sova писал(а):Речь идёт не о словосочетании "Владыка Кармы", а о таком понятии, как бы оно ни называлось. И вот никаких таких "Владык Кармы" у ЕПБ нет. Что под этим понимала ЕИР, хорошо видно даже из одной цитаты из АЙ, приведённой выше Андреем. Вы, конечно, можете попробовать доказать, что её слова надо понимать не так, как они написаны, а как-то иначе. Ну тогда заодно объясните это всем рериховцам - сделаете доброе дело, т.к. в случае успеха Вы устраните указанное противоречие между ЕПБ и ЕИР хотя бы в их головах, а не в текстах.

Ваше предложение не лишено целесообразности. Что ж, попробую.
Начнем с того, что Вы не доказали того, что понятие Владыки Кармы у Рерих противоречит пониманию этого вопроса у Блаватской. Естественно, речь не в названиях, я прекрасно понимаю, что речь о наличии или отсутствии неких сущностей, которые именно руководят кармой. Именно этого нет у Блаватской и именно это Вы предполагаете у Рерих. Так ведь?
Теперь перейдем к выдвижению тезисА, противоположного Вашему и его обоснованию. Я выдвигаю тезис о том, что и у Рерих «Владыки Кармы» понимаются не в этом значении, но именно полностью в схожем с пониманием Блаватской, в частности выраженном в следующих словах:
«Четверо» являются Охранителями человечества и также посредниками Кармы на Земле
Именно такое понимание присутствовало у Рерих при упоминании Владык Кармы. Это лишь посредники Закона на Земле.
Начнем с того, как часто в Учении говорится о Владыках Кармы. Мне удалось найти
только одно место, которое и было приведено в теме:
Действительно, недопустимо пытаться изменить Карму умышленно и насильственно. Владыки Кармы каждое насилие прибавляют к чаше осуждения, но Они могут облегчить Карму там, где усовершенствование и приношение без счета. Так мы облегчаем пути к Огненному Миру, когда хотим сделать как можно лучше. Не нам мерить, что лучше, но сердечное желание уже несет к сиянию врат. Удерживайте каждое мышление от самости, но дайте сердцу влечь вас по пути кратчайшему. Сердце дано как одноподобный магнит к Миру Огненному. Недаром многие сердца тоскуют и на Земле, и в Тонком Мире. Ведь природа сердца огненна, и оно сетует на все препятствия для воссоединения с родной страной. (Мир Огненный ч.2, 137)
Это уже вопрос трактовки, но я понимаю это так, что Владыки Кармы, являясь лишь проводниками, посредниками, не меняют карму, но, видя её течение и переплетения, могут подсказать более лучший вариант развития событий. Не секрет, что действие Закона Кармы многогранно, и одно и то же следствие может реализоваться по-разному. Можно отсрочить наступление следствия, избегая вторичных причин, способствующих его наступлению (и это известно было еще буддистам), можно облегчить следствие, заложив противоположную причину до его наступления, можно ускорить или замедлить наступление следствий. Но всё это имеет смысл тогда, когда ты знаешь об определенных грядущих следствиях и их возможных проявлениях и переплетениях с другими кармическими связями. Поэтому, зная течение кармы, вполне можно этим знанием воспользоваться с пользой, подсказав лучший и кратчайший путь. Но именно об этом и идет речь в случае Владык Кармы, о которых упомянуто в Учении. Именно это есть "облегчение кармы", а ни в коем случае не отмена следствий. Ведь сама возможность отмены кармических следствий означала бы отрицание самого Закона Кармы. Глупо предполагать, что этого не понимали Рерихи. Наоборот, Учение неоднократно утверждает Кармический Закон и говорит о его непреложности. Уже одно это могло бы послужить основанием к поиску верного понимания функции Владык Кармы. Тот же тезис подтверждают Рерихи, когда соглашаются с Безант в трактовке "прощения" грехов Христом в "Эзотерическом Христианстве", тот же тезис они высказывают, когда объясняют действие механизма раскаяния. В обоих случаях нет отмены действия Закона Кармы, но его реализация путем порождения дополнительной причины, дающей необходимое следствие.
Вернемся к цитате. Видимо непонимание вызывают слова "Они могут облегчить Карму
там, где усовершенствование и приношение без счета.". То, что понимается под облегчением кармы, я уже описал выше. Что же понимается под усовершенствованием и приношениями без счета? А вот под этим именно и понимается активная деятельность того, кому "помогают" (т.е. подсказывают, подталкивают на нужное направление,
выбирают для него наилучший из многовариантных сценариев исполнения Кармического Закона), поступки по порождению причин, влекущих наступление благоприятного следствия, противонаправленного неблагоприятному. То же самое Иоанн Креститель обозначает наставлением, даваемым им после крещения: "Сотворите плод, достойный покаяния". Причем речь даже не об одном каком-то поступке, а скорее перед нами описание вектора деятельности человека, который постоянно совершенствуется, творит общее благо постоянно и не считая заслуг. Именно такая ситуация рассматривается как возможная для оказания такому человеку небольшой помощи и поддержки.
Но дополню сказанное еще одной цитатой. На этот раз из дневниковых записей Е.Рерих:
Люди очень полюбили слово карма. В разных частях света они повторяют его, но не желают понять его значения. С легкостью утверждают о творении кармы, но не принимают мер для освобождения от нее. При этом всегда высказывается уверенность, что где-то существуют Владыки кармы, и Они не поленятся изменить даже самую тяжкую карму. Никто не думает, что закон не может быть нарушен без особых усилий с обеих сторон. Человек предпочитает и делом, и помыслом творить карму, а там за горами должны освободить его от самых тяжких последствий. Люди, когда говорят о карме, уподобляются детям. Кто-то должен рассчитаться за их прогулки. Рост кармы не затрудняет людей, но зато они впоследствии умеют жаловаться и негодовать, тем лишь усиливая поток следствий. Среди Наших трудов немалое место занимает сопровождение людей на пути кармы. Мы не можем сказать против закона, но все же готовы в пределах возможности намекнуть, где лучшая тропа. Мыслитель среди своих долгих жизней не уставал предупреждать людей. Многие ощущали Его заботливые касания, но мало кто старался понять Его призывы. Мыслитель очень грустно улыбался, когда слышал людские рассуждения о карме. Иногда Он говорил: Пусть меньше поминают этот закон, но живут чище (02.06.1938).
Разберём эти слова подробно. С одной стороны, данная цитата содержит фразу, которая может быть использована для обоснования позиции, противоположной той, которую я высказал выше, с другой стороны, если понимать контекст и не упираться в употребленные слова, а вникать во вкладываемый смысл, то станет понятно, что именно имеется в виду. О каких словах я говорю?
Это слова «Никто не думает, что закон не может быть нарушен без особых усилий с обеих сторон. Человек». Эти слова могут быть поняты так, что при наличии особых усилий с обеих сторон Закон Кармы может быть нарушен. Я вынужден признать, что слова о нарушении Закона Кармы употреблены тут некорректно. Но оправдать эти слова я хочу тем, что ниже попытаюсь всё же обосновать то, что на самом деле под нарушением Закона Кармы имелось в виду именно его исполнение. Об этом я говорил ранее, и о том же говорят все остальные утверждения приведенной цитаты, четко подтверждая высказанный мною в самом начале тезис. Заметьте, как с упреком говорится о том, что люди, создавшие себе неблагоприятную карму надеются на то, что где-то и кто-то их волшебным образом от неё сможет спасти: «При этом всегда высказывается уверенность, что где-то существуют Владыки кармы, и Они не поленятся изменить даже самую тяжкую карму». Эти слова как раз говорят о ложности взглядов тех, кто считает, что такое возможно. Это есть прямой ответ тем, кто считает, что в Агни-йоге существуют некие Владыки Кармы, по движению волшебной палочки освобождающие от тяжких кармических последствий. Но такие домыслы складывались не на пустом месте, поэтому необходимо понять, что же на самом деле делают Владыки Кармы. А об этом я уже писал выше. И именно в этом смысле слова о нарушении закона тут употреблены некорректно. Но верное понимание следует в дальнейшем тексте цитаты. Владыки именно «сопровождают людей на пути кармы», «намекают, где лучшая тропа», «не устают предупреждать людей», и при этом «не могут сказать против закона», т.е. не могут нарушить Закона Кармы, но лишь действуют в пределах предоставляемых самим законом возможностей «но все же готовы в пределах возможности намекнуть, где лучшая тропа».
Кстати «подсказки» Владык не есть прямое указание и раскрытие кармических механизмов, ведь человек, который живёт готовым не развивается. Учителя дают именно лишь подсказки и намёки. Об этом говорится в Учении:
«Учитель указывает подробности, которые не затрагивают карму, но ведут правильно» (Агни-Йога, 426)
«Учитель знает, какой час лучше. Особое знание нужно, чтоб, не нарушая карму, дать понять течение внешних токов. Указы должны, как стрелы, вокруг цели ложиться, не пронзая середину круга, которая составляет собственность человека. Туман может быть объяснен не незнанием, но заботливостью. Хотим, чтобы вы были успешны, но это возможно лишь при сотрудничестве (Агни-Йога, 432).
«Одним из самых трудных условий Учения будет умение сказать в меру. Сказать так, чтобы дать правильное направление мысли, не вторгаясь в карму. Сказать все значит надеть цепи. Но пробудить устремление и продолжить направление будет задачей Учения. Забота покровительства будет незримо следить за ростом сознания. Как рука во тьме ведет по извилинам улиц, так Учитель полагает Руку на плечо ученика. Не пустота, но настороженность соответствует руководительству. Указ наполняет пространство, но не ударяет по темени. Не для одиночной личности, но для общей эволюции дается Учение. Это луч солнца, благо тому, кто уподобится ловцу света! (Агни-Йога, 642)
Как мы видим, Махатмы вообще предпочитают не затрагивать карму и прибегают к этому лишь в совсем исключительных случаях.
Еще один пример того, как Владыки Кармы могут «вмешиваться» в карму приведен в тексте Учения:
Следствие кармы бывает двух родов: или оно связано лишь со сроком, или оно имеет тяготение к личности. Можно иногда срочную карму переносить на личную, но при обеих нужно не произносить осуждение Учителю. Как можно знать комплекс всех окружающих обстоятельств? Возьмем пример. Можно предвидеть картины будущего для кармы обоих родов, но если внешние обстоятельства берут на себя карму, то это не значит, что нечто, уже зарожденное в пространстве, растворится. Может оно приобретать новые формы, но не должно уничтожиться. Так и здесь психическая энергия, хорошо организованная, может помочь, удерживая срочную карму около личности (Агни-Йога, 391).
Опять же говорится о непреложности кармы, невозможности простого аннулирования следствия, порожденного причинами.
Учение также говорит еще об одном виде вмешательства в карму – взятии следствия на себя. Это, опять же, не предполагает аннулирование следствия, т.е. нарушения Закона Кармы:
Учение об Искупителях имеет приложение во всем сущем. Истинно, как можно влиять и приближаться через терафимы, так же можно через сознание принимать на себя чужую карму. При малых опытах замечаете, как удавалось переносить на себя чужую боль, когда это касалось области нервов. Так же точно можно принимать на себя следствия чужой кармы. Можно, наконец, принять карму коллектива, так название Искупителя не будет суеверием. Лишь требуется при этом понимание целесообразности принятия.
Карма представляет самое сложное явление. От случайности действия до основы побуждений все многообразно и многоцветно. Надо твердо оценить, когда возможно и полезно вмешаться в чужую карму. Но можно представить, когда будет случай самоотверженного и полезного вмешательства в судьбу чужую. По огням можно судить о целесообразности вмешательства. Огни лучшие показатели для решения, в них внутреннее сознание сочетается с пространственным, и ничто не дает подобной жизненности при понимании окружающих условий, как разноцветные вехи огней. Видите, как отвлеченные понятия Искупителей и Пространственного Огня становятся реальностью! (Агни-Йога, 417)
Даже если разобрать момент с некорректной и выбивающейся из контекста на мой взгляд фразой о «нарушении закона», то придем к тому, что речь идет вовсе не о нарушении. «Никто не думает, что закон не может быть нарушен без особых усилий с обеих сторон». Стало быть, для «нарушения» должны быть приложены особые усилия – активные действия, как со стороны человека, так и Владыки Кармы. Но в чем могут проявляться эти активные действия? А об этом уже было написано выше и в том числе в приведенном фрагменте. Со стороны Владыки Кармы это подсказка лучшего из вариантов развития кармы, а со стороны человека это деятельное раскаяние, совершение действий порождающих причины, влекущие следствия, противоположные еще не наступившему негативному следствию. Но именно такие действия человека ведь не есть никакое нарушение Закона Кармы, но наоборот действие полностью в его рамках. Это и есть то проявление свободной воли, которое может «откорректировать» карму (на самом деле изменить (не отменить) конкретное кармическое следствие, путем заложения соответствующих кармических причин, не нарушая действия кармического закона в целом). Со своей стороны Учитель может подсказать нужные поступки или даже вообще принять на себя часть кармы ученика, если сочтет это целесообразным. Как видим, эти усилия с обеих сторон не есть никакое нарушение, но исполнение Закона.
«Подобно поступку, раскаяние есть действие. И это действие имеет последствия, которые могут уравновесить последствия проступка. Будда говорил: "Если содеявший зло человек осознает свою ошибку, раскается и будет делать добро, сила наказания истощится постепенно, подобно болезни, постепенно теряющей свое губительное воздействие по мере испарины больного" (Сутра 42 чл.).
Карма есть мысль, потому качество мышления может изменить и даже совершенно освободить человека от воздействия кармы. Если бы поступки всегда нагромождались один на другой, человек был бы заключен в свою карму, как в заклятый круг. Но уча, что существует состояние сознания, которое может уничтожить воздействие содеянных поступков, Будда указывал возможность прекращения страданий мира. Воля и энергия - властители кармы. Из всего сказанного ясно, что закон кармы и закон перевоплощения неделимы, ибо один является логическим следствием другого» («Основы Буддизма» Е.И. Рерих).
О той же свободе воли и «вмешателсьтве» в карму говорится и в Учении:
«Урусвати знает, что свободная воля даже с Кармой состязается. Можно перечесть случаи, когда воля вносила изменения Кармы. Говорят, что так называемое раскаяние представляет мощную энергию, но лучше назвать это состояние полным осознанием. Человек прежде всего должен знать, где и почему он должен найти новое достижение. Нужно настаивать на полном осознании, ибо лишь самая заостренная воля может дать поворот пути. Много шатаний, много слабых проблесков мысли, но они не повернут ключ судьбы.
Некоторые верования предписывают, чтобы люди сообщали другим о своих поступках. Нет сомнения, что такие исповеди имеют значение в образовании личного сознания, но это будет лишь первичной ступенью. Нужно приготовить себя, чтобы оценка была самостоятельна для себя. Человек стоит перед Руководителем и должен сам понять, что имеет особо положительное или отрицательное значение в нем самом. Только сам человек может осознать источник своих действий.
После наблюдения за всею последовательностью действий можно решить о причине и следствии. Так можно самостоятельно приготовиться к следующим испытаниям. Кому-то потребуются долгие сроки сна и воспоминаний, но для других можно немедленно приступить к приготовлению дальнейшего пути.
Мыслитель говорил: «Не будем тратить времени напрасно» (Надземное, 260).
Таково понимание вмешательства в карму и Владык Кармы в Агни-йоге.