2002.[/quote]

Добавлено: 26 дек 2007, 17:56
Кэт
Описание путешествия в Пархомовку и красивые фотографии Покровской церкви с мозаиками Рёриха можно посмотреть здесь http://lyasha.livejournal.com/29546.html

Добавлено: 20 фев 2008, 18:39
talexa
Почаевская лавра. Мозаика южного портала Троицкого собора "Спас и князья святые" выполнена в 1910 по эскизам Н.К.Рериха мастерской В.А.Фролова (фото 2003 г.) Изображение

Добавлено: 20 фев 2008, 18:48
talexa
Верхняя часть мозаики "Спас и князья святые"
Изображение

Добавлено: 20 фев 2008, 18:58
talexa
Мозаика "Спас и князья святые" левая и правая нижние части
Изображение

Добавлено: 24 фев 2008, 13:05
talexa
с.Пархомовка, собор Покрова Прсв.Богородицы и Св.мчн.Виктора. Мозаика "Покрова Прсв.Богородицы", мастерская Фролова В.А. по эскизам Н.К.Рериха 1906 г. Размер 4x6 м. (фото 2003 г.)

Добавлено: 24 фев 2008, 13:21
talexa
с.Пархомовка, храм Покрова. По бокам от центрального входа две мраморные вставки. На фото левая, вид спереди. Виден знак Троицы у основания Голгофы.
Изображение

Добавлено: 24 фев 2008, 13:26
talexa
та же вставка - вид справа, с памятной надписью о В.Ф.Голубеве

Добавлено: 24 фев 2008, 14:02
Кэт
А мозаика над приделом святого Виктора очень плохо сохранилась?

Добавлено: 24 фев 2008, 17:11
talexa
Увы, да. Побита камнями воинствующими атеистами :? В один из моих визитов в Пархомовку осенью этак 1988 в отвале под ступенями подобрал обломок серой смальты, на память. Реставрация мозаики - предел мечтаний.

Хочу привести пару строк о В.А.Фролове. Последня работа мастера - мозаичное панно на станции «Новокузнецкая» Московского Метрополитена (Замоскворецкая линия)

"Строительство не прекращалось даже во время войны. Одна из станций военного времени - "Новокузнецкая". Я прихожу на нее с особым душевным трепетом. Вновь и вновь рассматриваю солнечные, радостные мозаичные плафоны и вспоминаю судьбу их художника-исполнителя, профессора Ленинградской Академии художеств Владимира Александровича Фролова. В блокадном Ленинграде, голодный и больной, он по эскизам А.Дейнеки выкладывал эти мозаики. Закончил работу совершенно обессиленный. Тем не менее проводил бетонные картуши с мозаикой до Ладоги и проследил за их погрузкой. А после этого умер. Похоронен Фролов в Ленинграде, на Смоленском кладбище, в братской могиле профессоров. "
О ЛЮДЯХ МЕТРОСТРОЯ (Т.Федорова, инженер)

Кстати в Питере живет внук Владимира Фролова :wink: тоже Владимир Александрович.

Добавлено: 24 фев 2008, 17:49
Кэт
talexa писал(а):Кстати в Питере живет внук Владимира Фролова :wink: тоже Владимир Александрович.
Верно, полный тёзка своего знаменитого деда. У Володи сохранился дедовский архив.