Игорь Л. писал(а):Не возможно стать йогом, не будучи учеником йога.
Те, кто самостоятельно становились йогами в течение текущей жищни, были учениками у земных йогов в течение многих и многих жизней в прошлых воплощениях.
О необходимости земного гуру ясно утверждает как учение Агни Йоги, так и практически все духовные традиции Востока. Я ничего не придумываю нового, лишь констатирую всем известный факт.
Игорь,
Первое утверждение ("кто самостоятельно становились...") непроверяемо и потому недоказуемо, а второе ("О необходимости земного гуру ясно утверждает ...") неверно. Если, например, проследить индийские духовные традиции до их первоистичников, то выясняется следующее.
Бхагавадгита: Как известно, Шри Кришна излагает два пути: карма и бхакти (и частично джняна). Первый не требует никакого учителя. Второй действительно является путем любви и преданности, но не к личности земного учителя как таковой, а к Божеству, заместителем которого земной учитель является. Или еще проще напрямую к Божеству, минуя земного учителя. Разумеется, невежественные поклонники среди индусов пошли по пути наименьшего сопротивления и обожествили именно личность Кришны, изобрели мифы о его любовных играх с обожавшими его пастушками и т.п., но это не имеет никакого отношения к подлинному учению Кришны, изложенному в Гите.
Веданта: Наиболее известный представитель Веданты Шри Шанкара шел исключительно по пути джняна (знания) и его духовное учение излагается в комментариях на Брахма-сутру, Упанишады и Гиту, а также в нескольких небольших философских трактатах в стихах. Путь Веданты - это путь самопознания, освобождения от иллюзии и постижения предельной реальности; на этом пути постепенно освобождаются от всех форм иллюзии, включая, на каком-то этапе, веры в любую форму Божества. Учитель на этом пути полезен, но не обязателен. Об этом четко говорили два величайших ведантиста 20-го века, Свами Вивекананда и Рамана Махарши. Разумеется, и этот путь был искажен до неузнаваемости: если ввести в Гугл ключевые слова "Шанкара" и т.п., первое, что бросается в глаза, это обилие его изображений и прочих ритуальных предметов. Короче, Шанкару тоже обожествили.
Буддизм: Как известно, покинув дом и царство, Гаутама искал учителей и, в частности, проходил обучение у двух знаменитейших йогов своего времени. Но он ощущал, что ничему серьезному у них не научился, и ушел в свободный самостоятельный поиск, который и увенчался успехом. Ето наложило отпечаток на его учение, так что одним из его последних заветов своим последователям было "Будьте светом сами себе". Смысл этого заявления очевиден. Будда всегда утверждал, что его задача состояла в том, что указать другим найденный им путь, чтобы те, кто пожелают, могли самостоятельно пройти тот проверенный и надежный путь, который он открыл. Нечего и говорить, что спустя какое-то время Гаутама Будда был обожествлен и ему стали поклоняться, как идолу, особенно в странах юго-восточной Азии. Ведь гораздо проще поклоняться кому-то и просить о милости, чем трудиться самому.
Йога: Если, следуя Свами Вивекананде, разделить йогу на карма, бхакти, джнана и раджа, то из них только бхакти йога предписывает обязательный поиск земного учителя и поклонение ему, но не как личности, а как выражению Божества. На следующем этапе воплощенный учитель отходит на задний план и поклонение переносится непосредственно на Божество. Чаще всего застревают на этом этапе, но Свами Вивекананда указывает, что есть еще третий этап, когда бхакти переходит в Пара-Бхакти, тождественную недуалистической Веданте; на этом этапе поклоняющийся осознает, что он на самом деле поклонялся своему истинному безличному Я (Атману, который тождествен Брахману).
Кстати, нечто подобное можно проследить и в христианстве, если обратиться к первоисточникам. Подобно Будде, Христос был заинтересован не в личном водительстве людей, а в том, чтобы донести до них "благую весть" о Царстве небесном и об Отце небесном, который не может быть учителем (для обычного человека) ни в каком смысле, потому что Его "никто никогда не видел". "Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь." Христос здесь говорит не о вере в него, а в "Пославшего" его. Где-то в книгах Агни Йоги есть похвальный отзыв о Фоме Кемпийском, который осмелился последовать учению Христа буквально и вместо поклонения Христу переключился на подражание Христу как примеру. Но ведь это в точности то, о чем говорил Будда.
(Агни Йога, 13. Книга Фомы Кемпийского Подражание Христу давно оценена на Востоке, не только по содержанию, но и по значению названия. При средневековом идолопоклонстве Христу голос Фомы прозвучал протестом. Из-за стен католического монастыря раздался голос просветить лик Великого Учителя. В самом слове подражание заключена жизненная действенность. Формула подражание Христу является подвигом дерзания, свойственным духу сознательному, принимающему всю ответственность созидания. Именно, сознательный ученик дерзает подойти к Учителю в подражании. Такой пример внёс свет во тьму затхлости и создал за стеною затвора устремление к действенному дерзанию.
По согбенному сознанию средневековья уместно было бы сказать "поклонение Христу", но восходящий дух дерзал призвать к подражанию. Каждый шаг благого дерзания должен сохраниться, как веха шествия человечества.)
Таким образом, то, что написано в книгах Агни Йоги о земном учителе, это истина, но истина относительная, в том смысле, что есть контингент искателей, которым без земного учителя никак не обойтись и им надо, в полном соответствии с их уровнем сознания, твердить о ценности учительства. Или, как сказано в "Голосе безмолвия", "И если солнцем не можешь ты быть, будь смиренной планетой. Если не способен ты – подобно полуденному светилу – пламенеть на снеговых вершинах Предвечной Чистоты, избери, о начинающий, более смиренную долю." Я понимаю, это звучит обидно, но обижаться тут нечего (можно здорово промахнуться), надо правильно рассчитать свои силы и избрать соответствующую им стратегию духовного развития.