Тверь ИНФО писал(а):18 марта 2008
[center]Сохранять, объединять и воспитывать…[/center]
Члены Тверской рериховской организации во главе с председателем Анатолием Григорьевичем Лысиковым посетили наш город 7 марта. В ДШИ №2 состоялась их встреча с единомышленниками из Бологое. Пришли на эту встречу заведующая отделом культуры МО «Бологовский район» Т.А.Жукова, краевед М.М.Фурс вместе с ребятами из клуба «ШОК», работники музея, педагоги, представители бологовской интеллигенции - все те, кто интересуется жизнью и творчеством семьи Рерихов, не забывает о русской истории и мировой культуре.
О том, как вернуть статус городов высокой культуры малым городам России, говорил А.Г.Лысиков, отметивший и новые тенденции, новое отношение молодежи к истории, к прошлому. Бологовский район, как и другие исторические места Тверской области, должны объединять и воспитывать людей, прививать им чувство ответственности за сохранение нашего богатейшего культурного наследия.
Участники встречи посмотрели видеофильм, рассказывающий о прошлогодней экспедиции рериховской организации по Тверской земле. Члены этой интернациональной экспедиции побывали на берегу озера Бологое, у знаменитого камня, который жители нашего города называют «памятником любви», посетили село Мшенцы, известное многим по очерку Н.К.Рериха, присутствовали при открытии памятника Ю.Н.Рериху на его родине в Окуловке. Диск с видеофильмом и журнал «Культура и время» со статьей об экспедиции представители Тверской рериховской организации подарили Бологовскому краеведческому музею.
Кроме того, на встрече состоялась презентация книги нашего известного краеведа М.А.Иванова «Рерихи и Тверской край».
Новости Рериховского Движения за 2008 год
[quote="Газета "Вперёд" (г.Химки), среда, 19 марта 2008, № 29"][center]Т.Хромова
В городе и районе
ДЕРЖАВА РЕРИХА[/center]
Откуда эта “держава” появилась в читальном зале библиотеки ДК «Родина»? Всё очень просто. Пришла химчанка в библиотеку и предложила разместить на некоторое время экспозицию из фонда “Рериховской общедоступной библиотеки”. Это уникальная возможность познакомиться с редкими изданиями, раскрывающими многогранную личность Н.К. Рериха как мыслителя, ученого, художника и общественного деятеля. Культурное наследие семьи Рерихов дополняет выставка “Служение прекрасному”, посвященная памяти сына Рериха Святослава Николаевича.[/quote]
В городе и районе
ДЕРЖАВА РЕРИХА[/center]
Откуда эта “держава” появилась в читальном зале библиотеки ДК «Родина»? Всё очень просто. Пришла химчанка в библиотеку и предложила разместить на некоторое время экспозицию из фонда “Рериховской общедоступной библиотеки”. Это уникальная возможность познакомиться с редкими изданиями, раскрывающими многогранную личность Н.К. Рериха как мыслителя, ученого, художника и общественного деятеля. Культурное наследие семьи Рерихов дополняет выставка “Служение прекрасному”, посвященная памяти сына Рериха Святослава Николаевича.[/quote]
[center]Содержание № 32 (зима 2007- 2008) журнала "Грани Эпохи":[/center]
* Редакция журнала. Читателям.
* Н.К.Рерих. Древние источники.
* Е.И.Рерих. Фрагмент письма от 12.12.1952.
* Е.П.Блаватская. Оккультизм против оккультных искусств.
* Генрих Грузман. РУССКОЕ ДУХОВНОЕ ПОТРЯСЕНИЕ.
* Н.А.Шлемова. Эстетика трансцендентного в творчестве Марины Цветаевой.
* Владимир Калуцкий. Лики.
* Владимир Калуцкий. "С КОНЦА КОПЬЯ ВСКОРМЛЕНЫ"
* Александр Логинов. Спор о перевоплощении: Кураев против Иисуса Христа.
* Н.Занди. Краткие определительные заметки к изучению, медитации и глубокому размышлению над понятием «Аум» по книгам Учения Агни Йоги.
* Елена Уварова. Гений.
* М.Р.Шагиахметов. Социализм и наше развитие.
* Владимир Кузин. Женщины ГУЛАГа.
* Роза Бекниязова. Ошибка Ленина.
* Аркадий Бураков. Эссе.
* М.И.Савиных. Мой Никифоров.
* Александр Костюнин. «РУССКОЕ СЛОВО – СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ ВРЕМЁН»
* Владимир Кузин. Момент истины.
* Владимир Кузин. Сезон страданий.
* Александр Костюнин. Моё знакомство с Вячеславом Тихоновым.
* Алексей АННЕНКО. "Жемчуг исканий" в интерьере времени.
[center]Содержание № 33 (весна 2008) журнала "Грани Эпохи":[/center]
Публикации:
* Н.К.Рерих. Майтрейя.
* Е.И.Рерих. Письмо от 20.12.1934.
* Е.П.Блаватская. Некоторые указания для каждодневного пользования.
* Т.Ф.Карбовская. Иллюзии и реальность о семье Рерихов.
* Н.А.Шлемова. Теософская традиция («Тайная доктрина» Е.П.Блаватской) как основание философии новоевразийства.
* Н.Е.Мартьянов. Письма.
* Генрих Грузман. Сибирская сказка.
* Н.А.Шлемова. Философия Красоты и Гармонии в Учении Живой Этики.
* М.Р.Шагиахметов.Человек и природа – системный анализ взаимодействия.
* А.Бураков. Русская Идея.
* Владимир Кузин. Медвежий облик.
* Владимир Кондюрин. И мы не проходим мимо.
* Сбережём нашу планету. И ещё раз об Атлантиде.
* Женщинам посвящается… new
* М.В.Петриченков. Равновесие. new
Точка зрения:
* В.Никогосян. Стратегия ирикративного единения.
Путешествия:
* Ольга Ерёмина. Ожерелье Костромской земли Судиславль – Галич – Чухлома – Солигалич.
Литература:
* Е.Титаренко. Легенда о Птице Счастья.
* Вл. Калуцкий. Стихи.
* Игорь Круглов. Стихи.
* Александр Балтин. Стихи.
* Е.Титаренко. Весна имеет женское лицо.
* Владимир Калуцкий. Страж пустоты.
* Владимир Калуцкий. Жажда о праведном Ниле.
* Александр Костюнин. Двор на Тринадцатом. (расскаэ)
* И.Ципин. Чудесный пульт.
* Андрей Пузиков. Ветер.
* Н.Шлемова. Проза.
* Андрей Пузиков. Юсмалос или Конец Света.
* Иван Зорин. Образы мира. (эссе)
* А.Шумин, С.Сляднев. «Духи местности» управляют городами или антропологи – отдыхают!
Почта журнала:
* Презентация книги А.В.Костюнина «В купели белой ночи». new
* Русская софиология в европейской культуре.
* Е.И.Рерих "ЗАПИСИ УЧЕНИЯ ЖИВОЙ ЭТИКИ", т.1
Об этом же читайте Sotheby's покажет выставку русского искусства в Историческом музее.Вести писал(а):19.03.2008
[center]"Сотбис" представит в Москве самые дорогие лоты будущих торгов в Нью-Йорке[/center]
Британский аукционный дом "Сотбис" представит в Москве самые дорогие лоты предстоящих торгов русского искусства, которые состоятся в апреле в Нью-Йорке. Об этом сегодня сообщили в российском представительстве "Сотбис".
Как передает ИТАР-ТАСС, выставка будет проходить в Историческом музее с 26 по 29 марта. Москвичи смогут увидеть более 30 шедевров русской живописи, а также прикладного искусства. Среди работ - картины Ивана Айвазовского, Архипа Куинджи, Ивана Шишкина, Алексея Боголюбова, Николая Рериха и других мастеров.
Среди лотов - две картины Ивана Айвазовского "Раздача продовольствия" и "Корабль помощи", предварительная стоиомсть которых оценивается в 2-3 миллиона долларов. Они посвящены помощи США России во время голода 1890-х годов. Впоследствии эти работы были отобраны Жаклин Кеннеди для выставки в Белом Доме, проходившей во время переговоров между президентом США Джоном Кеннеди и генеральным секретарем ЦК КПСС Никитой Хрущевым.
Еще одно произведение Айвазовского которое увидят москвичи - "Прибытие флотилии Колумба". Картина была написана художником в 1880 году, ее предварительная стоимость 1,25-2 миллиона долларов. Кроме того, "Сотбис" впервые покажет в Москве несколько произведений декоративно-прикладного искусства, созданных русскими мастерами.
Аукцион русского искусства будет проходить в Нью-Йорке с 15 по 16 апреля. Прошлогодний аукцион стал рекордным - общая сумма продаж превысила 190 миллионов долларов.
ПЕНZА-ОНЛАЙН писал(а):Пензенские хроники. 20 марта
[center]20 марта. III Рериховские чтения «Проблема исторической правды в России»[/center]
В организации чтений принимают участие Международный Совет Рериховских организаций, Пензенское региональное отделение Международной Лиги защиты культуры, Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского, Пензенский государственный этнографический музей, Историко-этнографический центр Пензенской области, а также Рериховское общество г. Пензы. Тематика выступлений: 1. Энергия идеалов – главная сила эволюционного развития. 2. Воспитание любви к Родине – насущная проблема современности. 3. Проблема изучения рериховского наследия в современной науке. 4. Ответственность ученого как проблема научной этики. 5. Рерихи. Служение России. 6. Проблема сохранения культурно-исторического наследия Пензенского края.
В зале заседаний будет организована выставка «Международный центр – музей имени Н.К.Рериха – уникальное явление современной культуры».
Чтения состоятся в корпусе исторического факультета Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г.Белинского, по адресу: ул. К.Маркса, д.4, аудитория 24 . Начало чтений в 14.00.
Общественная организация «Рериховское общество г. Пензы». Суркова Любовь Владиславовна, председатель. Телефон: 44-36-66, 68-44-76
В издательстве "Звёзды Гор" вышел новый номер альманаха:
Звёзды Гор. Научно-художественный альманах. № 9
Львов-Мн.-М.-Рига: "Звёзды Гор", 2008. - 256 с.
Звёзды Гор. Научно-художественный альманах. № 9
Львов-Мн.-М.-Рига: "Звёзды Гор", 2008. - 256 с.
[center]СОДЕРЖАНИЕ[/center]
I. ЗНАМЯ МИРА
МАТЕРИАЛЫ международной научно-практической конференции «Культура и предпринимательство в современном мире»
ЕЛЕНА ТАРАСЕНКО. Реализация идей Пакта Рериха: меценатство как важная составляющая активной жизненной позиции современного предпринимателя
ИРИНА МАГАЗИНЩИКОВА. Роль культуры в успешной деятельности современного предпринимателя
ИГОРЬ ГРИНЕНКО. Роль культуры в современном мире
II. СТРОИТЕЛИ И ВОИТЕЛИ ДУХА
МАРИЯ СКАЧКОВА. «Умеющий любить имеет сердце огненное»
ВЛАДИМИР ЛОБАЧ. Увенчанная светом
ТАРАС ВОЛОШИНОВИЧ. Памяти Юлии Юлиановны Авексе
ЛИЛИЯ ЛОМСАДЗЕ. Огни ее сердца
АЛЕКСЕЙ ГЛАДЫШЕВ. Три встречи
ГУНТА РУДЗИТЕ. Мама — белая, добрая
ЭЛЛА РУДЗИТЕ. Воспоминания о Рихарде Рудзитисе
РИХАРД РУДЗИТИС. Гора испытаний
ПИСЬМА Рихарда Рудзитиса к семье (из лагеря)
III. АКТУАЛЬНО
ГУНТА РУДЗИТЕ: Желаю всем мира и единения
К 70-ЛЕТИЮ ЛЕОПОЛЬДА ЦЕСЮЛЕВИЧА
ИРИНА МАГАЗИНЩИКОВА. Культурное наследие Черниговщины
IV. ЖИВАЯ ЭТИКА: ИЗУЧЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ
МАТЕРИАЛЫ Международной конференции «Знамя Мира и единение женщин во имя новой Эры Культуры»
МАРИЯ СКАЧКОВА. Знамя Мира и единение женщин во имя новой Эры Культуры
МАТЕРИАЛЫ СЕМИНАРА «Мысль — живой фактор сущего»
МАРИЯ СКАЧКОВА. Мысль — живой фактор сущего
«МИР ЕСТЬ МЫСЛЬ»
V. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ
ЛИЛИЯ ЛОМСАДЗЕ. Не дышите — поет Монтсеррат
ЕЛЕНА ТАРАСЕНКО. Красные знамена над замком Ракоци
ЛИЛИЯ ЛОМСАДЗЕ. Все остается людям
VI. ПЕДАГОГИКА
В.Ф. РОЖЕПА. Библиотека Сухомлинского
О ДЕТЯХ. Из книг Живой Этики
http://www.paxpercultura.org/aktual_55.html
От издателей:
12 марта вышел из печати девятый номер альманаха «Звезды Гор», посвященный Знамени Мира и Культуры и великой миссии женщины в эпоху Матери Мира.
В рубрике «Строители и воители духа» впервые опубликованы письма Рихарда Рудзитиса жене и дочерям из лагеря.
[center]РИХАРД РУДЗИТИС
ГОРА ИСПЫТАНИЙ[/center]
Инта — гора страданий… лес и горизонт,
За сопку снежную, тоскуя, солнце скрылось,
Здесь, среди вихрем сломанных берез,
В лачугах жалких — ад, там люди — словно тени.
Ты — жребий мой, суровая судьба,
Венец страданий горьких и печали,
Несбывшихся желаний и надежд,
Борений духа на пути терновом!
Инта! о нет, ты не блаженства остров,
Здесь я над бездной, на самом краю,
По крутизне пытаюсь ввысь подняться.
Я многое понять хочу, достичь, свершить,
Я сил несокрушимых жажду — жажду победить.
Моя ты совесть и мои мученья,
Ты колокол зари, костер ошибок жгучий.
Учусь я вновь надежде и мечте,
Стремлюсь исполнить предначертанное мне.
1949 г., Коми
Альманах можно заказать по адресу: е-mail: [email protected]
- Вложения
-
- Звёзды-гор-9.jpg (15.6 КБ) 7439 просмотров
Псковский информационно-справочный сайт СТЕРХ-МЕДИА писал(а):20 марта 2008
[center]Выставка графических работ правнука композитора Н.А.Римского-Корсакова откроется в Вечаше[/center]
22 марта в музее-усадьбе Н.А.Римского-Корсакова в Плюсском районе, филиале Псковского музея-заповедника, открывается выставка графических работ Александра Римского-Корсакова, правнука выдающегося русского композитора.
Александр Андреевич Римский-Корсаков – правнук Н.А.Римского-Корсакова по линии младшего сына композитора Владимира Николаевича.
А.А.Римский-Корсаков родился 4 сентября 1936 г. в Ленинграде. По специальности он – физик-ядерщик, работал в разных областях прикладной ядерной физики, доктор наук.
Рисовать Александр Андреевич начал ещё в школе. Самостоятельно осваивал разные виды графики – тушь, акварель, гуашь. В юности он находился под впечатлением творчества Н.Рериха и И.Босха. Позднее познакомился с работами сюрреалистов – С.Дали, Р.Магрите и других. Существенное влияние на выбор его техники и материала оказала чёрно-белая графика М.Эшера.
В 1984 г. в Музее истории города Ленинграда состоялась выставка «Учёные рисуют», на которой Римский-Корсаков выставлял несколько графических работ (тушь, бумага).
С появлением компьютерных средств многие его работы копировались и размножались.
Выставка правнука великого русского композитора приурочена ко дню рождения Николая Римского-Корсакова. Кроме того, 22 марта, в 14.00, в музее-усадьбе Н.А.Римского-Корсакова в рамках ежегодного Фестиваля русской музыки, посвящённого М.П.Мусоргскому и Н.А.Римскому-Корсакову, который проходит на Псковщине с 18 по 29 марта, состоится традиционный концерт победителей Псковского открытого конкурса юных исполнителей.
Mass-Media писал(а):19.03.2008
[center]Мария Ганиянц
В Москву привезут топ-лоты аукциона русского искусства "Сотбис"[/center]
Топ-лоты предстоящего аукциона русского искусства "Сотбис" в Нью-Йорке покажут на выставке в Государственном Историческом музее с 26 по 29 марта, сообщается в пресс-релизе аукциона.
"Прошлогодний аукцион русского искусства в Нью-Йорке стал рекордным, принеся более 190 миллионов долларов, поэтому в этом году мы с волнением представляем в Москве выставку топ-лотов нью-йоркских торгов, которые пройдут 15-16 апреля 2008 года", - приводятся в пресс-релизе слова главы Русского отдела "Сотбис" в Нью-Йорке Сони Беккерман.
В экспозицию московской выставки войдут более 30 шедевров русской живописи, а также коллекция произведений прикладного искусства.
"Нам посчастливилось собрать потрясающие работы великих художников XIX века, кроме того, на апрельском аукционе выставят интересный раздел произведений современного российского искусства", - отмечает Беккерман.
[...]
Пейзажную живопись на выставке представят Архип Куинджи - его картина "Березовая роща" оценена в 2-3 миллиона долларов - и Иван Шишкин, чье полотно "В лесу" планируют продать за 1,8-2,2 миллиона долларов.
Кроме того, на выставке в Историческом музее покажут работу Константина Маковского "Дети, пересекающие ручей" (180-220 тысяч долларов), "Две купальщицы с птицей" Михаила Ларионова (500-700 тысяч долларов), а также оцененные в ту же сумму "Индейцы пуэбло в Санта-Фе" Николая Рериха.
[...]
Lenta.ru писал(а):21.03.2008
[center]Дом Christie's выбрал топ-лоты предстоящих торгов русским искусством[/center]
Коллекции работ Александра Яковлева и Николая Рериха выставлены на нью-йоркские "русские" торги дома Christie's, которые пройдут 18 апреля 2008 года. Самым дорогим лотом, судя по пресс-релизу Christie's, станет картина Яковлева "Ложа пекинского театра", оцененная в 1,8-2,5 миллиона долларов. Всего аукционисты рассчитывают продать 15 работ Яковлева.
10 картин Николая Рериха выставлены на продажу музеем Rose Art Museum университета Брандейса. Одна из работ - "Руины китайского форта" - оценена в 120-180 тысяч долларов. Стартовая цена на небольшие эскизы начинается с трех тысяч долларов.
"Лесная поляна", пейзаж Ивана Шишкина, оценена в 1-1,4 миллиона долларов. Полотно Константина Маковского "Русская красавица" выставлено на аукцион с оценкой 350-450 тысяч долларов.
В числе наиболее примечательных предметов декоративно-прикладного искусства, выставленных на торги, оказались нефритовая фигурка слона работы мастерской Фаберже (300-500 тысяч долларов) и редкая ваза Ломоносовского фарфорового завода "Красная Армия - защитница советского рабочего класса" (250-300 тысяч).
Торги Christie's русской живописью и декоративно-прикладным искусством, прошедшие в Лондоне в ноябре 2007 года, завершились с результатом 42,9 миллиона фунтов стерлингов (86 миллионов долларов).
Новости NEWSru,com писал(а):21 марта 2008
[center]Christie's проведёт в Нью-Йорке аукцион произведений русского искусства[/center]
[...]
Картина Николая Рериха "Руины китайского форта", созданная им во время путешествий по Востоку, оценена в 120-180 тысяч долларов. Стоимость остальных его произведений вряд ли превысит 3 тысячи долларов. [...]
Новости радио Культура писал(а):21 марта 2008
[center]Константиновский дворец ждёт гостей[/center]
Коллекцию Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской покажут в Константиновском дворце Петербурга в конце марта - начале апреля.
Об этом РИА «Новости» сообщила пресс-секретарь дворца Мария Прудникова, добавив, что точная дата пока не определена.
Напомню, после смерти Ростроповича его супруга окончательно решила переехать в Россию, а коллекцию, содержание которой обходилось слишком дорого, продать.
Собрание, включающее около 450-ти предметов, в том числе такие шедевры, как: «Портрет княгини Авроры Демидовой» Брюллова, «Портрет Феликса Юсупова» Серова, «Сокровище ангелов» Рериха, «Лики России» Григорьева и коллекцию императорского фарфора, предполагалось выставить на торги Sotheby`s. Однако за день до начала аукциона стало известно о том, что коллекцию целиком купил меценат Алишер Усманов. Он передал собрание государству.
Добавлю, что на размещение экспонатов претендовали Русский музей, ГМИИ имени Пушкина и Музеи Московского Кремля. Однако коллекция разместилась в залах Константиновского дворца.
- Вложения
-
- Константиновский дворец в Стрельне.
- Констант-дворец-в-Стрельне.jpg (12.11 КБ) 7394 просмотра
[quote="Общественно-политическая газета "Республика Татарстан""]№ 57 (26174) 21.03.2008, пятница
[center]Галина Зайнуллина
Титан из Старого Аракчино
На соискание Государственной премии РТ имени Габдуллы Тукая[/center]
Об Ильдаре Ханове заговорили в 1975 году, когда в Набережных Челнах появилось его первое творение - памятник павшим героям в годы Гражданской и Отечественной войн. Это был первый памятник в молодом городе автомобилестроителей.
Данной работой автор положил начало новой тенденции - символизации монументальной скульптуры в Татарстане. Для выражения идеи величия народного подвига автор опирался на древний миф о бессмертной птице Феникс. Она представляется гигантской, неудержимо и мощно летящей птицей. С лицом женщины и телом орлицы. Правой рукой она благословляет своих детей, а меч держит в левой. При всей ее огромной массе, рассеченной повторяющимися напряженными ритмами, создается впечатление мощного полета.
Тот факт, что на художественном небосклоне зажглась новая звезда, тогда осознали немногие. И реакция на новаторское произведение была неоднозначной: одни восхищались, другие негодовали. Об этом красноречиво говорят слова французского писателя Андре Ремакля. В книге "Сказание о КамАЗе" он пишет: "Когда с памятника сняли покрывало, толпа была поражена. У памятника сразу же появились горячие приверженцы и не менее горячие противники...". Известный московский искусствовед Светлана Червонная высказала свою точку зрения: "Ильдаром Хановым создан памятник в чрезвычайно экспрессивной манере... Характер этой скульптуры с ее условностью срезанных, сильно геометризованных фигур, предельной экспрессивной заостренностью оказался совершенно непривычным и неожиданным в Татарии, где такой монументальной скульптуры прежде никогда не было".
Наша справка. Ильдар Мансавеевич Ханов родился в 1940 году в поселке Старое Аракчино г.Казани. В 1968 году окончил Московский художественный институт им. Сурикова и был принят в Союз художников СССР. Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан. Произведения хранятся в Музее изобразительных искусств РТ и Музее истории города Набережные Челны.
Ильдар Ханов был убежден, что пространственная среда молодого индустриального города, где превалируют гигантские дома-параллелепипеды, диктует необходимость нового пластического языка и особую объемную выразительность. Не случайно, по мнению искусствоведа Раузы Султановой, авангардное творчество Ханова не прижилось в тысячелетней Казани, потому что художник искал более действенные средства, чем традиционная пластика, - для оживления геометрической строгости архитектуры свободной прихотливостью форм, которые оказывают почти шоковое воздействие, интригуют своей загадочностью.
Например, многометровая стела "Энергия" (1981), выполняющая роль въездного знака в город со стороны Боровецкого леса, одновременно вызывает чувство ужаса и восторга. Форма скульптуры - это застывшая плазма или застывшая музыка. Она символ истока, рождения, космического взрыва ядра, порождающего мириады звезд, - ключ, открывающий врата Вселенной.
Скульптурная группа "Регби" (1980), установленная рядом со стадионом "Строитель", привлекает внимание упругой напряженностью всей конструкции, разнообразием аспектов, ощущением легкости и воздушности. Состояние фигур, которые словно ищут поддержки друг у друга, передано динамичными ритмами наклонных форм. Конструкция неузнаваемо меняет свой облик с каждой новой точки обзора. Ведь Ханов при создании этой композиции, наряду со спортивной темой, опять же имел в виду идею космического воплощения. По замыслу автора, хоровод фигур, составляющий "сюжет" скульптурной композиции, не что иное, как бестелесные души, закрученные космическим ритмом и стремящиеся соединиться с центром.
Неизменный интерес вызывает скульптурный комплекс, украшающий бульвар Энтузиастов. Авангардные по стилю скульптуры связаны друг с другом - колоритно, пластично - идеей развития форм: от одномерной замкнутости ("Гармония") к трехмерной гармонии ("Древо жизни"), от горизонтальной распластанности над поверхностью ("Эволюция") к стремительному прорыву в вертикальное измерение ("Пробуждение"). Таким образом, комплекс, по сути, представляет собой размышления автора на философскую тему о Боге и человеке как Вселенной в миниатюре.
Эти абстрактные формы, покрытые смальтой, не имеют четкого объема и пластической массы. Соседствуя с высотными зданиями, они соперничают с ними не размером, не цветовой яркостью, а мощной пластической энергией. Похожие на гигантские тела (птицы? фантастические существа?), они утверждают могущество жизни, богатство ее форм рядом с бесцветной и однообразной архитектурой, как бы внося в пространство города с исключенной из него естественной природы символ ее вечного присутствия.
Впрочем, у Ильдара Ханова есть пример органичного вписывания абстрактных форм в природный ландшафт. Так, декоративная композиция Родникового комплекса в селе Тимошкино Аксубаевского района удивительно гармонирует и с зимним пейзажем, и с осенним. По-разному смотрится она и в зависимости от времени суток.
На первый взгляд, в творчестве Ханова нет внешних примет национальной самобытности, она усматривается лишь при вдумчивой интерпретации. Например, в скульптурной композиции "Древо поэзии", посвященной великому татарскому поэту Габдулле Тукаю, перед автором стояла сложнейшая задача - выразить глубинный пласт духовной жизни народа, осуществить в пластике идею взлета творца над обыденностью. И скульптор сделал ставку на выразительность центрального силуэта - фигуры юноши, сидящего под кроной сказочного древа жизни. Конструкция, имеющая одну-единственную точку опоры, кажется легкой, ажурной. Сложностью ракурса фигуры юноши, пластического жеста автор стремится передать не физическое состояние, а духовную жажду молодого стихотворца. Нет, это не сам Тукай, а аллегорический образ Поэта, который вышел корнями из родной земли и мыслями устремлен в радужное небо. И там рождаются поэтические строки: " Если готов к взлету, расправь крылья..."
По мнению профессора КГУ Юлдуз Нигматуллиной, преобладание волнистых, зигзагообразных линий, которое лежит в основе скульптурного мышления Ханова, их движение и экспрессия являются подсознательным выражением принципа арабески, характерного для восточного искусства. И в этом заключается глубинная связь творчества ваятеля с национальными традициями.
Чтобы понять работы такого самобытного творца, как Ильдар Ханов, надо знать философские и мировоззренческие взгляды автора. Они неотделимы от его творчества. Взгляды его сложились не только под влиянием книг, но и от общения с выдающимися личностями. Еще студентом ему посчастливилось встретиться с президентом Индии Дж. Неру и завязать многолетнюю дружбу со Святославом Рерихом, близость с которым по философским и художественным воззрениям побудила Ханова начать строительство Вселенского Храма в родном поселке Старое Аракчино. Глубокий след в его творческой судьбе оставила также встреча с великим мексиканским художником-монументалистом Давидом Сикейросом. От него он воспринял резкость живописной формы и политическую заостренность.
Даже названия живописных полотен Ильдара Ханова: "Рождение века", "Костер человечества", "Апокалипсис" - свидетельствуют о космогоничности его взгляда, и в этом разгадка его своеобразных образов. События, представленные им, грандиозны, значительны, далеки от быта, от повседневности. Ханов пытается показать жизнь и судьбу не просто отдельного человека, а всего человечества и выбирает для этого жесткий монументальный стиль.
Как уже сказано, синтезом творческого дарования и духовных исканий Ильдара Ханова стал Храм всех религий. Однако по мере его возведения художник столкнулся с тем, что общество еще не готово принять смешение религиозных символов и обрядов. Поэтому идея Вселенского храма переросла в идею культурного центра - центра эстетического воспитания. Мысль о единении религий как части культуры воплотилась, в основном, в интерьерах, отражающих дух той или иной страны.
Вместе с тем архитектура уникального сооружения национальна. Ведь для его оформления используются керамическая плитка, известная еще с булгарских времен, а также витражи, природный камень. Впервые на барабане и воротах для декоративного оформления были использованы увеличенные в смальте шамаили Нажипа Наккаша, а также личная тугра Ханова (автор - народный художник РТ Владимир Попов) на минарете. Никто до него не использовал эти приемы в архитектуре, равно как и основополагающий принцип булгарского зодчества - полихромию, радужное многоцветие. Так что национальный колорит, этнофутуристический импульс, приданный Ильдаром Хановым татарской архитектуре, еще предстоит осознать, по достоинству оценить и развивать.
Впрочем, должного признания и изучения требует все многогранное творчество этого яркого представителя татарского авангарда. Ильдар Ханов, по верному замечанию профессора Нигматуллиной, как Фернан Леже, французский художник-модернист первой половины ХХ века, стремился выработать новый язык искусства в век машинной цивилизации, язык, способный выразить новое мироощущение эпохи и, по его собственным словам, "энергетические потоки духовного возрождения". Именно для того чтобы передать "энергию века", Ильдар Ханов стремился освободиться из плена реализма и часто навлекал на себя гнев пламенных поклонников "Девушки с веслом".
Его уникальные творения требуют не только изучения, но и заботливого сохранения, особенно скульптурные композиции в Челнах, созданные в 1970-1980-е годы и ставшие символами автограда. К счастью, необходимость этого осознает и глава администрации Набережных Челнов Ильдар Халиков. Недавно он приезжал к скульптору в Старое Аракчино, чтобы посоветоваться, какими средствами продлить жизнь монументальным шедеврам. И можно не сомневаться, что мэр получил от Ханова исчерпывающие ответы, поскольку он, в отличие от других скульпторов, не покидает свои творения на стадии макета, а до конца доводит исполнение замысла, заряжая энергией своих рук каждый кусочек смальты.
Руки художника, не чурающиеся разъедающего раствора и тяжелого камня... Пожалуй, эта деталь вкупе с масштабностью живописных полотен и энергетической мощью скульптурных форм окончательно убеждает в титаничности фигуры нашего соотечественника и современника - Ильдара Ханова.[/quote]
[center]Галина Зайнуллина
Титан из Старого Аракчино
На соискание Государственной премии РТ имени Габдуллы Тукая[/center]
Об Ильдаре Ханове заговорили в 1975 году, когда в Набережных Челнах появилось его первое творение - памятник павшим героям в годы Гражданской и Отечественной войн. Это был первый памятник в молодом городе автомобилестроителей.
Данной работой автор положил начало новой тенденции - символизации монументальной скульптуры в Татарстане. Для выражения идеи величия народного подвига автор опирался на древний миф о бессмертной птице Феникс. Она представляется гигантской, неудержимо и мощно летящей птицей. С лицом женщины и телом орлицы. Правой рукой она благословляет своих детей, а меч держит в левой. При всей ее огромной массе, рассеченной повторяющимися напряженными ритмами, создается впечатление мощного полета.
Тот факт, что на художественном небосклоне зажглась новая звезда, тогда осознали немногие. И реакция на новаторское произведение была неоднозначной: одни восхищались, другие негодовали. Об этом красноречиво говорят слова французского писателя Андре Ремакля. В книге "Сказание о КамАЗе" он пишет: "Когда с памятника сняли покрывало, толпа была поражена. У памятника сразу же появились горячие приверженцы и не менее горячие противники...". Известный московский искусствовед Светлана Червонная высказала свою точку зрения: "Ильдаром Хановым создан памятник в чрезвычайно экспрессивной манере... Характер этой скульптуры с ее условностью срезанных, сильно геометризованных фигур, предельной экспрессивной заостренностью оказался совершенно непривычным и неожиданным в Татарии, где такой монументальной скульптуры прежде никогда не было".
Наша справка. Ильдар Мансавеевич Ханов родился в 1940 году в поселке Старое Аракчино г.Казани. В 1968 году окончил Московский художественный институт им. Сурикова и был принят в Союз художников СССР. Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан. Произведения хранятся в Музее изобразительных искусств РТ и Музее истории города Набережные Челны.
Ильдар Ханов был убежден, что пространственная среда молодого индустриального города, где превалируют гигантские дома-параллелепипеды, диктует необходимость нового пластического языка и особую объемную выразительность. Не случайно, по мнению искусствоведа Раузы Султановой, авангардное творчество Ханова не прижилось в тысячелетней Казани, потому что художник искал более действенные средства, чем традиционная пластика, - для оживления геометрической строгости архитектуры свободной прихотливостью форм, которые оказывают почти шоковое воздействие, интригуют своей загадочностью.
Например, многометровая стела "Энергия" (1981), выполняющая роль въездного знака в город со стороны Боровецкого леса, одновременно вызывает чувство ужаса и восторга. Форма скульптуры - это застывшая плазма или застывшая музыка. Она символ истока, рождения, космического взрыва ядра, порождающего мириады звезд, - ключ, открывающий врата Вселенной.
Скульптурная группа "Регби" (1980), установленная рядом со стадионом "Строитель", привлекает внимание упругой напряженностью всей конструкции, разнообразием аспектов, ощущением легкости и воздушности. Состояние фигур, которые словно ищут поддержки друг у друга, передано динамичными ритмами наклонных форм. Конструкция неузнаваемо меняет свой облик с каждой новой точки обзора. Ведь Ханов при создании этой композиции, наряду со спортивной темой, опять же имел в виду идею космического воплощения. По замыслу автора, хоровод фигур, составляющий "сюжет" скульптурной композиции, не что иное, как бестелесные души, закрученные космическим ритмом и стремящиеся соединиться с центром.
Неизменный интерес вызывает скульптурный комплекс, украшающий бульвар Энтузиастов. Авангардные по стилю скульптуры связаны друг с другом - колоритно, пластично - идеей развития форм: от одномерной замкнутости ("Гармония") к трехмерной гармонии ("Древо жизни"), от горизонтальной распластанности над поверхностью ("Эволюция") к стремительному прорыву в вертикальное измерение ("Пробуждение"). Таким образом, комплекс, по сути, представляет собой размышления автора на философскую тему о Боге и человеке как Вселенной в миниатюре.
Эти абстрактные формы, покрытые смальтой, не имеют четкого объема и пластической массы. Соседствуя с высотными зданиями, они соперничают с ними не размером, не цветовой яркостью, а мощной пластической энергией. Похожие на гигантские тела (птицы? фантастические существа?), они утверждают могущество жизни, богатство ее форм рядом с бесцветной и однообразной архитектурой, как бы внося в пространство города с исключенной из него естественной природы символ ее вечного присутствия.
Впрочем, у Ильдара Ханова есть пример органичного вписывания абстрактных форм в природный ландшафт. Так, декоративная композиция Родникового комплекса в селе Тимошкино Аксубаевского района удивительно гармонирует и с зимним пейзажем, и с осенним. По-разному смотрится она и в зависимости от времени суток.
На первый взгляд, в творчестве Ханова нет внешних примет национальной самобытности, она усматривается лишь при вдумчивой интерпретации. Например, в скульптурной композиции "Древо поэзии", посвященной великому татарскому поэту Габдулле Тукаю, перед автором стояла сложнейшая задача - выразить глубинный пласт духовной жизни народа, осуществить в пластике идею взлета творца над обыденностью. И скульптор сделал ставку на выразительность центрального силуэта - фигуры юноши, сидящего под кроной сказочного древа жизни. Конструкция, имеющая одну-единственную точку опоры, кажется легкой, ажурной. Сложностью ракурса фигуры юноши, пластического жеста автор стремится передать не физическое состояние, а духовную жажду молодого стихотворца. Нет, это не сам Тукай, а аллегорический образ Поэта, который вышел корнями из родной земли и мыслями устремлен в радужное небо. И там рождаются поэтические строки: " Если готов к взлету, расправь крылья..."
По мнению профессора КГУ Юлдуз Нигматуллиной, преобладание волнистых, зигзагообразных линий, которое лежит в основе скульптурного мышления Ханова, их движение и экспрессия являются подсознательным выражением принципа арабески, характерного для восточного искусства. И в этом заключается глубинная связь творчества ваятеля с национальными традициями.
Чтобы понять работы такого самобытного творца, как Ильдар Ханов, надо знать философские и мировоззренческие взгляды автора. Они неотделимы от его творчества. Взгляды его сложились не только под влиянием книг, но и от общения с выдающимися личностями. Еще студентом ему посчастливилось встретиться с президентом Индии Дж. Неру и завязать многолетнюю дружбу со Святославом Рерихом, близость с которым по философским и художественным воззрениям побудила Ханова начать строительство Вселенского Храма в родном поселке Старое Аракчино. Глубокий след в его творческой судьбе оставила также встреча с великим мексиканским художником-монументалистом Давидом Сикейросом. От него он воспринял резкость живописной формы и политическую заостренность.
Даже названия живописных полотен Ильдара Ханова: "Рождение века", "Костер человечества", "Апокалипсис" - свидетельствуют о космогоничности его взгляда, и в этом разгадка его своеобразных образов. События, представленные им, грандиозны, значительны, далеки от быта, от повседневности. Ханов пытается показать жизнь и судьбу не просто отдельного человека, а всего человечества и выбирает для этого жесткий монументальный стиль.
Как уже сказано, синтезом творческого дарования и духовных исканий Ильдара Ханова стал Храм всех религий. Однако по мере его возведения художник столкнулся с тем, что общество еще не готово принять смешение религиозных символов и обрядов. Поэтому идея Вселенского храма переросла в идею культурного центра - центра эстетического воспитания. Мысль о единении религий как части культуры воплотилась, в основном, в интерьерах, отражающих дух той или иной страны.
Вместе с тем архитектура уникального сооружения национальна. Ведь для его оформления используются керамическая плитка, известная еще с булгарских времен, а также витражи, природный камень. Впервые на барабане и воротах для декоративного оформления были использованы увеличенные в смальте шамаили Нажипа Наккаша, а также личная тугра Ханова (автор - народный художник РТ Владимир Попов) на минарете. Никто до него не использовал эти приемы в архитектуре, равно как и основополагающий принцип булгарского зодчества - полихромию, радужное многоцветие. Так что национальный колорит, этнофутуристический импульс, приданный Ильдаром Хановым татарской архитектуре, еще предстоит осознать, по достоинству оценить и развивать.
Впрочем, должного признания и изучения требует все многогранное творчество этого яркого представителя татарского авангарда. Ильдар Ханов, по верному замечанию профессора Нигматуллиной, как Фернан Леже, французский художник-модернист первой половины ХХ века, стремился выработать новый язык искусства в век машинной цивилизации, язык, способный выразить новое мироощущение эпохи и, по его собственным словам, "энергетические потоки духовного возрождения". Именно для того чтобы передать "энергию века", Ильдар Ханов стремился освободиться из плена реализма и часто навлекал на себя гнев пламенных поклонников "Девушки с веслом".
Его уникальные творения требуют не только изучения, но и заботливого сохранения, особенно скульптурные композиции в Челнах, созданные в 1970-1980-е годы и ставшие символами автограда. К счастью, необходимость этого осознает и глава администрации Набережных Челнов Ильдар Халиков. Недавно он приезжал к скульптору в Старое Аракчино, чтобы посоветоваться, какими средствами продлить жизнь монументальным шедеврам. И можно не сомневаться, что мэр получил от Ханова исчерпывающие ответы, поскольку он, в отличие от других скульпторов, не покидает свои творения на стадии макета, а до конца доводит исполнение замысла, заряжая энергией своих рук каждый кусочек смальты.
Руки художника, не чурающиеся разъедающего раствора и тяжелого камня... Пожалуй, эта деталь вкупе с масштабностью живописных полотен и энергетической мощью скульптурных форм окончательно убеждает в титаничности фигуры нашего соотечественника и современника - Ильдара Ханова.[/quote]
- Вложения
-
- Ильдар-Ханов.jpg (8.28 КБ) 7392 просмотра
[quote="Народно-либеральная газета "Богатей" (Саратов)"]№ 10 (435) от 13.03.2008, рубрика "Суд Да Дело".
[center]Наталья Левенец, Москва–Саратов
Алмазы под бульдозером[/center]
5 марта состоялось заседание арбитражного суда Москвы по иску Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (ФАУФИ) к Центру-Музею имени Н.К. Рериха – Международному центру Рерихов о выселении музея из незаконного владения – усадьбы князей Лопухиных.
В принципе, очередной враждебной вылазки из чиновничьего стана следовало ожидать, коль скоро ни в Москве, ни в России в целом не проведено разграничение прав собственности на объекты культурного наследия. Это обстоятельство и дает федеральным структурам возможность разводить сутяжнические действия по поводу объектов, принадлежащих Москве, а не Федерации. К тому же, недавние изменения в законодательстве разрешают даже приватизировать памятники истории. А мишень атак – усадьба Лопухиных, расположенная в самом центре столицы, неподалеку от храма Христа Спасителя – давно пристреляна.
[center]Битва за сокровища
[/center]
Заседание 5 марта было перенесено на вторую половину месяца, и нет никаких сомнений, что свой иск чиновники не отзовут. А вообще неприличные телодвижения государства, желающего завладеть то усадьбой Лопухиных, то переданным Международному Центру Рерихов культурным наследием великой семьи, начались еще в 1993 году, едва умер сын великого художника и философа Николая Рериха Святослав. Именно Святослав Николаевич был инициатором создания общественного Центра-Музея имени Н.К. Рериха и назначения его руководителем Людмилы Шапошниковой – известного ученого-индолога. Святослав Рерих в своем письме «Медлить нельзя!», опубликованном в «Советской России» в июле 1989 года, подчеркнул, что музей Рерихов должен быть общественным, он не должен подчиняться госструктурам в лице министерства культуры и Государственного музея Востока. В то романтическое время и цена, и сила печатного слова были совсем иными, чем сегодня. Уже в ноябре 1989-го вышло в свет постановление Совета Министров СССР о создании Центра-Музея им. Н.К. Рериха и Советского Фонда Рерихов. Все наследие семьи в виде картин, реликвий, библиотеки и архивов было передано Советскому Фонду Рерихов по составленному еще при жизни завещанию С.Н. Рериха. Часть наследия, хранившаяся в Индии, прибыла в СССР в распоряжение Фонда в 1990 году. В связи с распадом СССР Фонд был в 1991 году переименован в Международный Центр Рерихов, права этой неправительственной международной общественной организации на переданное в СФР наследие Святослав Рерих подтвердил нотариально заверенным завещанием в 1992 году. В том же постановлении Совета Министров СССР от ноября 1989-го содержалось указание Мосгорисполкому выделить музею здание усадьбы Лопухиных, расположенное по адресу: Москва, Малый Знаменский переулок, 3/5. В итоге в 1990 году здание было передано музею, а в настоящее время по договору с правительством Москвы МЦР арендует усадьбу, срок аренды – 49 лет, истекает он в 2045 году.
Первая экспозиция в Центре-Музее им. Н.К. Рериха открылась в 1993 году, однако на полную мощь музей заработал только в 1997-м. Долгая реставрация переданных от московских властей руин была осуществлена на народные деньги, добровольные пожертвования и помощь меценатов. Несмотря на подписанные документы и заключенные соглашения, ни у федерального, ни у московского бюджетов средств на реставрацию здания усадьбы не нашлось.
Но не все можно сделать силою духа и бескорыстных рук, есть сферы, где не в чести закон и совесть, зато накоплен богатый опыт всевозможных противоправных манипуляций. И когда «на кону» стоит наследство ценою в миллионы долларов, в ход идут любые приемы из богатого чиновничьего арсенала. В 1993 году, на второй день после смерти Святослава Рериха Минюст России в лице замминистра Черемных издает распоряжение, которое аннулирует правопреемство МЦР от Советского Фонда Рерихов. То, что передачу наследия великой семьи в МЦР Святослав Рерих нотариально удостоверил в том числе у индийского нотариуса, главное правовое ведомство страны ничуть не смутило. А вскоре президенту Ельцину передают копию сфальсифицированного обращения вдовы Святослава Рериха, и в том же году Правительство РФ издает постановление № 1121 за подписью главы правительства В. Черномырдина, согласно которому должен быть создан государственный музей Н.К. Рериха как филиал Государственного Музея Востока, а общественный музей ликвидируется. Однако руководство МЦР подает иск в Высший Арбитражный суд, который отменяет в 1994 году пункты Постановления о выселении музея из усадьбы Лопухиных. Победа в деле «МЦР против Черномырдина» воодушевила коллектив музея, но рано было торжествовать. Уже через год Минкультуры РФ обжаловало решение Высшего Арбитражного суда, и надзорная инстанция ВАС удовлетворила жалобу. Так появилось поле для «правового» шантажа уникального общественного музея. Очевидно, лазейкой этой и пользуется сегодня ФАУФИ, развязывая очередной виток сутяжничества, хотя какие-либо ссылки на законы и иные нормативные акты в исковом заявлении федерального агентства показательно отсутствуют.
А в 2002 году на Центр-Музей Рериха и МЦР обратил свой взор тогдашний Министр культуры РФ Михаил Швыдкой. Вполне возможно, аппетиты «главного по культуре» подогрел тот факт, что на международных аукционах цены на полотна Николая и Святослава Рерихов неуклонно растут. И едва появляется на свет решение Хамовнического районного суда Москвы особого производства, которое подтвердило факт вступления МЦР в наследство переданного Святославом Рерихом имущества семьи, как г-н Швыдкой затевает долгий судебный процесс, требуя оставить заявление МЦР о подтверждении факта вступления в наследство без движения. Свои требования Минкульт основывает на том, что якобы является в деле о наследстве семьи Рерихов представителем собственника – государства. Но подтвердить столь смелое заявление какими-либо документами, понятное дело, не может. Однако Мосгорсуд в 2003 году отменяет решение Хамовнического суда и возвращает дело на пересмотр. Почти два года скрипит судебная машина. За это время суд подтверждает дееспособность документов – завещательного распоряжения С.Н. Рериха, дополнения к нему о правопреемстве МЦР, экспертного заключения старшего адвоката Верховного суда Индии по документам С.Н. Рериха. Позиция же Минкультуры по-прежнему основывается на одних только голословных утверждениях. Но исход предрешен: в один прекрасный день внезапно меняется состав суда, а вскоре в отсутствие представителей МЦР суд выносит решение, по которому заявление МЦР об установлении факта принятия наследства остается без рассмотрения. А отсюда рукой подать и до полного торжества «отжимателей»: коль скоро правовое поле владения МЦР наследием Рерихов сделалось вдруг зыбким болотом, то чего, в самом деле, церемониться?
[center]Ценности – по номиналу[/center]
На кого же двинула полки серая чиновничья рать? И почему нас, собственно, должна интересовать эта история? Мало ли знаем мы ей подобных, мало ли и в нашем регионе рейдеров в судебных мантиях? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, расскажем о самом Центре-Музее имени Н.К. Рериха.
В стенах его заключено бесценное культурное наследие Рерихов, исключительное по богатству художественной, философской и научной мысли. Центральное место в наследии занимает философия космической реальности – Живая Этика, в которой раскрывается представление о тесной взаимосвязи человека и Космоса. Учение это продолжается в живописи великих художников, полотна которых наполнены каким-то нездешним, неземным светом. В старинных сводчатых залах музея особая аура, которую создают не только картины, но и разнообразные реликвии, рукописные и художественные раритеты, книги и монографии из Мемориальной библиотеки Рерихов, личные вещи и предметы, сопровождавшие великую семью в долгих странствиях. Все в этом удивительном музее расширяет круг привычных образов, и сама возможность приобщения к творчеству Рерихов тем более бесценна в наше время, когда под натиском массовой культуры скудеет сердце и мельчает дух. Нельзя забывать и о том, что музей постоянно проводит передвижные выставки подлинников картин в России и за рубежом, причем не только в крупных городах и культурных центрах. Кроме того, в музее проводятся ежегодные международные конференции по важным вопросам культуры и науки, организуются выставки современных художников-космистов, концерты классической музыки, лекции ученых и философов, конкурсы детского рисунка, фестивали этнической культуры, выставки народных промыслов.
«Мы являемся культурным центром международного значения. МЦР – ассоциированный член Ассоциации неправительственных организаций при Департаменте общественной информации ООН, – сказал автору этих строк первый заместитель генерального директора музея им. Н.К. Рериха Александр Стеценко. – Но наши оппоненты стараются этого не замечать. Они прекрасно понимают, что, отобрав у нас усадьбу, они просто уничтожат музей».
«Я не понимаю, как можно через суд пытаться опровергать очевидные, законодательно закрепленные вещи, – недоумевает преподаватель кафедры культурологи СГТУ, председатель Саратовского рериховского общества Валентина Войтенок. – Это МЦР должен подать в суд на Государственный музей Востока и истребовать незаконно удерживаемую им коллекцию рериховских картин, которую Святослава Николаевич Рерих завещал МЦР».
О чем идет речь? О «заклятом друге» МЦР – Государственном музее Востока, который так и не вернул наследникам Рерихов 288 полотен кисти отца и сына. И не случайно же в иске ФАУФИ этот музей фигурирует в качестве третьего лица. Погромным действиям федералов наверняка будут аплодировать его сторонники. Не будем забывать и сугубых прагматиков, которые на свой лад прекрасно понимают значение наследия Рерихов. Но там, где миллионы людей видят сокровища духовные, этим господам мерещатся бешеные суммы аукционных лотов.
Любопытно, что долголетняя война против общественного музея парадоксальным образом сочетается с признанием на самом высоком уровне заслуг его директора, первого вице-президента МЦР академика РАЕН Людмилы Шапошниковой. В 2002 году Указом президента Путина она удостоена звания Заслуженного деятеля искусств РФ, в 2006 президент Путин наградил ее орденом Дружбы. В прошлом году Л.В. Шапошниковой была вручена национальная премия «Культурное наследие» за реставрацию памятника архитектуры XVII–XIX вв. «Усадьба Лопухиных».
Однако нельзя сказать, что очередной виток судебной борьбы против музея с мировым именем всколыхнул политиков, общественность или СМИ. Хотя просветительская миссия МЦР благородна и бесспорна, и наследие Рерихов благодаря усилиям Саратовского общества становится доступно и местным искателям духовных знаний. Так, в 2004 году к 100-летнему юбилею С.Н. Рериха в стенах СГТУ прошла международная конференция «Космическое мировоззрение как концепция науки XXI в.», в рамках которой работала выставка подлинных картин Н.К. Рериха, в прошлом году в техническом университете работала фотовыставка работ Людмилы Шапошниковой «По маршруту Мастера», а совсем недавно закрылась экспозиция «Научные достижения Древней Индии», посвященная высочайшему уровню научных знаний в Индии со II-го тысячелетия до н. э.
Ну и что? Многим ли в Саратове известно о злоключениях уникального общественного музея? Многим ли интересно это? Общество пребывает в стойкой летаргии, и в сумерках духовной дремоты, не скрываясь, орудуют средневековый фанатизм и самая беспардонная коммерция. Как выяснилось, они прекрасно дополняют друг друга.[/quote]
[center]Наталья Левенец, Москва–Саратов
Алмазы под бульдозером[/center]
5 марта состоялось заседание арбитражного суда Москвы по иску Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (ФАУФИ) к Центру-Музею имени Н.К. Рериха – Международному центру Рерихов о выселении музея из незаконного владения – усадьбы князей Лопухиных.
В принципе, очередной враждебной вылазки из чиновничьего стана следовало ожидать, коль скоро ни в Москве, ни в России в целом не проведено разграничение прав собственности на объекты культурного наследия. Это обстоятельство и дает федеральным структурам возможность разводить сутяжнические действия по поводу объектов, принадлежащих Москве, а не Федерации. К тому же, недавние изменения в законодательстве разрешают даже приватизировать памятники истории. А мишень атак – усадьба Лопухиных, расположенная в самом центре столицы, неподалеку от храма Христа Спасителя – давно пристреляна.
[center]Битва за сокровища
[/center]
Заседание 5 марта было перенесено на вторую половину месяца, и нет никаких сомнений, что свой иск чиновники не отзовут. А вообще неприличные телодвижения государства, желающего завладеть то усадьбой Лопухиных, то переданным Международному Центру Рерихов культурным наследием великой семьи, начались еще в 1993 году, едва умер сын великого художника и философа Николая Рериха Святослав. Именно Святослав Николаевич был инициатором создания общественного Центра-Музея имени Н.К. Рериха и назначения его руководителем Людмилы Шапошниковой – известного ученого-индолога. Святослав Рерих в своем письме «Медлить нельзя!», опубликованном в «Советской России» в июле 1989 года, подчеркнул, что музей Рерихов должен быть общественным, он не должен подчиняться госструктурам в лице министерства культуры и Государственного музея Востока. В то романтическое время и цена, и сила печатного слова были совсем иными, чем сегодня. Уже в ноябре 1989-го вышло в свет постановление Совета Министров СССР о создании Центра-Музея им. Н.К. Рериха и Советского Фонда Рерихов. Все наследие семьи в виде картин, реликвий, библиотеки и архивов было передано Советскому Фонду Рерихов по составленному еще при жизни завещанию С.Н. Рериха. Часть наследия, хранившаяся в Индии, прибыла в СССР в распоряжение Фонда в 1990 году. В связи с распадом СССР Фонд был в 1991 году переименован в Международный Центр Рерихов, права этой неправительственной международной общественной организации на переданное в СФР наследие Святослав Рерих подтвердил нотариально заверенным завещанием в 1992 году. В том же постановлении Совета Министров СССР от ноября 1989-го содержалось указание Мосгорисполкому выделить музею здание усадьбы Лопухиных, расположенное по адресу: Москва, Малый Знаменский переулок, 3/5. В итоге в 1990 году здание было передано музею, а в настоящее время по договору с правительством Москвы МЦР арендует усадьбу, срок аренды – 49 лет, истекает он в 2045 году.
Первая экспозиция в Центре-Музее им. Н.К. Рериха открылась в 1993 году, однако на полную мощь музей заработал только в 1997-м. Долгая реставрация переданных от московских властей руин была осуществлена на народные деньги, добровольные пожертвования и помощь меценатов. Несмотря на подписанные документы и заключенные соглашения, ни у федерального, ни у московского бюджетов средств на реставрацию здания усадьбы не нашлось.
Но не все можно сделать силою духа и бескорыстных рук, есть сферы, где не в чести закон и совесть, зато накоплен богатый опыт всевозможных противоправных манипуляций. И когда «на кону» стоит наследство ценою в миллионы долларов, в ход идут любые приемы из богатого чиновничьего арсенала. В 1993 году, на второй день после смерти Святослава Рериха Минюст России в лице замминистра Черемных издает распоряжение, которое аннулирует правопреемство МЦР от Советского Фонда Рерихов. То, что передачу наследия великой семьи в МЦР Святослав Рерих нотариально удостоверил в том числе у индийского нотариуса, главное правовое ведомство страны ничуть не смутило. А вскоре президенту Ельцину передают копию сфальсифицированного обращения вдовы Святослава Рериха, и в том же году Правительство РФ издает постановление № 1121 за подписью главы правительства В. Черномырдина, согласно которому должен быть создан государственный музей Н.К. Рериха как филиал Государственного Музея Востока, а общественный музей ликвидируется. Однако руководство МЦР подает иск в Высший Арбитражный суд, который отменяет в 1994 году пункты Постановления о выселении музея из усадьбы Лопухиных. Победа в деле «МЦР против Черномырдина» воодушевила коллектив музея, но рано было торжествовать. Уже через год Минкультуры РФ обжаловало решение Высшего Арбитражного суда, и надзорная инстанция ВАС удовлетворила жалобу. Так появилось поле для «правового» шантажа уникального общественного музея. Очевидно, лазейкой этой и пользуется сегодня ФАУФИ, развязывая очередной виток сутяжничества, хотя какие-либо ссылки на законы и иные нормативные акты в исковом заявлении федерального агентства показательно отсутствуют.
А в 2002 году на Центр-Музей Рериха и МЦР обратил свой взор тогдашний Министр культуры РФ Михаил Швыдкой. Вполне возможно, аппетиты «главного по культуре» подогрел тот факт, что на международных аукционах цены на полотна Николая и Святослава Рерихов неуклонно растут. И едва появляется на свет решение Хамовнического районного суда Москвы особого производства, которое подтвердило факт вступления МЦР в наследство переданного Святославом Рерихом имущества семьи, как г-н Швыдкой затевает долгий судебный процесс, требуя оставить заявление МЦР о подтверждении факта вступления в наследство без движения. Свои требования Минкульт основывает на том, что якобы является в деле о наследстве семьи Рерихов представителем собственника – государства. Но подтвердить столь смелое заявление какими-либо документами, понятное дело, не может. Однако Мосгорсуд в 2003 году отменяет решение Хамовнического суда и возвращает дело на пересмотр. Почти два года скрипит судебная машина. За это время суд подтверждает дееспособность документов – завещательного распоряжения С.Н. Рериха, дополнения к нему о правопреемстве МЦР, экспертного заключения старшего адвоката Верховного суда Индии по документам С.Н. Рериха. Позиция же Минкультуры по-прежнему основывается на одних только голословных утверждениях. Но исход предрешен: в один прекрасный день внезапно меняется состав суда, а вскоре в отсутствие представителей МЦР суд выносит решение, по которому заявление МЦР об установлении факта принятия наследства остается без рассмотрения. А отсюда рукой подать и до полного торжества «отжимателей»: коль скоро правовое поле владения МЦР наследием Рерихов сделалось вдруг зыбким болотом, то чего, в самом деле, церемониться?
[center]Ценности – по номиналу[/center]
На кого же двинула полки серая чиновничья рать? И почему нас, собственно, должна интересовать эта история? Мало ли знаем мы ей подобных, мало ли и в нашем регионе рейдеров в судебных мантиях? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, расскажем о самом Центре-Музее имени Н.К. Рериха.
В стенах его заключено бесценное культурное наследие Рерихов, исключительное по богатству художественной, философской и научной мысли. Центральное место в наследии занимает философия космической реальности – Живая Этика, в которой раскрывается представление о тесной взаимосвязи человека и Космоса. Учение это продолжается в живописи великих художников, полотна которых наполнены каким-то нездешним, неземным светом. В старинных сводчатых залах музея особая аура, которую создают не только картины, но и разнообразные реликвии, рукописные и художественные раритеты, книги и монографии из Мемориальной библиотеки Рерихов, личные вещи и предметы, сопровождавшие великую семью в долгих странствиях. Все в этом удивительном музее расширяет круг привычных образов, и сама возможность приобщения к творчеству Рерихов тем более бесценна в наше время, когда под натиском массовой культуры скудеет сердце и мельчает дух. Нельзя забывать и о том, что музей постоянно проводит передвижные выставки подлинников картин в России и за рубежом, причем не только в крупных городах и культурных центрах. Кроме того, в музее проводятся ежегодные международные конференции по важным вопросам культуры и науки, организуются выставки современных художников-космистов, концерты классической музыки, лекции ученых и философов, конкурсы детского рисунка, фестивали этнической культуры, выставки народных промыслов.
«Мы являемся культурным центром международного значения. МЦР – ассоциированный член Ассоциации неправительственных организаций при Департаменте общественной информации ООН, – сказал автору этих строк первый заместитель генерального директора музея им. Н.К. Рериха Александр Стеценко. – Но наши оппоненты стараются этого не замечать. Они прекрасно понимают, что, отобрав у нас усадьбу, они просто уничтожат музей».
«Я не понимаю, как можно через суд пытаться опровергать очевидные, законодательно закрепленные вещи, – недоумевает преподаватель кафедры культурологи СГТУ, председатель Саратовского рериховского общества Валентина Войтенок. – Это МЦР должен подать в суд на Государственный музей Востока и истребовать незаконно удерживаемую им коллекцию рериховских картин, которую Святослава Николаевич Рерих завещал МЦР».
О чем идет речь? О «заклятом друге» МЦР – Государственном музее Востока, который так и не вернул наследникам Рерихов 288 полотен кисти отца и сына. И не случайно же в иске ФАУФИ этот музей фигурирует в качестве третьего лица. Погромным действиям федералов наверняка будут аплодировать его сторонники. Не будем забывать и сугубых прагматиков, которые на свой лад прекрасно понимают значение наследия Рерихов. Но там, где миллионы людей видят сокровища духовные, этим господам мерещатся бешеные суммы аукционных лотов.
Любопытно, что долголетняя война против общественного музея парадоксальным образом сочетается с признанием на самом высоком уровне заслуг его директора, первого вице-президента МЦР академика РАЕН Людмилы Шапошниковой. В 2002 году Указом президента Путина она удостоена звания Заслуженного деятеля искусств РФ, в 2006 президент Путин наградил ее орденом Дружбы. В прошлом году Л.В. Шапошниковой была вручена национальная премия «Культурное наследие» за реставрацию памятника архитектуры XVII–XIX вв. «Усадьба Лопухиных».
Однако нельзя сказать, что очередной виток судебной борьбы против музея с мировым именем всколыхнул политиков, общественность или СМИ. Хотя просветительская миссия МЦР благородна и бесспорна, и наследие Рерихов благодаря усилиям Саратовского общества становится доступно и местным искателям духовных знаний. Так, в 2004 году к 100-летнему юбилею С.Н. Рериха в стенах СГТУ прошла международная конференция «Космическое мировоззрение как концепция науки XXI в.», в рамках которой работала выставка подлинных картин Н.К. Рериха, в прошлом году в техническом университете работала фотовыставка работ Людмилы Шапошниковой «По маршруту Мастера», а совсем недавно закрылась экспозиция «Научные достижения Древней Индии», посвященная высочайшему уровню научных знаний в Индии со II-го тысячелетия до н. э.
Ну и что? Многим ли в Саратове известно о злоключениях уникального общественного музея? Многим ли интересно это? Общество пребывает в стойкой летаргии, и в сумерках духовной дремоты, не скрываясь, орудуют средневековый фанатизм и самая беспардонная коммерция. Как выяснилось, они прекрасно дополняют друг друга.[/quote]
Московский комсомолец писал(а):24.03.2008
[center]Мария Москвичёва
Русские торги с восточным оттенком
Чего ждет Нью-Йорк от Шишкина и Рериха?[/center]
Целая серия русских торгов прокатилась недавно по Европе: Швеция, Финляндия, Бельгия... А вот для Нью-Йорка русские торги – уже традиция. Памятуя осенние успехи прошлого года, когда общая сумма продаж на Christie’s составила £42,9 млн, аукционный дом и от весеннего аукциона ждет чего-то выдающегося. Итак, фавориты – Иван Шишкин, Николай Рерих и Александр Яковлев.
Поразительно, но целая серия предметов прикладного искусства и произведений живописи, выставляемых на апрельском аукционе, посвящены теме Востока. Из русских художников эта тема привычна в основном для Николая Рериха, работы которого, кстати, представлены в приличном объеме. Десять полотен художника – плод путешествия по Дальнему Востоку. Среди экспрессивных – пейзажи с изображением гор и озёр (стартовая цена от $3,000) выделяется мрачная картина «Руины китайского форта» (эстимейт – $120-180 тыс.), на которой изображены покрытые снегом развалины.
А вот восточные работы художника и театрального декоратора Александра Яковлева – редкость. Его полотно «Ложа пекинского театра», по-видимому, станет самым дорогим лотом. Карина – результат первой поездки художника в 1918 году в Китай – оценивается в $1,8-2,5 млн. На огромном полотне – зрители-мужчины с напряжением следят за действием, происходящем на сцене китайского традиционного театра.
Нью-Йоркские русские торги не обойдутся без Ивана Шишкина и Константина Маковского. «Лесная поляна» Шишкина, относящаяся к позднему периоду жизни художника, оценивается в $1-1,4 млн. А портретный этюд Маковского «Русская красавица» – в $350-450 тыс.
Список же самых замечательных произведений прикладного искусства возглавляет необычайно большая (высота 19 см, длина 25,4 см) нефритовая фигурка слона работы фирмы Фаберже. Сделанная из цельного куска нефрита, фигурка предварительно оценена в $300-500 тыс.
ОРЕАНДА-НОВОСТИ писал(а):24.03.2008
[center]"Встреча с Шагалом" состоится во Владивостоке[/center]
Владивосток.
28 марта в Приморской государственной картинной галерее откроется выставка "Встреча с Шагалом".
По сообщению jewish.ru, на выставке будет представлен "Портрет брата Давида с мандолиной", написанный Марком Шагалом в 1914 году. На нынешней выставке "Портрет брата Давида с мандолиной" предстаёт в контексте русского авангарда 1910-1920 годов, в окружении работ Николая Рериха, Мартироса Сарьяна, Павла Кузнецова, Сергея Судейкина, Василия Рождественского и других русских художников.
Портрет из собрания ПГКГ уже экспонировался на выставках в Москве, Санкт-Петербурге, Германии, США, Израиле, Финляндии, дважды побывал в Италии, Японии, Австрии, Швейцарии.
24 марта на сайте Благотворительного Фонда имени Елены Ивановны Рерих в разделе "Из философского наследия Е.И. Рерих" размещены выдержки из писем Е.И. Рерих о женщине.
Сайт Эстонского общества Рериха писал(а): http://www.roerich.ee/index.php?l=rus
[center]Вечера в «Кодулинн»[/center]
Ежемесячные мероприятия Эстонского общества Рериха в городском клубе «Кодулинн», Таллинн, ул. Гимназиуми, 3.
На следующей встрече в пятницу, 28 марта 2008 г. в 17.45:
* О духовном Учителе
* Продолжение рассказов участников Седьмых Международных Педагогических Чтений «В Чаше ребенка сияет зародыш зерна культуры», состоявшихся 9-11 января 2008 г. в Москве.
На сайте "Адамант" помещено Открытое письмо О.Ешаловой главному редактору журнала «Новая и новейшая история» Г.Н.Севостьянову о статье кандидата исторических наук Л.В.Шапошниковой «Н.К.Рерих как мыслитель и историк культуры», опубликованной в № 4 за 2006 год.
Эхо Москвы в Санкт-Петербурге писал(а):25 марта 2008
[center]Изображения шедевров Эрмитажа и Третьяковки появятся в ближайшее время на улицах более чем 40 российских городов[/center]
Более 40 российских городов в течение всей весны будут украшены билбордами с изображением самых известных картин из собрания Третьяковки и Эрмитажа в рамках совместного просветительского проекта этих музеев.
Как рассказала во вторник, 25 марта, журналистам замгенерального директора Третьяковской галереи Марина Эльзессер, около года назад с идей создания проекта "Шедевры мировой живописи на улицах российских городов" в музей обратилась одна из крупнейших российских компаний по размещению наружной рекламы. При этом, подчеркнула Эльзессер, на щитах с произведениями, которые будут установлены по России, не будет никакой коммерческой рекламы - только данные о названии картин и художнике, а также логотип музея.
Как передает «Интерфакс», в рамках проекта экспонируется около 40 произведений классиков русской живописи из коллекции Третьяковской галереи и 15 произведений классиков мировой живописи из коллекции Эрмитажа. Они будут размещены на билбордах в 44 российских городах, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге. Акция проводится с марта по конец мая. Всего предполагается разместить около 1,5 тысячи таких щитов, в том числе 500 - в столице.
Щиты с произведениями искусства будут устанавливаться в основном вдоль улиц и проспектов с большим потоком движения, а также в спальных районах. В частности, из коллекции Третьяковской галереи для размещения на щитах будут использованы картины таких художников, как Брюллов, Врубель, Куинджи, Кустодиев, Левитан, Малевич, Рерих, Шишкин и других.
Из собрания Эрмитажа на билбордах будут представлены картины кисти Лукаса Кранаха-младшего, Поля Гогена, Кристиана Робертсона и других..
"Мы постарались найти биографические и тематические привязки к тем городам, где будет проходить эта кампания. Имя Врубеля, например, связано с Омском, Петрова-Водкина или Борисова-Мусатова - с Саратовом, Дейнека - с Курском, а картина Попкова "Строители Братска", наверное, будет с удовольствием восприниматься именно в Братске", - отметила Эльзессер.
Она подчеркнула, что на проект ушло несколько сотен тысяч долларов.
Лента.Ру писал(а):[center]Шаги на лестнице
Русские лоты Sotheby's в Историческом музее[/center]
В Историческом музее с 25 по 29 марта 2008 года дом Sotheby's показывает выставку самых интересных лотов предстоящих в апреле нью-йоркских русских торгов. В экспозицию включены как живопись художников XIX - начала XX веков, так и произведения декоративно-прикладного искусства. Особую часть выставки составляют работы нонконформистов.
- Вложения
-
- Рерих Н.К. Город Фанта-Фе.
- Рерих-Город-в-Санта-Фе.jpg (10.51 КБ) 6974 просмотра
Весьма смелые утверждения о "генетической связи" Рериха и Львова оставим на совести издателей. А вот что следует отметить, так это что IV-й и даже V-й выпуски Петербургского Рериховского сборника выходили уже несколько лет назад, следовательно, нынешний нужно воспринимать, как VI-й
:

Музей-институт семьи Рерихов в СПб. писал(а): http://roerich-museum.org/MUSEUM/Add/Rus/new_books.html
Петербургский Рериховский сборник: Вып. IV: Н. А. Львов. Жизнь и творчество: Ч. 1. Архитектурное наследие. Сборник исследований специалистов по творчеству Н. А. Львова. - СПб.: Рериховский центр СПбГУ; Вышний Волочек: Изд-во "Ирид-прос", 2008. - 448 с.
В «петербургский» период жизни нашего соотечественника, известного художника, мыслителя и философа Н.К. Рериха, совпавший с Серебряным веком отечественной культуры исследователи-историки почти ничего не знали о масштабе гения, известного архитектора Н.А Львова. Для тех, кто серьёзно и вдумчиво изучает жизнь и творчество семьи Рерихов и их окружения, несомненна глубокая и многозначная генетическая связь этой семьи с кругом Н.А Львова и Г.Р. Державина. «Ищу во всём предание Старины», - такую запись в 1911 году оставил Н.К. Рерих в альбоме одного из представителей рода Львовых Платона Львовича Вакселя.
Именно таким девизом руководствовалась редакция «Петербургского Рериховского сборника» принимая к изданию материалы, посвящённые изучению творческого наследия Львова и его потомков. Открывает VI выпуск сборника вступительная статья научного редактора и составителя серии Владимира Мельникова, который раскрывает жизненность творческой преемственности семейного круга Рерихов, Львовых и выдающихся представителей культуры Серебряного века. Не только творческие, но и родственные узы связывали Рерихов и Львовых. Автор пишет в своей статье о том, что мать Елены Ивановны Рерих, Екатерина Васильевна Шапошникова, по рождению Голенищева–Кутузова, имела многочисленных родственников среди Милюковых по линиям своего отца, псковского помещика, Василия Ивановича Голенищева-Кутузова, и мужа своей сестры, предводителя Вышневолоцкого дворянства, князя Павла Арсеньевича Путятина. «Возможно, именно поэтому, - пишет он, - на протяжении всей жизни в дневниках и письмах Рерихов присутствует фамилия Львовых, причём в самых разных контекстах – “генеалогических”, “исторических”, ”педагогических” и даже “эзотерических”». Ещё одну, очень интересную линию преемственности отмечает Владимир Мельников – это универсализм, т.к. область творческих исканий Н.А. Львова настолько велика, что не поддаётся обычному объяснению.
Медиатека Интернет-общины пополнилась № 42 журнала "Оккультизм и Йога" (Асунсион, 1969 г.).
25 Марта 2008
[center]Софья Болотина
…Чтоб не пропасть поодиночке[/center]
Сегодня в Домжуре прошла пресс-конференция под названием «Культура! На выход!» В день профессионального праздника работников культуры деятели искусства жаловались на то, что их лишают крыши над головой. Чтобы противостоять угрозе выселения, творческие дома решили объединяться в ассоциацию.
[...]
В такой же беде и Дом скульптора, и Международный центр Рериха с его домом-музеем, который не так давно получил премию «Наследие России» за уникальную реставрацию, и Дом Журналиста...
См. также:25.03.2008
[center]Виктория Катаева
Культурное сопротивление «Рогам и копытам»
Власть мило улыбается и продолжает захватывать один очаг культуры за другим[/center]
Десятки писем
– Дом-музей Рериха расположен в уникальной усадьбе Лопухиных, – рассказывал представитель рериховского музея. – Мы восстанавливали этот дом своими руками, на свои средства энтузиастов. Государство не выделило на это ни копейки. В прошлом году мы получили международную премию «Культурное наследие» за уникальную реставрацию памятника архитектуры. А в этом году мы получили иск о выселении. Пока мы восстанавливали усадьбу – власти наблюдали. Усадьба восстановлена – нас выбрасывают на улицу.
[...]
Лиля Пальвелева "Грустный новый праздник. День работников культуры отметили в России»;
Московские дома творческих союзов объединяются в борьбе с чиновниками.