
Один из первых кадров первой части фильма.
Дорогая Надежда! Спасибо за Вашу прекрасную работу. Я дополнил одно предложение и перевёл весь текст на русский. Вот что получилось.Надежда писал(а):Высылаю Вам отрывок речи Девики, как Вы просили.
В прошлом письме я предложила помощь в переводе и Вы попросили расшифровать любой отрывок.
.....it is a privilege to talk to you today after such a long time. Svetoslav and I have been married for 47 years and got married here in India, because he loved India and we both loved being here. Of course, I have many challenges to visit your country, your beautiful country. You can not devined how much it means to me first of all to talk to you today...... , and I completely lorn. The loss of Svetoslav to me has been tremendous. I have never had such a wonderful companion and friend. We both were together, talked together and saw the world together.
Если кто-то сможет помочь нам продолжить набор английского текста Девики, то, пожалуйста, участвуйте в этой ветке. Работа только началась, т.к. речь Девики длится ещё 25 минут после того отрывка, который здесь выложен.
Начало перевода на 4 минуте 52 секунде первой части фильма, конец – на 6 минуте 58 секунде. Многоточие означает пропуск непонятных фраз или слов.
4.52.
– Good, noma.
– What we are waiting?
– Now we are waiting for your.
– Good. My dear Russian friends, your know very well that <…> it is a privilege to talk to you today after such a long time. Svetoslav and I have been married for 47 years and got married here in India, because he loved India and we both loved being here. Of course, I have many challenges to visit your country, your beautiful country. We need every way with a beauty, music and every thing that beautiful. You can not divine how much it means to me first of all to talk to you today <…> and I completely lorn. The loss of Svetoslav to me has been tremendous. I have never had such a wonderful companion and friend. We both were together, talked together and saw the world together.
6.58.
Русский перевод этого отрывка:
4.52.
– Хорошо, нома.
– Чего мы ждём?
– Мы ждём тебя.
– Хорошо. Мои дорогие русские друзья, вы хорошо знаете, что <…> является привилегией, говорить с вами сегодня после такого долгого времени. Святослав и я были женаты в течение 47 лет, и мы поженились здесь в Индии, потому что он любил Индию, и мы любили быть здесь. Конечно, я имею много приглашений, чтобы посетить вашу страну, вашу красивую страну. Мы нуждаемся в каждом пути с красотой, музыкой и каждой вещью, которая прекрасна. Вы не можете себе представить, насколько это важно, прежде всего для меня, говорить с вами сегодня <…> и я полностью несчастна. Потеря Святослава была для меня огромна. Я никогда не имела такого замечательного компаньона и друга. Мы были вместе, говорили вместе и видели мир вместе.
6.58.
Перевод:Devika Rani Roerich speaks after SNR’s death
(Transcript)
My dear Russian friends, you know very well that I love Russia and always have ever since I was a small girl. So it is a privilege to talk to you today after such a long time. Svetoslav and I have been married for several years and we got married here in India because he loved India and we both loved being here. Of course I had many occasions to visit your country, your beautiful country, rich in every way, in art, beauty, music and everything. And it’s beautiful. You can not imagine how much it means to me <?????> to me to talk to you today <?????????????????> I am completely alone. The loss of Svetoslav to me has been tremendous. I never had such a wonderful companion and friend. We both worked together, talked together and saw the world together. <?????????> except China and Japan I think I visited most <??????> of the world. <???????> but I always came back to Russia because I love it so well, especially to Leningrad, which was his home where he was born.
He was such a good-looking baby and such a wonderful-looking man, kind, considerate in every way, and we enjoyed life together. We visited museums and <???> so many <???> all over your country, your beautiful country. We remember so well your museums, Tretyakov Gallery in particular when it has been rebuilt and Svetoslav's (?) exhibition has been shown. It was a <???> wonderful <???> exhibition <???> Svetoslav’s, <????> paintings, small and big. And it was crowded, it was just packed full. <???> And we enjoyed the cold, the winter. We... we are not unused to the cold, because, you see, our home in <????>, Kullu, was particularly beautiful. And I often thought, how happy all of you would have been to be in Kullu. Kullu was the home of his people, his mother and father and no one of us lived there. And the most beautiful scenery <???> Himalayas... snow on the mountains and flowers... the spring. <?????> became our home, my home. I was treated there as a daughter <????> Madam Roerich, Professor Roerich, George Roerich, his brother. And of course Svetoslav too was apart of being my husband was a really good friend.
He would love to see the Himalayas. He had daffodils to daffodils, crocuses, violets. All kinds of flowers by excess fill the valley Kullu. Of the most beautiful thing fruit in abundance: pears and apples, cherries, he had the most marvelous cherries. <????????????> And we loved them. There was nothing that was wanted. But the best of all, really, was my home coming. When I reached Kullu I went on <????>. And then there was a <?????????> waiting for me. We saw all of pujarees of the different temples playing wonderful music of those <???>. And then I was put on a horse. And then we went right up slowly to what was known and is known as a temple, wonderful temple for the gods. The old, old temple it’s existed thousand of years ago. There is a small little temple there, where we all used to pay our respects to the gods. And they put a rupee or two rupees there for the pujarees, the priests of the temple. And we’d walk up to the beautiful scenery which faced the Keypan Paws (?) Mountains. Keypan (?) is a fascinating mountain full of snow. <???????> And there was nothing that we <???> wanted to see <????> this wonderful mountain, full of snow. All the mountains were full of <???> the range.
You can not imagine, my friends, what it meant to me when up to his house, to the Roerichs’ house. Professor Roerich, Madam Roerich, George. <????> George was a brother and he was a Sanskrit scholar. He wrote a dictionary in Tibetan, Mongolian, English and some other languages which is published in one volume. There we went, right on top of the hill facing <????> range. There Madam Roerich and Professor Roerich welcomed me. And the small girls (?) ran and hide and then <???> . But they welcomed me as a daughter of the house. They were very lovely, these people. <???> not treated otherwise. Svetoslav arranged our room downstairs. He got all the furniture from the hall, beautiful furniture, made there. And it was carried over there to what was known as my room. I can’t tell you the peace and beauty I felt there. From my window I could see the beautiful range, other mountains, especially the Keypan Paws (?). Of course I never went to Keypan Paws (?), because it was too far away. But still it was part of my whole life there. There was nothing right there <???> of the world, nothing so magnificent, and the people there are so magnificent. They have their own music, and they have their trumpets, and they have their local dances, which are fascinatingly beautiful. And everyway have, you know, as Kullu, three hundred and sixty five temples, and all these temples participating in my welcome home. Up we went, right up, to the house of the Roerichs. And where I was welcomed as part of the family. Every bit of that home belongs to me, <????> belong to me, I think, from my childhood <???>.
In the morning <?????>, all looking the mountains. The windows will be opened, large windows <???>, large windows. <?????> It was so beautiful, and the only thing <????> I tell you much about, the mountains. But I want to tell you, that India is so beautiful and so rich in its forestry (?) , and the people are so nice, so gay and lovely (?), from the north to the south. And I see the Volga as the great river of Russia. And I look at the Ganges, Ganga. I hope one day or always (?), that these two great rivers go (?) like brothers right to the end of time facing life as it was and is, and nothing can break the continuity of friendship between our countries, Russia and India. And whether we live in the south or the north makes little difference.
Here I am talking to you in the south, Bangalore, and the people are lovely, kind, intelligent, beautiful. We have also here <????> kinds of <???> and we have met so many Russians here. The Russians that we met were nice. But we were treated very badly towards the end of our stay when Svetoslav died. They thought that we have no place in their country. And we belonged only to Russia. Even when he died the behavior of these people was so bad. It was impossible to describe or even think.
[15:55/26:45 Mary Joyce Punacha’s voice]: Who, the name you must say.
[15:58/26:45 Devika Rani Roerich]: Huh?
[15:59/26:45 Mary Joyce Punacha’s voice]: The names, a... [snip in the record]
[16:01/26:45 Devika Rani Roerich]: And, … friends, Kadakin, Shaposhnikova and...
[16:12/26:45 Mary Joyce Punacha’s voice]: Starostin (?? – very unclear).
[16:12/26:45 Devika Rani Roerich]: ...few others. They demanded all sorts of things from us. Even when Svetoslav was dead, thinking that was their right to possess all that he had. That was the most unkind, ambitious and <??????>. I just has lost my husband. I stood there down <???>, looking at them, wondering how they could be so cruel. <????????????> in my husband’s. He was just... dead. And they wanted to from him different things, little things that belonged to him, about which I knew little. Kadakin threatened my secretary Miss Mary Joyce Punacha that he would burn her if she refuse to hand over the body to Svetoslav... of Svetoslav’s.
[17:46/26:45 Mary Joyce Punacha’s voice]: And bring your coffin back. [snip in the record]
[17:48/26:45 Devika Rani Roerich]: ...with... [snip in the record]
[17:49/26:45 Mary Joyce Punacha’s voice]: Your coffin, your coffin. If you go to the... [snip in the record]
[17:56/26:45 Devika Rani Roerich]: ...that his coffin would go to Russia <????> would bring my coffin back to India, where I would be dead and come back dead to my own country. All sorts of cruel <???> things, which could <???> how do you manage that people who had a position in their country... [phone rings] ...could behave like that thinking that they would bring my coffin back and they leave his in Russia. He was not dead. How he died I don’t know. But that was their idea that they would send my coffin back to India and his coffin should be in Russia. The horror of civilization can not be imagined and <???> believed, they <???> not believed... at all... that civilized people could think of those who helps (?). Of course, I will always be Indian, he will be Russian, dead, going to be received by them and service would be in his name, because he is an Orthodox Russian belonging to the Orthodox Church... [snip in the record]
[20:29/26:45 Devika Rani Roerich]: ...organized the funeral so beautifully in my estate. And all the villagers welcomed him, <???> received by him. We have now got his grave in the estate.
[21:03/26:45 Mary Joyce Punacha’s voice]: All of you are welcome to visit his... Samadhi.
[21:07/26:45 Devika Rani Roerich]: And everybody comes to visit him from far <???>, visit his Samadhi. He can not be dead really, because his spirit is there. His spirit is all over India, he loved India, he can not leave India. That’s why I wish, my dear friends, to tell you that I love Russia also, without the cruelty of these people who surrounded us when my husband died. They wanted his body to be taken.
[22:00/26:45 Mary Joyce Punacha’s voice]: Without... [snip in the record]
[22:03/26:45 Devika Rani Roerich]: ...Russia, but the way it was taken is so cruel. And thank God, it was not so. His body remained in India, proud and beautiful. He came from a very old family, and the Russians love him, all Russians love him. We never thought that we’d be separated until death came. I am alone now, far from Svetoslav, or maybe his spirit is here. We believe that. And we hope with Mary to build several temples, several academies of art and culture all over India in his name, also in the West, in Paris, London, New York, where they have the Roerich Museum. And several of the paintings are exhibited. It is impossible to think of the Roerich Museum without the art of the Roerich’s being there.
So, my friends, I wish you good luck. And I’m happy to tell you that my feelings to Russia are just as good and fresh as ever were. And my wish is that <?????> the Ganges and the Volga run together through eternity, ever fresh, ever beautiful. These are my greetings to you, my dear friends. God bless you all, bless you always, bless you and your country. <???> I hope that He will bless you again. And let us hope these two rivers will flow to inter... eternity for ever and ever. That’s all I got to say to you, and I hope that we shall be all together more and more each year.
Mary, my secretary, she is my companion now; she will see to it, she looks after me with so much love and care. And we both wish you all love, friendship, understanding, and friendship that Lord (?) only knows. Bless you always, bless our rivers, bless our lands. Nothing unhappy should happen, only good. <???> Jesus Christ <????????>.
<???> — undecipherable word or words
(?) — unclear, guessed word
<>#bn { DISPLAY: block } #bt { DISPLAY: block }
Девика Рани Рерих говорит после смерти С. Н. Рериха
(Расшифровка записи. Из-за множества пропусков перевод даётся приблизительный)
Мои дорогие русские друзья, вы очень хорошо знаете, что я люблю Россию и любила её всегда — с тех самых пор, как была маленькой девочкой. Так что я расцениваю возможность так долго выступать перед вами как привилегию. Мы несколько лет были женаты со Святославом, и мы поженились здесь, в Индии, потому что он любил Индию и нам обоим нравилось жить здесь. Конечно, мне удалось много раз посетить вашу прекрасную страну, богатую во всех отношениях — в искусстве, музыке, красоте, во всём. И это прекрасно. Вы не можете представить, что это для меня значит — говорить с вами сегодня. Ведь я совершенно одна. Потеря Святослава была для меня ужасной. У меня никогда не было такого замечательного друга и товарища. Мы вместе работали, говорили и вместе повидали мир. За исключением, пожалуй, Китая и Японии, я посетила большинство стран мира, но я всегда возвращалась в Россию, потому что так сильно её люблю, и особенно — в Ленинград, где был дом, в котором он родился.
Он был таким красивым ребёнком и таким удивительно прекрасным мужчиной, добрым, предупредительным, и мы вместе радовались жизни. Мы посещали музеи и осматривали многие другие достопримечательности по всей вашей стране, вашей прекрасной стране. Мы очень хорошо помним ваши музеи, и особенно — Третьяковскую Галерею, когда она была отреставрирована и там была устроена выставка Святослава. Это была замечательная выставка его картин, маленьких и больших. Туда шли толпы, всё было забито народом. И мы радовались холоду, зиме. Нам ведь холод вовсе не в диковинку, поскольку, как вы знаете, наш дом — в Кулу, и там это особенно прекрасно. И я часто думала, как бы счастливы были вы все, если бы смогли побывать в Кулу. Там был дом его людей, его матери и отца, а из нас никто там не жил. Там прекраснейший пейзаж Гималаев, горы в снегу и цветы весны. И это стало нашим домом, моим домом. Ко мне там относились, как к дочери — и госпожа Рерих, и профессор Рерих, и Юрий Рерих, его брат. И конечно же Святослав, помимо того, что он был моим мужем, был поистине хорошим другом.
Он любил видеть Гималаи. Там у него были нарциссы, крокусы, фиалки. Все виды цветов в огромном количестве наполняли долину Кулу. Самым прекрасным было изобилие фруктов — груш и яблок, вишен, там у него были самые замечательные вишни. Мы любили их. Там не было ничего, чего бы нам не хватало. Когда я прибыла в Кулу, нас там уже встречали. Жрецы разных храмов играли замечательную музыку. Там меня посадили на лошадь, и мы стали медленно подниматься к тому месту, которое было известно как храм, удивительный храм богов. Этот древний, древний храм существовал тысячи лет назад. Сейчас там небольшой храм, где все мы обычно выражали своё почтение богам. Пуджари, жрецам храма, поднесли рупию или две. И мы поднялись вверх, чтобы увидеть замечательную панораму отрогов Кейпан. Это замечательные горы, где много снега. И нам ничего не хотелось больше видеть, кроме этой снежной горы.
Вы и представить себе не можете, друзья мои, что это значило для меня, когда я поднялась в его дом, в дом Рериха. Там были профессор Рерих, госпожа Рерих и Юрий. Юрий, брат Святослава, был специалистом по санскриту. Он составил словарь тибетского, монгольского, английского и других языков, вышедший в одном томе. Мы поднялись прямо на вершину холма, откуда открывался вид на горную цепь. Там меня приветствовали госпожа Рерих и профессор Рерих, они приняли меня как дочь. Они были очень красивые, эти люди. Святослав устроил нам комнату внизу. Всю мебель он принёс из зала, красивую мебель, местной работы. Её перенесли в ту комнату, которая считалась моей. Не могу передать, какой мир переживала я там, как было прекрасно. Из моего окна была видна красивая горная цепь, другие горы, особенно Кейпан. Конечно, я никогда не ходила на Кейпан, потому что это было слишком далеко. Но всё же эти горы были частью моей жизни там. Нет в мире ничего более великолепного, да и люди там такие прекрасные. У них своя собственная музыка, у них свои трубы, и у них есть свои танцы, очаровательно красивые. Там, во всём Кулу, как вы знаете, 365 храмов, и все эти храмы принимали участие, приветствуя меня. Мы поднимались всё вверх и вверх, к дому Рерихов, где я была принята в семью. Мне кажется, что каждая частичка этого дома — моя с самого детства.
Утром все мы смотрели на горы. Окна были открыты, большие окна. Это было так прекрасно, и единственное, о чём я могу рассказывать много — это горы. Но я хочу вам сказать, что Индия столь прекрасна, там такая богатая растительность, такие хорошие люди, весёлые и красивые — от севера до самого юга. Я смотрю на Волгу, великую реку России, и на Ганг, и надеюсь, что когда-нибудь они станут как братья, и будут вместе течь по до конца времён, встречая жизнь такой, как она есть, и ничто не сможет прервать дружбу между нашими странами, Россией и Индией. И живём ли мы на юге или на севере, в этом нет большой разницы.
Сейчас я выступаю перед вами на юге, в Бангалоре, и люди здесь красивые, умные, добрые. Здесь мы встречаем много и русских. Русские, которых мы встречаем здесь, замечательные. Но к концу нашего пребывания здесь, когда Святослав умер, с нами очень плохо обращались. Они думали, что нам нет места в их стране. А мы принадлежали только России. Даже когда он умер, поведение этих людей было таким плохим. Это невозможно описать или даже подумать об этом.
[Голос Мэри Пуначи: Кто, назовите имя.]
Ну, эти друзья, Кадакин, Шапошникова. И ещё несколько человек. Они требовали от нас самые разные вещи. Даже когда Святослав уже умер, они считали, что имеют право владеть всем, что у него было. Это было очень недобро, честолюбиво. А я только что потеряла своего мужа. Я стояла там, глядела на них и думала — ну как это можно быть такими жестокими. Мой муж только что умер, а они хотели от него разные вещи, какие-то мелкие вещи, принадлежавшие ему, о которых я мало что знала. Кадакин угрожал моей секретарше, мисс Мэри Джойс Пуначе, что он сожжёт её, если она откажется передать тело Святослава.
[Голос Мэри Пуначи: и вернёт обратно ваш гроб, если вы поедете с ним]
Да, его гроб отправится в Россию, а мой вернётся обратно в Индию, и я вернусь в свою страну уже мёртвой. Как справиться с этими людьми, которые занимают в своей стране высокое положение? Как они могли себя так вести, рассуждая о том, что мой гроб они привезут назад, а его гроб оставят в России?! Он ведь тогда ещё не умер. Как он умер, я не знаю. Но это была их идея, что мой гроб отправят в Индию, а его гроб должен быть в России. Невероятный ужас цивилизации, представить себе невозможно, как цивилизованные люди могут думать такое. Конечно, я всегда буду индуской, он будет русским, его примут и отслужат службу, потому что он принадлежит к русской православной церкви.
Похороны были прекрасно организованы в моём поместье, пришли все жители деревни, и теперь его могила там.
[Голос Мэри Пуначи: и мы приглашаем всех посетить место его самадхи]
Пусть все издалека приезжают посетить место его самадхи. Ведь на самом деле он не умер, там его дух. Его дух повсюду в Индии, он любил Индию, он не может покинуть её. Вот почему, мои дорогие друзья, я хочу сказать, что я люблю и Россию, несмотря на жестокость этих людей, окружавших меня, когда умирал мой муж. Они хотели забрать его тело. И очень по-жестокому.
И я благодарю Бога, что этого не случилось. Его тело осталось в Индии, гордой и прекрасной. Он вышел из очень древнего рода, и русские любили его, все русские его любили. А теперь я одна, далеко от Святослава, а может быть, его дух здесь. Мы верим в это. И мы с Мэри надеемся в честь его построить несколько храмов, несколько академий искусств и культуры по всей Индии, а также на западе, в Париже, Лондоне, Нью-Йорке, где у них музей Рериха и выставлены некоторые картины. Немыслимо, чтобы был музей Рериха без его картин.
Так что, друзья мои, я желаю вам счастья. Я счастлива сказать вам, что мои чувства к России столь же хороши и свежи, как были всегда. И моя мечта в том, чтобы Ганг и Волга вместе текли через вечность, вечно свежие, вечно прекрасные. Таков мой привет вам, дорогие друзья. Да благословит вас Бог, хранит вас всегда, вас и вашу страну. Надеюсь, он благословит вас снова. Давайте надеяться, что эти реки будут течь вечно. Вот и всё, что я хотела вам сказать, и я надеюсь, что мы снова и снова будем встречаться каждый год.
Мэри, моя секретарша, теперь мой товарищ, она присматривает за мной с любовью и заботой. Мы обе желаем всем вам любви, дружбы, понимания, такой дружбы, о какой знает только Господь. Да будет с вами всегда его благословение, да благословит он ваши реки, вашу землю. Никаких несчастий не должно быть, только хорошее. Да хранит вас Иисус Христос.
http://www.icr.su/rus/news/icr/index.php?news=239
19.02.2009
Государственный музей Востока распространяет в Интернете фальсифицированные пожелания Д. Рани
Несколько дней назад на сайте г-на Люфта, который много лет является трибуной Государственного музея Востока в Интернете, вновь появился видеосюжет, в преамбуле которого сказано: «Данный фильм представлен Мемориальным кабинетом Н.К. Рериха московского Государственного музея Востока для публикации в Интернете <…>». Ранее показ этого видеофильма предваряла рекламная надпись: «Письмо Девики Рани Рерих к Ельцину от 3.10.1993г». Теперь по каким-то причинам эту запись сменила другая: «Обращение Девики Рани Рерих к русским друзьям от 3.10.1993 г». Но от этих изменений сама цель нового показа не изменилась. Она состоит все в том же: доказать, что Девика Рани подписывала письмо к Президенту РФ Б.Н. Ельцину от 3.10.1993г., которое явилось основанием к выпуску постановления Правительства №1121 от 4.11.1993г. «О создании государственного музея Н.К. Рериха» в усадьбе Лопухиных как филиала Государственного музея Востока.
Напомним, что этим постановлением была незаконно отменена воля и завещание Святослава Николаевича Рериха в отношении создания в усадьбе Лопухиных общественного музея имени Н.К. Рериха на основании безвозмездно переданного им России наследия своих родителей. Об этой истории Международный Центр Рерихов писал неоднократно. Так же в «Новой газете» №69 (18.09-21.09.2008г) в статье «Наследие Рерихов: выдумки и факсы» были опубликованы результаты журналистского расследования «Новой газеты», посвященного этой теме. В ней достаточно подробно освещены причины возникновения сфальсифицированного Мэри Пунача письма якобы от Девики Рани на имя Президента России Б.Н. Ельцина. Казалось бы, что теперь все всем известно. Зачем же Государственный музей Востока вновь использует Интернет для показа этого видеосюжета, не имеющего ничего общего с письмом к Президенту Ельцину от 3.10.1993г.? Известно, что никаких случайностей в этом деле нет и быть не может. Конечно, у Государственного музея Востока имеется свой интерес – отобрать у Международного Центра Рерихов усадьбу Лопухиных и наследие Рерихов и этим способствовать прекращению деятельности общественного музея имени Н.К. Рериха.
По инициативе Государственного музея Востока в 2007г. Росимущество подало в арбитражный суд Москвы исковое заявление о выселении Международного Центра Рерихов из усадьбы Лопухиных на основании постановления Правительства РФ №1121 от 4.11.1993г. После завершения длительных слушаний по этому делу 8 августа 2008 г. арбитражный суд Москвы выносит решение: Росимуществу в иске отказать. Но госчиновники не пожелали мириться с тем, что лакомый для них кусок в виде отреставрированной в самом центре Москвы усадьбы Лопухиных и наследия Рерихов им не достанется. Они подали кассационную жалобу, которая частично была удовлетворена, и дело отправили на новое рассмотрение в первую инстанцию.
И вот сейчас, когда арбитражный суд Москвы повторно начинает изучать это дело и готовится к новым слушаниям, с подачи Государственного музея Востока в Интернете вновь демонстрируется эта фальсификация как доказательство того, будто бы Девика Рани 3.10.1993г. подписывала письмо к Президенту России Б.Н. Ельцину и это якобы запечатлено в видеосюжете. В том, что это не соответствует действительности, не трудно убедиться. Для этого достаточно обратить внимание на те письма, которые в 1993 году были составлены и отправлены Мэри Пунача из Индии в Москву к Р.Б. Рыбакову, и сравнить их с письмом, которое в видеосюжете держит в руках Девика Рани.
Отпечаток пальца Девики Рани вместо подписи
на документе. Апрель 1993 г.
Первое письмо, датируемое 12.05.1993 г., кроме клеветнических обвинений в адрес Генерального директора Музея имени Н.К. Рериха Людмилы Васильевны Шапошниковой (в этом и состояла главная цель письма), содержит доказательства того, что показанный видеосюжет с Девикой Рани был сделан не позднее даты написания этого письма – 12.05.1993 г. «Мы получили Ваше хорошее извещение. Когда Вы намерены приехать в Бангалор? – спрашивает М. Пунача в письме Р. Рыбакова. – Вы сможете просмотреть кассету. <…>. Мадам и я съездили в Кулу, провели там несколько дней и зарегистрировали трест с большим успехом и с помощью правительства Химачал Прадеш». В этой выдержке из письма присутствуют два интересных для нас момента. Первый – видеозапись состоялась до написания этого письма и была проведена для (по заказу) Рыбакова. Второй интересный момент связан с упоминанием М. Пунача о регистрации треста. Необходимо отметить, что тут речь идет не о регистрации какого-то нового треста, а о попытке М. Пунача взять в свои руки власть в Международном Мемориальном Тресте Рерихов в Кулу, который был зарегистрирован самим Святославом Николаевичем Рерихом в 1992г. Ей это удалось. В результате того, что Мэри Пунача полностью управляла несчастной и больной Девикой Рани, она заставила Девику вопреки воле своего умершего супруга Свястослава Рериха зарегистрировать у нотариуса 16.04.1993г. новый учредительный документ в отношении Треста. В этом документе необходимо было расписаться и Девике Рани как учредителю. Но вместо подписи стоит лишь отпечаток ее пальца.
Это свидетельствует о том, что в апреле 1993 года состояние здоровья Девики Рани было настолько плохое, что она уже не могла самостоятельно поставить свою подпись. Именно поэтому на документе у нотариуса она поставила отпечаток своего пальца, что допускается законами Индии. Следовательно:
Предоставленный Государственным музеем Востока и показанный в Интернете видеосюжет с Девикой Рани, которая держит в руках письмо, сделан не позднее 12.05.1993г.
В видеосюжете вдова С.Н. Рериха держит в руках письмо не от 3.10.1993г., которое, как утверждается авторами, адресовано Б.Ельцину, а совсем другое письмо.
Это наглядно можно увидеть при сравнении письма из видеосюжета с первой страницей письма от 3.10.1993 г. на имя Президента России Б.Н. Ельцина, отправленного М. Пунача в Москву Р.Б. Рыбакову. Письмо из видеосюжета, размещенного в Интернете Первая страница письма от 3.10.1993г.
Состояние здоровья Девики Рани в апреле 1993 года не позволило ей поставить свою подпись на документе у нотариуса. В дальнейшем ее состояние значительно ухудшилось. В июне Д. Рани была уже физически недееспособна. Вот что по этому поводу рассказал комиссар полиции города Бангалора (Индия) П. Кондандарамайя в интервью газете «Амрита Базар Патрика» от 26.06.1994г., говоря о преступлениях М. Пунача, связанных, в том числе, и с неоднократным подделыванием подписи Д. Рани на ее завещаниях: «Следующее третье завещание было подписано 1 июня 1993 года <…>. К тому времени ее [Девики Рани. – авт.] физическая дееспособность была полностью подорвана. <…>. Это было завещание, подготовленное после смерти С.Н. Рериха, когда Девика Рани уже потеряла контроль над своей физической дееспособностью».
Таким образом, Девика Рани уже в июне 1993 года была полностью недееспособной и в октябре 1993 года не могла сама составить письмо и расписаться на нем.
Следует отметить тот факт, что М. Пунача после смерти Д. Рани сразу же была арестована. Ей были предъявлены обвинения во многих преступлениях против семьи Рерихов, в том числе и в подделывании подписи Д. Рани.
Теперь рассмотрим второе письмо Мэри Пунача от 25.06.1993 г. к тому же Р. Рыбакову, которое она отправила ему по факсу.
Как видно, в этом письме присутствует приписка Мэри Пунача к Р. Рыбакову, а ниже написано обращение к Президенту России Б.Н. Ельцину якобы от имени Девики Рани, но естественно без ее подписи. Такая приписка М. Пунача не входила в планы Р.Б. Рыбакова и явно не годилась для предъявления этого обращения заинтересованным лицам. Все это свидетельствует о том, что у Мэри наладились весьма тесные коммерческие отношения с заместителем директора Института востоковедения РАН Ростиславом Борисовичем Рыбаковым. «Уважаемый доктор Рыбаков! – пишет Мэри, – прилагаю телеграмму к президенту. <…>. Обдумайте все как следует, и сообщите мне. Кстати, я отправила несколько видов кофе С. Федорову из глазной клиники. Будьте любезны проследите за этим и посмотрите, чтобы мы могли получить несколько заказов как можно раньше».
Не являлась ли эта коммерческая деятельность М. Пунача в России своего рода вознаграждением за те услуги, которые она оказывала российским чиновникам в отношении отправки писем нашему Президенту?
Текст письма к Президенту содержит требование забрать у Международного Центра Рерихов наследие (завещанное его владельцем С.Н. Рерихом МЦР) и передать его Министерству культуры. Учитывая, что все письма от М. Пунача были адресованы Р.Б. Рыбакову, можно с уверенностью предположить, что именно он ставил перед секретарем Рерихов задачу изготовления этих писем, и не она являлась автором самой идеи их написания. Стиль и содержание этих посланий к Президенту России от имени Девики Рани свидетельствует, что они составлены, конечно, не Девикой Рани и даже не Мэри Пунача, а кем-то из российских чиновников, которые пытались отобрать у МЦР и наследие и усадьбу.
Ясно, что в таком виде письмо из Индии, на бланке которого был напечатан и текст приписки бывшего секретаря Рерихов, не могло устроить Рыбакова и Государственный Музей Востока. В этом случае они не могли принести его в Правительство с требованием издать необходимое для них постановление. Такая фальсификация пожеланий Девики Рани была бы уже слишком явной. Поэтому Мэри было заказано новое письмо, которое она и отправила 3.10.1993г.
Показ в Интернете видеосюжета с кассеты, предоставленной Государственным музеем Востока, является свидетельством того, что сотрудники ГМВ намеренно распространяют этот видеосюжет. Они пытаются таким образом оказать давление на арбитражный суд Москвы и тех лиц в Правительстве, от которых зависит принятие решения о дальнейшем использовании усадьбы Лопухиных.
P.S. Заказчиков этого видеосюжета и организаторов его массового показа в Интернете, на наш взгляд, следует рассматривать как соучастников преступлений, совершенных Мэри Пунача в отношении несчастной и немощной Девики Рани, которой она манипулировала с целью использования в своих преступных замыслах.