Ziatz писал(а):Есть неплохая книга Фулканелли "Тайны готических соборов". Правда, её очень хвалят традиционалисты, т.е. движение, враждебное теософии (и тем более АЙ). Но сам Фулканелли, может быть, и не имел отношения к этому.
Бегло просмотрел первую часть этого неплохого труда. Отмечу наиболее интересные моменты:
Фулканелли писал(а): За редким исключением, готические церкви построены в форме латинского креста. Но, крест — это алхимический символ горнила, испытания (creuset), раньше его называли сrusоl crueible, и croiset, а по латыни crucibilum, т.е. корень сruccrucis, croix (крест), как пишет Дюканж.
В горниле первичная материя терпит мучения и умирает, чтобы возродиться очищенной, одухотворенной. Это отражено в народном языке: нести свой крест, проходить горнило.
…
Крест — очень древний символ, употребляющийся во все времена, во всех религиях, всеми народами, и было бы неверным расценивать его, как специальный символ христианства, как это убедительно показывает аббат Ансо.
Крест.
Фулканелли писал(а): Мы даже считаем, что форма больших религиозных сооружений Средневековья, с присоединенной к хорам полукруглой или эллиптической абсидой, скорее напоминает другой символ, египетский анх, выражающий Универсальную жизнь, скрытую в вещах.
Анх.
Фулканелли писал(а): Абсиды всех церквей повернуты к юго-востоку, фасады - к северо-западу, трансепты, составляющие плечи креста, направлены с северо-востока на юго-запад. Эта нигде не нарушаемая ориентация рассчитана таким образом, что люди, входящие в храм с Запада, идут к алтарю и при этом их лица обращены в сторону восходящего солнца, к Востоку, к Палестине, колыбели христианства. Они покидают мрак и идут к свету.
Ориентация входов и самой постройки по сторонам света.
Фулканелли писал(а):В следствие этого расположения из трех орнаментов в виде мозаики, украшающих трансепты и главный вход, одна никогда не освещается солнцем; это северная роза, она расположена на фасаде левого трансепта. Другая роза сверкает под лучами полуденного солнца; это южная роза, расположенная на краю правого трансепта. Последняя освещается лучами заходящего солнца; эта большая роза на портале, своим размером и сиянием она превосходит боковые. Таким образом, на фронтонах готических соборов представлены все цвета Творчества, следующие в круговом процессе, идущим от тьмы, представленной отсутствием света и черным цветом; к законченности красного цвета, проходя через белый, который представлен как средний между черным и красным.
Символичное расположение розеток-барельефов на фронтонах здания в зависимости от положения к сторонам света.
……
Всё это, конечно, правильно и нужно учесть. Только нам нужно опираться на символику Агни Йоги и Теософии. В больших строениях много возможностей для выражения числовых символов, как-то количество ступеней, колон, порталов и т.д. и т.п.
В дневниках ЕИР есть описание храма на Белухе, который планировался для Звенигорода:
Дневники ЕИР писал(а): 17.IX.1924.
— Как залог Х[рама] на Б[елухе], поговорим о его строении. Вначале не надо больших размеров. Материал – дерево или камень. Двери открываются снаружи – внутри двери вдвинуты в стену. Входите в притвор, узкое помещение ведет в главный х[рам]. Свет верхний, стены приготовлены, чтоб постепенно быть украшенными. По бокам два длинных стола для знания. Перед входом переборка раздвижная, уходящая в стену. За ней помещение, как А., полусферическое. Четыре окна, между ними стенные шкафы так, чтобы отодвинутая дверь закрыла бы окно. Шкафы заключают памятные изображения. Посредине А[лтаря]* стена, покрыта листом чистого, полированного серебра, которое обычно закрыто белым холстом. В А[лтаре] стоит походный стол, который, когда следует, покрывается лиловой тканью. На него возлагается ковчег и предметы, которые будут указаны. По стенам скамьи характера русско-романского. Этот стиль пригоден.
По бокам главного помещения справа храм Матери Мира, слева хранилище достижений. Можно в храме Матери Мира применить кедр и кипарис. Можно украсить стены живописью, причем, вспоминая подвиги, можно уделить место птицам и растениям – на картинах. Пол надо укрыть циновками. Надо показать красоту простых материалов, собранных изысканно. Золото и драгоценные камни не нужны. Можно собрать туземные, чистые руды, из них сложим пол. Надо избежать ненужных подвалов, также пыльных чердаков. Остальное принесете руками.
— Можно ли на стенах А[лтаря] поместить изображения Восточных Учитилей?
— Можно. Первый Неведомый Учитель, Моисей, Соломон, Будда, Христос, Магомет и еще один, но когда человеческое сознание расширится. После можно показать всё значение храма, но раньше как храма знания.
— Я вижу храм, посвященный С[вятому] С[ергию].
— Конечно, внизу. Но на семи тысячах футов [2000 м] надо это строение. Лучше небольшой, вместимостью около двухсот человек. Не забудьте музыку.
— Со временем я вижу целый оркестр.
— Конечно. Все же будет создать такой храм. Можно очень легко.
* Алтарь (лат. altaria, от altus - высокий) – жертвенник, а также важнейшая часть христианского храма. А. на открытом воздухе, первоначально земляные или каменные, в Древней Греции и Древнем Риме приобретали характер грандиозных сооружений, отделанных мрамором с рельефами (пергамский А., около 180 до н. э., Античное собрание, Берлин). В христианском культе, заменившем кровавые жертвоприношения символическими, А. начали называть стол в храме, на котором совершалось "таинство превращения хлеба и вина в тело и кровь Христа". Христианские А. украшались, кроме скульптуры, золотом и драгоценными камнями (А. церкви Сант-Амброджо в Милане, 824-859). В католическом храме название А. перешло и на воздвигавшуюся на нём или за ним декоративную стенку, обычно с живописью и скульптурой (А. работы Донателло в церкви Сант-Антонио в Падуе, 1446-50). С 8 в. появились переносные А. - складни с живописью на створках. Позднее живописные А. выполнялись для храмов и достигали больших размеров (А. братьев ван Эйк, оконченный в 1432, для церкви святого Бавона, Гент). В обиходе А. называют всю восточную часть храма, отделённую алтарной преградой, а в православном храме (где стол для таинства именовался "престолом")-иконостасом (с начала 15 в.). (Большая советская энциклопедия).