Картина "Зарево" Н.К.Рериха, 1914 г.
Картина "Зарево" Н.К.Рериха, 1914 г.
Модератор Andrej:
тема отделилась отсюда:
http://lebendige-ethik.net/forum/archiv ... =7356#7356
____________________
Приведённая ниже картина фигурирует, во-первых, в "Галерее картин Н.К.Рериха" в Интернете, а во-вторых, в книге Л.В.Шапошниковой "Мастер" (том 1, с.110-111). Я взяла здесь иллюстрацию из Интернет-галереи, потому что в книге "Мастер" она на развороте и не поместилась бы в сканер формата А4. Но кто имеет "Мастера" может сравнить и убедиться, что это одно и то же изображение. Однако кто-то здесь на Форуме, помнится, задавал вопрос о том, как могло изображение знака триединства и надпись Cultura Pax появиться на картине 1914 года. И вот...
тема отделилась отсюда:
http://lebendige-ethik.net/forum/archiv ... =7356#7356
____________________
Приведённая ниже картина фигурирует, во-первых, в "Галерее картин Н.К.Рериха" в Интернете, а во-вторых, в книге Л.В.Шапошниковой "Мастер" (том 1, с.110-111). Я взяла здесь иллюстрацию из Интернет-галереи, потому что в книге "Мастер" она на развороте и не поместилась бы в сканер формата А4. Но кто имеет "Мастера" может сравнить и убедиться, что это одно и то же изображение. Однако кто-то здесь на Форуме, помнится, задавал вопрос о том, как могло изображение знака триединства и надпись Cultura Pax появиться на картине 1914 года. И вот...
- Вложения
-
- Н_К_Рерих_Зарево.jpg (24.54 КБ) 14241 просмотр
Последний раз редактировалось Кэт 25 мар 2007, 19:37, всего редактировалось 1 раз.
... мы получили дореволюционное изображение картины. Как и следовало ожидать, никакого знака триединства и надписи на ней нет. Также видно, что картина эта другая (сравните хотя бы расположение облаков). Сомнений в подлинности дореволюционного изображения быть не может. Однако на цветной фотографии в нижнем левом углу читается монограмма РХ и год 1914. Что это? Подделка? Или один из вариантов картины "Зарево"? Но почему тогда на ней стоит знак триединства? И подписывал ли Рерих до революции году свои произведения вертикальной монограммой РХ? И если да, то почему на оттиске с клише этого нет?
- Вложения
-
- Рерих.-Зарево-(1914).jpg (59.93 КБ) 14236 просмотров
Последний раз редактировалось Кэт 16 дек 2009, 01:05, всего редактировалось 1 раз.
-
- Сообщения: 7658
- Зарегистрирован: 28 ноя 2006, 13:41
- Откуда: Deutschland
- Контактная информация:
Картина и клише - не одна и та же картина. Посмотри на зубцы замка. На клише два длинных зубца, и возле второго зубца виден контур человека. А на картине три коротких зубца и человека нет (см. вложение).
Может быть так, что Рерих нарисовал картину «Зарево» в 1914 без Знамени Мира (эта картина видна на клише), а затем позже Рерих нарисовал другую картину, полностью повторяя сюжет «Зарева» 1914 года, приписав на ней знак Знамени Мира и надпись «Pax Cultura»?
Может быть так, что Рерих нарисовал картину «Зарево» в 1914 без Знамени Мира (эта картина видна на клише), а затем позже Рерих нарисовал другую картину, полностью повторяя сюжет «Зарева» 1914 года, приписав на ней знак Знамени Мира и надпись «Pax Cultura»?
- Вложения
-
- два-зарева2.jpg (27.47 КБ) 14222 просмотра
Последний раз редактировалось Andrej 25 мар 2007, 20:50, всего редактировалось 1 раз.
Конечно, не одна, и я про то же.Andrej писал(а):Картина и клише - не одна и та же картина.
Вот тут ты не прав. На обеих картинах есть человек, присмотрись, он стоит на переднем плане.Andrej писал(а):Посмотри на зубцы замка. На клише два длинных зубца, и возле второго зубца виден контур человека. А на картине три коротких зубца и человека нет (см. вложение).
Ага, и подписал с нижнем левом углу 1914 год? Нет, дорогой мой, тут не сходится!Andrej писал(а):Может быть так, что Рерих нарисовал картину «Зарево» в 1914 без Знамени Мира (эта картина видна на клише), а затем позже Рерих нарисовал другую картину, полностью повторяя сюжет «Зарева» 1914 года, приписав на ней знак Знамени Мира и надпись «Pax Cultura»?

-
- Сообщения: 7658
- Зарегистрирован: 28 ноя 2006, 13:41
- Откуда: Deutschland
- Контактная информация:
Я имел в виду стену замка на заднем плане. Поставил стрелочки на картинку – посмотри ещё раз.Кэт писал(а):Вот тут ты не прав. На обеих картинах есть человек, присмотрись, он стоит на переднем плане.
У тебя есть другая версия?Кэт писал(а): Ага, и подписал с нижнем левом углу 1914 год? Нет, дорогой мой, тут не сходится!
В интернетной "Галерее картин Н.К.Рериха" картина 1931 года тоже есть. Только частная коллекция в Америке указана как раз у картины 1914 года.Andrej писал(а):А вот на сайте Нью-Йоркского музея эта картина стоит в 1931 годе:
Conflagration. 1931 (from a reproduction)
Tempera on cardboard. 23 x 35.5 cm. Private collection, New York
- Вложения
-
- Н_К_Рерих_Зарево_1931.jpg (23.83 КБ) 14210 просмотров
-
- Сообщения: 7658
- Зарегистрирован: 28 ноя 2006, 13:41
- Откуда: Deutschland
- Контактная информация:
И какая из них подделка? И как быть с клише из монографии "Рерих" А.П.Иванова?Кэт писал(а):Из Интернет-галереи, они там обе как раз рядышком стоят (1914 и 1931), как у тебя в предыдущем посте.
Я тебе говорю, могут быть и подделки. Ещё до революции были подделки Рериха и других художников, о чём писал Рерих и в письмах, и пресса русская писала.
Это должны эксперты-искусствоведы сказать. Вот бы на что Мастер-банк деньги меценатствовал на установление истины.Andrej писал(а):И какая из них подделка? И как быть с клише из монографии "Рерих" А.П.Иванова?
А клише - это единственное, в чём я не сомневаюсь. На оттиске рукой Иванова написано: Зарево 1914.
Вне всяких сомнений! Каждая предполагавшаяся в монографию иллюстрация обговаривалась в тройной переписке Рерих - Иванов - Грабарь. Говорилось даже, какие фотографы будут снимать картины. Рерих для Иванова сам составлял списки своих картин, правил уже готовые главы монографии. И т.д., и т.п.Andrej писал(а):То есть оно с подлинной картины?
Вот что писала газета "Биржевые ведомости". 1915. 31 марта. Утренний выпуск. № 14755. Стр. 2:Andrej писал(а):Никто не знает, писал ли Рерих что-нибудь про свою картину "Зарево"?
Или его критики, или друзья.
[center]С. Яремич
Новизна в искусстве[/center]
[...] Как на одну из главных погрешностей нынешней выставки «Мира Искусства», указывают на отсутствие отзывчивости на грозные события текущих дней. Говорят это те люди, для которых весь смысл отзывчивости сводится к фиксированию определённых фактов. Самое близорукое сужение, какое только можно представить. Люди, утверждающие это, не хотят видеть, в какой степени один из крупнейших и выразительнейших мастеров нашего времени не только откликается, но и как бы предваряет текущие события. Я говорю о Рерихе.
В творчестве Рериха явственнее, чем у кого бы то ни было другого из современных художников, слышится «булата звон и конский топот». Как ни велико у художника желание уединения, а всё же нет на свете такого места,
[center]Где бы люди не ходили,
Где бы птицы не летали.[/center]
Художник долго исследовал недра земли, он знает, что там таится несчётное число стрел, копий, мечей и разнообразных бранных доспехов. И холмы и равнины с синеющими далями лишь тому могут казаться девственными, кто не проник в их глубины. Пышная поверхность земли оттого так выразительна, ярка и звучна, что полита и удобрена кровью. Каждая картина Рериха представляет воинственный символ. И при этом замечательно то, что каждая из них задумана давно, и все они до единой выполнены перед началом великих событий.
Предчувствие вырвавшихся на волю грозных сил природы, разрушающих в своём неистовом беге весь видимый уклад жизни, передано великолепно в «Зареве», где языки пламени окрашивают своим багрянцем погибающий город и всё тонет в пожирающем огне. Более сильно не могло быть выражено предчувствие трагической судьбы Лувена и Реймса. [...]
Последний раз редактировалось Ольга Ешалова 26 мар 2007, 18:42, всего редактировалось 1 раз.
Ещё одна публикация, известная.
Журнал «Аполлон». 1915. Апрель-Май. № 4-5. Стр. 1-34:
Журнал «Аполлон». 1915. Апрель-Май. № 4-5. Стр. 1-34:
[center]Александр Гидони
Творческий путь Рериха[/center]
[...] На выставке «Mиpa Искусства» 1914 года Рерих вовсе не выставлял. На последней же выставке им представлены 11 произведений, между которыми «Прокопий Праведный», «Крик змия», «Подземелье» (к «Princesse Maleine») и «Зарево». [...]
Последняя выставка «Mиpa Искусства» для Рериха явилась отчётной выставкой работ за два года. [...]
В отличие от прежних, последние картины поражают новым для Рериха: отсутствием внешнего единства. Прежде удивительно стройно размещались холсты Рериха. В них была внутренняя связь, какое-то одно настроение — растущее, крепнущее, созревающее. В этом, главным образом, и была причина того, что многим Pepих представлялся однообразным. Стена, отведённая художнику на выставке 1915 года, поразила неожиданностью. И по темам, и по красочным сочетаниям, и по настроениям, каждая картина представляла с полной необъяснимостью нечто отъединённое.
«Короны», где, на пустынном берегу моря, воины — их трое — клянутся на мечах великой клятвой верности, а в зелёных небесах, точно короны, проплывают лёгкие розовые облака; густой, багрово-красный пожар «Зарева»; крик пурпурного «Змия» среди базальтовых гор к небывалым жёлтым небесам; «Вестник», где к высокой, обрывистой чёрной скале в тревожной тишине вечера приплывает неведомый корабль: стоит та тишина, когда природа точно прислушивается к своему дыханию, один из тех редкостных вечеров, когда можно видеть неповторяемую картину зелёного солнечного луча… И наконец, благостная, ровная тишина реки, бегущей среди знакомых холмов, с которых «Прокопий Праведный благословляет неведомых плывущих».
Это многообразие устремлений можно ли считать остановкой в творчестве, особенно если принять во внимание новизну красочных задач? Целый ряд обстоятельств не позволяет прийти к убеждению, что творчество Рериха, выразив себя вполне, стало на путь дополняющих углублений, что обычно для многих определившихся художников. Горы видит Рерих по-новому. Впервые появляется в его картинах замкнутость, предел. «Крик змия» так яростен, потому что горы обступили его тесным чёрным кольцом, а небеса желты. «Вестник»-корабль приплывает к отвесной стене. И даже море, на берегу которого клянутся воины, своими волнами не несёт исхода. А в «Зареве» град пылает ровным, томящим душу пламенем, в котором, как в красных стёклах, сливаются очертания человеческой жизни.
Когда на расстоянии вспоминаешь все эти картины, созданные Рерихом на протяжении последних двух лет, из которых некоторые, как «Зарево», «Град обречённый», «Вестник» были написаны за несколько месяцев до великой войны, невольно хочешь многое в них объяснить интуитивными предчувствиями художника. Потому что стихия этих картин (за исключением «Прокопия Праведного», «благословляющего» и «отводящего тучу») — пожар. И кажется, что художник, ставший мужем в своём мастерстве, окрепший и определившийся, бродя в мире творческих видений, ощутил внезапно некую тревогу. Как в историческом рассказе, он припал ухом к земле, прислушался. И был шум, крики, смятение в одном стане, тишина великая — в другом. [...]
Последний раз редактировалось Ольга Ешалова 27 мар 2007, 18:09, всего редактировалось 1 раз.
Журнал «Нива». 1917. 4 марта. № 9. Стр. 129-131.
На стр. 132 этого журнала была помещена ч/б репродукция с картины "Зарево".
На стр. 132 этого журнала была помещена ч/б репродукция с картины "Зарево".
[center]С.
Предчувствие войны в творчестве Н.К.Рериха[/center]
Некоторые истинные художники (всё равно, будет ли то ваятель или живописец, поэт или музыкант) несут в своей душе некий дар, некое горение, назвать которое точно очень трудно — назовём его хотя бы предчувствием, духовным зрением... Душа такого художника живёт не по тем же законам, что и наша, её «ткань» более чувствительна не только к формам материальным, но и к влияниям и веяниям духовным.
Одного такого художника знает и современность — мы говорим о Николае Константиновиче Рерихе.
Вот уже четверть века, как он «ушёл» в свою древнюю, чудесную страну. Затворился в ней, погрузился весь в таинственный мир, где всё движется по своим законам, и насельники его не таковы, «как все», и дела их — не человеческие дела. И с силой истинно-видящего, художник заставляет нас верить в его страну, даже больше, заставляет прельститься ею, восхититься всею жизнью её, заставляет отдать ей наше удивление и наш восторг. [...]
Но вдруг этот мерный, широкий, ясный и в своей тайне поток нарушается, его течение становится беспокойным, и в его текучем зеркале предстают новые видения, грозные и непонятные. [...]
С началом 1914 г. эти настроения всё настойчивее и настойчивее, всё твёрже и определённее завладевают воображением художника. Он создаёт одно за другим несколько близких друг другу полотен.
Сначала «Короны», где в окружении пустынной прекрасной страны клянутся на мечах три короля, а над ними, вверху, розовеют три лёгких облачных короны… Чудится клятва сильная, кровная и неразрывная…
Затем художник видит «Град обречённый» — беззащитное, хрупкое человеческое гнездо окружено великим змием, и нет выхода, нет спасения…
«Град обречённый» переходит в «Зарево» — город уже объят огнём, под его нашествием склоняется всё, гибель и уничтожение на его пути, в ярости кровавого пламени погибает мир…
И наконец, как завершение этого жуткого цикла, художник даёт «Дела человеческие» — град разрушен, от всего его строения остались только немногие, слабые и жалкие, камни, и люди с печалью и страхом взирают на них.
Таковы видения, представшие перед смущённым взором художника в последние дни мира и тишины.
19-го июля 1914 г. показало — увы! — всю их истинную пророчественность, их предшествование событиям…
И, странно, как только разразилось то, что с такою ясностью и настойчивостью предрекал Рерих, так сразу его душа освободилась от этих образов, сразу вернулась на свой прежний путь: перед ним предстали снова его издавна любимые, издавна знакомые образы.
Последний раз редактировалось Ольга Ешалова 26 мар 2007, 19:46, всего редактировалось 1 раз.
-
- Сообщения: 7658
- Зарегистрирован: 28 ноя 2006, 13:41
- Откуда: Deutschland
- Контактная информация:
Ну всё понятно, сомнений нет, что клише из монографии "Рерих" А.П.Иванова сделано с подлинной картины, на которой нет ни Знамени Мира, ни надписи «Pax Cultura».
Есть ли записи самого Рериха по поводу этой картины?
Может это какой-то злостный МЦРовец пририсовал ко второй авторской версии «Зарево» год – 1914, чтобы потом всем доказывать, что Рерих ещё в 1914 году предложил Знамя Мира и поэтому является его изобретателем, а значит имеет право брать патент на Знамя Мира и т.д. и т.п. (Только не надо упрекать меня в том, что мне везде мерящатся МЦРовцы
).
Есть ли записи самого Рериха по поводу этой картины?
Может это какой-то злостный МЦРовец пририсовал ко второй авторской версии «Зарево» год – 1914, чтобы потом всем доказывать, что Рерих ещё в 1914 году предложил Знамя Мира и поэтому является его изобретателем, а значит имеет право брать патент на Знамя Мира и т.д. и т.п. (Только не надо упрекать меня в том, что мне везде мерящатся МЦРовцы

Последний раз редактировалось Andrej 26 мар 2007, 19:50, всего редактировалось 1 раз.
Ты рассмешил меня, на ночь глядяAndrej писал(а):Есть ли записи самого Рериха по поводу этой картины?
Может это какой-то злостный МЦРовец пририсовал ко второй авторской версии «Зарево» год – 1914, чтобы потом всем доказывать, что Рерих ещё в 1914 году предложил Знамя Мира и поэтому является его изобретателем, а значит имеет право брать патент на Знамя Мира и т.д. и т.п. (Только не надо упрекать меня в том, что мне везде мерящатся МЦРовцы).

Последний раз редактировалось Кэт 15 апр 2007, 10:39, всего редактировалось 1 раз.
-
- Сообщения: 7658
- Зарегистрирован: 28 ноя 2006, 13:41
- Откуда: Deutschland
- Контактная информация:
А что ты себе думаешь? - МЦРовцы существовали задолго до самого МЦРКэт писал(а):Ты рассмешил меня, на ночь глядяAndrej писал(а):Есть ли записи самого Рериха по поводу этой картины?
Может это какой-то злостный МЦРовец пририсовал ко второй авторской версии «Зарево» год – 1914, чтобы потом всем доказывать, что Рерих ещё в 1914 году предложил Знамя Мира и поэтому является его изобретателем, а значит имеет право брать патент на Знамя Мира и т.д. и т.п. (Только не надо упрекать меня в том, что мне везде мерящатся МЦРовцы).
У самого Н.К. я упоминаний не встречала.

Последний раз редактировалось Andrej 15 апр 2007, 10:39, всего редактировалось 1 раз.
Как видите, коллеги, в прилагаемых статьях есть даже о стёклах, покрывающих картину, но нет ни слова о "непонятном" знаке в верхнем правом углу. Если бы он был, журналисты не преминули бы о нём поинтересоваться.
Газета «Речь». 1915. 7 марта. № 64. Стр. 3.
Газета «Речь». 1915. 7 марта. № 64. Стр. 3.
[center]А. Ростиславов
Выставка «Мир искусства»[/center]
[...] Конечно, крупнейший интерес представляет появление на выставке столь редких в последнее время работ Сомова, особенно большой картины «В лесу». К сожалению, должен оговориться: от этой картины трудно получить цельное впечатление, благодаря покрывающему её стеклу. То же, кстати, относится ко многим работам Рериха (особенно к картине «Зарево») и др. Большая ошибка со стороны художников покрывать именно на выставках стёклами большие картины: благодаря стеклу, отнимается часть света, а при тёмном общем тоне картины становятся зеркалами. [...]
А потом продолжилось, когда "ЕПБ и Олькотт занимались распространением белой и чёрной магии" по версии ШапошниковойAndrej писал(а):А что ты себе думаешь? - МЦРовцы существовали задолго до самого МЦР- ещё во времена Атлантиды, когда наметилось образование чёрной и Белой ложи.

Последний раз редактировалось Кэт 15 апр 2007, 21:15, всего редактировалось 1 раз.
Можно увидеть картину с подписью, но без текста, так как текст этой статьи закончился на предыдущей странице. Но если хочешь, я могу поместить здесь всю статью целиком. Правда, она не совсем в тему будет, так как там не только о "Зареве".Andrej писал(а):А можно увидеть эту страницу журнала "Нива", полностью - с текстом и картиной?
Итак, как видно, оттиск с клише и эта иллюстрация идентичны (сравни: твой любимый человечек за зубцами башни).
- Вложения
-
- Журнал "Нива". 1917. 4 марта. № 9. Стр. 132
- Рерих.-Зарево-(Нива).jpg (36.76 КБ) 11837 просмотров