http://www.infoshos.ru/?idn=4760
01.09.2009 13:47
[center]
Московский "остров сокровищ" с Востока[/center]
Этот удивительный музей был создан, чтобы сделать более понятным в России Восток с его огромным пластом культуры. В экспозиции представлены творения замечательных мастеров Дальнего, Среднего и Ближнего Востока, Центральной и Юго-Восточной Азии, а также региона Кавказа. Государственный музей искусства народов Востока, расположенный в центре Москвы, за время своей активной жизни (век уж скоро - создан в 1918 году) превратился в один из крупнейших культурно-просветительских центров. Здесь собрано, как говорят музейные работники, 160000 "единиц хранения". Многие из них - безусловные шедевры. Указом Президента музей отнесен к особо ценным объектам культурного наследия России.
... Здесь глаза "разбегаются", а сердце начинает биться учащенно, как бывает при встрече с дивом. В стенах этого уникального музея счастливо живут, трепетно охраняются и постоянно множатся сокровища Востока, представленные в экспозициях, посвященных искусству Китая, Японии, Кореи, стран Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Бирма, Лаос, Таиланд, Камбоджа, Индонезия). Музей радует также шедеврами, созданными талантом народов Северного Кавказа и Закавказья, здесь можно увидеть художественные сокровища мастеров Ирана, Индии, региона Центральной Азии. Невозможно не восхититься искусством Бурятии, Монголии, Тибета, народов Севера. Отдельной экспозицией представлены "Живопись Закавказья и Средней Азии (XIX в. - 1 пол. ХХ в)", а также "Творчество Н.К. и С.Н.Рерихов".
Переступаешь порог и - попадаешь в чарующую атмосферу вечной красоты, будоражащей мысли и чувства. Проходишь один зал за другим и не знаешь, чем восхищаться больше. Вот уникальные образцы древней и средневековой скульптуры, классической и современной живописи. Невозможно оторвать глаз от произведений мастеров художественного лака, бесподобных текстильных и ювелирных изделий. Резьба по дереву и кости, образцы миниатюрной скульптуры, сказочно инкрустированное оружие, различные предметы быта: кто-то когда-то все это держал в руках... Вот оно, послание из далекого прошлого, вот она - живая связь времен...
Одна из самых интереснейших и больших экспозиций в музее - Искусство Китая. История Китая отличается удивительной стойкостью и непрерывностью преемственности культурных традиций. Экспозиция в московском Музее Востока, которую мне посчастливилось увидеть, отражает, конечно, только часть из 20 тысяч предметов, входящих в коллекцию, однако позволяет представить развитие китайского искусства в разрезе истории.
Увиденные экспонаты помогли мне немного разобраться в культуре великого народа. В Китае издревле сформировалось особое мировоззрение, в основе которого лежит дуалистическая концепция бытия. Китайцы уверены, что гармонию Вселенной создавали женская и мужская ее ипостаси - Инь и Ян, Земля и Небо. Это они представляют две фундаментальные силы, гармонизирующие мир путем своего взаимодействия. Воплощение образа взаимодействия в искусстве этого народа стал образ дракона с "пламенеющей жемчужиной", а также причудливое сочетание геометрических фигур, более всего - круга и квадрата. Идею гармоничного состояния мира олицетворяют также узор лэйвэнь (напоминает античный меандр) и восемь триграмм багуа (комбинации прерывистых и непрерывных линий). Эти декоративные элементы можно увидеть на бронзовых и каменных сосудах, изготовленных китайскими мастерами.
В разделе, посвященном искусству периода Хань, мое внимание привлекли произведения погребальной пластики и образцы ранней керамики с зеленоватой поливой. Во истину уникальное произведение - терракотовая голова даосского святого с трехлапой жабой на темени. Рядом представлена буддийская скульптура из бронзы, донесшая до нас аромат IY века. Это - период, когда складывался буддийский канон в Китае. В бронзовых экспонатах еще видна неуверенность руки мастера, чувствуется его художнический поиск, что-то свежее, незаконченное...
Буддийские скульптуры можно также увидеть и в других залах, скажем, там, где представлено искусство Японии, Бурятии, Монголии. Но все они отличаются, имеют очевидную индивидуальность. Каждый этнос, сотворяя скульптуры Будды, наделял их особыми чертами, вкладывал свою ментальность, свои представления о высшей силе мира, о прекрасном.
Огромное впечатление у меня оставил раздел, посвященный искусству народов Центральной Азии. Пестрые цвета узбекских сюзане и хан-атласа, замысловатые "говорящие" узоры вышивки, тонкой резьбы, гравировки притягивают взгляд. С наибольшей выразительностью эстетические идеалы казахов и киргизов проявились в художественном оформлении интерьера традиционного жилища - юрты кочевников. Здесь всегда органично сочетались различные виды искусства - ковроткачество и вышивка, художественная металлообработка, керамика и резьба по дереву.
Туркменские ковры - признанное чудо из чудес, они снискали мировую славу. Между тем ковры и ковровые изделия изготовлялись в центральноазиатском регионе повсеместно и ценились высоко - за бесподобное качество, оригинальную композицию орнаментов, изысканный колорит. Ковры использовались в дни торжеств и в повседневной жизни, ими заменяли мебель и утварь, застилали полы домов, юрт и мечетей, на них молились. Шедевром туркменского ковроткачества искусствоведы признали небольшой коврик "энси" для украшения лошади, сотканный в XVIII веке мастером-текинцем, представителем одного из туркменских племен.
Нельзя не упомянуть о бесподобной красоте вышивок. Это - древнейший и самый массовый вид искусства, возможности которого бесконечны. Можно только восхищаться неудержимой фантазией мастеров иглы. В Киргизии и Казахстане, странах, где преобладали скотоводы, вышивали по коже, войлоку и сукну. В быту земледельцев – таджиков и узбеков - получило широкое распространение крупная декоративная вышивка - сузане. Известными центрами, где изготовлялись сузане, были Бухара, Самарканд, Шахрисабз, Нурата, Ташкент, Ура-Тюбе.
В разделе музейной экспозиции, посвященном Узбекистану, представлены свадебные покрывала разных ремесленных центров, показаны образцы художественного текстиля. Покрывала с "размытыми" узорами - икаты, шелковые или полушелковые ткани, окрашенные оригинальным способом, а также - полосатые ткани бекасабы, остаются традиционными и в наши дни, широко производятся как ручным, так и фабричным способом.. Из живописных шелков хан-атласа и сегодня шьют национальные женские платья, а мастера моды конструируют художественные шедевры одежды.
Наибольший интерес в центральноазиатской экспозиции вызывают национальные наряды и ювелирные изделия. Самым полным одеянием считается свадебное убранство. В старину оно было многосложным, состояло из наголовных, налобных украшений, височных и накосных подвесок, парных браслетов, перстней и нашивных амулетов. Все они - изысканы и будто источают энергетику тех, кто их носил.
В XIX веке были очень широко распространены изделия из серебра, и мастера, соперничая, придумывали множество видов изделий. В музее представлены работы одного из лучших среднеазиатских мастеров - Заргара. Этот ювелир превосходно владел разнообразными декоративными и техническими приемами, используя позолоту и чернь, зернь и резьбу, гравировку и штамп, чеканку и инкрустацию цветными вставками. И сегодня на его работы смотришь, затаив дыхание.
В узбекской экспозиции представлены также все типичные формы художественного металла: афтаба - кувшин для воды с высоким горлом, чойдиш - сосуд для кипячения воды, пузатые чайники для заварки, роскошные приборы для умывания, чилимы – туркестанские кальяны. Вода для питья подавалась в специальных кувшинах в виде уточки - урдак. Парадная посуда изготовлялась из бронзы и латуни, покрывалась изящной гравировкой в виде растительных узоров. По характеру орнаментации можно определить место производства изделия; иногда на литой, красиво изогнутой ручке удается различить дату изготовления сосуда или имя мастера.
Наряду с постоянными экспозициями в музее регулярно проводятся выставки произведений видных российских и зарубежных деятелей культуры, на одну из которых мне и посчастливилось попасть. Это была широкая экспозиция, представляющая мастеров Кавказа. Кавказ с глубокой древности служил своеобразным мостом, соединявшим Европу и Азию. Здесь складывались государства, оставившие заметный след в мировой истории. В период средневековья кавказский регион оказался на стыке христианского и мусульманского миров. Я думаю, что именно этим можно объяснить разнообразие стилей представленных экспонатов.
Я увидела ювелирные украшения, оружие, медную и глиняную посуду, детали одежды, вышивки, различные ковры и войлоки. Художественная обработка металла - традиционный вид искусства народов Кавказа. При создании изделий из металла мастера использовали сочетание разнообразных техник - ковки, чеканки, гравировки, штампа, черни, инкрустации, золочения. Эти изделия абсолютно оригинальны. Ножны, рукояти кинжалов и шашек, стволы пистолетов - предмет гордости кавказца, и они всегда украшались тонким гравированным орнаментом, золотой насечкой, чернью и золочением. Мастера старались на века...
Музей прекрасно выполняет свою задачу, делая Восток более понятным, через искусство. Сюда можно приходить каждый день, и все равно не охватишь весь тот огромный, великолепно гармонизированный мир искусства, собранный под его сводами, не постигнешь враз и той великой идеи, ради которой создан музей - заполнить знаниями еще одну лакуну, сблизить Восток и Запад. Однако четко осознаешь лишний раз, насколько велик, богат и великолепен этот мир. Несмотря на свою мизерность в нем, у человека возникает естественное желание оставить свой след на челе Вечности. Наиболее талантливым это удается ...