Teosof писал(а):Раз существует Свет, то существует и тень. Белое Братство столь же реально как и темное. И перебежка туда и сюда - факт вроде неоспоримый. Он отражен в литературе и фильмах (вспомните "Звездные войны"). Весь мир построен на этом принципе. Но мы для того и живем, чтобы научиться определять где свет, а где тень. Даже думая, что делаем светлое дело, впоследствии можем убедиться что это не так.
В любое светлое начинание проникает враг, чтобы разрушить его. И делает он не под маской как раз друга, с формулами на устах, красивыми речами и т.д.
Согласен, уважаемый Teosof. Одно лишь хотелось бы уточнить: не следует в этом вопросе впадать в религиозный дуализм (dvaita). Классический пример дуализма - персидская религия маздаизма, иногда называемая зороастризмом. Абсолютизация противоположностей, экстремизация бинеров - вот, примерно, смысл дваиты. Христианин, например, мог бы назвать видение мира в противоборстве двух абсолютно противоположных начал - ересью манихейской. Вспомним учение Maní (Манихея) об абсолютном зле. Видение мира как арены борьбы двух абсолютно противоположных начал - это не диалектика. Диалектика как раз говорит о
единстве и борьбе противоположностей. Теза и антитеза, взаимодействуя, порождают
синтез. Диалектика - не изобретение Гегеля, она уходит корнями вглубь истории ко временам Гермеса Трисмегиста к Великим Арканам Таро. Гегель фактически взял из них только три первых аркана.
Говоря о "темных" и "светлых", следует еще упомянуть о том, что есть еще "страстные" и "запредельные". Догадываетесь, что это? "Темные" - тамас, "страстные" - раджас, "светлые" - саттва, но выше их "запредельное".
Говоря о "темных" и "светлых", следует обратить внимание на осознание идеалов и интересов. Эгоизм - т.е. самоутверждение над другими, за счет других - вот причина зла.
Мы когда то с женой написали целую статью, в которой суммировали наш опыт в этом вопросе. Выдержки из нее хочу здесь представить.
Думаю самое время поговорить о терминологии, а то чувствуется, что порой люди говорят на разных языках. Обратимся к элементарной этике. Подобно тому, как без знания элементарной математики не следует браться за высшую математику, так и без знания элементарной этики не стоит браться за Этику Живую.
Итак, что же есть эгоизм? Этика утверждает, что эгоизм есть самоутверждение над другими, за счет других. То есть, как видим, эгоизм - самоутверждение относительное: унижая кого-то человек пытается возвыситься относительно кого-то. Самоутверждение же само по себе не есть зло. Вопрос лишь в том, относительно ли оно или абсолютно. Абсолютное есть Сат. Относительное есть майя. Помнится, Вивекананда дал определение майи как "относительное". Абсолютное самоутверждение же есть устремление к Бесконечно Высшему.
Как избавиться от эгоизма? Внутренней эволюцией. Известно, что при достижении уровня сердца эгоизм исчезает. Как дойти до уровня сердца? Преодолев три искушения, как показал этим Христос. Только тогда зло отступит (вспомним: "дьявол отступил") и человек обретает дар Высших сил (см. далее там же: "и ангелы небесные приступили к Нему и служили Ему"). Почему только три искушения? Потому что все искушения сводятся к этим трем. Это:
-
искушение тамаса (предпочтение пищи плотской пище духовной),
-
искушение раджаса (попытка заставить Высшие Силы стать исполнителем наших капризов) и
-
искушение эгоистической саттвы (преуспеть для собственного самоутверждения над всеми). Кроме гун тамаса, раджаса и саттвы есть Запредельное. Все представленные искушения были испытаниями на эгоизм. Запредельное для эгоизма же есть не-эгоизм.
Кто-то из мыслителей, возможно Фома Кемпийский, сказал: "Кто не преодолеет всех искушений не может войти в царство небесное". Это не столь уж трудно. "Не трудное, а нужное есть царство небесное" - говорил украинский мыслитель Григорий Сковорода.
Однако продолжим развитие темы дальше. Речь пойдет о внутренней эволюции. Пока человек не дошел до уровня сердца, эгоизм в его поступках неизбежен, сколь бы умело он ни прикрывался. Эти уровни внутренней эволюции человека можно ассоциировать с чакрами. Семь – число сакральное и означает символически "весь спектр". Как семь цветов радуги, семь нот гаммы и т.д. Конечно же цветов можно назвать гораздо больше, было бы лишь у нас достаточное количество названий, а можно их свести и только к трем. Так и в музыке, у некоторых народов есть только пентатоника, другие говорят о двенадцати… Но будем исходить из семи в понятии спектра, теософия оперирует числом семь. "Дюжина, семь, шестьдесят, счет халдей…", как писал Брюсов.
Итак, пока человек не прошел искушений, он находится на уровне муладхары. Это шудра, человек тамаса. Это отнюдь не дискриминация, речь идет просто об определенной ступени развития человека. За какое время человек пройдет ступени, не столь важно sub specie aeternitatis. Это может быть много воплощений, а может быть так, что все уровни будут пройдены в одном. Как эмбрион in alvo повторяет все ступени эволюции живого на Земле, так и в этой жизни мы как бы проходим повторно возможно уже пройденное нами в прошлых воплощениях. Тамас – не просто "тьма", как означает это слово, исходя из этимологии, а скорее инертность, пассивность.
Но накопив достаточный опыт для осознания того, что есть нечто высшее, чем хлеб физический, человек переходит на следующий уровень, уровень свадхистаны. Это уровень кшатрия, человека раджаса. Человек становится полем борьбы неразрешенных еще противоположностей, он своеобразный экстремист, противоположности в нем абсолютизированы. Он видит всё как бы в черно-белом свете, признает только то, что он прав, а все остальные – неправы. Но с накоплением опыта человек начинает понимать, что мир состоит не из одних лишь противоположностей, образно говоря, что между пятками и макушкой есть сам человек, что бинер взаимодействия тезы и антитезы (единства и борьбы противоположностей) дает решение в синтезе, который качественно выше пар противоположностей. Тогда человек созрел до третьего уровня.
Этот уровень, уровень манипуры, можно назвать уровнем саттвы. Но эгоизм еще не побежден. Человек весьма активен, имеет высокий рассудочный уровень, он часто виртуоз во многих делах. Он вполне осознает свой уровень интеллекта и потому порой полон высокомерия в отношении других. Этот человек – вайшья, не только фермер или бизнесмен, знающий где что почем и как преуспеть, но и порой неплохой инженер или ученый. Но, увы, он еще не брамин (brahmana).
Только при достижении уровня сердца, анахаты, (в системе Каббалы это сефира Тиф’эрет) план эгоизма исчезает. Этот уровень есть запредельным для человека-эго, человека-зверя, победившего в суровом процессе эволюционной борьбы и, подобно древнему императору, взошедшему на пирамиду из трупов и еще агонизирующих тел. Здесь же становление уже человека космического, дитяти Беспредельности. Но это только первый ашрам жизни брамина. И на новом, качественно высшем этапе, его ожидает та же тройка гун, но уже высшего плана. Уровень сердца – пока еще только тамас человека духовного, уровень относительной пассивности, характеризующийся вниманием (smriti), вбиранием учения, ученичеством. Называется он этапом брахмачарья.
Следующий этап – уровень вишуддхи, ашрам брамина-семьянина (grihastha). Человек вдохновенно служит, совершенствуется в среде обычных житейских дел и обязанностей. Можно отождествить его уровень с гуной раджаса, но высшего этапа.
Далее этап брамина-саньясина (vanaprastha). Человек всецело предается поиску просветления. Для этого вовсе не обязательно уходить в лес, как это практиковалось у индусов в старину. Этот "лес" – особый. Как писал Данте: "Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу…". Словом, это гуна саттвы высшего этапа. Но человек еще не просветлен. Он – искатель просветления. Еще существует "я", хоть и высшего плана, еще отдельно "Ты"…
Когда приходит просветление, тогда уже нет ни "я" ни "Ты", человек един с Абсолютом. Это – Запредельное человека, человек – махатма, человеко-бог. Это уровень сефиры Кетер Каббалы, которая открывает перед человеком Эйн Соф Аур – Бесконечный Свет, о Котором ничто сказано быть не может…