Страница 1 из 1

Критический анализ антирериховских работ Кураева

Добавлено: 08 май 2007, 15:12
Andrej
[center]П. К. Пандаев


1999


МРАКОБЕСИЕ ДЛЯ ПРОСТАКОВ,

или как один диакон искал сатанизм в буддизме,
теософии и Учении Живой Этики.

(критический анализ книги диакона А. Кураева "Сатанизм для интеллигенции")
[/center]


[Аннотация. Отсутствие аргументированных ответов на сочинения,
подобные "Сатанизму для интеллигенции" позволяет их авторам
утверждать, что буддистам и теософам совершенно нечего возразить
против их блестящих аргументов, в то время как истинная причина
обычно кроется лишь в отсутствии времени и желания писать
опровержения, а также их печатать. Но на самом деле оказалось
достаточным рассмотреть лишь некоторые "факты", приводимые
авторами книг, не имеющих никакой другой цели, кроме очернения
восточной эзотерической философии, чтобы заронить у читателя
сомнение в логичности и честности их аргументации в целом,
технология же Internet позволила сделать эти ответы доступными
широкой публике. Именно это послужило главным стимулирующим
фактором для написания этой статьи, а также предыдущей нашей
статьи о Бердяеве и теософии.]


Содержание

Предисловие
1.1. Краткий логический анализ критики буддизма и теософии
1.2. Hекоторые исторические и философские аспекты буддизма и теософии
1.3. Буддийская Тантра (Тантраяна) и "теософский Змей"
1.4. Происхождение "демонов", "гневные божества" и прочие страшные сказки
1.5. Кто такой Джа-лама?
1.6. Век живи Д век учись
1.7. Заключение


ПРЕДИСЛОВИЕ

"Истина ничуть не страдает от
того, если кто-либо ее не признает"

Фридрих Шиллер

Возможно, что некоторые читатели уже имеют представление о
двухтомнике диакона А.Кураева под названием "Сатанизм для
интеллигенции", в котором автор пытается убедить читателей в
"антихристианской" и "безнравственной сущности" таких Учений, как
буддизм, теософия и Живая Этика (Агни Йога).

В качестве плацдарма для наступления на теософию и Учение Живой
Этики диакон А.Кураев использует одну из самых распространенных в
мире религий -- буддизм. А за основу для критических суждений о
буддизме, автор выбирает, как это не странно, аллегорические либо
мифические сюжеты или цитаты из текстов эзотерического (скрытого
-- Прим. ред.) содержания, сопровождая их своеобразными
комментариями. Если внимательно присмотреться, то во всем
двухтомнике практически не найти цитат из классических источников
критикуемых Учений. А если такие ссылки и встречаются, то это,
как правило, вырванные из контекста и бестактно искаженные за
счет личных комментариев автора цитаты.

После изучения содержания "Сатанизма для интеллигенции" создается
впечатление, как будто автор сильно торопился и даже не имел
возможности проверить и уточнить приводимые им факты и аргументы.
При этом основную часть аргументации А.Кураева занимают его же
полемические рассуждения, с которыми едва ли смогут согласиться
читатели, имеющие представление о буддизме, теософии и Учении
Живой Этики непосредственно из первоисточников. Впрочем, на таких
людей А.Кураев явно не рассчитывает и откровенно в этом
признается уже с первых страниц своей книги: "Для большинства
людей, издалека симпатизирующих их (Рерихов Прим. ред.) учению,
"Тайная Доктрина" Блаватской осталась тайной. Для них и написана
эта книга. Кем в таком случае я считаю своих читателей и
оппонентов? -- Хорошими людьми, оказавшимися в плену у плохой
философии" (Диакон А.Кураев "Сатанизм для интеллигенции", т. I).
Далее автор добавляет: "Людям же, твердо решившимся жить по
постулатам "Живой Этики", я не рекомендовал бы читать далее этой
страницы." [там же].

Остается невыясненным: как быть с теми, кто исповедует буддизм?
И что делать тем, кто имеет повод усомниться в безграничной
компетентности диакона А.Кураева в вопросах рассматриваемых
Учений. С такими людьми диакон, как видно, разговаривать не
хочет, тем самым лишая их права высказать свое мнение. К счастью,
это ограничение не зависит единолично от воли самого автора
"Сатанизма...". Он сделал свой ход и вправе ждать ответного.

Предлагаемое исследование двухтомника диакона А.Кураева не
содержит ответных выпадов в адрес православия по причине
уважительного отношения авторов к христианству и его православной
традиции. Hаша совместная работа направлена на выполнение
следующих задач:

1) Пронализировать аргументацию "Сатанизма для интеллигенции" с
точки зрения первоисточников и авторитетных представителей
рассматриваемых философских учений;

2) Обратить внимание читателей на явные логические противоречия,
содержащиеся в книге А.Кураева;

3) Дать читателям первоначальное представление о рассматриваемых
философских доктринах.


Авторы не претендуют на полноту раскрытия тех или иных вопросов,
а только обозначают контуры для самостоятельного исследования
рассматриваемых в данной публикации вопросов. Данный материал не
имеет ограничений в отношении круга читателей и адресован
представителям разных религиозных и философских учений.

.........

Полный текст во вложении.

Добавлено: 27 июн 2007, 10:29
Кэт
На форуме сайта «Волшебная Гора» москвич Corso в 2002 году хорошо прокатил дьякона с его книгой, явно опираясь на Предисловие к книге П.К.Пандаева и беря из него цитаты:
Здесь можно затронуть книгу д. А. Кураева "Сатанизм для интеллигенции", где он весьма интересно говорит и о Рерихе. После изучения содержания "Сатанизма для интеллигенции" создается впечатление, что автор сильно торопился и даже не имел возможности проверить и уточнить приводимые им факты и аргументы. При этом основную часть аргументации А.Кураева занимают его же полемические рассуждения, с которыми едва ли смогут согласиться читатели, имеющие представление о буддизме, теософии и Учении Живой Этики непосредственно из первоисточников. Впрочем, на таких людей А.Кураев явно не рассчитывает и откровенно в этом признается уже с первых страниц своей книги: "Для большинства людей, издалека симпатизирующих их (Рерихов) учению, "Тайная Доктрина" Блаватской осталась тайной. Для них и написана эта книга. Кем в таком случае я считаю своих читателей и оппонентов? - Хорошими людьми, оказавшимися в плену у плохой философии" (Диакон А.Кураев "Сатанизм для интеллигенции", т.I). Далее автор добавляет: "Людям же, твердо решившимся жить по постулатам "Живой Этики", я не рекомендовал бы читать далее этой страницы." [там же].

Остается невыясненным: как быть с теми, кто исповедует буддизм? И что делать тем, кто имеет повод усомниться в безграничной компетентности диакона А.Кураева в вопросах рассматриваемых Учений. С такими людьми диакон, как видно, разговаривать не хочет, тем самым лишая их права высказать свое мнение. К счастью, это ограничение не зависит единолично от воли самого автора "Сатанизма...". Он сделал свой ход и вправе ждать ответного. При чтении "Сатанизма для интеллигенции" также первым делом в глаза бросается то, что в своих суждениях о буддизме автор руководствуется, главным образом, книгами о буддизме, которые написаны людьми, не являющимися носителями буддийской традиции. Среди источников, на которые ссылается автор, практически нет буддийских сутр - ни из палийского канона, ни тем более из Канджура. Имеются немногочисленные ссылки на Дхаммападу и некоторые другие источники, принадлежащие к южной, шри-ланкийской традиции и почти нет ссылок на источники, представляющие тибетский буддизм - именно ту школу, на связь с которой претендуют критикуемые автором Рерихи и Е.П.Блаватская. Например, при критике "желтошапочного буддизма", т.е. школы Гелуг автор не упоминает даже имени основателя Гелуг и не ссылается ни на один из многочисленных трактатов этой школы. Одним из самых распространенных обвинений, выдвигаемых критиками, подобными А.Кураеву, является то, что теософия и буддизм, дескать учат фатализму, что от кармы освободиться невозможно, кроме как "отработав" ее; в сравнении с этим в выгодном свете представляется христианское учение, которое говорит о прощении грехов: "Вечно, бесконечно должна блуждать душа темными коридорами, изживая свою карму. Это - плохая бесконечность природного порядка, перенесенная и на божественную жизнь." [3,с.429] - здесь цитируется Н.Бердяев, с мнением которого диакон Кураев, по всей видимости, солидарен. Но, тем не менее, подобные представления говорят лишь о незнании буддийского учения о карме. Ведь если бы вся совершенная ранее карма должна была "изживаться" подобным образом, то даже ведя самую святую жизнь человек должен был бы прожить до освобождения примерно столько же жизней в упорных трудах, сколько он ранее грешил. Ясно, что задача это трудновыполнимая, да впрочем никто, кроме вышеозначеннных авторов, и не требует от буддистов ее выполнения.

Непонятно, на кого рассчитаны подобные смысловые подтасовки? Ведь только отсутствием более серьезных аргументов можно объяснить пристрастие А.Кураева к чисто аллегорическим сюжетам. При этом, очень трудно поверить в искренность автора, когда подобные сюжеты выбираются в качестве основы для дальнейших разоблачений: "Опираясь на это предание, заискивание именно перед этими жестокими и кровожадными гениями заняло первенствующее место в народном культе".

Не менее серьезным свидетельством А.Кураев считает рассказы Ф.Оссендовского из книги "Звери, Люди и Боги", который, по его словам, "...отказывается давать какую-либо оценку тому, что он встретил; он просто рассказывает" . Возникает вопрос: какие выводы может сделать человек, волею судьбы оказавшийся в Тибете, но не имеющий глубоких представлений о тибетском буддизме? Насколько известно, Ф.Оссендовский не был ученым-тибетологом или этнографом, а был экономистом - министром финансов в правительстве Колчака. Для большей значимости своих ссылок, говоря об Оссендовском, А.Кураев добавляет: "Как и Рерихам, тибетские ламы открыли ему тайну о подземной Шамбале и ее Правителе". Однако, если судить по свидетельствам европейских путешественников и исследователей, тибетские ламы далеко не с каждым европейцем говорили о священных для буддистов понятиях и далеко не каждый исследователь буддизма мог рассчитывать на доверие тибетских лам. Есть достоверные свидетельства о том, что Н.К.Рерих пользовался высоким доверием и уважением буддийских лам Монголии и Тибета. Во время экспедиции по Тибету ему была оказана большая честь - проживание в бывшей резиденции Далай ламы V, одного из самых ученых и прославленных правителей Тибета. В книге Н.К.Рериха "Шамбала Сияющая" мы можем найти диалог путешественника с ламой, где они говорят о священной стране Шамбале и ее Владыке. В ходе беседы лама очень осторожно, только полунамеками подтверждает предположения собеседника, но эта информация никак не согласуется с теми описаниями, что содержатся в книге Ф.Осендовского.

Говорить о подтасовках Кураева можно много, но я скажу одно: двухтомник диакона А.Кураева "Сатанизм для интеллигенции" не является научным или философским трудом. Сочетание приемов цитатной эквилибристики, предвзятых выводов и агрессивного невежества автора позволяет рассматривать эту книгу как яркий образец заказной скандальной публицистики, основанной на искаженных фактах и вымысле.

Добавлено: 27 июн 2007, 13:02
Kovalev
Тут много чего есть:
http://nokuraev.narod.ru/

Добавлено: 23 июл 2007, 05:58
Сокол
Вот кстати, товарищи нащет клерикалов типа Кураева - что скажете господа? Ежели супротив нашего брата собирают такие силы, то я подразумеваю какую - то защиту наших линий. Что - то вроде уверенного адвоката, хотя конечно это не имеет смысла , а все ж...
Интересно кто способен "засветиться" и ответить "Воину православия"?
Просто интересно как они нападают на людей и движения не пытающихся защищаться, а порой не имеющих даже в отдельных регионах своих эммисаров.
Вопрос не в тему, ежели Андрий перенесет тему - не обижусь... :)

Добавлено: 23 июл 2007, 08:50
Ziatz
Сокол писал(а): Интересно кто способен "засветиться" и ответить "Воину православия"?
Мы давно написали ответ http://www.theosophy.ru/lib/antikura.htm
Там правда разобраны только пара глав, но на каждый чих не наздравствуешься. Этот ответ разошёлся широко и помещён более чем на 30 сайтах (по крайней мере так показал поиск, сделанный года 2 назад). Статья написана в начале 1999 г., менее чем через 2 года после выхода книги. Было много авторов и больше частей, но некоторые части на ранних этапах были забракованы как слабые.
Также разбор одной из глав (о Люцифере) был написан мною потом
http://forum.roerich.info/showthread.php?t=2372&page=6 сообщ. 111 и далее. Но это уже не статья, а сообщение на форуме.

Добавлено: 26 июл 2007, 16:23
Кэт
Современный "иеромонах Илиодор" не унимается. Оказывается, только он один "с позиции академических знаний" :ROFL: проанализировал Рериха:
– За что вас ненавидят рериховцы?

– Вполне понятная ситуация. В среде серьезных ученых не принято обращать внимания на попсу. И поэтому, какой-нибудь, скажем, академик Фоменко может позволить себе издавать том за томом, а нормальные историки считают ниже своего достоинства заниматься анализом этих книг. В результате, у публики складывается впечатление, что «срезал», что нечего этим высоколобым ученым Фоменко возразить. Так же и с рериховскими заморочками, и с теософией Блаватской. Нормальные религиоведы их никогда не цитируют. Вроде бы они (Рерихи) – знатоки Востока. Но найдите хоть одну научную востоковедческую книжку, в которой были бы позитивные ссылки на Блаватскую или Николая Рериха. Нет ни одной. То есть, даже до критики их не снисходят. Я, оказался, по сути, первым человеком, который с позиции академических знаний, вдобавок, с церковной позиции, пользуясь обеими методиками, обратился к анализу этого материала. И конечно, немножко сорвал им банкет. Поэтому, для них я уже не человек. На своих конференциях они называют меня «существо». Публикуют про меня всякие сказки, типа того, что Кураев агент ЦРУ, а следует это из того, что Кураев заявил о своем желании побеседовать с Гребенщиковым, и из того, что ему нравиться «Властелин Колец» Толкиена.
Ну и самомнение :!: Что называется: сам себя не похвалишь - никто не похвалит :idea: Кстати, ещё один "плюс" Шапошниковой: нападая на диссертацию Росова, она подыгрывает Кураеву :evil: . Что и говорить - сладкая парочка Людвасилия и диакон :-k

Добавлено: 24 янв 2008, 22:59
busya
существо как всегда отжигает :)
дядьке андрею надо паметник ставить а не критикой с ним обмениваться! что бы мы без него и кто бы мы без его наездов
да и ваще не по христиански это злиться ну подумаешь другой веры чел и АЙ за сатанизм почитает, так что он теперь не человек и у него нет монады и его не ждет царство небесное??

Добавлено: 09 фев 2010, 12:01
Andrej
Пространство Света, писал(а): "Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется". Слова – волны, расходящиеся по человеческому океану. Они понуждают к телепатии и прочтению мысли, и резонанс написанного или сказанного может быть настолько непредсказуемым, что можно диву даваться, как можно цитировать или применять в общении разорванные куски Учения. Иезуиты современные пользуются приемом расчленения общего контекста. Трактовка цитат и изречений может привести к обратному смыслу, чего они и добиваются. Утверждение некоторых отцов церкви о вреде Живой Этики и попытка облить образ Великих Учителей грязью – один из приемов тьмы. Владыка нашей планеты – Христос, и никто этого отрицать не может. Истина открывается мудрецам разных религий, но они знают Единого, крест мира несущего на вершины света.
Этот параграф определённо про Кураева и ему подобных отцов церкви.

Критический анализ

Добавлено: 19 фев 2010, 06:47
ОКА
Кураев плодовит. Недавно, листая его очередную книгу ( умопомрачительные тиражи! - не напрасно был апологетом атеизма), набрёл на мысль: создать коллективную книгу подобающих ответов. Дело в том, что она построена по принципу "Ключ к теософии". То есть вопросы известны - ответы наши. И разместить на форуме кураевщины. Даже нормальный православный поймёт: где его диакон водит. Многие цитаты Е.И. могли бы быть добавлены в новом свете. И не полемизировать, чего так жаждут ряженные аля-попы, а утверждать. Готов какую-то часть работы проделать. Вот только книгу запамятовал Вспомню - дам ссылку.