Статья на обсуждение: «От Взвара до Извары»

Рериховское Движение, Держава Рерихов, Живая Этика.
Ответить
V.S.

Статья на обсуждение: «От Взвара до Извары»

Сообщение V.S. »

На сайте «Пешком в историю» появилась такая статья:
[center]ОТ ВЗВАРА ДО ИЗВАРЫ[/center]
Большинство географических названий утеряло свой смысл и воспринимается как знак, указывающий на тот или иной объект. Обычно приходится проводить изыскания, чтобы восстановить первоначальное значение географического имени, однако это далеко не всегда удается. Бессмысленных названий не бывает, так как в своей массе они рождались в народе. Народ точно и метко давал названия, исходя из каких-то признаков и в то время, когда появилась потребность в названии. Поэтому можно утверждать, что каждое географическое имя обладает какой-то информацией, ощутимой и сегодня или уже давным-давно потерянной. Она может указывать на особенности, нести социально-экономическую или религиозную нагрузку, напоминать об историческом прошлом.
Исчезли авторы названий, мертвы их языки, нет источников для восстановления смыслового содержания, но они сохранились в качестве собственных слов, пройдя через тысячелетия бурной человеческой истории, как ее нерукотворные памятники.
Возникает множество споров и вопросов по происхождению названия населенного пункта Извара Волосовского района Ленинградской области. За свою историю усадьба сменила множество хозяев. Извара известна тем, что в ней проживал наш знаменитый земляк Николай Константинович Рерих - художник, философ, историк, путешественник и археолог. Летние и зимние каникулы семья Рерихов проводила в загородном поместье Извара, в 55 милях к юго-западу от Санкт-Петербурга, неподалеку от деревни Волосово. "Все особенное, приятное и запоминающееся связано с летними месяцами, проведенными в Изваре", - скажет впоследствии Николай Рерих.
Мать художника Мария Васильевна. Урожденная Калашникова, купила имение Извара в 1872 году и владела им до 1900 года. Двадцать шесть лет жизни Н.К.Рериха были связаны с этим местом. Его прежний владелец, граф Семен Воронцов, бывший русским посланником при королевских дворах в Лондоне и Вене в период правления Екатерины Великой и царя Павла I, назвал поместье "Извара", вернувшись из путешествия по Индии. В переводе с санскрита это слово означает "Бог" или "Божественный Дух". Но это всего лишь предание. Это толкование бытует и поныне, хотя в справочнике 1974 года отмечалось, что, по мнению специалистов-филологов, слово следует относить к группе слов прибалтийско-финского происхождения, и оно может быть переведено как «большие холмы». Документы первой половины 18 века неопровержимо доказывают, что к путешествию Воронцова, как и к индусскому радже ее название не имеет никакого отношения.
И во многих очерках и листах дневника Извара и Индия у Николая Константиновича оказываются связанными как самим названием «от индусского слова «Исвара» (Господь, Всевышний), так и несомненными историческими фактами разнообразных связей России и далекой и загадочной Индии. Показательно в этом смысле последнее упоминание Николая Константиновича о любимых местах детства и юности в 1947 году в письме к И.Э. Грабарю, за несколько месяцев до ухода из жизни: «Не слыхал ли ты об одном любопытном обстоятельстве? Верстах в десяти от нашего бывшего поместья «Извара»… было именье «Яблоницы» - в нем при Екатерине жил индусский раджа. Говоривший мне сказал, что сам видел остатки могульского парка. Покойный Тагор очень заинтересовался этим и даже просил, нет ли каких-нибудь местных воспоминаний.… Иногда ищем далеко, а оно совсем близко.… Если приглядеться, немало русских побывало в Индии и индусов на Руси... Ну да все найдется!».
Название Извара требует иного толкования, чем дает ему Н.К.Рерих. В писцовой книге Вотской пятины 1500 года в числе населенных пунктов, относящихся к Покровскому Озерецкому погосту. Названа деревня Взвар, а также села Озерца, Лемовжа и Заполье, относившиеся к имению Извара в 18-19 веках. Толковые словари изъясняют слово «взвар», как напиток из фруктов, меда, мяса. Возможно жители этой местности в давние времена держали пасеку и варили на медовой основе из плодов напиток, называемый взвар. Это название и закрепилось за деревней.
Многие даже не подозревают, что Извар в Ленобласти две. Кроме растиражированной рериховской, существует еще и очаровательная деревенька Извара в верховьях реки Воронки. Дорога от Лопухинки на Савольщину пересекает Воронку, с одной стороны - разлив реки с большим количеством донных родников и живописным валуном в воде. С другой стороны дамбы (река течет в трубе) - мощный разлив, поросший камышом, полный «пиявиц и кикимор». По ночам оттуда выходят русалки и тревожат солдатиков из ближней военной части.
В расшифровке географических названий не все следует считать бесспорным.

«Даже самое удачное толкование истории слова может быть пересмотрено, как только найдутся новые данные. Ничего страшного в этом нет»
Л.Успенский
V.S.

Сообщение V.S. »

Многие даже не подозревают, что Извар в Ленобласти две.
Карта части Ломоносовского района, где можно увидеть (в самом низу карты) вторую Извару: http://leningrad-oblast.ru/map487148_0_0.htm
Фрагмент карты с Изварой:
Вложения
Извара Ломоносовского района Лен. обл..jpg
Извара Ломоносовского района Лен. обл..jpg (52.15 КБ) 3990 просмотров
Ответить