[center]Holly McMurtry
Новый взгляд на серию «Санкта»: Американская перспектива[/center]
В 1922 году, находясь в Чикаго по приглашению директора Института Искусств, Николай Рерих написал серию из шести картин «Санкта», идейную основу которой составляет духовное учение великого русского подвижника Преподобного Сергия Радонежского. Однако, как мне кажется, для более глубокого понимания серии, следует учитывать особенности времени, в которое она создавалась.
В 20-е годы Америка переживала послевоенный период, отмеченный не только экономическим процветанием, но и конфликтной атмосферой, охватывающей все области жизни: политическую, культурную и социальную. Обращаясь к одному из величайших образов русской культуры, Николай Рерих хотел привлечь внимание общественности к извечным духовным ценностям, которые, как ему казалось, были забыты американцами.
В начале 20-х годов, названных позднее «бурные 20-е», Рерих увидел Америку, «запятнавшую свою чистоту» во время Первой Мировой Войны, когда стало ясно, что страна не может больше оставаться в политической и культурной изоляции от всего остального мира. Но, в то же время, определенная часть общества, особенно старшее поколение, пыталось реконструировать изоляционный барьер, и тем самым установить ноту крайнего «американизма» (примером тому может служить возрождение Куклус Клана в 1915 году и «красная паника» 1919 года). Реакционные законодательные органы страны приняли ряд актов, среди которых небезызвестная 18-ая поправка к Конституции от 1920 года (так называемая «Запретная акция», имевшая отношение к продаже алкогольных напитков).
Консервативные настроения пробудили бунтарский дух молодого поколения, и как следствие, - выступление против пуританских традиций Викторианской эпохи и обращение к яростному, порой лишенному всякой духовной основы, поиску себя. Появление так называемых «flapper», девиц, выставляющих напоказ свою сексуальность, обнажающих тело, наравне с мужчинами пьющих и курящих и наслаждающихся вновь обретенными свободами, как нельзя лучше иллюстрирует это явление. Присущее этой эпохе быстрое развитие материальной стороны жизни, которое проявлялось в электрификации, появлении массового производства, машин, радио, кино, и стало средоточием американской культуры.
Николай Рерих, как художник, философ и провидец, соприкоснувшись с кризисными моментами в развитии культуры Америки, наблюдал реальное подтверждение словам Ф.Скотта Фиджералда: «Все боги умерли, все войны сыграны, всякая вера в человека подорвана». Но в то же время, в противовес этой пессимистической точки зрения, Николай Рерих видел растущее новое массовое движение к возрождению искусства, которое пробудило в американских писателях и художниках особую творческую активность, свободную от традиционных условностей и ожиданий.
Это время явилось наиболее плодотворным в творческом отношении во всей истории Америки. Драматурги, подобные Юджину О’Нилу, трансформировали водевильные представления в серьезную драму, похожее явление наблюдалось и в развивающемся немом кино. И, хотя американские писатели, жившие в Париже, такие как Ф.Скотт Фицджеральд и Эрнест Хемингуэй описывали разочарование и вялость «потерянного поколения», параллельно с этим американские писатели, создававшие свои произведения в США, такие как, Уильям Фолкнер и создатели «Гарлемского ренессанса», увлекали революционным огнем эпохи.
Двойственность, присущая американской культуре этого времени, отразилась и в суровом реализме полотен Эдварда Хоппера и в страстных эротизированных картинах его современника Джорджиа О’Кифф. Европейские художественные стили такие, как сюрреализм, арт деко, кубизм, экспрессионизм, и дадаизм, которые долгое время находились в стороне от американского искусства, проникали в культуру Америки настолько, что французский скульптор Гастон Лашез специально отправляется в США, веря в то, что «местная почва является наиболее плодородной для развития искусства».
Новая волна в развитии культуры Америки, порождала очень много противоречий и конфликтов в социокультурной среде. Николай Константинович остро чувствовал пагубность чрезмерного американского прагматизма, мешавшего духовному и культурному развитию страны. Зинаида Лихтман, помощник Рериха, жаловалась ему на то, « ...что в Америке к искусству относятся как к бизнесу и ищут во всем выгоду, а молодежь почти не интересуется ни живописью, ни классической музыкой». Рериха это очень беспокоило, но, тем не менее, он верил, что усиленный поиск своего пути, в действительности является поиском чего-то более глубинного и конкретного, и ключом к нахождению этого является искусство. Он писал: «Свет искусства озарит бесчисленные сердца новой любовью. Сперва бессознательно придет это чувство, но после оно очистит все человеческое сознание. И сколько молодых сердец ищут что-то истинное и прекрасное». С этой верой Рерих основал в Америке несколько культурных учреждений, включая Институт Объединенных искусств, Международный Культурный Центр «Корона Мунди» («Венец мира»), и Союз художников «Cor Ardens (Пылающие сердца). Главной целью этих учреждений являлось объединение людей через искусство, потому что Рерих верил, что искусство является своего рода lingua franca, универсальным, понятным для всех языком.
Эти учреждения явились ответом Рериха - общественного деятеля культурным и духовным потребностям общества, в то время как создание живописной серии «Санкта», а также картин «Мост славы» и «Медитация» было ответом этим нуждам Рериха-художника. По словам Всеволода Иванова, картины Рериха этого периода стали «…яснее, прозрачнее, воздушнее его первых картин», им был присущ новый, неповторимый характер. Создавая серию картин «Санкта», Н.К.Рерих обращался к духовным корням своей страны, а именно, к Учению Сергия Радонежского, с тем, чтобы помочь возрождению моральных ценностей и стимулировать духовное и культурное развитие Америки.
Выставки картин Рериха в Америке были восприняты с большим энтузиазмом и вызвали небывалую сенсацию. В противовес пропаганде нагнетаемой во время «Красной паники», рисующей образ русских, как «ужасного вида небритых большевиков», Рерих в своей серии дал образ новой, неизвестной России. И действительно, никому из художников не удавалось так выразительно передать всю глубину русской души, как это удалось сделать на своих полотнах Рериху. Однако, на мой взгляд, одним из побудительных мотивов создания этой серии являлось не развеивание ложных представлений американцев, но стремление противопоставить материалистическому и изоляционистскому движению в Америке универсальные моральные и культурные ценности.
Картины серии «Санкта» объединены идеей о высшем идеале земного и одновременно небесного пути человека. По словам латышского поэта Рихарда Рудзитиса даже названия картин « ...дают представление о горизонтах духовного подвижничества, к которым устремлен художественный поиск Рериха». Объединяющее «И Мы…» не только указывает на тот факт, что все картины принадлежат к одной серии, но и раскрывает более глубокий смысл таких понятий как всеобщность, единство и сотрудничество. Также эти слова образуют связь между прошлым и настоящим, между нами, живущими в современном мире и монахами, изображенными на картинах, связь между Америкой 20-х годов и духовным учением Св.Сергия, жившего в 14-ом веке.