Диссертация на тему РД (взгляд со стороны науки)

Рериховское Движение, Держава Рерихов, Живая Этика.
Ответить
Андрей Пузиков
Сообщения: 1361
Зарегистрирован: 12 мар 2007, 13:39
Откуда: Калининград
Контактная информация:

Диссертация на тему РД (взгляд со стороны науки)

Сообщение Андрей Пузиков »

СИМАНЖЕНКОВА Татьяна Карловна

Движение последователей Рерихов в современной России
(философские истоки и тенденции эволюции)

Специальность 09.00.13 – религиоведение, философская антропология, философия культуры

АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата философских наук

Омск – 2006
Работа выполнена на кафедре философии Сибирского государственного технологического университета (г. Красноярск).


Научный руководитель: доктор философских наук, профессор
Григорьева Людмила Ильинична


Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор
Денисова Любовь Владиленовна;

доктор философских наук, профессор
Кудашов Вячеслав Иванович



Ведущая организация: Красноярский государственный университет


Защита состоится 2 ноября 2006 г. в 16 часов на заседании диссертационного совета Д 212. 177.03 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук в Омском государственном педагогическом университете по адресу: 644099, Омск, наб. Тухачевского, 14, ауд.212.



С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Омского государственного педагогического университета.


Автореферат разослан 2 октября 2006 г.


Ученый секретарь
диссертационного совета
кандидат философских наук, доцент Карпова Л.М.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Для современного российского человека, живущего в период глубоких общественных и личных потрясений, на развалинах прежней системы ценностей, решение вопроса, как и для чего жить, связано с возможностью реального выживания и обретения внутренней устойчивости в катастрофическом мире. При этом традиционные религии, к которым обращается большинство человечества, хотя и имеют ряд преимуществ, однако полностью не удовлетворяют современное сознание. Отсюда рост нетрадиционной религиозности и огромный интерес к новым духовным течениям различных направлений.
Возникшие в период тотальной ломки прежней социально – государственной системы, выражая духовный кризис общества в целом, новые религиозные движения (НРД) в значительной степени отражают сложные и неоднозначные поиски россиян в сфере духовной самоидентификации. Если на первом этапе этот процесс определялся в значительной степени ориентацией на систему западных ценностей либеральной рыночной модели общественного устройства и соответствующих ей модификаций протестантизма, то в последние годы все более актуальными становятся разнообразные формы движения «Нью Эйдж» или «Новой Эры». Особое место среди них занимают возникшие непосредственно на российской почве теософские, эклектические мистико – оккультные движения, декларирующие специфический неправославный «русский традиционализм». Наиболее заметным в этом спектре является движение последователей Рерихов.
Несмотря на то, что это движение является одним из старейших возникших на отечественной почве модификаций «Новой Эры», активно обсуждаемых и дискутируемых, его научный анализ до сегодняшнего дня не был произведен в полной мере. Необходимость полномасштабного исследования указанного феномена связана, прежде всего, с тем, что за единым и условным названием в действительности скрывается целый ряд качественно разнородных объединений, течений, групп. Все они, апеллирующие к культурному, духовному и мистическому наследию четы Рерихов, в своих конкретных доктринальных положениях, культовой и социальной практике достаточно сильно различаются между собой. В современной России целостного «рериховского движения» не существует. Огромный спектр разнообразных культурологических, неомистических, вплоть до откровенно оккультных движений и объединений, провозглашающих ориентацию на учение Рерихов, является объектом данного исследования.
Таким образом, актуальность представленной темы обусловливается насущной необходимостью предметного исследования конкретных форм, структур и объединений последователей учения Рерихов в современной России, проведения социально – философского анализа их доктрин, особенностей культовой практики, социальной позиции, роли и места в широком спектре неорелигиозных феноменов современного российского общества.
Степень разработанности проблемы. Первые отечественные научные исследования, связанные с именами и творческим наследием Н.К. Рериха и Е.И. Рерих относятся к середине 70-х годов ХХ века. Эти работы были посвящены, прежде всего, художественному творчеству Н.К. Рериха, тогда как философские, культурологические, религиозные и теософские идеи супружеской четы Рерихов в этот период практически не рассматривались или отодвигались на второй план. С начала 80-х годов, все больше внимания уделяется философским взглядам Н.К.Рериха, прежде всего в социокультурных и идейно-общетеоретических аспектах. Этим проблемы рассматривались в исследованиях В.П. Князевой, В.Ф. Беликова, Е.И. Поляковой, А.Д. Алехина, Ю.М. Ключникова, Е.П. Маточкина. С 90-х годов появляется ряд публикаций и диссертационных исследований, анализирующих различные аспекты учения «Живой Этики» - одного из центральных религиозно – мистических произведений указанных авторов. Анализу их философско-исторических и социально-философских концепций были посвящены диссертационные и иные научные исследования С.Р. Аблеева, Н.Е. Самохиной, В.В. Волкова, Д.А. Шарова, философско-педагогическим – Н.Д. Лащенко, этическим – Е.А.Трофимовой. Специальное исследование, в котором учение рассматривается с точки зрения анализа содержания и особенностей эзотерических доктрин, проведено Е.В. Зориной.
Отдельным аспектам учения «Живой Этики» посвящены статьи философов Л.М. Гиндилиса, В.В. Фролова, В. Мантатова, Е.А. Трофимова, Е.Л. Митюгова.
Среди отечественных исследований посвященных описанию и изучению феномена новых религиозных движений (НРД) в целом можно выделить труды Л.И. Григорьевой, Л.Н. Митрохина, М.П. Мчедлова, М.А. Трофимчука, Т.А. Бажан, Е.Г. Балагушина, А.А. Красикова, В.И. Гараджи.
В общем контексте проблем новейших форм религиозности отдельно рассматривался и аспект «эзотеризма», в качестве философско-исторического феномена и в его связи с проблемами духовно-мистических и религиозных исканий в работах А. Дугина, Ю.В. Курносова, Л.В. Скворцова, Е.В. Зориной, Л.В. Фесенковой, В.М. Розина, Ю.В. Хена, Б.З. Фаликова.
Одной из первых попыток религиоведческого исследования движения последователей учения Рерихов стали публикации С.Б. Филатова и Р.Н. Лункина.
Теологический подход представлен в трудах известного религиозного философа диакона Андрея Кураева, который относит учение к религиозным доктринам, а движение к «тоталитарным сектам». Его позицию разделяют и другие авторы, представляющие православную и светскую критику ньюэйджевских неорелигиозных объединений: Н.Кривельская, А. Новопашин, И. Понкин и некоторые другие.
При всей безусловной оригинальности и достоинствах названных работ, явно просматривается фрагментарность и незавершенность исследования рериховского движения как социального, религиозного и духовного феномена российской действительности рубежа ХХ – ХХI вв.
Проблема исследования обусловлена необходимостью комплексного исследования историко-культурных корней и конкретных качественно различных форм течений, направлений, объединений и групп последователей Рерихов в современной России.
Целью исследования является определение, в рамках комплексного религиоведческого анализа, сущности, особенностей, структуры, источников, функций культурно-исторического и неорелигиозного феномена движения последователей Рерихов; выявление специфических механизмов возникновения, дробления, функционирования различных по форме и содержанию движений, объединений и групп рассматриваемого направления, особенностей их воздействия на социокультурную среду в современной России.
Задачи исследования:
- определить предпосылки возникновения, особенности формирования и развития рериховского движения как историко –культурного и религиозно –мистического феномена;
- раскрыть содержание системы ценностей и особенности ее проявления в конкретных социальных формах, присущих данному движению в целом и его отдельным течениям и направлениям;
- рассмотреть этапы эволюции движения, их связь с процессами, происходящими в политической и социальной жизни российского общества на рубеже ХХ –ХХI вв.;
- проанализировать содержание концепций и доктрин, особенности религиозно – мистической, культовой практики, социальной деятельности, обособленных течений, объединений и групп последователей учения Рерихов в современной России.
- показать соотношение различных уровней и компонентов учения рериховских неорелигиозных объединений с универсалистскими доктринальными положениями и концепциями движения «Новой Эры»;
-разработать новую классификацию религиозно – мистических и оккультных течений, возникших в России на рубеже ХХ – ХХI веков, существующих в рамках единого, но многоаспектного движения последователей учения Рерихов, выявить и обосновать общее и особенное в вероучительной, культовой и организационной системах.
- выявить тенденции и перспективы эволюции рериховских течений и объединений в современной России.
Андрей Пузиков
Сообщения: 1361
Зарегистрирован: 12 мар 2007, 13:39
Откуда: Калининград
Контактная информация:

Сообщение Андрей Пузиков »

Теоретико-методологическая основа исследования
Методологическую основу данного исследования составляет, прежде всего, диалектический подход, предполагающий раскрытие динамики развития феномена рериховского движения в социокультурном контексте. Он включает в себя принцип историзма, позволяющий провести анализ становления, развития, трансформации исследуемого феномена. Принцип объективности дает возможность избежать искажения идей при оценке данного явления. Объективность и аксиологическая нейтральность автора как ученого-исследователя диалектически взаимодополняются субъективным погружением в исследуемый материал. Воздерживаясь от оценочных позиций критики или апологии исследуемого феномена, автор, тем не менее, стремится дополнить объективность философского анализа субъективно-герменевтической интерпретацией. Постклассические каноны и критерии научности, предполагающие диалектическое единство субъекта и объекта познания допускают исследовательскую «неотстраненность» от объекта изучения, что способствует более глубокому эвристическому его постижению. Принцип системности, в соответствии с которым исследуемое явление рассматривается автором в трех основных аспектах – функциональном, структурном и эволюционном.
Кроме того, применительно к рассматриваемой теме использовались элементы универсальных логических процедур познания: индукции и дедукции, анализа и синтеза, системности. Сравнительно-исторический метод позволяет рассмотреть изучаемую проблему в ее конкретно-исторической обусловленности и развитии.
Научная новизна исследования:
В представленной диссертации впервые
- проведено комплексное философское исследование движения Рерихов в философско – культурологическом и религиозно – мистическом аспектах; выявлены особенности трансформации его концептуального содержания в вероучительных доктринах различных течений, объединений и групп движения последователей Рерихов. Определено, что данное движение является проекцией и логическим продолжением общемировых процессов НРД, но имеет ярко выраженные национальные черты, связанные с социально-политическими особенностями развития России в период социально-культурных кризисов и наличием богоискательской среды, нуждающейся в новых религиозных и духовных ориентирах.
- раскрыто многоаспектное содержание системы ценностей культурологического, мировоззренческого, религиозно – мистического компонентов учения Н.К. и Е.И. Рерих. На современном этапе оно может интерпретироваться и в качестве особого идеологического направления, и как новая мировоззренческая концепция, и как религиозно – мистическое и как оккультно – мистическое течение, центральным ядром которого является религиозно-философское учение, являющееся по сути продолжением и развитием идей теософии, с ее неоориентализмом и доминирующим универсализмом вероучения.
- рассмотрены основные этапы эволюции движения последователей учения Рерихов в советской и постсоветской России: первый (1920-1975) связан с общественной, политической деятельностью семьи Рерихов и носил международной характер; второй (1976-1990) связан с легализацией рериховского движения в стране, в результате перестроечных процессов, происходящих в СССР; третий (1991-2004) связан с распадом движения на течения и группы, развивающих различные аспекты учения Рерихов.
-проанализировано содержание качественно различных концепций, интерпретаций, доктрин, особенностей религиозно – мистической, культовой практики и социальной деятельности обособленных течений, объединений, групп последователей учения Рерихов в современной России. На основании проведенного анализа автором выделяются три основных течения: 1.организации и общества, имеющие культурологическую, культурно-просветительскую и научно-педагогическую направленность; 2. организации и общества, для которых учение является идейно-мировоззренческой базой, а сфера деятельности значительно расширяется и включает решение конкретных социально – гуманистических задач; 3. организации и общества, деятельность которых направлена на изучение теософско – мистического аспекта учения Рерихов, исследование и применение оккультных практик, изложенных в учении и созданных непосредственно лидерами данных течений.
- показано соотношение различных уровней и компонентов учения рериховских неорелигиозных объединений с универсалистскими доктринальными положениями и концепциями движения «Новой Эры». Помимо собственно организаций последователей Рерихов, как правило с одноименными названиями, занимающихся зачастую культурологической и просветительско – гуманистической деятельностью, исследователем были выявлены многочисленные неорелигиозные течения, в названиях которых имена Рерихов не отражаются, но в содержании вероучений, культовой практике и социальной деятельности которых обнаруживается непосредственная апелляция к именам и мистико – религиозному компоненту учения Рерихов. Ядром неорелигиозного творчества практически во всех исследованных течениях, объединениях и группах такого рода, является дальнейшее развитие теософских идей, на основе выделения нового аспекта или акцента социально – философской проблематики в каждом из исследованных течений. Это обусловило появление ряда новых эклектических течений, тяготеющих к так называемым учениям «Новой Эры». В том числе универсалистских, окультно – мистических, псевдосциентистских. Крупнейшими из которых являются рассмотренные в диссертации неорелигиозные объединения «Exodus», «Радастея», «Калагия», «Алетейя», «Учение Сердца», «Рикла», включающие десятки конкретных неорелигиозных объединений и групп по всей территории современной России. Указанные объединения, впервые с момента их появления в России становятся в данной работе объектом прикладного и теоретического религиоведческого исследования.
- проведено исследование структурно-организационных особенностей, специфики проявления, динамики и тенденций развития новых нетрадиционных культов, возникших на основе учения Рерихов в современной России;
Рассмотрев особенности развития и характера функционирования данных течений, автор считает, что большинство рассмотренных неорелигиозных движений формально связаны с учением Рерихов. В них используются одни и те же исходные установки и понятия, но трактуются они произвольно, в зависимости от социальных, политических, мировоззренческих реалий и специфики оккультно – мистических практик. Это создает большое расхождение в структуре и практике движений, а также их адаптации в социальной среде. Учитывая особенности их теоретических установок и деятельности данные движения и организации автором выделяются: 1. группы и организации, являющиеся типичными ньюэйджевскими эклектическими неорелигиозыми объединениями, созданными на базе теософского элемента учения Рерихов. 2. группы и организации, являющиеся псевдорериховскими и относящиеся по своим доктринальным установкам к неоязыческим или 3. псевдосциентистским движениям в рамках НРД.
- выявлены основные тенденции и вероятные перспективы дальнейшей эволюции движения последователей учения Рерихов в современной России. По мнению автора исследования наиболее вероятными тенденциями является дальнейшее развитие культурологического и гуманистическо – мировоззренческого направления в указанном движении, с постепенным ослаблением и дальнейшим распадом религиозно – мистических и мистико – оккультных группировок, в связи с усилением исторически традиционных для России религиозных и социально – гуманистических движений.
Теоретическая и практическая значимость проведенного исследования заключается в следующем:
- во-первых, в том, что она впервые выявляет содержание и особенности конкретных течений и направлений, в том числе неорелигиозных, в русле единого движения последователей Рерихов в современной России, показывает их особенности, место и роль в более широком спектре отечественных ньюэйджевских культов.
-во-вторых, содержание диссертации может способствовать дальнейшим теоретическим исследованиям в области НРД, как в виде развития отдельных тематических направлений, так и в виде дополнения теоретических концепций и выводов, полученных в ходе исследования.
- в-третьих, практическая значимость диссертации заключается в том, что принципиальные ее положения, раскрывающие особенности проявления неорелигиозного творчества в периоды социокультурного кризиса, могут быть учтены при разработке программ общественного развития с целью их ориентации на утверждение основополагающих ценностей духовной культуры.
- в-четвертых, данное исследование может быть использовано в различных формах учебной, методической и научно-исследовательской работы религиоведческого и культурологического направлений. Содержание работы а так же теоретические выводы, полученные в ходе анализа, могут быть использованы в составлении учебных программ спецкурсов по религиоведению и культурологии в вузе и школе.
Апробация работы
Содержание и основные результаты исследовании были изложены диссертантом в выступлениях на ряде республиканских, всероссийских, региональных научных форумов: на Республиканских научно-теоретических конференциях «Наследие М.О. Ауэзова и образовательное пространство XXI века» (Семипалатинск, 2003,2004), ежегодной Всероссийской научно-практической конференции «Лесной и химический комплексы – проблемы и решения» в секции «Человек и его среда» (Красноярск, 2002), на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы философии в системе университета» (Красноярск, 2004), на Всероссийской научно-практической конференции «СССР во Второй мировой и Великой Отечественной воинах (1939-1945)» (Красноярск, 2005), на Межвузовской научно-практической конференции «Воспитательная система современных вузов и тенденция ее развития» (Красноярск, КрасГАУ, 2006).
Структура и объем исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих по четыре параграфа, заключения. Список использованной научной и конфессионально-критической литературы и источников учений включает в себя 229 наименований. Содержание работы изложено на 150 страницах.
Андрей Пузиков
Сообщения: 1361
Зарегистрирован: 12 мар 2007, 13:39
Откуда: Калининград
Контактная информация:

Сообщение Андрей Пузиков »

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обосновывается актуальность темы, определяется степень ее разработанности, формируются объект, предмет, цели и задачи исследования, научная новизна диссертации, описывается структура работы.
Первая глава «Теоретические аспекты и классификация учения Рерихов и возникшего на его основе движения» включает в себя четыре параграфа, в которых рассматриваются теоретические основы, идейные программы и социальные установки учения Рерихов и особенности рериховского движения на разных этапах его развития.
В первом параграфе «НРД и понятие «эзотеризм» в социально-философском осмыслении» рассматривается сущность и функции ключевых терминов диссертационного исследования. Основным базовым понятием применимым к культурно-историческому феномену учения Рерихов является термин «эзотеризм», а также появившееся сравнительно недавно, в связи с возникновением комплекса неорелигиозных движений, понятие «псевдоэзотерика». Автор считает, что культурно-исторический феномен эзотеризма, отражающий в виде духовно-идеологической системы паранаучных знаний специфическую область общественного сознания и связанный с деятельностью оккультно-мистических и других закрытых объединений, имеет большую долю устойчивости и в определенные исторические периоды заявляет о себе как мировоззренческая парадигма.
Рассматривая особенности проявления феномена, автор выделяет социальные и психологические корни данного явления и причины его широкого распространения в современном мире. Они лежат в поиске выхода за пределы общепринятых идей и теорий, основанных на рационалистическом знании, и возможность развития сверхъестественных способностей через приобщение к сокровенным знаниям своей эпохи. При этом эзотерическое учение становится опорным моментом для формирования нравственных ценностей, норм поведения и межгрупповых социальных отношений. Таким образом, складывается традиция, которая предполагает наличие школы и учителя, отношение с которым строится по иерархическому типу.
В духовно-нравственных поисках человечества в конце ХХ века, эзотеризм выступает как определенная форма социального утопизма и интеллектуальная основа для построения «новой» религии.
С другой стороны отмечается, что обращение к эзотерике современных богоискателей породило такое явление как «псевдоэзотеризм». Основанное на текстах медиумистического содержания, имитирующих одну из известных классических эзотерических традиций, оно нивелирует или профанирует её. В противопоставлении двух этих явлений, по мнению автора, и состоит одна из особенностей проявления религиозных поисков в постперестроечной России.
Во втором параграфе этой главы «Учение Рерихов и его основные мировоззренческие установки», рассматриваются основные философско-мировоззренческие источники исследуемого феномена. Автор отмечает, что идейной основой возникновения и распространения оккультно-теософских идей, на которые опиралось учение Рерихов, явилось наличие особой богоискательской среды, которая сформировалась на рубеже XIX-XX веков. Для интеллигенции начала ХХ века было свойственно внецерковное восприятие духовности. Ее духовные искания проходили на фоне потери старых устойчивых ценностных ориентаций, с одной стороны, и веры в социальный прогресс и светлое будущее человечества – с другой. Догматическое церковное учение и институты не вызывали особого интереса и не способствовали развитию сознания. Поэтому теософские философские построения, основанные на древнем гностическом знании, сочетающие мировоззренческий универсализм с претензией на конечный синтез всего предыдущего духовного опыта человечества и позволяющие по-новому решить социально-нравственные проблемы человечества привлекли к себе большое количество сторонников. Таким образом, теософия стала частью культурной традиции и своего рода философским источником для реиховской доктрины. Опираясь на исходные теоретические постулаты теософии, Н.К. и Е.И. Рерихи создали свой вариант всеобъемлющего мировоззрения, выраженного в системном учении.
Рассматривается содержательная сторона феномена учения Рерихов, которая представляет собой достаточно разработанную и оформленную религиозно-философскую доктрину, с тесно переплетенными онтологическими, гносеологическими, антропологическими, социальными и культурными аспектами:
онтологические - учение об Абсолюте, учение об эволюции;
гносеологические – связаны с особым способом познания мира;
антропологические - проблемы духовной самореализации;
социальные – социально-духовные проблемы современности, проблемы воспитания, образования, социального положения женщин, а также проблема построения идеального общества на принципах общинножития с созданием конкретных поселений духовно-экологического типа;
культурные – проблемы и эволюционное значение искусства в переходную эпоху.
Отмечается, что особенностью данной доктрины является ее ярко выраженная этическая и практическая направленность. В учении подробно разработаны цели и методы духовной практики и морально-духовные принципы, психофизиологические условия самосовершенствования и методы психодуховной защиты.
Возникшее изначально на эзотерической традиции, религиозно-философское учение Рерихов, по мнению авторов доктрины, должно было сформировать в общественном сознании определенные мировоззренческие установки, направленные на кардинальное изменение сознания и формирования духовно-экологической цивилизации в ХХ веке.
В социальном смысле, созданное на основе учения международное движение должно было быть направлено на культурную трансформацию общества, основанного на добровольном единении людей и фундаментальных общих духовных ценностях с перспективой формирования единого «Планетарного Братства» всех стран и народов.
В третьем параграфе «Этапы развития рериховского движения в России» исследуются социально-исторические предпосылки и особенности развития первого (1920-1975 гг.) и второго (1976-1990 гг.) этапов рериховского движения в России. При этом автор отмечает, что на первом этапе движение носило маргинальный характер и формировалось в рамках закрытых эзотерических групп, количество членов которых было сравнительно невелико. Причиной возникновения активного интереса изначально к творчеству Н.К. Рериха, а позже к самому учению, по мнению автора исследования, послужил новый всплеск религиозно-духовных поисков в последней четверти ХХ века, связанных с целым комплексом проблем, возникшим в этот период и носящим не только российский, но и международный характер. Это послужило поводом для разработки ряда мировоззренческих идей, в том числе и так называемой «гражданской религии», сочетающую недогматическую систему мысли с высоким уровнем самопознания. Специфика духовно-религиозных поисков в самой России состояла в том, что атмосфера периода перестройки благоприятствовала утверждению и укреплению идей мессианской роли России в период апокалипсических предчувствий конца ХХ века. Поэтому социально-утопические идеи создания идеального общества на основе общины, изложенные в учении Рерихов, были созвучны системе социалистических лозунгов, с одной стороны, и менталитету русского человека – с другой и восприняты как новое, отвечающее современным реалиям «откровение».
В результате за короткий период была сформирована единая организационная система, имеющая международный статус и связи, основным направлением деятельности которых была культурно-просветительская. Но именно в это время, по мнению автора исследования, были заложены причины распада целостного движения, которое, являясь по сути, оккультно-теософским, с его особой структурной системой, предполагающей наличие скрытого ядра организации, состоящего из небольшого количества так называемых «посвященных». Но в силу определенных исторических и социальных условий, структура организации должна быть преобразована в более демократическую – широкое общественное движение, которое предполагает максимальную открытость. Двойственность идейных установок и практических методов их осуществления заложило грядущее дробление и разнонаправленность учения и деятельности конкретных течений, объединений и групп последователей рериховского движения.
В четвертом параграфе «Специфика проявления рериховского движения в России на рубеже ХХ-XXI веков» рассматривается третий период (1991-2004 гг.), который является определяющим в развитии движения и отличается особой сложностью развития.
Хотя идейно-теоретические основы и цели движения остаются неизменными, опирающимися на гуманистические идеалы, но средства их достижения меняются. С одной стороны, имеет место тенденция превращения движения в некую исключительную религию, со своей иерархической культовой системой, с другой – стремление представить его только как культурно-этическое учение, способное стать мировоззренческой базой для будущей «духовно-экологической цивилизации».
Как показали исследования, произошли значительные изменения и в структуре движения. С одной стороны оно стало экономически и социально адаптированным. Произошло укрепление сети организаций, которые налаживали многообразные связи и устанавливали контакты с властными структурами, привлекая к своей деятельности ученых и представителей культуры. С другой – внутри целостной внутренней иерархически выстроенной системы произошли сложные процессы дизентеграции, которые привели к образованию нескольких самостоятельных центров, ведущих свою независимую политику. В результате этого в последнее десятилетие ХХ века движение утратило свою первичную однородность и разделилось на несколько течений. Из всего многообразия их проявлений, автор исследования выделяет несколько групп:
-организации и общества, опирающиеся только на учение Рерихов, считая его философско-этической системой и ведущие культурно-просветительскую и научно-педагогическую деятельность. К ним относятся, прежде всего, МЦР, организованный на его базе Международный Совет Рериховских организаций (МСРО) и входящие в него отделения и центры, а также организация «Международная лига Культуры»;
- организации и общества, для которых учение является идейно-мировоззренческой базой, а сфера деятельности значительно расширяется с учетом социально-политических реалий постперестроечной России. Направления их работы связаны с решением конкретных экологических или политических задач. Это многочисленные общества, выступающие под различными названиями духовного направления («Страна Культура», «Зов Сердца», «Время Культуры», «Проспект Мира»). К наиболее активным представителям этой категории можно отнести «Русский клуб» (г.Новосибирск, рук. Ю.М. Ключников), газета «Знамя Мира» (гл.ред. Горчаков). Кроме того, в последние годы в рериховском движении начали появляться различные группы и организации, направляющие свою деятельность на изучение так называемой «холистической» или «нетрадиционной» медицины. Здесь развиваются идеи раскрытия скрытых сил человека, основанного на изучении Живой Этики (Ассоциация Исследователей психической энергии, Медицинская академия духовного развития «Мадра», Центр исцеляющей психической энергии Сергея Ключникова, Международный академический Сенат, Рериховский центр Санкт-Петербургского Университета);
- в особую группу автор исследования выделяет, те организации, группы и движения, для которых учение Рерихов послужило основой для создания ряда неорелигиозных и неомистических доктрин и движений. Называя себя последователями учения Рерихов, они или развивали одно из его концептуальных сторон, или создавали самостоятельные доктрины, которые можно квалифицировать как разновидности многочисленных течений движения «Новой Эры». Соотношение элементов рериховского учения как такового и разнообразных неомистических концепций настолько многовариативно, что иногда очень трудно сказать, относится ли данная группа или движение к рериховскому или приобрело самостоятельный статус.
Андрей Пузиков
Сообщения: 1361
Зарегистрирован: 12 мар 2007, 13:39
Откуда: Калининград
Контактная информация:

Сообщение Андрей Пузиков »

Вторая глава «Новые религиозные движения, возникшие на основе учения Рерихов в современной России» состоит из четырех параграфов, в которых рассматриваются та группа неорелигиозные движений, для которых доктрина Рерихов становится своеобразной базовой идеей, но дополняется или переосмысливается в разнообразных формах неомистического, теософского, оккультного характера.
В первом параграфе «Основные особенности и классификация неорелигиозных движений, возникших на основе учения Рерихов» автор, рассматривая учения и движения, дает их классификацию выделяя ряд особых типологических признаков. Большинство учений, претендующих на продолжение рериховской традиции, по мнению автора исследования, можно разделить на две группы. Первую группу составляют движения, которые в своих вероучениях или апеллируют к основным теософским идеям рериховского учения, или развивают отдельные его направления. К таким движениям относятся «Рикла» (Украина), «Алетейя» (Тюмень, рук. Лев и Лариса Новочихины), «Звезда Востока» (Москва, рук. З.В. Душкова), движение «Иванов Стотысячных» (Москва, рук. Алена Сандрова).
Вторую группу представляют учения, авторы которых считают себя продолжателями оккультно-теософской традиции, но, по сути, создавали новые религиозные доктрины неовосточного, неоязыческого, псевдосциентистского толка. На базе этих учений образовывались организации, а иногда целые движения, такие как «Калагия» (рук.А.П. Наумкин), «Exodus» (Санкт-Петербург, рук. В. Кузнецова), «Радастея» (рук. Евдокия Марченко).
Во втором параграфе «Неорелигиозные движения, развивающие некоторые теоретические и практические установки доктрины Рерихов» Среди большого разнообразия таких учений, автор исследования выделяет доктрину З.В. Душковой, изложенную в ряде книг, в том числе программном произведении «Учение Сердца» и возникшего на его основе движения «Звезда Востока», а также небольшие неформальные группы «Рикла» (Украина), «Алетейя» (Тюмень, рук. Лев и Лариса Новочихины).
Как показало исследование, учение З.В. Душковой, являясь продолжением теософской традиции и оккультно-мистическим по своей сути, развивает это религиозное направление и разрабатывает новые мировоззренческие идеи социальной и космической эволюции человечества в переходную эпоху. При этом оно апеллирует к «каноническим» текстам «Агни-Йоги» Рерихов и «Тайной доктрине» Е.П. Блаватской. В феноменологическом плане представляет собой эклектический вариант теософской традиции с синкретическими заимствованиями из христианства.
Данное учение развивает одну из основополагающих идей рериховской доктрины, изложенной в книге «Сердце», считая ее наиболее важной в современной социокультурной ситуации. Учение отличает этическая и гуманистическая декларативность, необычный способ мышления и яркая форма изложения. Преемственность рериховской традиции обеспечивает ему относительную самостоятельность и внутреннюю целостность. Организация «Звезда Востока», созданная на основе данной доктрины, определяет себя в качестве культурно – просветительской.
Рассмотрев особенности учения Рикла, следует отметить, что его основные теоретические установки во многом совпадают с идеями учения Рерихов, и, прежде всего с той его частью, которая связана с практиками, которые можно квалифицировать как оккультные. Называя свое учение «Новейшим Заветом», данным в особое время - эпоху Огня, Рикла, с одной стороны претендует на продолжение рериховской традиции, с другой – вносит свое собственное видение современной ситуации.
По мнению автора исследования, группу Рикла можно отнести к харизматической, в которой центром и притягательной силой является лидер, объединивший вокруг себя наиболее верных своих приверженцев. Они и составляют ее эзотерическое ядро, организованное по строго иерархическим принципам. В группе отсутствует формальные признаки организации: членские билеты, своя особая атрибутика и символика (кроме рериховских), но жизнеспособность ее обеспечена идеей осуществления «особой миссии». Движение набирает силу и, учитывая те задачи, которые ставят перед собой приверженцы рериховского учения – «подготовка своих тел и Земли к трансмутации огненных энергий», число ее сторонников будет расти.
В третьем параграфе «Неоязыческие псевдорериховские движения» автор исследования рассматривает те учения и движения, которые, опираясь на рериховские идеи, создали свои радикально обновленные доктрины понимания природного мира и человека, их происхождения и генезиса, при этом апеллируя к полузабытым символам и образам архаических цивилизаций. К этому направлению относятся современные вероучения языческого толка недавнего происхождения, содержательное ядро которых можно обозначить как «языческий гностицизм». К данному направлению автор исследования относит движение «Exodus» (Санкт-Петербург, рук. В. Кузнецова),
На основании проведенного анализа основных положений учения и мировоззренческих особенностей, автор исследования приходит к выводу о том, что лидер данного движения хотя и заявляет о преемственности к оккультно-теософской традиции, а своими духовными наставниками называет Е.П. Блаватскую и Е.И. Рерих, оно на самом деле не имеет ничего общего с ними и представляет вариант того крыла религиозных движений «Новой Эры», которые строят свои доктринальные разработки на основе неомифологических представлений, имитирующих архаические космогонические мифы, а имена Рерихов используют для придания своей доктрине определенного имиджа.
Движение имеет ярко выраженную мистическую направленность, связанную с эсхатологическими ожиданиями, строго установленными правилами и формами культовой практики.
В данном движении прослеживаются явные тенденции к образованию секты, несущей в себе черты жесткой иерархической структуры, состоящей из авторитарного лидера, провозгласившего себя «живым Богом», и так называемых «избранных» или «достигших». Тотальное подчинение этим лидерам достигается применением специальных психотехник, в виде медитаций, просматривания видеозаписей с выступлениями «Богини-Валентины».
В четвертом параграфе «Псевдосциентистские движения» автор рассматривает группу отечественных НРД, также апеллирующих к именам Рерихов, но по сути являющихся псевдосциентистскими. Они интерпретируют научные теории, гипотезы в свете современных религиозных концепций для обоснования своих мистифицированных картин мира и проектов его радикального преобразования. К таким учениям, по мнению автора, относятся «Калагия» и «Радастея», в концептуальных построениях которых используются ссылки на новейшие научные представления об энерго-информационных процессах с мистическим обоснованием этих теорий фрагментами похожих идей, обнаруживаемых в учении Рерихов.
Исследование, проведенное автором, показывает, что связь с учением Рерихов в данных учениях чисто формальная. Е. Марченко, как и А. Наумкин, создают доктрины по своей сути противоположные рериховской.
Их особенностью является мистико - физикалисткий подход к самым важным проблемам человеческой духовности. Не чувственное познание мира, а предельная схематизация и символизация мира, перевод всего огромного опыта, накопленного человечеством на язык предельно абстрактных терминов и схем, максимально приближенных к языку компьютерного программирования. Крайняя степень «онаучивания» основных духовных принципов и поисков смыслов приводит к нивелированию самого понятия духовности и антропологического статуса человека
Организационная структура подобного рода движений строго иерархична, с тенденцией к авторитарности и нетерпимости к инакомыслию.
В заключении подводятся итоги диссертационного исследования, рассматриваются перспективы развития рериховского движения в современной России.


СПИСОК РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ
ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

Статьи, опубликованные в научных изданиях, входящих в перечень для опубликования результатов диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук:


1. Симанженкова, Т.К. Особенности развития движения последователей Рерихов в современной России / Т.К. Симанженкова // Красноярск: Вестник КрасГУ, 2006, №3/1. Гуманитарная серия. – С.158-161.

Статьи, доклады, тезисы в других научных сборниках и журналах:

2. Симанженкова, Т.К. Неорелигиозные движения и христианство / Т.К. Симанженкова // Ауэзовские чтения. Материалы Республиканской научно-теоретической конференции. – Семипалатинск: Семипалатинский университет имени М.О. Ауэзова, 2004. – С.134-139.
3. Симанженкова, Т.К. Проблема эволюции человечества в современных духовно-религиозных учениях / Т.К. Симанженкова // Ауэзовские чтения. Материалы Республиканской научно-теоретической конференции. – Семипалатинск: Семипалатинский университет имени М.О. Ауэзова, 2005. – С.177-182.
4. Симанженкова, Т.К. «Эзотерические» учения в современной России / Т.К. Симанженкова // Актуальные проблемы философии в системе университета: Сборник научных работ. Красноярск: СибГТУ, 2004. – С.229 – 236.
5. Симанженкова, Т.К. Миротворческая деятельность Николая Константиновича Рериха в предвоенные и военные годы / Т.К. Симанженкова // Пусть помнит мир спасенный… Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Красноярск: СибГТУ, 2005. – С.138– 141.
6. Симанженкова, Т.К. Доктрина Рерихов и учения «Новой Эры»: реальность и перспективы развития / Т.К. Симанженкова // Актуальные проблемы философии в системе университета: Сборник научных работ. Красноярск: СибГТУ, 2006. – С.229 – 236.
Андрей Пузиков
Сообщения: 1361
Зарегистрирован: 12 мар 2007, 13:39
Откуда: Калининград
Контактная информация:

Сообщение Андрей Пузиков »

Привожу некоторые выдержки непосредственно из диссертации Симанженковой.
Выделено мною, есть над чем задуматься.
Возможны мелкие опечатки в связи с прочтением текста ридером со скан-копии.

////
СИМАНЖЕНКОВА ТАТЬЯНА КАРЛОВНА
ДВИЖЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ УЧЕНИЯ РЕРИХОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (философские истоки и тенденции эволюции)
Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук по специальности 09.00.13
Научный руководитель д.ф.н,, проф, Л.И. Григорьева

§3. Этапы развития рериховского движения в России
……
Выводы.
…..

2. В результате формирования второго этапа (1976-1990) рериховского
движения, оно приобрело массовый характер и стало заметным явлением в
духовно-религиозных поисках российского общества, отличалось своей
целостностью и гуманистической направленностью и не имело жестких
догматических установок и сложившегося культа.
…..
5. Сформировалась единая организационная система. Разрозненные
полулегальные общества оформились в целостное рериховское культурное
объединение, имеющее международный статус и связи. Более 300
организаций в разных городах, не считая небольших обществ и групп,
входили в структуру МЦР, который стал идеологическим и
организационным, центром движения. По своей структурной организации,
движение опиралось на созданную в оккультной практике систему закрытого
для непосвященных ядра, состоящего из небольшой группы членов и
большого количества обществ и организаций, не имеющих жесткой
регламентации. На первое место выдвигался принцип иерархии, заложенный
в учении Рерихов, согласно которому подчинение низшего высшему - есть
вечный и неизбежный закон мироздания. Но иерархический структурный
принцип применительно к организационной системе рассматривался с позиции этики, апеллирующей больше к сознанию членов движения,
….
8. С другой стороны именно в этот период наметилась тенденция превращения учения Рерихов в неорелигиозную систему, в котором сама доктрина являлась формообразующим центром а НК и Е.И. Рерихи из деятелей русской культуры провозглашались в «спасителей» человечества. Отсюда все усиливающийся процесс поклонения и почитания святых имен, с обязательным посещением мест их проживания и деятельности. Такими местами обязательного паломничества стали Алтай (Уймонская долина, гора Белуха) и Индия (имение Рерихов в Нагаре и Кулу). А также создание собственных праздников и памятных дат, таких как Всемирный День Культуры (15 апреля), День Великих Учителей (24 марта), День рождения Елены Ивановны (12 февраля), Николая Константиновича (9 октября).

§4. Специфика проявления рериховского движения в России на рубеже ХХ-ХХI веков

Третий этап, который включает в себя последнее десятилетие XX века и первые годы XXI века (1991-2004), является определяющим, так как именно в этот период происходят интенсивные и многообразные процессы и поиски духовно-нравственных ориентиров в сложном постперестроечном пространстве России.
…..
Политика «жесткого контроля» со стороны МЦР'' не принесла желаемых результатов. Начиная с 1995-1996 годов, общества, которые плодотворно сотрудничали с этой организацией, начинают отходить от нее и создавать свои независимые отделения, желающие активно участвовать в политических и общественных событиях и преобразованиях, происходящих в современной России. Этот процесс приводит к взаимопроникновению и сочетанию идей, изложенных в самом учении Рерихов с новыми концептуальными парадигмами, возникшими как реакция на сложившуюся политическую, экономическую и идеологическую обстановку а стране.
В результате процесса дезинтеграции в России к 1998 году образовалось несколько самостоятельных центров, которые вели свою независимую политику. В Москве - это МЦР, объединяющий часть рериховских организаций, поддерживающих его принципы и деятельность, В Сибири - СибРО, которое объединило некоторые организации сибирского региона. На дальнем Востоке - ДальРо и Институт «Урусвати», возглавляемый М.С. Луневым. В Томске активно действует Г.С. Горчаков, организовавший не только свою независимую газету «Знамя мира», но и «Институт человекознания». Не менее активно действует Самарский центр Рерихов, изготовляющий компьютерные копии картин Н.К. и СН. Рерихов. Все центры имеют свои печатные издания, в которых последние 6 лет много места уделяется проблемам, возникающим одна за другой внутри движения. Полемика носит острый характер, иногда выходя на плоскость выяснения отношений, и здесь задействованы не характерные для «истинного рериховца» аргументы, выражения и взаимные обвинения, В последнее время стали широко использовать сеть Интернет. Были созданы специальные сайты, предоставляющие широкую информацию об учении через электронную библиотеку, способствующие организации оперативной связи не только на территории России, но и за рубежом и освещающие события, происходящие в рериховском движении. Интернет-журнал «Агни», этико-философский Интернет-журнал «Грани Эпохи», Сетевой канал рериховских организаций, Донецкий рериховский вестник «Орифламма», Интернет-портал рериховского движения на Дальнем Востоке «Вместе» и другие. Эти издания объединяют вокруг себя большое количество рериховцев, ищущих пути внутреннего духовного развития и максимальной реализации в социуме.
Изменился состав дрижения. Если на первом этапе оно представляло целостное однородное явление, то к началу нового тысячелетия произошла своеобразная поляризация, образовалось несколько групп, сходных не столько по социальному составу, сколько по своему отношению к движению и характеру религиозности. Отсюда аморфность движения, текучесть состава и размытость социальных и политических идей и установок.
Среди участников движений можно выделить три группы:
К первой группе так называемых «традиционалистов», можно отнести членов рериховских организаций, которые знакомы с Уставом, платят членские взносы, активно участвуют во всех акциях. Для этой категории учение является законом, а «почитание Иерархии» в духовном и земном понимании необходимым условием.
Во вторую так называемых «умеренных» входят те, кто считает себя «рериховцами» и на начальном этапе развития движения принимали активное участие и даже были членами организаций, но позже, по разным причинам, отошедшие от него. Они остались на позициях учения. Эта категория не являются официальными членами рериховских организаций и может выбрать себе движение сходное с его идеями. Для них учение является своеобразной базой.
Третью группу составляют те, кто читал учение или знакомился только с художественным творчеством Н.К. Рериха и его семьи, но четкого представления или позиции для себя не выработал. Для этой категории учение выступает как информация.
Состав и численность этих групп непрерывно меняется. Но можно выявить некоторую закономерность. Большинство участников первой
группы разделились на два потока. Одна часть, представляющая когда-то большинство, а сейчас малочисленная, составляет ортодоксальный костяк движения. Они поддерживают МЦР или СибРО и входят в их структуру. Задачи и виды деятельности этих организаций: проведение циклов бесед и лекториев, семинаров и конференций на нравственно-этические темы в учебных заведениях, школах, библиотеках, создание культурных программ, организация и проведение акций, выставок. Сотрудничая с представителями науки и культуры, они видят главную цель своей деятельности во всестороннем самосовершенствовании и улучшении окружающего мира через постижение основ учения и внедрение его в жизнь. Хотя эта категория активно поддерживает все начинания, но именно в этой среде «фанатизм» часто встречающееся явление. Превратив имена Н.К.и Е.И. Рерихов и Живую Этику в некий символ, они ратуют за «чистоту Учения», выступают с гневными письмами и обращениями в печати, производят «чистки» рядов и так далее. Это приводит к изоляции ряда обществ от общих проблем российской культуры, замкнутости и проявления т.н. «провинциального национализма» и сектантства.
Вторая ветвь этой группы - активные участники рериховского
движения, но не разделяющие позиции МЦР и противостоящие ему. Они также проводят конференции, создают параллельные структуры. Хотя именно в этой группе образовалось оппозиционное крыло, которое стремиться решить проблемы движения за счет демократизации внутри движения.
Особняком в этой группе стоят люди, так называемое «пассивное меньшинство» для которых учение это норма жизни. Они не видят смысла в бесконечных баталиях, но, неустанно усваивая глубинные пласты Живой Этики, трудятся над своим нравственным самосовершенствованием. К таким применимо понятие «истиный агни-йоговец». Возрастной ценз участников этой группы от 50 до 70 лет в основном это городская и сельская интеллигенция.

Вторая категория самая многочисленная на современном этапе и самая мобильная. Они считают, «что Учение живет в их сердце» а «Океан учений бесконечен». Свободно перемещаются в близких по духу движениях со сходными программами неоориенталистического и неоязыческого содержания или образовывают группы с другими названиями эзотерического, культурологического и экологического плана, пытаются интерпретировать учение и приспособить его к конкретным проблемам социального и политического плана, возникающим в конце XX века. И хотя цели их направлены на «утверждение Света и Добра», существует угроза при таком размывании понятий утерять некую высокодуховную составляющую свойственную учению.

Третья группа, границы которой определить очень трудно, отличается некой «духовной всеядностью» Это в большинстве своем молодые люди, которые подошли к движению значительно позже, в конце 90-х и находятся в стадии поиска «своего» учения. Эта группа не включается в обсуждение проблем движения и зачастую не подозревает о них. На формирование их взглядов значительно влияют духовные направления так называемой «Новой Эры», набирающее силу православие и, противостоящее ему неоязычество. Но именно в этой категории есть шанс возродить и продолжить движение, при условии, если учение ими будет принято и освоено.
Все три категории участников движения находятся в постоянном взаимодействии, стараются понять и принять друг друга. Однако, более активная, а зачастую и агрессивная позиция, нетерпимость к другим мнениям и представлениям первой группы создавали сложные конфликтные ситуации, вносившие в движение непонимание и раскол. Подобные действия в глазах непосвященных вызывают негативное отношение к рериховцам вообще, без поиска правых и виноватых, а заодно к учению и к именам самих Н.К. и Е.И. Рерихов.
……
По инициативе МЦР была развернута широкомасштабная акция «Набат совести», которая еще больше расколола рериховские организации, образовав два непримиримых лагеря. В конфликт были вовлечены многие уважаемые люди, общественные и государственные организации. Таким образом, к 2004 году сложилась ситуация, при которой с одной стороны действуют МЦР и ряд организаций, поддерживающих его, с другой -независимые рериховские объединения, которые не согласны со многими идеями и «жестким стилем» руководства Центра, разрушающим, по их мнению, партнерство и взаимопонимание между рериховцами. Они ведут свою независимую политику. Среди них -Тульский исследовательский центр (рук.В.В, Макаров), ООО«Орион-М»? Днепропетровская академия духовного развития «Мадра» (рук. Е. Семенихин), Санкт-Петербургский фонд «Рериховское Наследие» (рук.В. Мельников), ООО «Орифламма» (рук. С. Джура), центр «Мистериум Магнум» (рук. СР. Аблеев), Новосибирский «Русский клуб» (рук. Ю.М. Ключников),
В периодической печати и в интернете все больше и больше появляется писем, которые призывают к взаимопониманию, уважению мнений друг друга. «Поднимемся над разъединением» - звучат слова рядовых рериховцев.
…..
Поисками путей к преодолению конфликтов стало Обращение через сеть интернет инициативной группы, в которую входят Международная Ассоциация «Мир через Культуру» (г. Москва), Мемориальный кабинет Н.К.Рериха в Государственном Музее Востока (г. Москва), Интернет-журнал «Агни», издательство «Сфера» (г. Москва) с предложением о создании и обсуждении Этического Кодекса Рериховского Движения. В Кодексе устанавливаются основные этические и моральные принципы: терпимость, доброжелательность, взаимопомощь, честность, которые должны быть обязательными при взаимодействии рериховцев друг с другом. Участники движения не должны вмешиваться в работу друг друга и диктовать свою волю. В решении вопросов недопустимы агрессия, огульные и безосновательные обвинения, только дружелюбие и честная дискуссия. Приемы административного руководства в организациях и объединениях недопустимы, тем более использование наследия семьи Рерихов в своих сугубо собственных целях - недопустимы. Участники движения не должны поддерживать никакие политические движения и проявлять религиозную терпимость.
……..
Выводы
Таким образом, рассматривая социально-исторические особенности третьего этапа рериховского движения, автор исследования приходит к выводам:
1. Данный этап развития рериховского движения отличается особой сложностью. Движение начинает постепенно угасать и его причины распада движения можно разделить на внутренние и внешние. При этом граница между ними весьма условна, так как, проявляясь во внешних действиях, многие из них имеют общие глубинные истоки. К первым можно отнести целый комплекс проблем внутри самого движения. Последние связаны, прежде всего, со сложными взаимоотношениями с другими религиозными доктринами и группами как традиционных, так и внеконфессиональных направлений.

2. При изучении исторического материала может показаться, что
проблемы внутри движения сводятся лишь к нарушению этических норм и
принципов демократии и сотрудничества, утвержденных в Уставе
организаций. Но причины их значительно глубже и связаны с особенностями
психологии религиозного сознания в целом и эзотерического в том числе.
Как уже отмечалось выше, движение Рерихов, изначально опиралось на древнюю традицию тайных обществ, имеющих скрытое эзотерическое ядро. Такая система организаций была распространена в оккультно-теософских течениях. Но в силу определенных исторических и социальных условий и изменением стратегических задач, структура организации должна быть преобразована в более демократичную - широкое общественное движение, которое предполагает максимальную открытость. Однако, двойственность идейных и организационных установок, порождает напряжение и непонимание со стороны широких масс приверженцев учения. С одной стороны, призыв к соблюдению законов иерархии, изложенных в учении и признание за МЦР права преемственности, доходящее до максимализма, с другой стороны - размывание и основных мировоззренческих принципов учения, доходящее до их профанации. На стыке этих социальных и мировоззренческих проблем складывался и развивался феномен рериховского движения.
3. В последнее десятилетие XX века движение утратило свою
первичную однородность и разделилось на несколько течений, которые,
взаимодействуя и взаимопроникая друг в друга, размывают и расширяют
некогда цельное движение.
4. Хотя идейно-теоретические основы и цели движения остаются
неизменными, опирающимися на гуманистические идеалы, но средства их достижения меняются. С одной стороны, имеет место тенденция превращения движения в некую исключительную религию, со своей иерархической культовой системой, с другой - стремление представить его только как культурно-этическое учение, способное стать мировоззренческой базой для будущей «духовно-экологической цивилизации».
5. Отсюда изменение общей структуры движения, в котором различные организации существенно отличаются друг от друга по своей идеологии и направлению деятельности. Все разнообразие их проявлений можно разделить на три группы:
- Организации и общества, опирающиеся только на учение Рерихов, считая его философско-этической системой и ведущие культурно-просветительскую и научно-педагогическую деятельность. «Движение во имя Культуры и призвание иерархической миссии Четырех и есть Рериховское движение» - такова главная позиция, которой придерживаются, прежде всего, МЦР, организованный на его базе Международный Совет Рериховских организаций (МСРО) и входящие в него отделения и центры, а также организация «Международная лига Культуры».
- Организации и общества, для которых учение является идейно-мировоззренческой базой, а сфера деятельности значительно расширяется с
учетом социально-политических реалий постперестроечной России.
Направления их работы связаны с решением конкретных экологических или политических задач. Это многочисленные общества, выступающие под различными названиями духовного направления («Страна Культура», «Зов Сердца», «Время Культуры», «Проспект Мира»). К наиболее активным представителям этой категории можно отнести «Русский клуб» (г.Новосибирск, рук. Ю.М. Ключников), газета «Знамя Мира» (гл.ред. Горчаков). Кроме того, в последние годы в рериховском движении начали появляться, различные группы и организации, направляющие свою деятельность на изучение тонких явлений, скрытых сил человека, основанного на изучении Живой Этики (Ассоциация Исследователей психической энергии, Медицинская академия духовного развития «Мадра», Центр исцеляющей психической энергии Сергея Ключникова, Международный академический Сенат, Рериховский центр Санкт-Петербургского Университета).
- В особую группу автор исследования выделяет, те организации и группы, для которых учение Рерихов послужило основой для создания ряда доктрин и движений. Называя себя последователями учения, они или развивали одно из его концептуальных сторон, или создавали самостоятельные доктрины, которые можно квалифицировать как разновидности многочисленных течений «Новой Эры». Процесс взаимодействия настолько сложен, что иногда очень трудно сказать, относится ли данная группа или движение к рериховскому или приобрело самостоятельный статус.
////
Аватара пользователя
Преторианец
Сообщения: 646
Зарегистрирован: 04 окт 2007, 12:20
Откуда: Дальний Восток

Сообщение Преторианец »

Актуальная информация, толковые выдержки…мы можем верить, что из этого сложнейшего суррогата в горниле сражений и судорог выявится гармоничная, напряжённая, сеть сотрудников, достойных руководства Рерихов и Братства. Потому что люди работают над собой, не стоят на месте, изменяются к лучшему, а новые пространственные энергии ускорят и помогут им в этом.
Кэт
Сообщения: 3378
Зарегистрирован: 25 фев 2007, 15:14
Откуда: Россия

Сообщение Кэт »

А вот и автор диссертации.

Источник http://kcdk.lan.krasu.ru/his-06.htm
Вложения
Симанженкова Татьяна Карловна.
Симанженкова Татьяна Карловна.
Симанженкова-ТК.jpg (59.49 КБ) 5605 просмотров
Андрей Пузиков
Сообщения: 1361
Зарегистрирован: 12 мар 2007, 13:39
Откуда: Калининград
Контактная информация:

Сообщение Андрей Пузиков »

Данный научный труд высвечивает многие проблемы РД, но я хочу обратить внимание на явные ошибки в освещении этапов развития РД и их характеристик. Так автор в выводах к §3. «Этапы развития рериховского движения в России» утверждает:

///2. В результате формирования второго этапа (1976-1990) рериховского движения, оно приобрело массовый характер и стало заметным явлением в духовно-религиозных поисках российского общества, отличалось своей целостностью и гуманистической направленностью и не имело жестких догматических установок и сложившегося культа.///

///5. Сформировалась единая организационная система. Разрозненные полулегальные общества оформились в целостное рериховское культурное объединение, имеющее международный статус и связи. Более 300 организаций в разных городах, не считая небольших обществ и групп, входили в структуру МЦР, который стал идеологическим и организационным, центром движения. По своей структурной организации, движение опиралось на созданную в оккультной практике систему закрытого для непосвященных ядра, состоящего из небольшой группы членов и большого количества обществ и организаций, не имеющих жесткой регламентации. На первое место выдвигался принцип иерархии, заложенный в учении Рерихов, согласно которому подчинение низшего высшему - есть вечный и неизбежный закон мироздания.///

То есть, по его мнению, РД на данном этапе приобрело организационную целостность под руководством МЦР.
Далее автор считает, что эта ситуация начинает меняться только к середине девяностых, когда намечаются дезинтеграционные процессы. Так в §4. «Специфика проявления рериховского движения в России на рубеже ХХ-ХХ1 веков» автор пишет:

///К концу последнего десятилетия XX века ситуация в рериховском движении постепенно меняется. В рериховском течении быстро возникла иерархическая структура, стремящаяся подчинить в себе все многообразие организаций и объединений, основанных на учении и наследии, вне зависимости их задач и программ. Политика «жесткого контроля» со стороны МЦР'' не принесла желаемых результатов. Начиная с 1995-1996 годов, общества, которые плодотворно сотрудничали с этой организацией, начинают отходить от нее и создавать свои независимые отделения, желающие активно участвовать в политических и общественных событиях и преобразованиях, происходящих в современной России.///

И далее:

///В результате процесса дезинтеграции в России к 1998 году образовалось несколько самостоятельных центров, которые вели свою независимую политику. В Москве - это МЦР, объединяющий часть рериховских организаций, поддерживающих его принципы и деятельность, В Сибири - СибРО, которое объединило некоторые организации сибирского региона. На дальнем Востоке - ДальРо и Институт «Урусвати», возглавляемый М.С. Луневым. В Томске активно действует Г.С. Горчаков, организовавший не только свою независимую газету «Знамя мира», но и «Институт человекознания». Не менее активно действует Самарский центр Рерихов, изготовляющий компьютерные копии картин Н.К. и СН. Рерихов.///

Однако давайте обратимся к фактам. К концу восьмидесятых, только в Москве выделялись три лидера, вокруг которых формировались круги рериховцев. Самым массовым был круг образованный вокруг В.М. Сидорова и созданной им международной организации «Мир через Культуру». Несколько меньший круг образовался вокруг Музея Востока и О.В. Румянцевой. Третьим лидером на тот период была Л.В. Шапошникова, но круг ориентированных на нее сторонников был намного меньшим. И Сидоров и Румянцева независимо друг от друга проводили широкие международные конференции с количеством участников около тысячи человек, и представлявших как большинство регионов СССР, так и зарубежные общества. Все три лидера по самым разным причинам были между собой в жесткой конфронтации.

Кроме этого во многих регионах страны действовали официально зарегистрированные региональные общества Рериха, ведущие самостоятельную и независимую политику. Весть о том, что будет создан Советский Фонд Рерихов, стала надеждой практически для всех участников РД на то, что, наконец, произойдет объединение РД. К объединению готовы были все, но на демократической основе.

К великому разочарованию большинства, учредительная конференция СФР стала для них официально закрытой. То есть, официально на учредительную конференцию приглашались только учредители (ряд общественных организаций) и некоторый круг «своих», которых определила Л.В. Шапошникова и некоторые другие учредители.

Могу засвидетельствовать личный разговор с Людмилой Васильевной по телефону, в котором она мне на вопрос: «Будут ли приглашаться представители РО из регионов?», ответила: «Все решат учредители».

В отсутствии приглашений, на конференцию все же приехали некоторые руководители и представители региональных РО. Некоторым из них пришлось буквально «прорываться». Присутствовали на конференции и О.В. Румянцева и В.М. Сидоров. Но из-за открытого негативного настроя конференции против них, Румянцева и Сидоров вынуждены были покинуть конференцию еще до ее окончания. Таким образом, вместо ожидаемой консолидации, к которой были готовы все, кроме Людмилы Васильевны Шапошниковой, учредительная конференция СФР стала точкой официального раскола РД. То, что О.В. Румянцева и В.М. Сидоров были готовы к сотрудничеству, несмотря на многолетнюю личную неприязнь, говорит тот факт, что на следующий день после конференции, Валентин Митрофанович позвонил Ольге Владимировне и попросил ее принять делегацию его друзей иностранцев в кабинете Н.К. Рериха в Музее Востока, где у них состоялась беседа. (По свидетельству О.В. Р.)

В §3 автор замечает:

///В марте 1991 года в Москве состоялась первая Всесоюзная встреча рериховских обществ, в которой принимали участие 148 представителей от 108 организаций из 76 городов страны. Был создан координационно-информационный совет, председателем которого была избрана Л.И.Борина.///

Однако упускает из виду тот факт, что множество РО ориентированных на «Мир через Культуру» В.М. Сидорова, не принимали участие указанной конференции. Так же не принимали в ней участие и организации группировавшиеся так или иначе вокруг Музея Востока и О.В. Румянцевой. Более того, почти все активные и самостоятельные региональные РО так же выпали из охвата этой конференции.

Так кто же эти 148 представителей из 108 организаций? Главным образом это были вновь образованные организации, «материалом» для которых стал тот отряд рериховцев, который остался «в хвосте» процессов организации региональных и городских РО, и оказался «за бортом» активных организаций. По сути, эти рериховцы были пассивны в отношении самодеятельности и активного самопроявления, но готовы «построиться» под центрального лидера. Это и определило характер движения ориентированного на МЦР.
Таким образом, данная конференция не объединила РД, а только закрепила его раскол. Автор сам делает дополнение, которое противоречит его выводам:

///Однако информация будет не полной, если не указать, что в это же время была создана еще одна рериховская общественная организация на правах международной - «Мир через культуру» во главе с Сидоровым В.М, которая ставила перед собой сходные задачи. В этом же году Рериховская секция при Новосибирском отделении Общества Советско-индийской дружбы путем реорганизации была переименована в СибРО. Основателем и Почетным Председателем которого стала Н.Д, Спирина.///

Далее в §4 автор совершенно точно и справедливо подмечает:

///По инициативе МЦР была развернута широкомасштабная акция «Набат совести», которая еще больше расколола рериховские организации, образовав два непримиримых лагеря. В конфликт были вовлечены многие уважаемые люди, общественные и государственные организации. Таким образом, к 2004 году сложилась ситуация, при которой с одной стороны действуют МЦР и ряд организаций, поддерживающих его, с другой -независимые рериховские объединения, которые не согласны со многими идеями и «жестким стилем» руководства Центра, разрушающим, по их мнению, партнерство и взаимопонимание между рериховцами.///

Но автор упустил из виду и еще одну акцию, резко усилившую раскол. МЦР запатентовал символ Знамени Мира в качестве своей торговой марки. Подано это было в качестве попытки защитить и охранить от недостойного использования важный символ. Но в условиях реального раскола РД, в котором МЦР и группирующиеся вокруг него организации (МСРО) составляли уже далеко не большинство, данная акция могла только еще сильнее поляризовать расколотые части, и это должно было быть понятно любому здравомыслящему человеку. Следовательно, данная акция была не чем иным, как брошенным вызовом или объявлением войны со стороны МЦР всем другим частям РД без исключения, включая и зарубежные. Следствия не заставили себя ждать. Вместо защиты знака Знамени Мира от мифических извратителей, факт регистрации был использован против РО не подчиняющихся МЦР. Таким образом, был открыт новый этап раскола, характеризующийся уже не публичными выпадами и разногласиями, а судебными разбирательствами между РО.

Остается задаться вопросом: когда процессы дезинтеграции достигнут своего предела, и процесс пойдет в обратную сторону к интеграции?
Аватара пользователя
Преторианец
Сообщения: 646
Зарегистрирован: 04 окт 2007, 12:20
Откуда: Дальний Восток

Сообщение Преторианец »

Одним из лучших знаков, что время интеграции близко. Будет и то, что в этой И.О.несколько очень разных по характеру и опыту участников. Вопреки так и цепляющейся из-за каждого угла разрозненности, по верх всех достоинств и недостатков самости утвердят императивность и доминирование Сердца. То есть, найдут, их всех интересующею и волнующею тему, и будут её развивать, в постоянном и нарастающем ритме. И если им не помешает не выказывания своего превосходства, не демонстрация своей значительности, не давление своим самомнением. А поможет уважение к опыту брата, терпимость к непринципиальным недостаткам оппонента и не осуждение заблуждающихся. То и какой бы напряженной и острой их беседа не была, она будет расширяться и цементировать узор взаимопонимания так нам не хватающего. Что приведёт к гармоничной, а от этого мощной объеденённости, что само по себе не виданная редкость в среде эволюционных сотрудников. По капле воды из океана из её свойств можно не мало понять о готовности целого. Если мы явим достойный пример доброжелательного, последовательного, сближающего, взаимообогощяющего умозрительного сотрудничества, а не периодичное рыканье между телетайпными сводками и островками вдохновения. То время консолидации очень, очень близко…
Аватара пользователя
Edvardas
Сообщения: 1320
Зарегистрирован: 16 май 2007, 17:29
Откуда: Вильнюс, Литва

Сообщение Edvardas »

Андрей Пузиков писал(а):[...]
Остается задаться вопросом: когда процессы дезинтеграции достигнут своего предела, и процесс пойдет в обратную сторону к интеграции?
Разложение и предательство должны дойти до своего логического конца. У кого ещё остались надежды на переубеждение МЦР? Не остались, так ни к чему попусту сокрушаться. Поляризация - полезная вещь. Она нужна для чистоты кристаллов.
Невозможно интегрироваться с предательством и тьмою. Так лучшие люди покудают сборища корыстолюбцев и предателей Учения, громогласно защищающих своё закостеневшее сознание.
Ответить