Литератур., научные и фото комментарии к картинам Н.К.Рериха

Рериховское Движение, Держава Рерихов, Живая Этика.
Andrej
Сообщения: 7658
Зарегистрирован: 28 ноя 2006, 13:41
Откуда: Deutschland
Контактная информация:

Литератур., научные и фото комментарии к картинам Н.К.Рериха

Сообщение Andrej »

Изображение
"Капли жизни". Из серии «Сикким». 1924. Темпера, 74 x 117.5 см. Nicholas Roerich Museum, New York.

КАПЛИ ЖИЗНИ
( По картине Н.К. Рериха "Капли жизни")

На выступе скалы
в наряде златотканом
сидит ОНА,
Каскадом синих гор
и снежностью туманов
окружена.

Таинственен и чист
на самой на вершине
Родник живой.
Он источает Дар
волшебному кувшину
Воды Святой.

А в каждой капле жизнь
и беспредельность Знаний -
целебный Свет.
Так мудрость Высших сфер
с Землёй слилась в звучанье,
даря Завет.

ОНА возьмёт кувшин
для жаждою томимых,
чтоб вниз снести,
Опасности презрев,
как мать своих любимых
детей спасти.

Так в Жертвенной Любви,
в Служенье бескорыстном
текут века.
Приносит капли с Гор
в Сиянии лучистом
ДОЧЬ РОДНИКА.

* * *

Автор: Аарон Котляр
Источник: http://www.agniyoga.narod.ru
Последний раз редактировалось Andrej 24 ноя 2008, 14:51, всего редактировалось 4 раза.
Andrej
Сообщения: 7658
Зарегистрирован: 28 ноя 2006, 13:41
Откуда: Deutschland
Контактная информация:

Сообщение Andrej »

Изображение
Агни-Йога. 1928.

"На картине - Матерь Агни-Йоги - Елена Ивановна Рерих, которая принесла на Землю Свет Знаний Учения Живой Этики. В преддверии Новой Эпохи Матери Мира оно было проведено через женское начало. Женщина стоит на утёсе, все мысли ее устремлены на Общее Благо на Служение Высшему и человечеству. Она стоит спокойно и твердо, и ни при каких вихрях не дрогнет Свет истинных Знаний. Она в восточной одежде, значит Знания получены в Твердыне, в Шамбале. На картине Е.И. Рерих, как маяк спасительный. Она несет миру белый огонь - синтез науки, религии и философии, сплав культуры прошлого, настоящего и будущего.
Земная женщина, живя обычной жизнью, она должна была через себя, как бы спустить Небо на Землю, чтобы сделать последнюю лучше, тоньше и энергетичней. Этого требовал новый этап Эволюции. Именно таким образом Земля могла коснуться Неба и войти в Контакт с иными Мирами, Контакт, который так необходим ей для дальнейшего продвижения.
"Огни, возженные Матерью Агни-Йоги, не только являют Агни-Йогу, но размера Космического. Они дают ту силу лучей, нужного для Бытия беспредельного. Каждый Огонь будущего творчества луч. Значение явления Огней беспредельно... Носительница "Чаши Огней" даст новую ступень человечеству", - говорится в Живой Этике. Нужно уметь перед собой нести Учение как последний огонь, как последнюю пищу, как последнюю влагу.
"Достижение внутреннего огня степени, достигнутой Матерью Агни Йоги, редчайшее достижение. Степень огня называется степенью уявленного идущего Архата. В древности знали об этом жидком огне. Достижение высшей степени мощного пламени может быть явлено только духом, живущим психожизнью всего сердца. Самый мощный рычаг Космоса и самый сокровенный рычаг - сердце! Его сознание наполняет пространство, озарением светит Космосу." (Беспредельность, 82)

Урикова Н.В. Описание 100 картин Н.К.Рериха и 5 С.Н.Рериха
http://www.roerich.com/zip/albom.zip
Andrej
Сообщения: 7658
Зарегистрирован: 28 ноя 2006, 13:41
Откуда: Deutschland
Контактная информация:

Сообщение Andrej »

Изображение
Агни-Йога. 1928.

«Матерь Учения здесь, на Земле, среди людей, не уходя от жизни, но идя ее верхними путями, совершила величайший невидимый надземный подвиг; что искупив в себе грозные удушающие и разрушительные силы, она принесла из самых высоких надземных сфер Учение, которое ляжет основанием Нового Мира, новой великой и прекрасной ступени человеческой эволюции. Опыт ее открыл ворота обнищавшему, замученному человечеству в Новый Золотой или Огненный век, где главный храм будет посвящен Красоте» (Альфред Хейдок).
Andrej
Сообщения: 7658
Зарегистрирован: 28 ноя 2006, 13:41
Откуда: Deutschland
Контактная информация:

Сообщение Andrej »

Изображение
Аджанта. 1938. Темпера 91 x 124,5. Музей Востока. Москва.

"АДЖАНТА - это подземный город, который был построен в незапамятные времена. Н.К.Рерих был там. Была там и Е.П.Блаватская.
В этом подземном городе жили мудрые старцы, отшельники. Их тела сами излучали свет. Внутренние стены Аджанты покрыты великолепными фресками, прекрасно сохранившимися до наших дней. Они говорят об очень высокой культуре их создателей.
Именно отсюда, из Индии распространился по Азии, Ближнему Востоку, России, Европе способ украшать внутренние стены росписями. И потому так сходна индийская древняя живопись с персидскими миниатюрами и древнерусской иконой. Даже способ приготовления красок, полотна, который наблюдал художник у тибетских лам-художников, полностью соответствует работе русских иконников.
Древняя индийская культура в пору своего расцвета явила собою великий магнит, насытивший культуры многих народов. На путях передвижения народы оттачивали стили, встречались с новой красотой, обостряли наблюдательность, что выливалось в новые формы искусства, но основы прекрасного были хранимы в сокровищнице народной. И настанет время, когда люди возвратятся к своим истокам, чтобы обновить основы.
"Фрески Аджанты, мощная Тримурти Элефанты и гигантская ступа в Сарнате - все это говорит о каких-то других временах, теперь уже непреложимых. Существует известие, что во времена Будды культура Индии начала поникать. И сейчас, может быть, нигде так не мерещится эта бывшая красота, как иногда в тонком и стройном силуэте женщины, несущей свою вечную воду",- писал Н.К.Рерих.
Художественная и государственная культура Индии достигла наивысшего расцвета в эпоху династии Гупта, правившей с начала 4 до середины 6 веков новой эры. В это время развивались наука и ремесла, были созданы прекрасные произведения древне-индийской литературы. В то же время в городах Декана продолжались строительства величественных комплексов пещерных храмов Аджанты.
Индийский храм, как место обитания божества, согласно традиции, украшался и декорировался даже в недоступных для непосредственного обозрения местах. Внутреннее пространство в буддийских чайтьях обязательно замыкалось ступой, которая в Аджанте уступила место скульптуре погруженного в созерцание Будды.
Словно причудливый ковер, как бы переплетаясь одна в другую, следуют в росписях пещер Аджанты сцены охоты на слонов, картины придворной жизни, быта и развлечений. Внутренние помещения храмов Аджанты почти целиком покрыты монументальными росписями. Художники, писавшие в темном помещении с помощью отраженного света многочисленных металлических зеркал, использовали минеральные краски, не потускневшие до сих пор.
Во многих пещерах сюжетно-бытовая живопись переплетается со сценами из описаний прошлых существований Будды и эпизодов из легендарной жизни Великих Учителей".

Источник:
Урикова Н.В. Описание 100 картин Н.К.Рериха и С.Н.Рериха
http://www.roerich.com/zip/albom.zip
Andrej
Сообщения: 7658
Зарегистрирован: 28 ноя 2006, 13:41
Откуда: Deutschland
Контактная информация:

Сообщение Andrej »

Изображение

Изображение

Общий вид на знаменитые пещеры Аджанты, расположенные в штате Махараштра примерно в 100 км от Аурангабада. В эпоху Гуптов было широко развито пещерное зодчество. Образцом великолепного единства архитектуры, скульптуры и живописи является пещерный комплекс в Аджанте (IV—VII вв.). Аджанта представляет собой подковообразный утес с 29 пещерами, которые подразделяются на два основных типа — чайтья и вихара. Последняя представляет собой общежитие буддийских монахов.

Источник:
http://www.shunya.net/Pictures/South%20 ... Ajanta.htm


Там же можно посмотреть фрески пещер Аджанты, статуи Будды и другие интересные фотографии (на английском языке).
Andrej
Сообщения: 7658
Зарегистрирован: 28 ноя 2006, 13:41
Откуда: Deutschland
Контактная информация:

Сообщение Andrej »

Изображение
Матерь Мира. Из серии «Знамёна Востока». 1924.

Озарение. ч.2.7.11.
Уже Говорил вам, что Матерь Мира скрывает Имя Свое. Уже Показал вам, как Матерь Мира закрывает Лик Свой. Уже помянул о Матери Будды и Христа.
Конечно, теперь пора указать, что Матерь, общая Владыкам, не символ, но Великое Явление Женского Начала, представляющего духовную Матерь Христа и Будды.
Та, которая учила и рукоположила их на подвиг.
С давних пор Матерь Мира посылает на подвиг. По Истории человечества Ее рука проводит неразрывную нить.
При Синае Ее голос звучал. Образ Кали был принимаем, основа Изиды, Истар. После Атлантиды, когда был нанесен удар культу духа, Матерь Мира начала новую нить, которая засияет теперь…
Andrej
Сообщения: 7658
Зарегистрирован: 28 ноя 2006, 13:41
Откуда: Deutschland
Контактная информация:

Сообщение Andrej »

Изображение
Картина Н.Рериха "Сантана", 1944 г.
Аарон Котляр писал(а):САНТАНА*
(По картине Н.Рериха "Сантана")

"Освобождённый от действия времени,
я сливаюсь с Богом и Бога сливаю с собою
".
(Книга Золотых Правил, стр.56)


В бурном потоке - Сантана
Радужно краски играют.
Каплями жизнь неустанно
В бездну ущелья спадает.

В каплях купаются страсти,
Плещутся блики иллюзий.
Цельность разбита на части
И разрываются Узы.

Только оазис покоя
Шумом потока не тронут.
Огнь примирился с водою
У Просветлённого трона.

Вечность в себе созерцая,
Словно скала, неподвижен,
Камни вокруг зажигает
Царственный Духа Подвижник.

В горной пещере Молчанья
Внутренним Светом священным
Старец настроил сознанье
На ритм Сердца Вселенной.

Белый Огонь в нём пылает,
Тронут вуалью Изиды.
Радугу в Мир посылает,
Вечности став Пирамидой.

Перебирают бессчётно
Помощь несущие пальцы
Каждую бусинку чёток,
Боль погашая страдальцев.

Перстом, направленным к Звёздам,
Примет Небесную манну,
Землю очистит и воздух
Дух, одолевший Сантану.


*Сантана (санскр.) - поток земной жизни.
Andrej
Сообщения: 7658
Зарегистрирован: 28 ноя 2006, 13:41
Откуда: Deutschland
Контактная информация:

Сообщение Andrej »

Изображение
Картина Н.К.Рериха "Знаки Христа" из серии «Знамёна Востока», 1924 г.
Аарон Котляр писал(а):

СЕ АЗ С ВАМИ

К картине Н.Рериха "Знаки Христа" (1924 г.)

Двадцать столетий промелькнуло,
Событий множество вместив.
Истории пыль время сдуло,
Но сохранился лейтмотив.

Не изменилось Божье Слово,
Не счесть Иисусовых икон,
И греет Мир Любовь Христова.
Не умолкает в Храмах звон.

От Вифлеема пройден Путь Им
К Голгофе Горнею тропой.
Вся жизнь Христа была по сути
Всечеловеческой судьбой.

Пришёл Закон Отцов исполнить,
Завет в распятье утвердить,
Огнём Любви сердца наполнить
И Знаний новых Свет пролить.

Сполна страдания отведав,
Всё отдал - и не принял мзды.
Над тьмой Победу заповедал
Дух Первозданной Чистоты.

Гоним толпою к вечной славе,
Бессмертья грань переступил,
Ученье на века оставил
И Эру Новую открыл.

Великий Путник, Провозвестник,
Учитель всех Учителей
Твердыни Белых Братьев Вестью
Всеблагой озарил людей.

Живей живого Завещанье,
Пылает Жертвенный Огонь.
Удерживают Мирозданье
Стопа Иисуса и ладонь.

К землянам послан Небесами.
Всю тяжесть Жертвы приняв вновь,
Сказал: "Се Аз во все дни с вами,
До окончания веков".

В конце завещанного срока
Христа Знаменья суждены:
Квадрат и девять Звёзд Пророка
Над Храмом воссиять должны.
Andrej
Сообщения: 7658
Зарегистрирован: 28 ноя 2006, 13:41
Откуда: Deutschland
Контактная информация:

Сообщение Andrej »

Отрывок из книги Н.К.Рериха «Алтай – Гималаи»:
«Ни в одной песне не сказывается, отчего гора "Трон Соломона" носит это имя. Ведь это место очень древнее. Еще Джанака, сын Ашоки, утвердил там один из первых буддийских храмов. Через семь веков храм был перестроен и посвящен Махадеве... Но откуда имя Соломона? Имя Соломона гора получила от легенды, что Соломон, желая скрываться от условностей царской жизни и тягостей двора, на ковре-самолете с любимой женою переносился на эту гору. Опять упоминание о "летательном аппарате" Соломона».
Вложения
Картина Н.К.Рериха «Ковёр-самолёт Соломона».
Картина Н.К.Рериха «Ковёр-самолёт Соломона».
Ковер-самолет.jpg (54.77 КБ) 15624 просмотра
Andrej
Сообщения: 7658
Зарегистрирован: 28 ноя 2006, 13:41
Откуда: Deutschland
Контактная информация:

Сообщение Andrej »

Аарон Котляр
Сообщения: 54
Зарегистрирован: 01 дек 2006, 16:49
Откуда: Израиль
Контактная информация:

Сообщение Аарон Котляр »

УТРО

(По картине
Н.К.Рериха «Утро»(1931)


Гром грозной ночи
Отзвучал,
И музыка её
Ушла в небытие,
Оставив место
Радостному Солнцу.

У Новой жизни утра
Свои звуки,
Соединённые
Чудесной доминантой
В красивый, звонкий,
Радужный аккорд.

И веер их
Возник над горизонтом,
Собою утверждая
Обновленье.
Великолепием
Сияющих лучей
Звучит тожественно
Симфония Рассвета.

Вглядись внимательней,
И вслушайся, и влейся
В мелодию
Проснувшегося Мира –
И ты увидишь
В этом свете утра
И в чистых звуках
Сказочного неба,
В симфонии
Несказанно прекрасной

ВЕЛИКОГО ВЛАДЫКИ
ОБРАЗ .
Вложения
Картина Н.К.Рериха «Утро», (1931)
Картина Н.К.Рериха «Утро», (1931)
Morning.jpg (18.29 КБ) 15442 просмотра
Andrej
Сообщения: 7658
Зарегистрирован: 28 ноя 2006, 13:41
Откуда: Deutschland
Контактная информация:

Сообщение Andrej »

[center]НАСТАСЬЯ МИКУЛИЧНА.
1943, X., темп. Новосибирский художественный музей.[/center]

«Одно из его замечательных полотен эта картина «Настасья Микулична». …Это не просто картина, но великое будущее нашей Родины, запечатленное на полотне. Ведь она написана в 1943 году, когда гитлеровские орды, оснащенные продукцией техники всей Европы, еще угрожали нашей стране и Вторая Отечественная Война была в самом разгаре. И в это трудное для нашей страны время, Рерих уже предвидел конечную победу над врагом, над нашими врагами и недоброжелателями. Настасья Микулична — это символ непобедимой мощи нашей великой Родины. Мощная фигура женщины, мощный конь на фоне пылающей зари Нового Мира, когда Родина Наша, отразив всех врагов, выходит как победительница на мировую авансцену. Заря Нового Мира, освобождающаяся от темного наследия прошлого, от войн, от крови, насилий колониального рабства и всех видов угнетения и порабощения человека человеком, победно горит над планетой. И ведущей мир за собою страной, все народы земли, является Родина Наша, воплощенная в образе могучей фигуры Настасьи Микуличны, на крепком и сильном коне.

Она в доспехе, но не вооружена, она не бряцает оружием, она никому не угрожает. Она несет Миру Мир и в длани ее, поддерживаемые ею фигурки людей, словно символ малых народов или всего человечество в целом. На охрану мира, счастья и интересов которого мощно выходит она в пылающих красках зари Нового Мира.
Она еще в броне и доспехе, чтобы предательская вражья рука не могла нанести внезапно удар из-за спины. Но такой силой уверенности и несокрушимости веет от этого образа. И конь столь твердо ступает вперед в это сияющее победой и счастьем будущее, что невольно возникает вопрос: каким глубоким чувством предвиденья обладал Рерих, чтобы так жизненно изобразить его на полотне? Он словно видел эту победную поступь Нашей Родины и ее ведущую роль на мировой сцене. Да, она никому не угрожает, да, она несет миру мир, да, она является защитницей малых народов и всех угнетенных, да, к ней с надеждой и верой устремлены ныне миллионы глаз, да, она возглавляет борьбу со старым, обреченным, уходящим и разлагающимся миром и ведет за собою народы и эту победную мощь».

(Из Записей Б.Н. Абрамова, 1960г.)
Вложения
НАСТАСЬЯ МИКУЛИЧНА. Н.К.Рерих, 1943 г.
НАСТАСЬЯ МИКУЛИЧНА. Н.К.Рерих, 1943 г.
NK_Nastasia_Mikulichna.jpg (37.6 КБ) 15177 просмотров
Andrej
Сообщения: 7658
Зарегистрирован: 28 ноя 2006, 13:41
Откуда: Deutschland
Контактная информация:

Сообщение Andrej »

[center]ПОБЕДА ( ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ )
1942. X., темп. Новосибирск.[/center]

Картина «Победа» подарена в 1975 году С.Н.Рерихом новосибирским учёным в год тридцатилетия Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Находится в Доме Учёных СО РАН Новосибирского Академгородка.

Картину эту Н.К.Рерих написал, когда гитлеровским планам молниеносной войны был нанесен сокрушительный удар. В битве под Москвой наступление врага было приостановлено. Героические подвиги сибиряков и всего советского народа, вера в его силу вдохновили художника на создание этого произведения. Он изобразил русского воина, сразившего фашистского дракона. На заднем плане композиции сверкает своей нетронутой чистотой вершина Сибири — Белуха. Она стала у художника символом непобедимости Родины. «Победа! Победа! И сколько побед впереди», — писал Рерих в 1945 году.

…Картина «Победа» вошла в «Богатырскую серию», созданную Рерихом в военные годы.

(Маточкин Е.П. //Вечерний Новосибирск». 21.05.1985.)
Вложения
ПОБЕДА (ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ), Н.К.Рерих, 1942 г.
ПОБЕДА (ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ), Н.К.Рерих, 1942 г.
ПОБЕДА (ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ).jpg (38.99 КБ) 15176 просмотров
Кэт
Сообщения: 3378
Зарегистрирован: 25 фев 2007, 15:14
Откуда: Россия

Сообщение Кэт »

[center]Анна Гайкалова

К картинам Рериха Гималаи
[/center]

Я душу отпускаю по теченью,
И жить учусь, как научилась сниться...
Все тоньше слух, и все слабее зренье,
Я слышу, не пугаясь ослепиться...

И странным краскам не ищу названья,
И инструментам, чья звучит игра,
Но становлюсь от этого сиянья
Немного меньше смертной, чем вчера...
Вложения
Рерих-Гималаи.jpg
Рерих-Гималаи.jpg (18.66 КБ) 15043 просмотра
Кэт
Сообщения: 3378
Зарегистрирован: 25 фев 2007, 15:14
Откуда: Россия

Сообщение Кэт »

[center]Анна Гайкалова

Рерих Чинтамани
[/center]


Ещё несколько слов о вот этих трёх капсулах света,
Этих трёх обещаньях на синем коне галактическом,
Может, хрупкость его нам явилась обманом оптическим,
Может, грусть его - вовсе не грусть, а огромности мета...

Конь мистический, ну же, спускайся, наш мир освети!
Потерпите немного. Он только в начале пути...
Вложения
Рерих_Чинтамани.jpg
Рерих_Чинтамани.jpg (38.45 КБ) 15040 просмотров
Кэт
Сообщения: 3378
Зарегистрирован: 25 фев 2007, 15:14
Откуда: Россия

Сообщение Кэт »

[center]Яков Полонский

Бэда-проповедник
[/center]



Был вечер; в одежде, измятой ветрами,
Пустынной тропою шел Бэда слепой;
На мальчика он опирался рукой,
По камням ступая босыми ногами, —
И было все глухо и дико кругом,
Одни только сосны росли вековые,
Одни только скалы торчали седые,
Косматым и влажным одетые мхом.

Но мальчик устал; ягод свежих отведать,
Иль просто слепца он хотел обмануть:
«Старик! — он сказал, — я пойду отдохнуть;
А ты, если хочешь, начни проповедать:
С вершин увидали тебя пастухи...
Какие-то старцы стоят на дороге...
Вон жены с детьми! говори им о Боге,
О Сыне, распятом за наши грехи».

И старца лицо просияло мгновенно;
Как ключ, пробивающий каменный слой,
Из уст его бледных живою волной
Высокая речь потекла вдохновенно —
Без веры таких не бывает речей!..
Казалось — слепцу в славе небо являлось;
Дрожащая к небу рука поднималась,
И слезы текли из потухших очей.

Но вот уж сгорела заря золотая
И месяца бледный луч в горы проник,
В ущелье повеяла сырость ночная,
И вот, проповедуя, слышит старик —
Зовет его мальчик, смеясь и толкая:
«Довольно!.. пойдем!.. никого уже нет!»
Замолк грустно старец, главой поникая.
Но только замолк он — от края до края:
«Аминь!» — ему грянули камни в ответ.

1841
Вложения
Рерих_Бэда-пропов-(1945).jpg
Рерих_Бэда-пропов-(1945).jpg (25.24 КБ) 12877 просмотров
Pavel
Сообщения: 108
Зарегистрирован: 29 мар 2007, 14:28

Сообщение Pavel »

Кэт писал(а):[center]Яков Полонский

Бэда-проповедник
[/center]
Это пример того, как НК сам написал картину по литературному произведению :wink:
Кэт
Сообщения: 3378
Зарегистрирован: 25 фев 2007, 15:14
Откуда: Россия

Сообщение Кэт »

[center]Holly McMurtry

Новый взгляд на серию «Санкта»: Американская перспектива
[/center]


В 1922 году, находясь в Чикаго по приглашению директора Института Искусств, Николай Рерих написал серию из шести картин «Санкта», идейную основу которой составляет духовное учение великого русского подвижника Преподобного Сергия Радонежского. Однако, как мне кажется, для более глубокого понимания серии, следует учитывать особенности времени, в которое она создавалась.

В 20-е годы Америка переживала послевоенный период, отмеченный не только экономическим процветанием, но и конфликтной атмосферой, охватывающей все области жизни: политическую, культурную и социальную. Обращаясь к одному из величайших образов русской культуры, Николай Рерих хотел привлечь внимание общественности к извечным духовным ценностям, которые, как ему казалось, были забыты американцами.

В начале 20-х годов, названных позднее «бурные 20-е», Рерих увидел Америку, «запятнавшую свою чистоту» во время Первой Мировой Войны, когда стало ясно, что страна не может больше оставаться в политической и культурной изоляции от всего остального мира. Но, в то же время, определенная часть общества, особенно старшее поколение, пыталось реконструировать изоляционный барьер, и тем самым установить ноту крайнего «американизма» (примером тому может служить возрождение Куклус Клана в 1915 году и «красная паника» 1919 года). Реакционные законодательные органы страны приняли ряд актов, среди которых небезызвестная 18-ая поправка к Конституции от 1920 года (так называемая «Запретная акция», имевшая отношение к продаже алкогольных напитков).

Консервативные настроения пробудили бунтарский дух молодого поколения, и как следствие, - выступление против пуританских традиций Викторианской эпохи и обращение к яростному, порой лишенному всякой духовной основы, поиску себя. Появление так называемых «flapper», девиц, выставляющих напоказ свою сексуальность, обнажающих тело, наравне с мужчинами пьющих и курящих и наслаждающихся вновь обретенными свободами, как нельзя лучше иллюстрирует это явление. Присущее этой эпохе быстрое развитие материальной стороны жизни, которое проявлялось в электрификации, появлении массового производства, машин, радио, кино, и стало средоточием американской культуры.

Николай Рерих, как художник, философ и провидец, соприкоснувшись с кризисными моментами в развитии культуры Америки, наблюдал реальное подтверждение словам Ф.Скотта Фиджералда: «Все боги умерли, все войны сыграны, всякая вера в человека подорвана». Но в то же время, в противовес этой пессимистической точки зрения, Николай Рерих видел растущее новое массовое движение к возрождению искусства, которое пробудило в американских писателях и художниках особую творческую активность, свободную от традиционных условностей и ожиданий.

Это время явилось наиболее плодотворным в творческом отношении во всей истории Америки. Драматурги, подобные Юджину О’Нилу, трансформировали водевильные представления в серьезную драму, похожее явление наблюдалось и в развивающемся немом кино. И, хотя американские писатели, жившие в Париже, такие как Ф.Скотт Фицджеральд и Эрнест Хемингуэй описывали разочарование и вялость «потерянного поколения», параллельно с этим американские писатели, создававшие свои произведения в США, такие как, Уильям Фолкнер и создатели «Гарлемского ренессанса», увлекали революционным огнем эпохи.

Двойственность, присущая американской культуре этого времени, отразилась и в суровом реализме полотен Эдварда Хоппера и в страстных эротизированных картинах его современника Джорджиа О’Кифф. Европейские художественные стили такие, как сюрреализм, арт деко, кубизм, экспрессионизм, и дадаизм, которые долгое время находились в стороне от американского искусства, проникали в культуру Америки настолько, что французский скульптор Гастон Лашез специально отправляется в США, веря в то, что «местная почва является наиболее плодородной для развития искусства».

Новая волна в развитии культуры Америки, порождала очень много противоречий и конфликтов в социокультурной среде. Николай Константинович остро чувствовал пагубность чрезмерного американского прагматизма, мешавшего духовному и культурному развитию страны. Зинаида Лихтман, помощник Рериха, жаловалась ему на то, « ...что в Америке к искусству относятся как к бизнесу и ищут во всем выгоду, а молодежь почти не интересуется ни живописью, ни классической музыкой». Рериха это очень беспокоило, но, тем не менее, он верил, что усиленный поиск своего пути, в действительности является поиском чего-то более глубинного и конкретного, и ключом к нахождению этого является искусство. Он писал: «Свет искусства озарит бесчисленные сердца новой любовью. Сперва бессознательно придет это чувство, но после оно очистит все человеческое сознание. И сколько молодых сердец ищут что-то истинное и прекрасное». С этой верой Рерих основал в Америке несколько культурных учреждений, включая Институт Объединенных искусств, Международный Культурный Центр «Корона Мунди» («Венец мира»), и Союз художников «Cor Ardens (Пылающие сердца). Главной целью этих учреждений являлось объединение людей через искусство, потому что Рерих верил, что искусство является своего рода lingua franca, универсальным, понятным для всех языком.

Эти учреждения явились ответом Рериха - общественного деятеля культурным и духовным потребностям общества, в то время как создание живописной серии «Санкта», а также картин «Мост славы» и «Медитация» было ответом этим нуждам Рериха-художника. По словам Всеволода Иванова, картины Рериха этого периода стали «…яснее, прозрачнее, воздушнее его первых картин», им был присущ новый, неповторимый характер. Создавая серию картин «Санкта», Н.К.Рерих обращался к духовным корням своей страны, а именно, к Учению Сергия Радонежского, с тем, чтобы помочь возрождению моральных ценностей и стимулировать духовное и культурное развитие Америки.

Выставки картин Рериха в Америке были восприняты с большим энтузиазмом и вызвали небывалую сенсацию. В противовес пропаганде нагнетаемой во время «Красной паники», рисующей образ русских, как «ужасного вида небритых большевиков», Рерих в своей серии дал образ новой, неизвестной России. И действительно, никому из художников не удавалось так выразительно передать всю глубину русской души, как это удалось сделать на своих полотнах Рериху. Однако, на мой взгляд, одним из побудительных мотивов создания этой серии являлось не развеивание ложных представлений американцев, но стремление противопоставить материалистическому и изоляционистскому движению в Америке универсальные моральные и культурные ценности.

Картины серии «Санкта» объединены идеей о высшем идеале земного и одновременно небесного пути человека. По словам латышского поэта Рихарда Рудзитиса даже названия картин « ...дают представление о горизонтах духовного подвижничества, к которым устремлен художественный поиск Рериха». Объединяющее «И Мы…» не только указывает на тот факт, что все картины принадлежат к одной серии, но и раскрывает более глубокий смысл таких понятий как всеобщность, единство и сотрудничество. Также эти слова образуют связь между прошлым и настоящим, между нами, живущими в современном мире и монахами, изображенными на картинах, связь между Америкой 20-х годов и духовным учением Св.Сергия, жившего в 14-ом веке.
Вложения
Центр-Музей имени Н.К. Рериха (Москва).
Центр-Музей имени Н.К. Рериха (Москва).
Рерих_И-мы-откр-вр-1922.jpg (32.2 КБ) 12826 просмотров
Кэт
Сообщения: 3378
Зарегистрирован: 25 фев 2007, 15:14
Откуда: Россия

Сообщение Кэт »

...продолжение...
Тема всеобщей духовности по-новому освещается в каждом полотне серии «Санкта». В картине «И Мы открываем врата» Рерих раскрывает тему «духовной открытости», к которой призывал Святой Сергий. Врата делят картину на два композиционных и смысловых плана. Очерчивая грань между земным миром (передний план монастыря скрытого во мраке) и божественным (фон по другую сторону ворот, освещенных восходящим солнцем), художник дает возможность зрителю почувствовать сам момент прохождения через «святые врата» в мир духа. Картина, напоминает нам о необходимости быть открытыми тому – другому миру. Этот сюжет можно воспринять, как своеобразную реакцию на растущее движение изоляционизма в Американской культуре того периода.
Вложения
Музей Николая Рериха (Нью-Йорк).
Музей Николая Рериха (Нью-Йорк).
Рерих_И-мы-откр-вр-1924.jpg (39.26 КБ) 12825 просмотров
Кэт
Сообщения: 3378
Зарегистрирован: 25 фев 2007, 15:14
Откуда: Россия

Сообщение Кэт »

...продолжение...
Подобным образом «И Мы продолжаем лов» подчеркивает глобальную ценность «сотрудничества» в достижении общей цели. Осознание вовлечения в общее дело позволяет монахам продолжать их нелегкий труд и помогает понять, что выстоять в бушующем потоке жизни они смогут только объединившись. Этот призыв был особенно актуален для соц. политики в Америке 20-х годов, т.к. споры в стране накалялись после решения сената отклонить предложение президента о присоединении к Лиге Наций.
Вложения
Музей Николая Рериха (Нью-Йорк).
Музей Николая Рериха (Нью-Йорк).
Рерих_И-мы-продолж-лов-1922.jpg (14.29 КБ) 12822 просмотра
Кэт
Сообщения: 3378
Зарегистрирован: 25 фев 2007, 15:14
Откуда: Россия

Сообщение Кэт »

...продолжение...
Полотно «И Мы приносим Свет» отражает тему «служения человечеству». На картине стены монастыря показаны в сумеречном свете заката. Мы видим отблески света, появляющиеся из глубины пространства монастыря, и по мере приближения к зрителю они становятся ярче. Эти маленькие огоньки света – пламя свечей, горящих в руках монахов. Но это лишь внешний пласт понимания картины. Глубинный смысл заключается в жертвенном пути монахов, оставивших спокойную жизнь монастырей и вышедших в этот сумрачный мир, чтобы в самоотверженном служении принести ему свет знания. Свечи в их руках символизируют этот свет. Всем известно, что в России Преподобный Сергий Радонежский на протяжении многих веков ассоциировался с такими понятиями, как «свет» и «светоч». Как пишет Борисов: «Для современников он стал подлинным “светильником” – человеком, сумевшим подчинить всю свою жизнь евангельским заповедям любви и единомыслия». Этой картиной Рерих стремился воодушевить Америку подняться над обыденностью и устремиться за ее пределы с тем, чтобы принести в мир тот дар, которым она обладает.
Вложения
Центр-Музей имени Н.К. Рериха (Москва).
Центр-Музей имени Н.К. Рериха (Москва).
Рерих_И-мы-несём-свет-1922.jpg (46.45 КБ) 12820 просмотров
Кэт
Сообщения: 3378
Зарегистрирован: 25 фев 2007, 15:14
Откуда: Россия

Сообщение Кэт »

...продолжение...
Три полотна, рассмотренные выше, имеют отношение к взаимосвязанным темам – открытость, сотрудничество, и труд – и возможно в какой-то степени являются откликом на изоляционизм и «Американизм», которые Рерих наблюдал, будучи в Чикаго. Остальная часть серии меняется тематически и фокусируется больше на конфликтах, находящихся внутри американского общества. Картиной «И мы не боимся» Рерих старается настроить своих зрителей иметь мужество и веру перед лицом неопределенности и хаоса, снова следуя наставлениям Св.Сергия, который ободрял тех, кто хотел стать отшельником говоря: «Господь не предаст вас до конца искушенными быть против ваших сил. Ныне печалью исполнены будем, а завтра печаль наша радостью будет и преизбудет, и никто не может взять радости нашей. Дерзайте, дерзайте, люди Божии!»

На картине старый и молодой монах, обращенные лицом друг к другу, изображены на фоне русского зимнего пейзажа. Мягкие полутона розовых и голубых оттенков снега вызывают у зрителя ощущение спокойствия и гармонии, созвучные с внутренним миром монахов. Но это только первое впечатление. Постепенно перед зрителем разворачивается картина напряженной борьбы, в результате которой и достигается духовное равновесие. Ярко-розовые отблески заката окрашивают склоны заснеженной горы, расположенной на заднем плане, тревожным лиловым цветом. Ощущение тревоги усиливается темно-фиолетовыми тенями, наползающими на горные склоны. Рваный ритм теней и неопределенность формы напоминают о присутствии сил хаоса.

В то время, когда американский образ жизни менялся коренным образом, Рерих не мог не чувствовать присутствие в американской культуре действия хаотических сил. В этой сцене «И мы не боимся» Рерих предостерегает от того, чтобы быть напуганными хаосом и неопределенностью, перед лицом которой они оказались, но искать духовную гармонию и равновесие.
Вложения
Частная коллекция (Россия).
Частная коллекция (Россия).
Рерих_И-мы-не-боимся-1922.jpg (17.57 КБ) 12819 просмотров
Кэт
Сообщения: 3378
Зарегистрирован: 25 фев 2007, 15:14
Откуда: Россия

Сообщение Кэт »

...продолжение...
В «И мы трудимся», Рерих показал, что простой физический труд является основой духовного и морального совершенствования личности. Более того, он, кажется, оспаривает американскую прагматическую идею, что целью труда является материальный рост, а не духовное самосовершенствование. В этой сцене монахи выходят из монастыря, который расположен высоко на горе, с коромыслом и ведрами рано утром, когда небо залито золотым солнечным светом. Чтобы принести воду в монастырь, они медленно и спокойно движутся к реке, согнувшись под тяжестью коромысел. Но, несмотря на то, что труд их тяжел, они смиренно работают, зная о ценности труда, направленного на общее благо. Их глубокая вера передается художником с помощью света и линий. Первое, что замечает зритель это яркий золотистый цвет, который заливает все полотно. Подобно этому всепроникающему свету, чувство гармонии, мира и благочестия рождаются в усердном труде монахов. Струящиеся очертания извилистой реки, наклоненные фигуры монахов и серповидные коромысла повторяются в округлых изгибах холмов. Ритмичность этих элементов придает легкость и таинственность картине и помогает передать чувство равновесия и покоя, достигаемых в постоянном каждодневном труде.
Вложения
Частная коллекция (Москва).
Частная коллекция (Москва).
Рерих_И-мы-трудимся-1922.jpg (22.15 КБ) 12818 просмотров
Кэт
Сообщения: 3378
Зарегистрирован: 25 фев 2007, 15:14
Откуда: Россия

Сообщение Кэт »

...продолжение...
В картине «И мы видим» художник раскрывает перед зрителем кульминацию духовного странствия, предпринятого теми, кто придерживается универсальных истин, лежащих в основе учения Св.Сергия. Видение Лика Спаса Нерукотворного – очевидное свидетельство многих небесных посещений, которых Св.Сергий, согласно автору его жития, удостаивался в течение всей жизни является фокусом этой картины. Лик написан в традиционной иконографической манере на плате, которое держит ангел. Наиболее поразительным является взгляд Спаса, его всевидящих глаз – добрых, простых, но в то же время строгих и глубоко проникающих в душу зрителя. Подобно монаху, пораженному небесным видением, зрителю трудно отвести глаза от изображения Спаса. Словно все надежды и мечты человека, стремящегося к духовному преображению, сосредоточены в этом образе.

Для монаха, созерцающего лик Спаса, этот момент становится свидетельством завершения духовного странствия, благодаря усердию, терпению и любви к Высшей Сущности. В дополнение к этому, те законы, которые ведут к связи с Высшей Сущностью, получают чистоту и реальность. Небесное видение помогает монаху понять, что все испытания и несчастья, которые он переносит, не напрасны. Каждое из его действий сейчас приобретает значение и силу. Также как и в «И мы трудимся», спокойно разлитый золотой цвет картины передает чувство святости и духовного завершения. Этой картиной Рерих словно напоминает американскому народу, отказавшемуся от морали и духовности, что истинный смысл жизни понимается и достигается через идеалы, заключенные в учении Св.Сергия, что в образной форме и было передано в серии «Санкта».
Вложения
Центр-Музей имени Н.К. Рериха (Москва).
Центр-Музей имени Н.К. Рериха (Москва).
Рерих_И-мы-видим-1922.jpg (34.4 КБ) 12816 просмотров
Кэт
Сообщения: 3378
Зарегистрирован: 25 фев 2007, 15:14
Откуда: Россия

Сообщение Кэт »

...окончание.
Один из исследователей творчества Николая Рериха, Валентин Митрофанович Сидоров однажды сказал: «Великая заслуга Рериха состоит в том, что он открыл американцам глаза на новое понимание культуры русского народа. Уже сами его картины, написанные по сюжетам древнерусской истории и фольклора, исполненные символики и философской глубины, были своеобразными вестниками России». Учитывая это, мы не должны забывать, что Рерих представил «Санкту» американской аудитории, которая не была знакома ни с историей России, ни с ее фольклором и уж ,конечно, ничего не знала о жизни и учении Преп. Сергия Радонежского. Однако, он написал эту серию, веря в то, что духовное учение русского подвижника ХIV века может оказать необходимое воздействие на американское общество 20-х годов в силу своей универсальности. Поднимаясь над противоречиями русского и американского пути, прошлым и настоящим, несоответствием небесного и земного, Рериху удалось создать серию «Санкта», которая как мне кажется, была призвана подобно гегелианскому синтезу служить людям в этой чрезвычайно конфликтной ситуации, сложившейся во всех сферах жизни: социальной, политической и культурной.

Я полагаю, что эта интерпретация серии «Санкта» по-новому освещает не только замысел самих картин, в которых русская действительность возведена до вселенского уровня, где не существуют временные и пространственные границы, но и позволяет лучше понять масштабы самой личности художника. Мне кажется, на ряду с вниманием, которое уделяется индийскому периоду в творчестве Рериха и взаимообогащению русской и индийской культур, взаимовлияние русской и американской культур, также требует глубокого изучения. И хотя пребывание Рериха в Америке было кратковременным, импульс, данный серией «Санкта» американскому народу был огромен. Будущие исследования американского периода в творчестве Рериха помогут понять степень взаимодействия русской и американской культур и его влияния на все остальное творчество художника. Вне зависимости от того, какие результаты дадут эти исследования, несомненно, то, что универсальные ценности, отображенные в картинах серии «Санкта», обращенные к американской аудитории 20-х годов, не теряют своей актуальности и в поляризованном обществе наших дней. В сущности, Рерих подарил не только Америке, но и всему миру подлинный памятник искусства, который в наше тревожное время заслуживает особого признания.

29.10.2004
Ответить