Так же интересны слова, которые записала З.Г.Фосдик - то что говорил Н.К. в частных беседах. К примеру, все знают как он писал про Горького и Толстого в статьях. Но вот, что он добавлял про них в обычных разговорах:
12.VII.22 За завтраком говорили о России, Н.К. рассказывал о Горьком. “Похож он, — говорит Н.К., — на преступника; на вас никогда не смотрит в разговоре, глазами бегает по комнате”. Когда ему Н.К. указал, что у него секретарь — жулик, человек известный своей нечестностью, Горький смолчал и ничего не ответил.
Я вообще-то люблю Алексея Максимыча. Особенно первые его рассказы типа "Челкаш" или "Как поймали Семагу" и т.д. И понял, что по-другому Горькому и невозможно было смотреть - общаясь с такими людьми (и отчасти будучи сам таким) о которых он писал. Но это жизнь. И Н.К. скорее всего так бы не говорил уже после Трансгималайской экспедиции, встречаясь с такими людьми там, что Горьковские бродяги показались бы по сравнеию с ними - высшим светом. Кто читал "Алтай-Гималаи" и описываемые там способы убийства и то, что пришлось пережить Рерихам старшим и Юрию с ними - поймет это.
Что касается Льва Толстого:
29.VII.22 Интересно также рассказал Н.К., как он по окончании Академии [Художеств] со Стасовым и Римским-Корсаковым ехали в Москву повидать Льва Толстого. По приезде Толстой поразил Н.К. — какие глупости он говорил об искусстве. “Самый великий художник в России Орлов”, — говорит. Н.К. выразил на лице недоумение. “Как не знаете? Тот, кто написал картину “Секут мужика””. Тут Н.К. вспомнил эту ужасную картину. Потом, хотя они все и были приглашены провести у Толстого весь день, Н.К. не мог выдержать и отпросился уехать после завтрака. Те же провели у Толстого целый день, и на другой день Стасов ему говорит: “Жаль, что вас вечером не было. Какие глупости он тут говорил, какие глупости! Сцепился с Римским-Корсаковым о музыке и какие глупости говорил”. Тут Н.К. добавил, что был поражен нечуткостью Толстого по вопросам искусства и, несмотря на его незнание в этой области, такою авторитетностью суждений.
Толстой - это типичный русский характер. К тому же еще, Толстой был военным и его "Севастопольские рассказы" или "Рубка леса" и т.д. - это не об искусстве. Они по-своему замечательны. Тем не менее, Е.И. советовала изучать русский язык Фосдику (мужу З.Г.Фосдик, который был американцем) по произведениям Ивана Сергеевича Тургенева. И действительно, он, вероятно один из немногих, кто не касался в своих произведениях таких тем как тюрьмы, проституция и подобных предметов. О чем писали и Куприн и Достоевский с Толстым и даже Чехов.