[center]ОБЩИНА НА АЛТАЕ: ЖИВОЙ ОПЫТ[/center]
Рериховской общине «Три Радости» на Алтае исполнилось три года. Три года становления, преодоления трудностей и безконечной радости совместного проживания духовных единомышленников.
Так или иначе, вопреки всем проблемам и запретам Новый Мир пробивает себе дорогу через тьму отживающего социума. И каждая крупица опыта на пути рериховского общинножития может оказаться кому-то полезной. Вовсе необязательно каждому проходить мучительным путем проб и ошибок, а надо просто взять накопленный другими опыт, приспособить к конкретным условиям вновь создаваемой общины и устремиться вперед. Даже предначертанное строительство будущего духовного центра нашей планеты - Звенигорода будет закономерным венцом развития рериховского общинножития в нашей стране.
Тот социальный опыт, который здесь накапливается, при всей его кажущейся незначительности, может быть полезен строителям общин и всем духовно идущим. То, что будет излагаться ниже, не претендует на какую-то полноту Истины в последней инстанции, а скорей - наблюдение сотрудника, который сам находится в гуще социального процесса, называемого «создание универсальной рериховской общины».
1. Определение в понятиях
Все люди, которые приезжают строить общину, в обязательном порядке проходят стадию «друзей общины». Это значит, что человек приезжает в определенное место, где уже живут его духовные единомышленники, покупает дом или снимает квартиру, налаживает быт и естественно кооперируется с другими рериховцами. Именно в процессе освоения Учения и совместного труда происходит резкое расширение сознания. Именно в сочетании индивидуальной и групповой работы, и над Учением, и во всем многообразии жизни, происходит становление истинного общинника.
Сколько времени на это потребуется? Год, два... десять? У каждого свои сроки расширения сознания, но зависят они от ЖЕЛАНИЯ стать лучше, принять то, что тебе говорят твои друзья - единомышленники. А желание имеет корни в быту и тех несовершенствах, которые у нас в голове. Таким образом, меняя быт, делая его проще и одухотворённее, работая над своими несовершенствами, можно и необходимо стать настоящим общинником и строителем Нового Мира. И надо забыть о тех званиях, которые ты получил в отживающем социуме, и даже о личных заслугах перед рериховским движением. Здесь все начинают с единой и необходимой точки - стадии «друзей общины». Другое дело, что сама стадия «друзей общины» имеет множество ступеней-уровней. И здесь уже срабатывают те накопления и заслуги, которые у тебя есть. И выражаются они в желании принять уже сложившуюся иерархию и ситуацию и получении радости через труд. Человек, претендующий на звание общинника, - светел, радостен и при огромной доброжелательности - строг.
Если вам по судьбе определена какая-то важная миссия, требующая вашего нахождения в городе (ведение значимых социальных программ, издание рериховской литературы и.т.д.), спокойно живите в городе и выполняйте, что вам предуказано. Но это не мешает вам быть «другом общины». Зная, что мы создаем часовню св. Сергия и музей Ангелов, кто-то присылает иконы для часовни, кто-то экспонаты для музея, кто-то газеты и журналы для сельской и районных библиотек. И мы очень благодарны им. Община есть фокус сотрудничества действием духовно устремленных людей.
2. В общину не собираются долго
Когда ты проживаешь на Алтае и всерьез занимаешься общинными делами, то приходит много писем, где люди интересуются разными аспектами общинножития и возможности переехать на Алтай. За редким исключением мы никому не отказываем, но и никого не зазываем. Отказываем обычно одержимым бесами и людям, которые, погрузившись в свой внутренний мир, полностью потеряли чувство реальности и делают заявки типа «я живу под Костромой и лучше вас, сибиряков, знаю, как нужно строить общину в Сибири». Если ты лучше знаешь, почему ты её такой умный до сих пор не построил? У нас ведь тоже собрались люди, которые не год и не два, и даже не десять лет занимаются Учением, а гораздо больше.
Есть еще один тип людей. Они год за годом пишут письма, где говорят о своей мечте переехать на Алтай, но вот мешает пока то-то и то-то... Годы идут, а они все хотят, и им также что-то постоянно мешает. С такими людьми мы прекращаем переписку, так как четко уяснили для себя: тому, кто действительно хочет быть общинником и действительно хочет переехать на Алтай, никакие препятствия не помеха. И в течение максимум года он их перемалывает и переезжает.
А перед этим он, как правило, приезжает посмотреть будущее место жительства и прикоснуться сердцем к сотрудникам. И он ничего не требует. Ибо понимает цену труда. И хочет подставить свое плечо, а не урвать из общинной кассы.
3. Халява, сэр!
Мы заметили, что некоторые «рериховцы» совершенно искренне убеждены, что как только они приехали и заявили о своем желании пребывать в общине, им обязаны предоставить все: жилье, прописку, питание, работу. И не только им, но и их женам и детям. Причем предоставить не абы что, а по высшему классу, то, чего они не смогли добиться ни при социализме, ни при капитализме, как в сказке: достаточно произнести заветное слова - и тебе все сразу дадут! При этом закон сохранения материи и энергии полностью игнорируется. «Ну, как же! - возмущенно вопрошают они, - Вы писали? Приглашали? Мы приехали!» При этом нарочно забывая, что приглашались сотрудники, а не нахлебники.
Люди не понимают, что участие в создании общины - само по себе награда. Награда и себе, а значит, кармически и детям и внукам. Только опять же общинник о награде не думает, ибо мечтающий о награде - раб.
Приезжали к нам люди с одной сумкой. Они все бросили, взяли только носильные вещи и без предупреждения приехали. И были очень горды тем, что избавились от материального. И когда им начинаешь рассказывать, что, перебираясь с юга Украины на Алтай, мы привезли сюда два пятитонных контейнера, а привезли бы и третий, забрав все, вплоть до ржавых гвоздей - на тебя «герои» смотрят снисходительно и почти презрительно. А через неделю они начинают бегать к тебе и клянчить: дай ложку, дай кружку, дай хотя бы старую фуфайку... Потому что обустройство быта - дело очень серьезное. У нас хоть южная, но Сибирь, а не северная Африка. И ломаются, и уезжают такие «герои» очень быстро. Ибо там, где изначально идет нарушение этики (не написали, не созвонились, заранее не посмотрели, не продумали, свалились как снег на голову), там толку от таких людей не будет.
Мы не против помочь приезжающим, и делаем все для того, чтобы им помочь, но вытряхивать из нас последние средства за свое неразумное поведение не позволим.
4. Заморочки
В общине все решения проходят через Совет и только с одобрения Совета, они уже всеми выполняются. А чтобы попасть в Совет, нужно как минимум два года самоотверженного труда. Эти пояснения «герой» игнорирует и продолжает качать права, создавая дисгармонию и пытаясь манипулировать общинниками. А потом, когда ему указывают на дверь, он странно обижается: ведь он же знает как лучше, ведь он же хочет как лучше!
5. А я-то думал!
Приезжает человек из города, и после восторгов по поводу природных красот Алтая разочарованно заявляет: «Что-то вас здесь маловато и живете небогато. А я-то думал, что вас здесь тысячи, и производство налажено, и соцкультбыт поставлен! А здесь еще до этого пахать и пахать!»
И такому «герою» приходится объяснять: чтобы получить право спрашивать, надо самому было подставить плечо и хоть что-то хорошее внести в общину. А если ты не увидел главного - счастья духовно устремленных людей, живущих в гармонии с Природой, а видишь только материальные нехватки, то иди выражай своё недовольство в другое место, а здесь не надо.
6. Аборигенов надо просвещать!
Деревенская жизнь - штука тонкая, многослойная. И не такая простая, как на первый взгляд кажется. И люди здесь не такие уж и простые, хотя грубоватые, а порой и «поддатые». И вовсе не ждут они от тебя никаких истин, тем более - метафизики. Им своей жизни и своих забот с головой хватает. И понятие «интеллигенция» здесь очень относительно. Помню, как директор школы, где я работал учителем, грозила уволить меня (и уволила впоследствии) за то, что я на уроке четыре раза(!) произнес слово «космос».
- На кой он вам сдался, этот космос? - яростно вопрошала она. - Жили без него и проживем дальше!
И это после того, как она целый урок подслушивала под дверью.
Это к чему говорю? Да к тому, что не надо «просвещать бедных аборигенов» и не цепляться к людям со своими истинами. Если хочешь спокойно жить в деревне - не лезь в душу к людям, которые тебя об этом не просят. Веди себя скромно, а уж есть тебе мясо или нет и каким богам молиться - это твое личное дело. Иначе неприятности будут расти, как грибы после дождя.
А вот быстрее создавать мощную общину и в ней свою школу - надо. При этом не конфликтовать с государством, противопоставляя «себя хорошего» ему «плохому», а активно вписываясь в стремление руководства поднять свою страну. Ведь не враги же кругом! И не ты один, такой умный, любишь Россию.
И вообще, когда люди на эмоциях отказываются от разумного сотрудничества - теряют все.
Мы создали турбазу «Три радости», а с ней и несколько рабочих мест. Люди приезжают со всей России, отдыхают, лечатся, ходят в ближние походы на водопады, в пещеры, на вулкан Буддачиха (Трон Будды) и дальние - к священной горе Белуха (4566м). И всех, кто к нам приезжает, хотя мы официально зарегистрированы, мы просим не давать никаких интервью местному населению.
Если же человек не слушает и начинает напропалую знакомиться с местными, к добру это не приводит в первую очередь для него самого: ненужное кумовство всегда приводило к неприятностям.
7. Опыт Матери Терезы
В 20 веке Римский Папа утвердил создание только одного католического ордена- ордена Милосердия во главе которого стояла Мать Тереза. Орден занимается помощью страдающим людям. Может, потому и дело Матери Терезы было таким успешным, что оно стояло на мощнейшей духовной основе и горячих молитвах?
Если бы рериховцы взяли на вооружение эту практику, то это очень бы помогло всему нашему движению.
Вообще хорошо было бы создать пансионат пожилых рериховцев - молитвенников. Если бы он находился в общине, где есть семейные детские дома, да ещё в горах, то это позволило бы создать настолько мощный столб энергии, что он пробил бы любые пласты тьмы и коричневого газа, окутавшие нашу планету.
8. Рериховские монахи. Почему бы и нет
Иногда окружающий мир становится слишком тяжкой ношей для некоторых людей. Они хотят уйти в монашество, становясь монахами-трудниками. Человек живет на территории общины, у него есть своя келья или место в келье. Он молится и трудится на благо всей общины, а община полностью обеспечивает его не такие уж большие нужды.
Да, мы знаем, что Е.И. Рерих осуждала монашество, как уход от мира, но здесь ухода от мира не происходит, так как монах-трудник создает трудом рук своих благосостояние общины (кстати, сейчас нам нужен монах-садовод) и молится за конкретные дела общины. Монашество, молитвенность, затвор и научная работа - прекрасно совместимы.
Вот недавно ещё одна семья создалась, хотя обоим за 40. «Формула счастья», которую мне посчастливилось открыть, позволяет вычислять «вторую половинку», и даже то, что человек о тебе думает. Община в идеале - это союз счастливых семейных пар, гармонично вписанный в космический кооператив разумов разных планет.
А пока люди просто приезжают на турбазу, знакомятся, ходят в походы и естественным путем находят друг друга. А какие необыкновенные дети здесь рождаются у духовно устремленных родителей!
9. Служение двум богам
«Нельзя одновременно служить Богу и мамоне» - сказано в Учении. Одновременно приветствуется деловитость и четкая финансовая дисциплина.
Мы знали людей, которые пытались служить двум богам, конец их был печален. Гармонично сочетать духовность с финансовой деловитостью можно только в общине. Только духовная помощь сподвижников помогает выправить деформацию психики, которая неизбежно возникает от общения с деньгами, как крайним выражением социальной материальности. Община выступает как гарант психической устойчивости.
Особенно коллективное безсознательное воздействует на людей в городах. Чем больше скопление людей, тем больше негативное ментальное загрязнение. Чем больше город, тем сильнее трансформирована психика. Мне не раз приходилось водить в походы тех же москвичей. У них подчас совсем иная реакция на природные раздражители, и, конечно, приходится это учитывать.
Когда учителя советуют духовным людям уходить из городов, а они продолжают отравляться в своих Вавилонах, многие городские рериховцы воспринимают это как метафору, а не как указ.
Сейчас в атмосфере Земли все сильней проявляется метановая составляющая. Тает вечная мерзлота Западной и Восточной Сибири, а это неисчислимое количество метана, которое будет выброшено в атмосферу. На фоне невероятного усиления солнечной активности уже происходят мощнейшие изменения в атмосфере Земли. Пока у климатической машины Земли есть ресурс компенсации, и стихийные бедствия хоть как то сглаживают службы типа МЧС. Но стоит скачкообразно измениться условиям на огромных территориях - и никакое МЧС не поможет. Теперь - вопрос: где больше шансов у человека свихнуться в случае мощного стихийного бедствия? В общине, где люди-братья, где один за всех и все за одного, или в городе, где каждый за себя? На природе, где воду, дрова, картошку у тебя никто не отнимет, или в городе - при всеобщей анархии? Недаром в Библии сказано «...и молитесь, чтобы ваше бегство не было зимой...».
10. Воздействие темных
На всем духовном пути к Свету каждого человека темные применяют одну и ту же схему испытаний. Просто, когда человек приезжает в общину, это воздействие в каких-то моментах ослабляется а в каких-то усиливается.
Я привожу эту схему для повторения:
а) испытание нищетой: чтобы человек кроме своего корыта ничего не видел;
б) испытание деньгами: чтобы думал не об эволюции, а о деньгах и бизнесе;
в) испытание учительством и славой;
г) испытание страстью: после периода монашества и одиночества;
д) ментальная брань.
11. Выстраивание отношений
Некоторые рериховцы гордятся, что занимаются Учением более 10 лет. Если бы количество лет гарантировало духовное развитие и расширение сознания, как это было бы просто. Но бывает и так, что годы идут, а человек не становится добрее, проще, терпимее, не хочет выстраивать доброжелательные отношения с другими людьми, не говоря уже о рериховцах. Если расписать это по пунктам, то для настоящего рериховца получается следующая схема:
а) образец отношений - Н.К. и Е.И.Рерих;
б) обязательные поступки для эволюции;
в) умение жертвовать;
г) бороться со своими недостатками;
д) уважение сотрудничества и сотрудников;
е) относиться к людям с любовью;
ж) несение в себе радости всегда;
з) в сердце - Великий Учитель;
и) если можешь - соверши подвиг во имя Учения.
12. Необходимость кооперации
Всем известно, что рериховцы - люди небогатые. И когда человек приезжает жить в общину, то естественно первый вопрос: где жить? Некоторые, видя, что у нас небольшая турбаза, считают, что мы просто обязаны обеспечить их жильем. «Ребята, ну у вас же есть жилье, почему вы меня не можете обезпечить?» - такие рассуждения мы слышим постоянно. В России, к сожалению, народ прекрасно освоил науку деления, а науку умножения, которая лежит в основе общины, осваивать и не хотят. Письма с заявлениями типа: «Я уже еду к вам, но жилье оставляю детям, денег у меня нет, здоровья работать в общине - тоже нет, но вы меня всем обезпечьте, а за это я буду вам читать свои новые стихи на тему... «вставай, Иван Стотысячный, бей тьму проклятую» и т.д. и.т.п., увы, нередки в нашей почте.
Когда человек приезжает к нам, то Совет общины в каждом конкретном случае определяет условия его проживания, или он 2-3 недели живет безплатно или сразу оплачивает проживание и питание в общине. За 2-3 недели он свободно, без особого напряжения, находит временное (или постоянное, если покупает дом) жилье, решает вопрос прописки и устраивает свой быт. Совет общины, чем может, помогает вновь прибывшему, но нигде не указано в Учении, что община обязана предоставлять жилье, прописку, работу и т.д. Причем вновь прибывающие должны знать, что даже если в общине уже налажено свое производство, вас на него никто не обязан брать.
Вопрос жилья, так же как и вопрос свободной кооперации с другими приезжими рериховцами. А Совет общины лишь помогает решать эти вопросы исходя из своего более глубокого знания местных условий.
Да, есть ряд программ, в которых община принимает более активное участие, - строительство келий для трудников, открытие своей аптеки и книжного магазина, строительство бассейна и каскада мини-ГЭС, приобретение земли для строительства своей школы, семейных детских домов и т.д.
Человек проверяется в труде. Поэтому для каждого прибывшего, без исключения, устанавливается испытательный срок - 2 года. За это время суть человека проявляется как на ладони. Он принимает участие в делах общины, мнение его учитывается, но решающего голоса на собраниях он не имеет, и на заседания Совета тем более не приглашается. Опыт показывает, что для настоящего общинника это не является чем-то оскорбительным. Наоборот, он признает рациональность такого подхода!
Когда приезжает настоящий общинник, то чувствуешь радость всем сердцем, как будто произошла встреча со старым другом. Но часто к сожалению как в песне «... ходят в праздной суете разнообразные не те...». А это только создает действующим общинникам дополнительную нагрузку.
13. Первый шаг
В начале девяностых годов мне пришлось вести городские курсы духовного совершенствования в городе Николаеве на Украине. Назывались они «Основы понимания Новой Эпохи И управление судьбой». Людей на лекции приходило до 700 человек. Кого-то интересовала первая часть объявления, кого-то вторая. Опыт какой-никакой тогда уже был, и я говорил людям: «Главное сделать первый шаг и все-таки придти на лекцию. Темные сделают все, чтобы наша встреча не состоялась, но вы преодолейте и придите хотя бы к концу лекции. Сделайте этот первый шаг, потом будет легче. Когда одинокая свеча духовного устремления зажигается во тьме долины, темные делают все, чтобы её потушить. Но если шаг сделан, с горных вершин протягиваются лучи света, которые вам помогут!»
Так и в общине. Только тому, кто сделал первый шаг, приходят и силы, и помощь, и возможности.
Кстати, в многократном увеличении и космических возможностей состоит смысл общины. Огород, дрова, стройка - это не самоцель и это еще не община, хотя совместный труд здорово объединяет. А вот выход сознания за пределы планеты, кооперация с Дальними Мирами, труд и выполнение более широких эволюционных задач, - вот что дает настоящая община. Именно космичность задач и ежедневный труд делают радость постоянным состоянием общинника. Особенно на Алтае, где чистая природа способствует приему более тонких энергий.
14. Звено - первокирпичик общины
Если в основе человеческого счастья лежит нахождение и соединение двух любящих «половинок», то в основе общины, как социального образования, лежит звено. А дальше: удачная община - есть удачная кооперация звеньев. Но будучи реалистами-производственниками, можем ли мы опираться на понятие «удача» как на некую непредсказуемую случайность?
И здесь Учение дает неожиданную подсказку: «Высшая математика наиболее близка чистому духу». Следовательно, комплектация звеньев общины должна подчиняться строгим математическим законам, ведь «все есть Дух, и в Духе есть все...»
И такая математическая зависимость действительно открыта, ибо в основе психических, астрологических и прочих совместимостей и предпочтений лежит число. При определенных условиях можно вычислить даже направление мыслей человека. Умение общаться с числами, умение видеть через них ритмы, линии, фигуры, социальные, психические и природные процессы - является одним из направлений исследований в общине. Сейчас 4% сельхозпроизводителей обеспечивают 96% не сельского населения продовольствием. В общине, при правильно поставленном деле, эта цифра сократится до 2%. Сельскохозяйственный труд станет приятным развлечением под руководством опытных профессионалов. Кстати, для организации научных исследований в общине не так много и надо. Ибо в основе всего многообразия мира лежит простота, а простота есть универсальное число.
Конечно, когда человек приезжает в общину, подбор звеньев идет на уровне сердечных вибраций. Никто ничего не навязывает. Отрицая хаос, следуя Иерархии, община есть высшее выражение социальной и духовной свободы.
С другой стороны, когда духовно устремленные люди собираются в общину, происходит взрывообразное накопление знаний. И не использовать их просто неразумно.
15. Заметки вслух
Есть мысли, которые не требуют развернутого объяснения, но в своей краткости несут крупицы опыта.
√ Сотрудник проявляется в мелочах. Этих мелочей настолько много, что удержать их под контролем, если человек хочет скрыть своё истинное лицо, - невозможно. Любые хитрости в общине становятся явными.
√ Желание поделиться - естественное состояние общинника. Поделившись с друзьями одной скромной радостью, я приобретаю три больших:
а) чувство общения, единения, счастья;
б) сотворчество в труде;
в) неожиданную прибыль и взгляд в будущее.
√ Постоянное проявление внимания и заботы о сотрудниках постепенно становится нормой. Даже очень жесткая скорлупа себялюбия растворяется в этой заботе. Относиться к сотрудникам с любовью становится такой же необходимостью, как потребность дышать.
√ Один из способов распознавания «чужих» очень прост: они действуют на впечатление, на ум, сердце же у них остается холодным. И потому они просто не выдерживают в общине.
√ Внимательность и настороженность - это нормальное состояние общинника. Оно прекрасно сочетается с искренностью, но ничего не имеет общего с подозрительностью. Ошибки можно простить, ведь все мы несовершенны. Не прощается упорство в неэволюционном стиле жизни.
√ Суть дома в городе и деревне существенно отличаются. В городе это, как правило, квартира в многоэтажном доме. Чужой ментал незаметно трансформирует человека, подгоняя его под общие стандарты. В больших городах люди дышат воздухом, неоднократно прошедшим через чужие легкие и многочисленные механизмы. Не надо пугать людей трудностями деревенской жизни, близкой к природе. Если за все в этом мире приходится платить, то и за право дышать чистым воздухом, пить здоровую родниковую воду - тоже.
√ Да, тяжкий ломовой труд с развитием общины уходит из быта общинников, так как сама община - есть синтез здоровой, гармоничной жизни на природе и самых передовых технологий.
√ Если ты не испытываешь от общения с человеком радости сотрудничества - ищи другое звено. Обратись к Совету общины. Он обязан помочь. Резко хлопнуть дверью, обвинив всех в непонимании, - плохой выход. В 90% случаев причина не во вне, а внутри тебя.
√ В Учении сказано, что человеку даны две радости: умение мыслить и экстаз красоты. В общине происходит резкое ускорение эволюции ее членов. Ведь все мыслят в одном направлении, и радость, как постоянное состояние, становится нормой.
Состояние радости плавно перетекает в состояние счастья. Когда община выходит на просторы космического кооператива, состояние любви всегда и с тобой, и в тебе. Поэтому община не является каким-то подвигом во имя чего-то и кого-то. Община сама по себе есть уже величайшая награда.
Наш адрес:
659685 с. Топольное,
Солонешенский район,
Алтайский край, ул.
Центральная, д. 130а.
Домашний телефон:
8-(38594)-23-3-55
мобильный Е.:
8-961-993-52-10;
мобильный Н.:
8-962-795-71-89.
Евгений и Наталья Калугины
Из газеты "Знамя Майтрейи" №5/2008 г.