Книга С.Р.Эрнста "Н.К.Рерих" (Петроград, 1918 г.)
Книга С.Р.Эрнста "Н.К.Рерих" (Петроград, 1918 г.)
Здесь предлагается обсудить одну из прижизненных монографий о Н.К.Рерихе, выпущенную Общиной Святой Евгении в Петрограде (серия "Русские художники").
Книга будет помещена в Медиатеку Интернет-общины в обозримом будущем.
Также информация о книге помещена в "Каталог книг рериховской тематики" http://lebendige-ethik.net/forum/archiv ... 5777#15777
Книга будет помещена в Медиатеку Интернет-общины в обозримом будущем.
Также информация о книге помещена в "Каталог книг рериховской тематики" http://lebendige-ethik.net/forum/archiv ... 5777#15777
- Вложения
-
- Обложка книги по рисунку С.В.Чехонина.
- Обложка-1.jpg (69.48 КБ) 9409 просмотров
Последний раз редактировалось Кэт 19 ноя 2007, 00:00, всего редактировалось 1 раз.
Автор книги Сергей Ростилавович Эрнст (1894-1980).
- Вложения
-
- С.Р.Эрнст. [Петроград, 1917 г.]
- Эрнст-1.jpg (45.78 КБ) 9402 просмотра
Последний раз редактировалось Кэт 01 май 2007, 19:49, всего редактировалось 1 раз.
К сожалению, в 1918 году количество российских периодических изданий резко уменьшилось по сравнению с довоенными и дореволюционными годами, и единственная статья, которую удалось на сегодняшний день найти о монографии Эрнста "Н.К.Рерих", является критичной. Но для полноты впечатления всё же приведу её здесь.
Газета «Наш век». 1918. 16 июня. № 94. Стр. 4:
Газета «Наш век». 1918. 16 июня. № 94. Стр. 4:
[center]Андрей Левинсон
Заживопогребённый
(Сергей Эрнст «Н. К. Рерих». Изд. общ. Св. Евгении. П-д. 1918)[/center]
Новая книга о Рерихе, написанная С.Эрнстом, представляется, к крайнему моему разочарованию, мало пригодной для доверчивого пользования. Критическая биография значительного и важного для России живописца обращена в некое лицевое житие письма весьма тонкого, но столь же вычурное. Из живого, твёрдого, дельного Рериха сотворена легенда, выспренняя и умильная...
Не пойму той роковой причины, по которой каждого пишущего о Рерихе внезапно покидает мера и трезвость и объемлет священное волнение. Уж на что подобострастна была местами монография, выпущенная «Аполлоном», а на диво сложенная «Свободным Искусством», напоминала именинный подарок или коллективный адрес юбиляру, — «комплиментарный» дух работы Эрнста остаётся беспримерным. Подобное возвеличение неизбежно умаляет художника, искажает без нужды его подлинный и ценный образ. И не жутко ли ему своими глазами читать столь неумеренный некролог.
Если сложить цельный облик из бесчисленных черт этого панегирика, то хоть сам Леонардо да Винчи предстанет перед нами пигмеем, ибо мастер Вечери познал, как никто, муки и предел живописного творчества и лучшие создания свои почитал незавершёнными.
А между тем, если верить Эрнсту, всё сделанное Рерихом абсолютно прекрасно. На иконописный лик не положено ни одной тени. Канонизированный живописец ведь и впрямь непогрешим.
Так религиозные композиции Рериха не раз приравниваются к памятникам новгородской древности, как и равнозначущие и равноценные, а тем самым проникнутые тем же мистическим горением. Такие второстепенные, малосамостоятельные вещи Рериха, как его иллюстрации к драмам Метерлинка, признаны «фантастическими по игре смелых линий», главное преимущество декорационных работ его усмотрено в их далёкости от театральной действительности, даже совершенно обезличенные академические рисунки из мастерской Кармона (таких тысячи!) умеют «пленить» Эрнста. Сосчитает ли художник картины старых мастеров, это вызывает взрыв восторга, пишет ли он трудные жёсткие стихи, нужные ему, быть может, для какой-либо душевной надобности, издательская комиссия «счастлива украсить» ими книгу.
В должном соответствии с «житийным» стилем изложения (даже слава, пришедшая к художнику, обозначена прописной буквой), Рерих истолкован вне всякого окружения, вне касания с людьми и идеями нашего времени, как некое чудовище гениальной самобытности.
В то же время в небольшой книге накоплено множество важных и достоверных сведений и немало частных суждений, подчас красивых и зорких, но почти сплошь искажённых манерой поэтического преувеличения.
«Община» издала книгу «по-старому» хорошо; обильные, в большинстве новые, цветные и чёрные репродукции почти кряду отчётливы; обложка Чехонина красива по отдельным мотивам, но скомпонована совсем нескладно.
Известность Рериха крепка, и введение в его творчество, «приклад» к его живописным рукам, что и говорить, нужны. И можно только сокрушаться о том заблуждении вкуса, о той ложной перспективе, которые сделали подробный и изящный по форме «воображаемый портрет» Эрнста ненадёжным, а потому непригодным.
Книга помещена в DJVU-формате по следующему адресу http://lebendige-ethik.net/forum/archiv/1/Ernst.djvu (3,4 Mb)
Благодарим Полину Парусову за предоставление оригинала книги С.Эрнста для сканирования.
Благодарим Полину Парусову за предоставление оригинала книги С.Эрнста для сканирования.