Новости Рериховского Движения за 2008 год
-
- Сообщения: 7658
- Зарегистрирован: 28 ноя 2006, 13:41
- Откуда: Deutschland
- Контактная информация:
Новости Рериховского Движения за 2008 год
[center]В данной теме приглашаются к участию все рериховцы –
напишите ваши новости,
и о них узнает всё Рериховское Интернет-движение.[/center]
Обсуждение новостей по этому адресу:
http://lebendige-ethik.net/forum/archiv ... .php?t=773
Новости теософического движения по этому адресу:
http://lebendige-ethik.net/forum/archiv ... php?t=1169
Новости Рериховского Движения за 2007 год по этому адресу:
http://lebendige-ethik.net/forum/archiv ... c.php?t=29
напишите ваши новости,
и о них узнает всё Рериховское Интернет-движение.[/center]
Обсуждение новостей по этому адресу:
http://lebendige-ethik.net/forum/archiv ... .php?t=773
Новости теософического движения по этому адресу:
http://lebendige-ethik.net/forum/archiv ... php?t=1169
Новости Рериховского Движения за 2007 год по этому адресу:
http://lebendige-ethik.net/forum/archiv ... c.php?t=29
На сайте Музея-усадьбы Н.К.Рёриха в Изваре появился новый раздел "Труды Музея". На сегодняшний день в нём размещена в текстовом файле брошюра Черкасовой О.А. "Благой приказ" (Православная культура в жизни и творчестве Н.К. Рериха).
Комсомольская правда писал(а):25 февраля 2008
[center]Наталья Журавлёва
В Новосибирском музее Рериха покажут уникальный слайдфильм[/center]
Завтра, 26 февраля, в музее Н. Рериха состоится показ уникального слайдфильма «Археологические исследования в Монголии и на Алтае (2006-2007)».
Доктор исторических наук Владимир Кубарев (Институт археологии и этнографии СО РАН) в течение последних 15 полевых сезонов (1993 - 2007) был организатором и соруководителем международных экспедиций в Монголию и Республику Алтай. Учеными из России, Кореи, Монголии, США и Японии производились научные исследования, в основном, направленные на изучение наскальных рисунков.
В результате проведенных экспедиционных исследований в труднодоступной области алтайских гор были получены новые сведения о ранее неизвестных археологических памятниках, продолжено накопление фонда образцов древнего наскального искусства.
Презентация слайдфильма пройдет при участии японского ученого Тошио Хаяси.
Начало показа в 16.00.
[quote="Еженедельная городская газета "Абакан""]26 февраля 2008
[center]Мария Кидяева
Выставка работ Рерихов начала свою работу[/center]
«Весть красоты» теперь сможет получить, а точнее увидеть, каждый житель нашего города и республики. После торжественного открытия в Краеведческом музее начала свою работу выставка картин Николая Рериха и его сына Святослава, которую с полным правом можно назвать событием не только для Абакана, но и для Хакасии. Как сказал научный сотрудник Международного центра Рериха, Николай Феногенов, на ней представлены 22 подлинных, ранее неизвестных пейзажа из серии «Гималаи», насчитывающей около семи тысяч работ. Все они были сделаны после центрально-азиатской экспедиции художников, восьмидесятилетию которой и посвящена выставка. Это путешествие по Монголии, Тибету, Китаю, Алтаю, Индии Николай Рерих считал кульминацией своего жизненного пути.
Кроме того, в залах музея впервые выставляются такие всемирно известные ценителям живописи работы, как «Горы Сошинга», «Исток Инда», «Дзонг Вечером», «Героика Китая». Отдельная экспозиция посвящена семейному архиву Рерихов. Здесь можно увидеть и фотографии, сделанные во время центрально-азиатской экспедиции, и множество семейных снимков, диплом Николая Рериха об окончании императорской академии искусств, и даже свидетельство о рождении художника.
Об уникальности и ценности каждого экспоната говорит даже тот факт, что организаторы выставки отказались озвучивать даже примерную сумму расходов на охрану, перевозку и страхование экспонатов. «Мы очень благодарны Хакасскому краеведческому музею, республиканскому рериховскому обществу, Минусинскому музею имени Мартьянова, куда возможно через два месяца переедет выставка, Картинной галерее и местным предпринимателям, - сказал Николай Феногенов, - именно благодаря их усилиям по сбору средств, стало возможно это событие на хакасской земле. Ведь, как все вы знаете, Международный центр Рериха некоммерческая организация, существующая на деньги меценатов, мы можем только предоставить экспонаты. И если бы мы не почувствовали такую поддержку со стороны очень многих людей Абакана и Хакасии, это событие могло просто не состояться».
Стоит отметить, что это уже третья выставка работ Рерихов, открывшаяся в республиканской столице. Первая прошла в Хакасском краеведческом музее несколько лет назад, после того, как представители местных общественных организаций обратились к Международному центру-музею с подобной просьбой.[/quote]
[center]Мария Кидяева
Выставка работ Рерихов начала свою работу[/center]
«Весть красоты» теперь сможет получить, а точнее увидеть, каждый житель нашего города и республики. После торжественного открытия в Краеведческом музее начала свою работу выставка картин Николая Рериха и его сына Святослава, которую с полным правом можно назвать событием не только для Абакана, но и для Хакасии. Как сказал научный сотрудник Международного центра Рериха, Николай Феногенов, на ней представлены 22 подлинных, ранее неизвестных пейзажа из серии «Гималаи», насчитывающей около семи тысяч работ. Все они были сделаны после центрально-азиатской экспедиции художников, восьмидесятилетию которой и посвящена выставка. Это путешествие по Монголии, Тибету, Китаю, Алтаю, Индии Николай Рерих считал кульминацией своего жизненного пути.
Кроме того, в залах музея впервые выставляются такие всемирно известные ценителям живописи работы, как «Горы Сошинга», «Исток Инда», «Дзонг Вечером», «Героика Китая». Отдельная экспозиция посвящена семейному архиву Рерихов. Здесь можно увидеть и фотографии, сделанные во время центрально-азиатской экспедиции, и множество семейных снимков, диплом Николая Рериха об окончании императорской академии искусств, и даже свидетельство о рождении художника.
Об уникальности и ценности каждого экспоната говорит даже тот факт, что организаторы выставки отказались озвучивать даже примерную сумму расходов на охрану, перевозку и страхование экспонатов. «Мы очень благодарны Хакасскому краеведческому музею, республиканскому рериховскому обществу, Минусинскому музею имени Мартьянова, куда возможно через два месяца переедет выставка, Картинной галерее и местным предпринимателям, - сказал Николай Феногенов, - именно благодаря их усилиям по сбору средств, стало возможно это событие на хакасской земле. Ведь, как все вы знаете, Международный центр Рериха некоммерческая организация, существующая на деньги меценатов, мы можем только предоставить экспонаты. И если бы мы не почувствовали такую поддержку со стороны очень многих людей Абакана и Хакасии, это событие могло просто не состояться».
Стоит отметить, что это уже третья выставка работ Рерихов, открывшаяся в республиканской столице. Первая прошла в Хакасском краеведческом музее несколько лет назад, после того, как представители местных общественных организаций обратились к Международному центру-музею с подобной просьбой.[/quote]
- Вложения
-
- Весть-красоты-в-Абакане.jpg (34.06 КБ) 14893 просмотра
Новости Музея-усадьбы Н.К.Рёриха в Изваре писал(а): http://www.roerich-izvara.ru/news.htm
20-21 февраля 2008 г. в Санкт-Петербурге состоялась встреча участников международного музейного проекта «Северный ренессанс. Новый диалог культур». В проекте, получившем грант «Тасис», принимают участие музей г. Лаппеенранта, Финляндия, Музей-усадьба Н.К. Рериха в Изваре, Музей А.В.Суворова (Санкт-Петербург).
В рамках встречи состоялось обсуждение проекта, а также экскурсия в Эрмитаж и фондохранилище музея А.В.Суворова.
Новости Музея-уадьбы Н.К.Рёриха в Изваре писал(а): http://www.roerich-izvara.ru/news.htm
24 февраля 2008 г. в Музей-усадьбу Н.К. Рериха передан дар от жителя Санкт-Петербурга А.Д. Лукашова – средневековый каменный крест новгородского типа. Крест был найден в Волосовском районе, среди мусора. А.Д. Лукашов решил передать крест в Извару, так как именно Н.К. Рерих еще в 1890-е гг. обратил внимание исследователей истории русской культуры на уникальность этих памятников. Музей-усадьба Н.К. Рериха работает над созданием экспозиции, посвященной каменным новгородским крестам.
Музей сердечно благодарит А.Д. Лукашова за этот дар.
- Вложения
-
- Крест-Лукашова.jpg (51.99 КБ) 14869 просмотров
Анонсы Музея-института семьи Рёрихов в Санкт-Петербурге:
http://roerich-museum.org/MUSEUM/Base/Rus/news.html
• 28 февраля состоится музыкальный вечер в честь торжественного открытия выставки "Лики карельской земли".
• 21 марта состоится очередное (86-е) заседание семинара Петербургского Рериховского сборника с повесткой дня:
Л.С.Конова (зав. сектором атрибуций Государственного Русского музея). Императорское Общество поощрения художеств, его деятельность в стенах здания на Большой Морской ул., 38 до 1932 года.
М.Н. Чеснокова (Музей-институт семьи Рерихов). Учебный музей. Концепции Н.К.Рериха и Ф.И.Шмита.
Новости сайта Исследовательского Фонда Рерихов (СПб.) писал(а): http://www.cintes.ru/news/index.html
06 февраля 2008 г.
На сайте создан раздел «Книги о Рерихах».
В новом разделе мы разместили фотокопии редких изданий, посвящённых Николаю Рериху.
Вечерний Новосибирск писал(а):28.02.2008
[center]Татьяна Коньякова
По маршруту Мастера
Уникальные фотографии Людмилы Шапошниковой[/center]
В ГПНТБ СО РАН открылась выставка фотографий Людмилы Шапошниковой, писателя, ученого-индолога, путешественника. Маршруты ее экспедиций повторили путь знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции Николая Рериха 1923–1928 годов.
На выставке представлены 174 фотографии. Они сделаны во время серии экспедиций в одиночку в 1974–1980 годах и знакомят с памятниками культур, произведениями искусств, представителями локальных культур народов Алтая, Индии, Тибета и Монголии, со священными местами Востока. Бывшие горные королевства Западных Гималаев — Ладак, Кашмир, Джамму, долина Кулу, Лахул. Княжество Сикким в Восточных Гималаях со священной горой Пяти Сокровищ — Канченджангой. Пустыня Гоби. Буддийские крепости и монастыри XII-XVI вв.: Маульбек, Ламаюру, Ташидинг, Пемаянцзе, Хемис, Базго, Тиксе, Эрдени-Дзу и другие.
Людмила Шапошникова долгое время работала в Институте стран Азии и Африки при МГУ. Академик РАЕН. Несколько лет жила в Индии. За книги «По Южной Индии», «Дороги джунглей», «Парава — летучие рыбы» награждена Международной премией имени Джавахарлала Неру.
В 1989 году Святослав Рерих предложил кандидатуру Людмилы Шапошниковой в качестве руководителя общественного Центра-музея имени Николая Константиновича Рериха, а в 1990 году объявил её своим доверенным лицом и передал через неё в Россию культурное наследие родителей. В настоящее время она — генеральный директор Международного центра-музея имени Н. К. Рериха, первый вице-президент Международного центра Рерихов.
Выставка продлится до 15 марта.
Сайт Эстонского общества Рёриха писал(а):[center]День рождения Елены Ивановны Рерих[/center]
Ежегодно 12 февраля, уже в течение нескольких лет в этот день Международный Совет Рериховских организаций им. С.Н.Рериха проводит встречу Рериховских организаций. Нынче это был международный симпозиум «Сотрудничество с Международным Центром Рерихов: вопросы ответственности и дисциплины».
На симпозиуме были представлены и заслушаны три исследовательских проекта:
«Опыт сотрудничества Рериховских организаций: экспедиция на Алтай, посвящённая 80-летию Центрально-Азиатской экспедиции академика Н.К.Рериха и памяти П.Ф.Беликова». Автор И.Л.Мершина, г. Анжеро-Судженск,
«Психологические особенности понимания и применения Космических Законов Живой Этики». Автор Н.Б.Девина, г. Сургут,
«Рериховскими путями Гималайской Индии. К 80-летию основания Института Гималайских исследований «Урусвати»». Автор В.А.Козар, Украина, г. Киев.
Далее последовали краткие выступления участников симпозиума на темы «О созвучии устремлений», «В защиту МЦР. Опыт работы Башкирского отделения Международной лиги защиты культуры», «На правах научной истины. О диссертации В.А.Росова, Т.К.Симанженковой и Н.А.Шлемовой, «Защита имени и наследия Рерихов в Беларуси» и др.
Всегда в этот день в Музее им. Н.К.Рериха проходит вечер памяти Е.И.Рерих. Состоялась презентация книги «Письма Е.И.Рерих. Том VII». От нашего Эстонского общества Рериха выступила председатель К.А.Молчанова. Её выступление «Тема сердца в письмах Е.И.Рерих» здесь публикуется.
Вечер завершился празднованием 10-летия Благотворительного Фонда им. Е.И.Рерих. Фонд принял новую программу и учредил Международную премию имени Е.И.Рерих для поощрения лучших научно-исследовательских трудов в области формирования космического мировоззрения.
http://www.cintes.ru/exibition/catfourexibition271.html
[center]«Северные этюды Н.К.Рериха»[/center]
С 1 ноября 2007 года по 31 января 2008 года в Музее Северного Приладожья в городе Сортавала проходила выставка «Северные этюды Н. К. Рериха», организованная «Исследовательским Фондом Рерихов» совместно с Музеем Северного Приладожья. На ней были представлены репродукции картин художника сортавальского периода с 1917―1919 гг.
- Вложения
-
- Северные-этюды-Рериха.jpg (29.76 КБ) 14828 просмотров
Телестанция Мир писал(а):28 февраля, 2008
[center]Мария Андреева
По следам экспедиции Николая Рериха[/center]
По следам Центрально-Азиатской экспедиции Николая Рериха» прошла почти тридцать лет назад известная ученый-индолог Людмила Шапошникова. Фотовыставка, посвященная этому путешествию, появилась осенью прошлого года, и после демонстрации работ в разных городах России добралась и до Новосибирска. В конце семидесятых годов прошлого века Людмила Шапошникова в одиночку повторила маршрут центрально-азиатской экспедиции Рерихов, начиная от Алтая, через Монголию и Западные Гималаи до Восточных Гималаев. Большинство фотографий затем стали иллюстрациями к работам Шапошниковой. Пейзажи, население и достопримечательности этого большого региона – вот основные темы экспозиции. Несмотря на то, что этим фотографиям уже почти три десятка лет, они сохранили и цвета, и, конечно же, продолжают передавать саму атмосферу и специфику тех мест.
Елена Белослудцева, представитель международного центра-музея им. Рериха:"Пять тысяч фотографий, энтузиасты попросили донести до людей, ведь не все могут побывать в Тибете или Монголии".
Независимая газета - EX-LIBRIS писал(а):28.02.2008
[center]ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖИЗНЬ[/center]
29 февраля, в пятницу в Малом зале ЦДЛ состоится заседание членов Литературного клуба имени Н.К.Рериха. Ведет Эдуард Балашов. Начало в 18.30.
Самара Бизнес Консанлтинг писал(а):28 февраля 2008
[center]Открывается конференция по проблемам развития современного искусства[/center]
29 февраля в Тольятти, в филиале театра "Колесо" пройдет научно-творческая конференция "Проблемы, тенденции и перспективы развития современного искусства в Тольятти". В ее программе открытие выставок, круглый стол и лекции. Мероприятие организовано департаментом культуры мэрии Тольятти.
Для посетителей будут работать две книжные выставки, выставка "Дома Рерихов" и выставка "Спам", подготовленная творческим союзом художников "Солярис". После их открытия планируется проведение лекций, подготовленных преподавателями факультета изобразительного искусства Тольяттинского государственного университета. Темы лекций: "Искусство 20 века. Основные тенденции и мастера" и "Творческие проекты молодых дизайнеров"...
На сайте Музея-усадьбы Н.К.Рёриха в Изваре открыт новый раздел "Избранные труды семьи Рерихов". В настоящее время туда помещены сканкопии статьи Н.К.Рёриха "Древнейшие финские храмы", первоиздание книги Н.К.Рёриха "Цветы Мории" (Берлин, 1921) и несколько листов дневника Н.К.Р.
Толко почему-то статья "Древнейшие финские храмы" помещена без 3-х последних страниц
Толко почему-то статья "Древнейшие финские храмы" помещена без 3-х последних страниц

Боже, что мелет "Роскультура"
Оказывается, Светик Рёрих не только копии своих писем оставлял в 9-летнем возрасте, но и вместе с отцом сочинял либретто балета "Весна священная"

](./images/smilies/eusa_wall.gif)
Сайт Роскультура 29.02.2008 писал(а): http://www.rosculture.ru/regions/show/?id=55231
АБОНЕМЕНТ №6. «СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР МОСКОВСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНСЕРВАТОРИИ»
БОЛЬШОЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ Московской Государственной Консерватории имени П.И. Чайковского
12 марта, среда, 19.00
АБОНЕМЕНТ №6
«СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР МОСКОВСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНСЕРВАТОРИИ»
Художественный руководитель и дирижёр —Леонид НИКОЛАЕВ
Вечер второй
К 125-летию со дня рождения Игоря Фёдоровича СТРАВИНСКОГО
Солист – Тигран АЛИХАНОВ (фортепиано)
В программе:
* Прокофьев — Концерт № 3 для фортепиано с оркестром до мажор, соч. 26
* Стравинский — «Весна священная» для симфонического оркестра
Сергей Прокофьев и Игорь Стравинский – два величайших гения русской музыки, оказавшие серьезное воздействие на ход развития музыкального искусства XX века. Их судьбы также тесно переплелись: они были друзьями-соперниками, пристально следившими за творческими поисками друг друга. Концерт №3 для фортепиано с оркестром Прокофьев окончил в 1921 году, уже будучи в эмиграции. Он также создал балет-сказку «Шут» для антрепризы Сергея Дягилева, с которым с момента основания «Русского балета» сотрудничал Игорь Стравинский. Его балет «Весна священная» («Картины языческой Руси») был создан в 1913 году на либретто Николая и Святослава Рерихов. Премьера состоялась 28 мая того же года в «Театре Елисейских полей» в постановке Вацлава Нижинского. Музыка этого произведения, признанного одним из крупнейших творческих открытий искусства XX века, потрясла современников варварской мощью оркестра, новаторской изобретательностью в области ритма и формы. По свидетельству писателя Жана Кокто, «зал мгновенно взбунтовался. Публика смеялась, вопила, свистела, хрюкала и блеяла»... Спустя год «Весну священную», прозвучавшую уже в концертном исполнении, встретили восторженными овациями, и сочинение начало свое триумфальное шествие по всему миру.
[quote=""Киевский телеграфъ 29 февраля - 6 марта 2008, №8""][center]Александр Анисимов
"Голубевъ съ сыновьями"
Село Пархомовка и его обитатели[/center]
Заброшенное, затерявшееся в послереформенной России село, стоявшее на отшибе, вдали от большого тракта, ведущего из Петербурга через Киев в Одессу... Хатынки-мазанки, крытые камышом или в лучшем случае соломой, с земляным полом... Неухоженные поля, пруд, который не чистили еще с начала Великой реформы... Пересыхающая летом речка... Такой была Пархомовка Сквирского уезда Киевской губернии до того момента, пока не перешла во владение Виктора Федоровича Голубева.
Герой нашего рассказа родился в 1842 году в Нижнем Новгороде в дворянской семье. Жалованную грамоту получил отец Виктора — Федор Иванович. Виктор Федорович учился в Петербургском институте путей сообщения имени императора Александра I, который в 1862 году окончил с отличием. Позже служил председателем правления "Общества Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода для выплавки чугуна, выделки железа и стали, приготовления из них изделий на продажу, построения всякого рода машин и принадлежностей для железных дорог и судостроения, выделки и прокатки рельсов и добычи всякого рода металлов и минералов".
Виктор Федорович был в числе организаторов Екатеринославского завода (теперь — Завод имени Петровского в Днепропетровске) и Горного института в нынешнем Днепропетровске.
Итак, инженер-путеец, крупный предприниматель, изобретатель, благотворитель, собиратель предметов старины, покровитель искусства, — таким вошел в историю Виктор Голубев.
Среди друзей и знакомых Виктора Федоровича были писатели Достоевский и Некрасов, юристы Кони и Андриевский, театральные критики Плещеев, Безобразов, архитекторы Султанов и Покровский, художники Маковский и Рерих... Список этот далеко не полный.
Жена Виктора Федоровича Анна Петровна (урожденная Кинг — родственница директора Николаевской железной дороги) свободно владела несколькими европейскими языками, была специалистом по французской литературе, музицировала. Не удивительно, что в такой высокообразованной и интеллигентной семье двое сыновей получили блестящее воспитание. О детях Виктора Федоровича — известных ученых-востоковедах Викторе и Льве (последний был женат на дочери адмирала Макарова — Александре Степановне), о старшем брате Виктора Федоровича Александре — путешественнике и исследователе Азии — следует написать когда-нибудь отдельно.
Семейство Голубевых благодаря стараниям прежде всего предпринимателя и совладельца огромного завода Виктора Федоровича жило далеко не бедно. Семья владела приличной недвижимостью в Петербурге, Брянске и Киеве, имела средства на то, чтобы приобрести большое загородное поместье, коим и стала вышеупомянутая Пархомовка, расположенная в весьма живописном месте, с большим количеством земельных угодий. Именно в этом унылом селении Виктор Федорович, имевший большой опыт решения социальных проблем рабочих Брянского завода, многое радикально изменил. В Пархомовке при Голубеве начали выращивать редкие плодовые деревья и цветы, заниматься их селекцией, собирали хороший урожай элитных зерновых и овощных культур, выводили породистых и рабочих лошадей. Семья Голубевых не жалела средств на развитие села. Для крестьян здесь построили две школы. В женской профессиональной школе девочек учили домоводству и рукоделию, для мальчиков была создана сельскохозяйственная школа. Жители Пархомовки бесплатно пользовались больницей и амбулаторией с акушерским отделением, народной читальней, в которой был неплохой выбор книг, и чайной, где, кстати, "спиртуозными жидкостями" принципиально не торговали. В чайной Виктор Федорович повелел установить весьма дорогой полифон (специальный аппарат, который мог воспроизводить музыку и речь) с обширным репертуаром пьес. Семья выделяла ежегодно средства на содержание всех этих заведений, ведя хозяйство в Пархомовке с учетом самых прогрессивных достижений сельского хозяйства, включая современнейшие сельхозмашины, выписанные из-за границы (Виктор Федорович часто выезжал в Европу, бывал и в Америке).
Будучи глубоко верующим человеком, Виктор Федорович принимал участие в крещении многих детей села. Как "почетный кум" дарил родителям крестника 5 рублей, за которые на рубеже XIX—XX столетий можно было запросто купить корову или лошадь!
Виктор Федорович скончался в Риме 24 февраля 1903 года, то есть 105 лет назад. Тело его, согласно завещанию, предали земле в Пархомовке, которую он полюбил всей душой. На месте погребения сыновья выстроили небольшую красивую часовню, к которой позже пристроили уникальный во всех отношениях Свято-Покровский храм, знаменитый сегодня не только в Украине...
Храм был освящен 24 августа 1907 года в присутствии 4 тысяч человек!
А затем началась жуткая вакханалия. В 1930-е годы храм, как водится, закрыли, решив приспособить под клуб с кино и танцами, а сцену для выступления оркестра оборудовали в оскверненном алтаре. Да вот незадача! У комсомольцев местной ячейки не было средств на приобретение духовых инструментов. Посовещавшись, комсомолия решила вскрыть склеп с захоронением бывшего хозяина, дабы забрать все ценное, что положили в гроб покойника. Рассчитывали на то, что там будет и мундир, вышитый золотом, и ордена с алмазами, и золотая сабля какая-нибудь... Поработав кайлом, проникнув в склеп и вскрыв гроб, ничего, кроме останков Голубева, не обнаружили. Разве что покрытые тонким слоем золота пуговицы на сюртуке... Разъяренные представители "ватаги юных внуков" вытащили сюртук и срезали с него пуговицы. "Ватажок" комсомольской ячейки примерил сюртук на себя. Так и ходил в нем по родному селу. Останки Виктора Федоровича безбожники выбросили в придорожную канаву. Ночью местный юродивый с помощью набожных женщин, помнивших своего благодетеля, захоронил бренные останки на местном кладбище. Где они почивают — не знает никто...
А между тем когда тело Голубева привезли в волость, встречать его прибыло более 200 подвод! Присутствовали и несколько сотен крестьян. Каждый хотел установить гроб на свою подводу. Кончилось тем, что 12 верст, сменяя друг друга, пархомовцы несли гроб на руках.
Это уже в наше время, 14 лет назад, Виктору Голубеву сельчане установили скромный памятник неподалеку от храма. Устанавливали, опасаясь препятствий со стороны столичных властей. Слава Богу, все обошлось, хотя трудности были.
Вернемся к храму и сооружениям, расположенным на его территории. Величественную ограду и бывший дом священника после Великой Отечественной войны (кстати, в оккупацию богослужения в нем возобновились) безбожные сельчане начали разбирать на кирпич и дрова. Затем в храме устроили зернохранилище, а еще позднее — склад ДДТ. Побывав впервые в Пархомовке в 1992 году, я учуял стойкий запах ядохимикатов, хотя в ту пору их уже там не хранили. С 1978 года Свято-Покровский храм власти признали памятником архитектуры, а в 1980-е даже отреставрировали, восстановив при этом и ограду. Ожидали прибытия Святослава Рериха, да что-то не сложилось.
Попытаться представить себе сам храм, не побывав рядом с ним и в оном, — труд напрасный. Это величественное сооружение, колокольня которого достигает 50 м в высоту, а внутреннее помещение рассчитано на 2 тысячи человек, — синтез различных направлений в архитектуре и философии Востока и Запада.
Сыновья Виктор и Лев не пожалели средств на его создание и богатое украшение снаружи и изнутри. Прекрасное произведение зодчего Покровского (который стал вскоре академиком архитектуры) и художника Николая Рериха, создавшего потрясающие мозаики "Покров Пресвятой Богородицы" и "Спас Нерукотворный", украсившие вход в Покровский храм и склеп-храм святого Виктора, поражают своей неординарностью. Украина вправе гордиться этим шедевром. Было время, когда мальчишки бросали в мозаики Рериха камни, выбивая кусочки смальты. Сейчас такого кощунства не наблюдается, однако мозаики (особенно "Спас Нерукотворный") требуют срочной помощи. Точно так же храм нуждается в новой реставрации. Протекает кровля, некоторые стены дали трещины...
Современное увлечение местным туризмом, стремление многих соотечественников лучше узнать свою малую родину (факт примечательный), казалось бы, способствует тому, чтобы Пархомовку увидели сотни тысяч людей. Однако дикое состояние дорог, ведущих в Пархомовку, полное отсутствие сервиса (гостиницы, кафе, стоянки для автомобилей, автозаправки, книг и буклетов, сувениров, посвященных истории Пархомовки) приводят к тому, что здесь за год бывает не более 2000 туристов. А ведь при наличии перечисленного выше плата за услуги и пожертвования на храм-музей могли бы содействовать возрождению памятника истории и культуры. Да и пархомовцы (а их здесь проживает человек 600) не остались бы без работы.[/quote]
"Голубевъ съ сыновьями"
Село Пархомовка и его обитатели[/center]
Заброшенное, затерявшееся в послереформенной России село, стоявшее на отшибе, вдали от большого тракта, ведущего из Петербурга через Киев в Одессу... Хатынки-мазанки, крытые камышом или в лучшем случае соломой, с земляным полом... Неухоженные поля, пруд, который не чистили еще с начала Великой реформы... Пересыхающая летом речка... Такой была Пархомовка Сквирского уезда Киевской губернии до того момента, пока не перешла во владение Виктора Федоровича Голубева.
Герой нашего рассказа родился в 1842 году в Нижнем Новгороде в дворянской семье. Жалованную грамоту получил отец Виктора — Федор Иванович. Виктор Федорович учился в Петербургском институте путей сообщения имени императора Александра I, который в 1862 году окончил с отличием. Позже служил председателем правления "Общества Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода для выплавки чугуна, выделки железа и стали, приготовления из них изделий на продажу, построения всякого рода машин и принадлежностей для железных дорог и судостроения, выделки и прокатки рельсов и добычи всякого рода металлов и минералов".
Виктор Федорович был в числе организаторов Екатеринославского завода (теперь — Завод имени Петровского в Днепропетровске) и Горного института в нынешнем Днепропетровске.
Итак, инженер-путеец, крупный предприниматель, изобретатель, благотворитель, собиратель предметов старины, покровитель искусства, — таким вошел в историю Виктор Голубев.
Среди друзей и знакомых Виктора Федоровича были писатели Достоевский и Некрасов, юристы Кони и Андриевский, театральные критики Плещеев, Безобразов, архитекторы Султанов и Покровский, художники Маковский и Рерих... Список этот далеко не полный.
Жена Виктора Федоровича Анна Петровна (урожденная Кинг — родственница директора Николаевской железной дороги) свободно владела несколькими европейскими языками, была специалистом по французской литературе, музицировала. Не удивительно, что в такой высокообразованной и интеллигентной семье двое сыновей получили блестящее воспитание. О детях Виктора Федоровича — известных ученых-востоковедах Викторе и Льве (последний был женат на дочери адмирала Макарова — Александре Степановне), о старшем брате Виктора Федоровича Александре — путешественнике и исследователе Азии — следует написать когда-нибудь отдельно.
Семейство Голубевых благодаря стараниям прежде всего предпринимателя и совладельца огромного завода Виктора Федоровича жило далеко не бедно. Семья владела приличной недвижимостью в Петербурге, Брянске и Киеве, имела средства на то, чтобы приобрести большое загородное поместье, коим и стала вышеупомянутая Пархомовка, расположенная в весьма живописном месте, с большим количеством земельных угодий. Именно в этом унылом селении Виктор Федорович, имевший большой опыт решения социальных проблем рабочих Брянского завода, многое радикально изменил. В Пархомовке при Голубеве начали выращивать редкие плодовые деревья и цветы, заниматься их селекцией, собирали хороший урожай элитных зерновых и овощных культур, выводили породистых и рабочих лошадей. Семья Голубевых не жалела средств на развитие села. Для крестьян здесь построили две школы. В женской профессиональной школе девочек учили домоводству и рукоделию, для мальчиков была создана сельскохозяйственная школа. Жители Пархомовки бесплатно пользовались больницей и амбулаторией с акушерским отделением, народной читальней, в которой был неплохой выбор книг, и чайной, где, кстати, "спиртуозными жидкостями" принципиально не торговали. В чайной Виктор Федорович повелел установить весьма дорогой полифон (специальный аппарат, который мог воспроизводить музыку и речь) с обширным репертуаром пьес. Семья выделяла ежегодно средства на содержание всех этих заведений, ведя хозяйство в Пархомовке с учетом самых прогрессивных достижений сельского хозяйства, включая современнейшие сельхозмашины, выписанные из-за границы (Виктор Федорович часто выезжал в Европу, бывал и в Америке).
Будучи глубоко верующим человеком, Виктор Федорович принимал участие в крещении многих детей села. Как "почетный кум" дарил родителям крестника 5 рублей, за которые на рубеже XIX—XX столетий можно было запросто купить корову или лошадь!
Виктор Федорович скончался в Риме 24 февраля 1903 года, то есть 105 лет назад. Тело его, согласно завещанию, предали земле в Пархомовке, которую он полюбил всей душой. На месте погребения сыновья выстроили небольшую красивую часовню, к которой позже пристроили уникальный во всех отношениях Свято-Покровский храм, знаменитый сегодня не только в Украине...
Храм был освящен 24 августа 1907 года в присутствии 4 тысяч человек!
А затем началась жуткая вакханалия. В 1930-е годы храм, как водится, закрыли, решив приспособить под клуб с кино и танцами, а сцену для выступления оркестра оборудовали в оскверненном алтаре. Да вот незадача! У комсомольцев местной ячейки не было средств на приобретение духовых инструментов. Посовещавшись, комсомолия решила вскрыть склеп с захоронением бывшего хозяина, дабы забрать все ценное, что положили в гроб покойника. Рассчитывали на то, что там будет и мундир, вышитый золотом, и ордена с алмазами, и золотая сабля какая-нибудь... Поработав кайлом, проникнув в склеп и вскрыв гроб, ничего, кроме останков Голубева, не обнаружили. Разве что покрытые тонким слоем золота пуговицы на сюртуке... Разъяренные представители "ватаги юных внуков" вытащили сюртук и срезали с него пуговицы. "Ватажок" комсомольской ячейки примерил сюртук на себя. Так и ходил в нем по родному селу. Останки Виктора Федоровича безбожники выбросили в придорожную канаву. Ночью местный юродивый с помощью набожных женщин, помнивших своего благодетеля, захоронил бренные останки на местном кладбище. Где они почивают — не знает никто...
А между тем когда тело Голубева привезли в волость, встречать его прибыло более 200 подвод! Присутствовали и несколько сотен крестьян. Каждый хотел установить гроб на свою подводу. Кончилось тем, что 12 верст, сменяя друг друга, пархомовцы несли гроб на руках.
Это уже в наше время, 14 лет назад, Виктору Голубеву сельчане установили скромный памятник неподалеку от храма. Устанавливали, опасаясь препятствий со стороны столичных властей. Слава Богу, все обошлось, хотя трудности были.
Вернемся к храму и сооружениям, расположенным на его территории. Величественную ограду и бывший дом священника после Великой Отечественной войны (кстати, в оккупацию богослужения в нем возобновились) безбожные сельчане начали разбирать на кирпич и дрова. Затем в храме устроили зернохранилище, а еще позднее — склад ДДТ. Побывав впервые в Пархомовке в 1992 году, я учуял стойкий запах ядохимикатов, хотя в ту пору их уже там не хранили. С 1978 года Свято-Покровский храм власти признали памятником архитектуры, а в 1980-е даже отреставрировали, восстановив при этом и ограду. Ожидали прибытия Святослава Рериха, да что-то не сложилось.
Попытаться представить себе сам храм, не побывав рядом с ним и в оном, — труд напрасный. Это величественное сооружение, колокольня которого достигает 50 м в высоту, а внутреннее помещение рассчитано на 2 тысячи человек, — синтез различных направлений в архитектуре и философии Востока и Запада.
Сыновья Виктор и Лев не пожалели средств на его создание и богатое украшение снаружи и изнутри. Прекрасное произведение зодчего Покровского (который стал вскоре академиком архитектуры) и художника Николая Рериха, создавшего потрясающие мозаики "Покров Пресвятой Богородицы" и "Спас Нерукотворный", украсившие вход в Покровский храм и склеп-храм святого Виктора, поражают своей неординарностью. Украина вправе гордиться этим шедевром. Было время, когда мальчишки бросали в мозаики Рериха камни, выбивая кусочки смальты. Сейчас такого кощунства не наблюдается, однако мозаики (особенно "Спас Нерукотворный") требуют срочной помощи. Точно так же храм нуждается в новой реставрации. Протекает кровля, некоторые стены дали трещины...
Современное увлечение местным туризмом, стремление многих соотечественников лучше узнать свою малую родину (факт примечательный), казалось бы, способствует тому, чтобы Пархомовку увидели сотни тысяч людей. Однако дикое состояние дорог, ведущих в Пархомовку, полное отсутствие сервиса (гостиницы, кафе, стоянки для автомобилей, автозаправки, книг и буклетов, сувениров, посвященных истории Пархомовки) приводят к тому, что здесь за год бывает не более 2000 туристов. А ведь при наличии перечисленного выше плата за услуги и пожертвования на храм-музей могли бы содействовать возрождению памятника истории и культуры. Да и пархомовцы (а их здесь проживает человек 600) не остались бы без работы.[/quote]
- Вложения
-
- Памятник В.Ф.Голубеву.
- Голубев с сыновьями.jpg (11.68 КБ) 12716 просмотров
Сайт МЦР писал(а):29.02.2008
[center]Выставка Ю.Г.Ушкова «Озарение»[/center]
28 февраля в Центре-Музее имени Н.К. Рериха открылась выставка скульптора-космиста Юрия Григорьевича Ушкова «Озарение». Она посвящается 85-летию со дня рождения скульптора и 70-летию его творческой деятельности. На выставке представлено 17 скульптур и около 30 живописных полотен, проиллюстрированных поэтическими строками автора...
Скульптор-космист Ю.Г. Ушков – участник московских, всесоюзных, и международных выставок. Его персональные выставки прошли в галерее «Нагорная» (г. Москва, 1991), выставочном зале при гостинице «Россия» (г. Москва, 1993), Международном Центре-Музее имени Н.К. Рериха (г. Москва, 1999), Фурмановской картинной галерее им. Д.А. Трубникова (г. Фурманов Ивановской области, 2002), Ивановском объединении историко-революционных музеев (г. Иваново, 2003). По заказу Международного Центра Рерихов художник выполнил эскизы юбилейных медалей «Николай Рерих. 125 лет», «Елена Рерих. 120 лет» и «Святослав Рерих. 95 лет»...
Сайт МЦР писал(а): http://www.roerich-museum.ru/rus/events ... ions_from/
Передвижные выставки из коллекции Международного Центра Рерихов открыты:
Правительство республики Хакасия
Министерство культуры республика Хакасия
ГУК РХ «Хакасский национальный краеведческий музей имени Р.Л. Кызласова»
Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха (г. Москва)
Хакасская региональная общественная организация «Рериховское общество»
«ВЕСТЬ КРАСОТЫ»
ВЫСТАВКА КАРТИН
Николая Константиновича Рериха
Святослава Николаевича Рериха
Выставка открыта по адресу:
Абакан, ул. Пушкина, 96
Хакасский национальный краеведческий музей имени Р.Л. Кызласова
с 22 февраля 2008 г. по 20 апреля 2008 г.
с 10. 00 до 18. 00 без выходных.
Тел. для справок: 22-26-06, 22-65-51
Выставка картин Николая Константиновича Рериха и Святослава Николаевича Рериха из коллекции Международного Центра-Музея имени Н.К. Рериха (г. Москва) приурочена к 80-летию Центрально-Азиатской экспедиции, осуществленной под руководством Н.К. Рериха.
На выставке представлены 60 картин Н.К. Рериха и 5 живописных произведений С.Н. Рериха. В выставочном зале музея имени Р.Л. Кызласова впервые экспонируются картины Н.К. Рериха - «Горы Сошинга», «Исток Инда», «Дзонг вечером», созданные на маршруте Центрально-Азиатской экспедиции, а также картины «Путь к Эвересту», «Канченджанга», «Пустыня», «Чантанг» и этюды из серии «Гималаи», которые в живописной форме представляют экспедиционный маршрут.
Кроме того, в состав выставки вошли такие известные работы художника, как «Гора Духовного Отдохновения», «Героика Китая», «Сокровище» (из серии «Чингисхан»), а также «Монхеган. Мэн» и «Санта Фе. Нью-Мексико», написанные в Америке в 20-е годы.
Творчество С.Н. Рериха представлено на выставке работой «Гора и сосны», написанной на маршруте экспедиции в Сиккиме, несколькими пейзажами и портретом Н.К. Рериха, созданном в начале 40-х годов двадцатого века.
Экспозицию выставки дополняют фото и видеоматериалы, рассказывающие о жизни и творчестве всех членов уникальной семьи Рерихов.
- Вложения
-
- Героика-Китая.jpg (38.56 КБ) 12688 просмотров
Кузбасс FM писал(а):2 марта 2008
[center]Александр Валентов
Юргинцы знакомятся с творчеством выдающегося русского художника[/center]
В Юрге в музее детского изобразительного искусства народов Сибири и Дальнего Востока открылась выставка картин выдающегося русского художника Бориса Смирнова-Русецкого. Это ученик Николая Рериха, художник-космист. К сожалению, творчество этого удивительного мастера не было широко известно россиянам, несмотря на то, что его картины хранятся в самых крупных музеях страны. С открытием экспозиции у юргинцев появилась уникальная возможность познакомиться с творчеством тонко чувствующего художника с чистой душой, умеющего передать глубину, мудрость и гармонию природы. В картинах мастера реально выстраивается духовный мост между земным и надземным, между плотным, физическим и тонким мирами. В Юрге выставлено более 70 полотен художника.
[quote=""Новая газета" (московский выпуск) № 15 от 3 марта 2008 г."]02.03.2008
[center]Андрей Никитин
Сохранит ли Россия наследие Рерихов?
Ответ на этот вопрос зависит от того, выполнит ли государство обязательства, данные С.Н. Рериху[/center]
[center]
[/center]
[center]Усадьба Лопухиных после реставрации силами Международного Центра Рерихов[/center]
[center]
[/center]
[center]
[/center]
[center]…и она же — до реставрации[/center]
[center]
[/center]
В наступившем году в Москве начались сразу три процесса по изъятию объектов культуры у собственников. Скандальные подробности рисуют нам лишь верхушку процесса «управления» дорогой недвижимостью в интересах федеральных чиновников от культуры. Голодающие скульпторы пытаются сохранить реставрированный их руками особняк в центре столицы в качестве Дома скульптора. В это же время строятся планы перехода в «правильные руки» Цирка на проспекте Вернадского. Предпринята попытка выселить Международный Центр Рерихов из усадьбы Лопухиных. Хотя МЦР реставрировал эту усадьбу на народные пожертвования и его руководитель Людмила Шапошникова даже получила за это национальную премию «Культурное наследие». Ко всем трем процессам захвата дорогих объектов культуры имеет самое прямое отношение видный деятель этой самой культуры — Михаил Швыдкой. Публикуемая история свидетельствует, что, если чиновники годами намеренно запутывают историю дела, их цель всегда — деньги и собственность. И никогда — культура.
В отличие от философии журналистика — область совершенно земная. А поскольку речь пойдет о наследии Рерихов, нам особенно важно опереться на твердую почву фактов. Сложных полетов мысли и весьма спорных оценок нам все равно не удастся избежать, так давайте начнем с очевидного. Твердо встанем на ноги и пройдем по бывшей улице Карла Маркса, а ныне Малому Знаменскому переулку. Как раз в сгибе его колена с тыльной стороны Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина находится усадьба Лопухиных — памятник архитектуры XVII — XIX веков. До второй половины 90-х здесь были развалины, в которых памятник архитектуры мог угадать только специалист.
Но памятник был восстановлен, как, может быть, ни один другой в Москве, прямо у нас на глазах — и это факт эмпирический.
Сейчас мы подбираемся лишь к одной из граней разветвленных споров, которые ведутся вокруг наследия Рерихов: это тяжба о праве владения усадьбой.
Историческая справка
Перед возвращением в 1990 г. на родину наследия своих родителей, Н.К. Рериха и Е.И. Рерих, их младший сын Святослав Рерих выдвинул два условия: музей должен быть негосударственным и располагаться в усадьбе Лопухиных. Эти условия руководством СССР были приняты (постановление Совмина от 4.11.1989 №950 и решение Мосгорисполкома от 28.11.1989). Убедившись в этом, С.Н. Рерих безвозмездно передает в Россию наследие для создания Музея имени Н.К. Рериха.
Спустя несколько месяцев после смерти Святослава Рериха правительство приняло постановление № 1121 от 04.11.1993 «О создании Государственного музея Н.К. Рериха». Новому музею, создаваемому на правах филиала Музея народов Востока, передавались в оперативное управление руины, представлявшие собой в то время усадьбу Лопухиных. При этом не были отменены соответствующие воле С.Н. Рериха ранее принятые решения правительства о создании в усадьбе негосударственного музея имени Н.К. Рериха. Международному Центру Рерихов, который тогда готовил проект очень сложных реставрационных работ, в каких-либо юридических правах на особняк, ранее закрепленный за ним охранно-арендным договором, было отказано. Академик Лихачев, космонавт Севастьянов, чемпион мира по шахматам Карпов и многие другие, кто в поддержку прав Международного Центра Рерихов апеллировал к властям, услышаны не были.
Историческая справка
В 1994—1995 годах Высший арбитражный суд РФ по исковому заявлению МЦР рассматривал дело об отмене п. п. 2, 3 постановления правительства РФ № 1121 «О создании Государственного музея Н.К. Рериха». Данные пункты постановления были отменены. На основании постановления коллегии Высшего арбитражного суда РФ решение вступало в силу в здании суда и обжалованию не подлежало. Но оно было обжаловано в виде протеста председателя Высшего арбитражного суда РФ, который, не внося в суть спора ничего нового, потребовал от президиума восстановить действие отмененных пунктов постановления правительства. Что и было сделано. Таким образом, вновь были нарушены обязательства государства, данные С.Н. Рериху.
После решения президиума Высшего арбитражного суда РФ не было попыток ввести в силу это постановление. И вот спустя 12 лет (14 лет, считая с момента принятия постановления правительства № 1121) Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Международному Центру Рерихов о выселении его из усадьбы Лопухиных. Исковое заявление строится на утверждении, что решение правительства № 1121 никогда не было исполнено, теперь пора это сделать, вернув собственность государству. За эти годы никуда отсюда не выезжавший Международный Центр Рерихов вложил в реставрацию усадьбы сотни миллионов рублей, не взяв ни копейки из бюджета, все только частные пожертвования, то есть народные. Возникает резонный вопрос: так чье это теперь?
Вопрос «кто такие мы?» по большому счету был центральным для Николая Рериха как философа и живописца. Кто-то считает его великим, кто-то — наивным, но, как бы кто ни относился к Рерихам, сам феномен этой семьи с ее удивительной историей — это, бесспорно, часть российской и мировой культуры. Рассуждая о наследии Рерихов, приходится говорить, с одной стороны, о совершенно материальном «наследстве», то есть о полотнах живописи или других раритетах коллекций, которые стоят сотни миллионов долларов, с другой стороны — о той части наследия, которая материально никак не определяется. Говоря как раз языком русской философии, это что-то «из области ноосферы».
Прежде чем снова спуститься на уровень отнюдь не космический — кто-то просто позарился на отреставрированную почитателями Рерихов усадьбу и решил ее подгрести под себя, — нам поневоле приходится определиться на уровне идеологии, поскольку и вожделеющие только недвижимости стремятся обосновать ее захват идеологическими аргументами вроде некоей чуждости Рерихов «русскому пути». Если творить из Рерихов идолов, что в самом деле иногда делают некоторые их поклонники, получается, что права Русская православная церковь: это подход не христианский. Но если обойтись без идолищ и идеологии, то ничего, что противоречило бы христианской этике, в их концепции в принципе нет. Николай Рерих полагал, что спасение человечества лежит в области добра и красоты. Вы против?
Нужно или не нужно нам наследие Рерихов в России и более конкретно — в Москве на Волхонке, поскольку уж так сложилась его судьба? Если расстрелянные здесь Гумилев и Бабель — это Россия, изгнанные отсюда Бердяев и Бродский — это Россия, то и Рерихи, оказавшиеся по воле судьбы за пределами родины, в Индии, и большей частью творившие там, — это тоже Россия. Если же нет, то логичнее отправить их наследие обратно в Индию, тем более что в результате земных имущественных споров так выйдет и юридически более корректно. Сможет ли Россия сохранить наследие Рерихов?
Из всех утверждений Рерихов мы выберем одно, которое понадобится нам для рассмотрения спора по усадьбе с позиций права. А именно: культура должна быть выше государственных барьеров. Это и отразил Николай Рерих в своем знаменитом «Пакте Рериха». То же соображение привел, говоря о передаче наследия Рерихов в Россию, но ни в коем случае не государству, последний из Рерихов — Святослав. В письме под названием «Медлить нельзя!», которое было опубликовано в газете «Советская культура» в июле 1989 года, своего рода манифесте и, безусловно, неотъемлемой части его завещания в широком смысле слова, Святослав Рерих написал:
«Суть концепции центра-музея в том, что наиболее оптимальное его функционирование может быть в статусе общественной организации. <…> Подчинение центра Министерству культуры, а тем более Музею искусств народов Востока повело бы к неоправданному, на мой взгляд, заведомому сужению задач и возможностей».
На чисто юридические, казалось бы, вопросы о судьбе конкретного объекта недвижимости нельзя правильно ответить, не понимая хода мысли последнего из Рерихов, не определив его действительную волю. Это уже опять из области права — из тех фундаментальных основ гражданского права, которые одинаковы везде, где оно есть, еще со времен Римской империи. Здесь заложены понятие гражданско-правовой сделки и правило рассмотрения споров о сделках. Если условия сделки сформулированы неясно и противоречиво, спор должен разрешаться (судом) исходя из действительной воли сторон, которую и надо определить. Дальнейшие напластования вокруг наследия Рерихов возникли скорее по идейным причинам и «любви» некоторых высокопоставленных чиновников к картинам Рерихов. Но сами по себе условия завещания Святослав Рерих сформулировал вполне недвусмысленно: наследие после его смерти останется в России, в собственности конкретной общественной организации, для создания негосударственного музея имени Н.К. Рериха в конкретном месте, усадьбе Лопухиных, где все это вместе и разместится.
Может быть, в более широком смысле более корректно говорить о завещании всей семьи Рерихов, принимая во внимание то, как их воля складывалась начиная с конца сороковых годов прошлого века. Есть масса свидетельств о том, что Николай Рерих хотел, чтобы его наследие оформилось в России. Будучи патриотом своей родины, старший Рерих стремился, чтобы физический центр «наследия» (понимая под этим и идеи) находился именно в России. При его жизни такой проект не выглядел реальным, но он остается все же несомненным.
Святослав Рерих пожелал передать наследие созданной им общественной организации. До этого момента он неоднократно привозил свою коллекцию в Россию на выставки.
Картины имели шумный успех. Выставка картин Рерихов, принадлежащих Святославу, превратилась в передвижную. В 1978 году она оказалась в Болгарии, откуда была в последний раз ввезена в СССР. Судьбой картин занималось Министерство культуры СССР, но Святослав Рерих их никогда кому бы то ни было в СССР не дарил. Вместе с тем специалисты говорят, что полный каталог коллекции С.Н. Рериха, последний раз по всем правилам составленный при вывозе в Болгарию, не совпадает со списками, сделанными позже в Государственном музее Востока. Есть расхождения на несколько десятков единиц и некая «пересортица» в описаниях. С тех пор вся коллекция полностью ни разу не выставлялась, большая ее часть хранится в запасниках.
Приказом Министерства культуры СССР от 30 мая 1989 года вся коллекция Святослава Рериха была передана в Государственный музей Востока «на временное хранение», но без согласия собственника. Возможно, Святослав Рерих и отреагировал на это тем самым письмом в «Советской культуре», предложив создать негосударственный центр-музей имени Н.К. Рериха и специально указав, что он видит его как общественный, но ни в коем случае не подчиненный Министерству культуры и Музею Востока (возможно, для недоверия были и какие-то особые причины). Юридически это совершенно точно свидетельствует о том, что Рерих не подтвердил передачу имущества Музею Востока, он был против.
В ноябре 1989 года при участии Раисы Горбачевой в качестве председателя Советского фонда мира были созданы Советский фонд Рерихов и Центр-Музей имени Н.К. Рериха как основная база фонда. Именно под него Святославом Рерихом была выбрана усадьба Лопухиных. Регистрация по этому адресу Советского фонда Рерихов в 1989 году была оформлена всеми необходимыми документами. Такая форма показалась Святославу Рериху достаточно прочной, и именно ей, называемой в то время Советским фондом Рерихов, он и передал в марте 1990 года свою часть наследия родителей: картины свои и отца, архив семьи, библиотеку, реликвии и раритеты. Сюда наряду с картинами, передававшимися в 1990 году из Индии, была включена и коллекция С.Н. Рериха, ввезенная в СССР в 1978 году и находившаяся «на временном хранении» в Музее Востока. Все предметы были поименованы на сорока страницах документа, заверенного нотариусом в Индии в 1990 году. Этот документ, названный «Архив и наследство Рерихов для Советского фонда Рерихов в Москве», Рерих оформил в форме завещательного распоряжения: он указал, что при жизни остается собственником имущества, но все это окончательно переходит в собственность Советского фонда Рериха после его смерти.
Коллекция была вывезена в Москву специальным правительственным бортом и приехала в своей индийской части в полуразрушенное здание на Волхонке, где разворачивалась в экспозицию по мере проведения реставрации усадьбы Лопухиных.
Все обстоятельства передачи индийской части коллекции в 1990 году указывали, таким образом, что воля последнего Рериха была понятна всем заинтересованным лицам и инстанциям в России и выполнялась за исключением одного пункта: при жизни Святослава Рериха, скончавшегося в Индии 30 января 1993 года, ему так и не удалось добиться передачи «временно хранившегося» в Музее Востока: все его требования просто игнорировались. Через две недели после смерти последнего из Рерихов директор Государственного музея Востока своим приказом перевел коллекцию с временного хранения на постоянное. Это никак не легализовало, впрочем, права собственности на картины ни для Музея Востока, ни для Российского государства в целом.
Еще через полгода, 4 ноября 1993-го, вышло постановление правительства РФ № 1121 о создании Государственного музея Н.К. Рериха на правах музея Рерихов — филиала Музея Востока. В качестве основания постановление указывало на волю вдовы Святослава Рериха — Дэвики Рани Рерих. От ее имени в октябре 1993 года на имя президента Ельцина пришла телеграмма с угрозой потребовать коллекцию в Индию, если в России она не будет «поставлена под контроль государства». Но Дэвика, звезда индийского кино 40-х годов, не была наследницей ранее переданного в Россию наследия родителей Святослава Рериха ни в юридическом, ни в каком другом смысле. Противоречие ее пожелания ясно и не единожды выраженной воле недавно скончавшегося мужа, с точки зрения господствующих в Индии обычаев, выглядит странно. Телеграмма от вдовы, вскоре также умершей, никем заверена не была, а знающие семью люди утверждали, что и подписать ее по состоянию здоровья в октябре 1993 года Дэвика уже не смогла бы, не говоря о том, чтобы понять содержание. В это время Дэвику Рани Рерих опекала секретарша Рерихов Мэри Пунача. После смерти Д. Рани она была обвинена индийским правосудием в разворовывании имущества Рерихов и в подделке подписей на завещании Д. Рани. Уголовное дело против бывшей секретарши тянется там до сих пор.
В России в годы, на которые пришелся последний период земной жизни последнего из Рерихов, историческое время отмечено бурными переменами. СССР как государство исчез. Советский фонд Рерихов оказался несовременен хотя бы из-за своего названия и был преобразован в Международный Центр Рерихов. При этом не изменились ни его идея и персональный состав, ни даже номер счета в банке. Святослав Рерих и в своем специальном письме на имя Ельцина и у нотариуса успел подтвердить, что все распоряжения, сделанные им о передаче наследия Советскому фонду Рерихов, действительны по отношению к Международному Центру Рерихов, то есть он определенно понимал их как одну и ту же организацию. Но после смерти, когда его уже нельзя было переспросить, с его трактовкой разошлись арбитражные суды в России, которые усмотрели некий разрыв в правопреемственности между Советским фондом Рерихов и МЦР.
Странная, неофициальная телеграмма из Индии и намеренная с точки зрения сути путаница в названиях — вот, в общем, два факта, которые способствовали в 1993 году выпуску постановления правительства РФ, на основании которого у Международного Центра Рерихов отбирали усадьбу Лопухиных и передавали Государственному музею Востока. Что же последовало дальше? Как ни странно, ничего. Международный Центр Рерихов не только остался в усадьбе Лопухиных, заключив новый договор аренды с московскими властями, но и успел полностью отреставрировать усадьбу и создать в ней общественный Музей имени Н.К. Рериха, тем самым выполнив волю своего основателя Святослава Рериха. В 2007 г. генеральный директор Музея имени Н.К. Рериха, первый вице-президент МЦР Л.В. Шапошникова была награждена Национальной премией «Культурное наследие» за воссоздание старинной усадьбы. Годом ранее Людмила Васильевна Шапошникова за сохранение культурного наследия (Рерихов и усадьбы Лопухиных. — Ред.) и развитие музееведения (создание общественного Музея имени Н.К. Рериха) указом президента РФ награждена орденом Дружбы. Что же до Государственного музея Рерихов — филиала Музея Востока, то он никогда так и не был создан, кроме как на бумаге. Так прошло пятнадцать лет.
Отреставрировав особняк, Международный Центр Рерихов решил вспомнить о части переданной ему по завещанию С.Н. Рериха коллекции в виде 288 картин, вопреки воле владельца хранящихся в Музее Востока. В один из московских судов общей юрисдикции было подано заявление о признании факта получения МЦР наследственного имущества С.Н. Рериха на основании его завещания. И такой факт был признан.
Космические законы, размышлению над которыми посвящали себя все Рерихи, не отменяют земного корыстолюбия. В вечности, конечно, ничего этого уже не будет, но мы пока еще здесь.
Возглавлявший в то время Министерство культуры Михаил Швыдкой не на шутку забеспокоился и через Мосгорсуд добился отмены этого решения. Данное дело было отправлено на новое рассмотрение. Теперь уже суды отказывают в рассмотрении заявления по существу, считая, что производство должно быть исковым, но не уточняя, кто, к кому и о чем может предъявить иск. Однако для Музея Востока это все равно выглядит достаточно угрожающе. Вполне вероятно, что это в конечном счете и привело к новому иску о выселении Международного Центра Рерихов из усадьбы Лопухиных. А поддержку для атаки в Министерстве государственного имущества, учитывая расположение и состояние усадьбы, найти было нетрудно. Трудно только поверить, что в случае выигрыша усадьба в самом деле достанется Государственному музею Рерихов.
Ну усадьба в любом случае останется здесь, на Волхонке, а что будет происходить с наследием Рерихов? Как бы ни относиться к ним самим, наследие представляет собой не просто наследство, а бесценное культурное достояние России, да и как имущество она тоже стоит денег. Не говоря о том, что нет никаких правовых оснований для легализации коллекции С.Н. Рериха в Музее Востока, в случае выселения Международного Центра Рерихов из особняка Лопухиных исчезнут и все вообще законные основания для оставления наследия Рерихов в России. Ведь будут нарушены все условия возвращения в Россию наследия Рерихов и данные Святославу Рериху гарантии со стороны государства. А получивший за 18 лет своего существования мировую известность общественный Центр-Музей имени Н.К. Рериха будет разрушен.[/quote]
[center]Андрей Никитин
Сохранит ли Россия наследие Рерихов?
Ответ на этот вопрос зависит от того, выполнит ли государство обязательства, данные С.Н. Рериху[/center]
[center]

[center]Усадьба Лопухиных после реставрации силами Международного Центра Рерихов[/center]
[center]

[center]

[center]…и она же — до реставрации[/center]
[center]

В наступившем году в Москве начались сразу три процесса по изъятию объектов культуры у собственников. Скандальные подробности рисуют нам лишь верхушку процесса «управления» дорогой недвижимостью в интересах федеральных чиновников от культуры. Голодающие скульпторы пытаются сохранить реставрированный их руками особняк в центре столицы в качестве Дома скульптора. В это же время строятся планы перехода в «правильные руки» Цирка на проспекте Вернадского. Предпринята попытка выселить Международный Центр Рерихов из усадьбы Лопухиных. Хотя МЦР реставрировал эту усадьбу на народные пожертвования и его руководитель Людмила Шапошникова даже получила за это национальную премию «Культурное наследие». Ко всем трем процессам захвата дорогих объектов культуры имеет самое прямое отношение видный деятель этой самой культуры — Михаил Швыдкой. Публикуемая история свидетельствует, что, если чиновники годами намеренно запутывают историю дела, их цель всегда — деньги и собственность. И никогда — культура.
В отличие от философии журналистика — область совершенно земная. А поскольку речь пойдет о наследии Рерихов, нам особенно важно опереться на твердую почву фактов. Сложных полетов мысли и весьма спорных оценок нам все равно не удастся избежать, так давайте начнем с очевидного. Твердо встанем на ноги и пройдем по бывшей улице Карла Маркса, а ныне Малому Знаменскому переулку. Как раз в сгибе его колена с тыльной стороны Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина находится усадьба Лопухиных — памятник архитектуры XVII — XIX веков. До второй половины 90-х здесь были развалины, в которых памятник архитектуры мог угадать только специалист.
Но памятник был восстановлен, как, может быть, ни один другой в Москве, прямо у нас на глазах — и это факт эмпирический.
Сейчас мы подбираемся лишь к одной из граней разветвленных споров, которые ведутся вокруг наследия Рерихов: это тяжба о праве владения усадьбой.
Историческая справка
Перед возвращением в 1990 г. на родину наследия своих родителей, Н.К. Рериха и Е.И. Рерих, их младший сын Святослав Рерих выдвинул два условия: музей должен быть негосударственным и располагаться в усадьбе Лопухиных. Эти условия руководством СССР были приняты (постановление Совмина от 4.11.1989 №950 и решение Мосгорисполкома от 28.11.1989). Убедившись в этом, С.Н. Рерих безвозмездно передает в Россию наследие для создания Музея имени Н.К. Рериха.
Спустя несколько месяцев после смерти Святослава Рериха правительство приняло постановление № 1121 от 04.11.1993 «О создании Государственного музея Н.К. Рериха». Новому музею, создаваемому на правах филиала Музея народов Востока, передавались в оперативное управление руины, представлявшие собой в то время усадьбу Лопухиных. При этом не были отменены соответствующие воле С.Н. Рериха ранее принятые решения правительства о создании в усадьбе негосударственного музея имени Н.К. Рериха. Международному Центру Рерихов, который тогда готовил проект очень сложных реставрационных работ, в каких-либо юридических правах на особняк, ранее закрепленный за ним охранно-арендным договором, было отказано. Академик Лихачев, космонавт Севастьянов, чемпион мира по шахматам Карпов и многие другие, кто в поддержку прав Международного Центра Рерихов апеллировал к властям, услышаны не были.
Историческая справка
В 1994—1995 годах Высший арбитражный суд РФ по исковому заявлению МЦР рассматривал дело об отмене п. п. 2, 3 постановления правительства РФ № 1121 «О создании Государственного музея Н.К. Рериха». Данные пункты постановления были отменены. На основании постановления коллегии Высшего арбитражного суда РФ решение вступало в силу в здании суда и обжалованию не подлежало. Но оно было обжаловано в виде протеста председателя Высшего арбитражного суда РФ, который, не внося в суть спора ничего нового, потребовал от президиума восстановить действие отмененных пунктов постановления правительства. Что и было сделано. Таким образом, вновь были нарушены обязательства государства, данные С.Н. Рериху.
После решения президиума Высшего арбитражного суда РФ не было попыток ввести в силу это постановление. И вот спустя 12 лет (14 лет, считая с момента принятия постановления правительства № 1121) Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Международному Центру Рерихов о выселении его из усадьбы Лопухиных. Исковое заявление строится на утверждении, что решение правительства № 1121 никогда не было исполнено, теперь пора это сделать, вернув собственность государству. За эти годы никуда отсюда не выезжавший Международный Центр Рерихов вложил в реставрацию усадьбы сотни миллионов рублей, не взяв ни копейки из бюджета, все только частные пожертвования, то есть народные. Возникает резонный вопрос: так чье это теперь?
Вопрос «кто такие мы?» по большому счету был центральным для Николая Рериха как философа и живописца. Кто-то считает его великим, кто-то — наивным, но, как бы кто ни относился к Рерихам, сам феномен этой семьи с ее удивительной историей — это, бесспорно, часть российской и мировой культуры. Рассуждая о наследии Рерихов, приходится говорить, с одной стороны, о совершенно материальном «наследстве», то есть о полотнах живописи или других раритетах коллекций, которые стоят сотни миллионов долларов, с другой стороны — о той части наследия, которая материально никак не определяется. Говоря как раз языком русской философии, это что-то «из области ноосферы».
Прежде чем снова спуститься на уровень отнюдь не космический — кто-то просто позарился на отреставрированную почитателями Рерихов усадьбу и решил ее подгрести под себя, — нам поневоле приходится определиться на уровне идеологии, поскольку и вожделеющие только недвижимости стремятся обосновать ее захват идеологическими аргументами вроде некоей чуждости Рерихов «русскому пути». Если творить из Рерихов идолов, что в самом деле иногда делают некоторые их поклонники, получается, что права Русская православная церковь: это подход не христианский. Но если обойтись без идолищ и идеологии, то ничего, что противоречило бы христианской этике, в их концепции в принципе нет. Николай Рерих полагал, что спасение человечества лежит в области добра и красоты. Вы против?
Нужно или не нужно нам наследие Рерихов в России и более конкретно — в Москве на Волхонке, поскольку уж так сложилась его судьба? Если расстрелянные здесь Гумилев и Бабель — это Россия, изгнанные отсюда Бердяев и Бродский — это Россия, то и Рерихи, оказавшиеся по воле судьбы за пределами родины, в Индии, и большей частью творившие там, — это тоже Россия. Если же нет, то логичнее отправить их наследие обратно в Индию, тем более что в результате земных имущественных споров так выйдет и юридически более корректно. Сможет ли Россия сохранить наследие Рерихов?
Из всех утверждений Рерихов мы выберем одно, которое понадобится нам для рассмотрения спора по усадьбе с позиций права. А именно: культура должна быть выше государственных барьеров. Это и отразил Николай Рерих в своем знаменитом «Пакте Рериха». То же соображение привел, говоря о передаче наследия Рерихов в Россию, но ни в коем случае не государству, последний из Рерихов — Святослав. В письме под названием «Медлить нельзя!», которое было опубликовано в газете «Советская культура» в июле 1989 года, своего рода манифесте и, безусловно, неотъемлемой части его завещания в широком смысле слова, Святослав Рерих написал:
«Суть концепции центра-музея в том, что наиболее оптимальное его функционирование может быть в статусе общественной организации. <…> Подчинение центра Министерству культуры, а тем более Музею искусств народов Востока повело бы к неоправданному, на мой взгляд, заведомому сужению задач и возможностей».
На чисто юридические, казалось бы, вопросы о судьбе конкретного объекта недвижимости нельзя правильно ответить, не понимая хода мысли последнего из Рерихов, не определив его действительную волю. Это уже опять из области права — из тех фундаментальных основ гражданского права, которые одинаковы везде, где оно есть, еще со времен Римской империи. Здесь заложены понятие гражданско-правовой сделки и правило рассмотрения споров о сделках. Если условия сделки сформулированы неясно и противоречиво, спор должен разрешаться (судом) исходя из действительной воли сторон, которую и надо определить. Дальнейшие напластования вокруг наследия Рерихов возникли скорее по идейным причинам и «любви» некоторых высокопоставленных чиновников к картинам Рерихов. Но сами по себе условия завещания Святослав Рерих сформулировал вполне недвусмысленно: наследие после его смерти останется в России, в собственности конкретной общественной организации, для создания негосударственного музея имени Н.К. Рериха в конкретном месте, усадьбе Лопухиных, где все это вместе и разместится.
Может быть, в более широком смысле более корректно говорить о завещании всей семьи Рерихов, принимая во внимание то, как их воля складывалась начиная с конца сороковых годов прошлого века. Есть масса свидетельств о том, что Николай Рерих хотел, чтобы его наследие оформилось в России. Будучи патриотом своей родины, старший Рерих стремился, чтобы физический центр «наследия» (понимая под этим и идеи) находился именно в России. При его жизни такой проект не выглядел реальным, но он остается все же несомненным.
Святослав Рерих пожелал передать наследие созданной им общественной организации. До этого момента он неоднократно привозил свою коллекцию в Россию на выставки.
Картины имели шумный успех. Выставка картин Рерихов, принадлежащих Святославу, превратилась в передвижную. В 1978 году она оказалась в Болгарии, откуда была в последний раз ввезена в СССР. Судьбой картин занималось Министерство культуры СССР, но Святослав Рерих их никогда кому бы то ни было в СССР не дарил. Вместе с тем специалисты говорят, что полный каталог коллекции С.Н. Рериха, последний раз по всем правилам составленный при вывозе в Болгарию, не совпадает со списками, сделанными позже в Государственном музее Востока. Есть расхождения на несколько десятков единиц и некая «пересортица» в описаниях. С тех пор вся коллекция полностью ни разу не выставлялась, большая ее часть хранится в запасниках.
Приказом Министерства культуры СССР от 30 мая 1989 года вся коллекция Святослава Рериха была передана в Государственный музей Востока «на временное хранение», но без согласия собственника. Возможно, Святослав Рерих и отреагировал на это тем самым письмом в «Советской культуре», предложив создать негосударственный центр-музей имени Н.К. Рериха и специально указав, что он видит его как общественный, но ни в коем случае не подчиненный Министерству культуры и Музею Востока (возможно, для недоверия были и какие-то особые причины). Юридически это совершенно точно свидетельствует о том, что Рерих не подтвердил передачу имущества Музею Востока, он был против.
В ноябре 1989 года при участии Раисы Горбачевой в качестве председателя Советского фонда мира были созданы Советский фонд Рерихов и Центр-Музей имени Н.К. Рериха как основная база фонда. Именно под него Святославом Рерихом была выбрана усадьба Лопухиных. Регистрация по этому адресу Советского фонда Рерихов в 1989 году была оформлена всеми необходимыми документами. Такая форма показалась Святославу Рериху достаточно прочной, и именно ей, называемой в то время Советским фондом Рерихов, он и передал в марте 1990 года свою часть наследия родителей: картины свои и отца, архив семьи, библиотеку, реликвии и раритеты. Сюда наряду с картинами, передававшимися в 1990 году из Индии, была включена и коллекция С.Н. Рериха, ввезенная в СССР в 1978 году и находившаяся «на временном хранении» в Музее Востока. Все предметы были поименованы на сорока страницах документа, заверенного нотариусом в Индии в 1990 году. Этот документ, названный «Архив и наследство Рерихов для Советского фонда Рерихов в Москве», Рерих оформил в форме завещательного распоряжения: он указал, что при жизни остается собственником имущества, но все это окончательно переходит в собственность Советского фонда Рериха после его смерти.
Коллекция была вывезена в Москву специальным правительственным бортом и приехала в своей индийской части в полуразрушенное здание на Волхонке, где разворачивалась в экспозицию по мере проведения реставрации усадьбы Лопухиных.
Все обстоятельства передачи индийской части коллекции в 1990 году указывали, таким образом, что воля последнего Рериха была понятна всем заинтересованным лицам и инстанциям в России и выполнялась за исключением одного пункта: при жизни Святослава Рериха, скончавшегося в Индии 30 января 1993 года, ему так и не удалось добиться передачи «временно хранившегося» в Музее Востока: все его требования просто игнорировались. Через две недели после смерти последнего из Рерихов директор Государственного музея Востока своим приказом перевел коллекцию с временного хранения на постоянное. Это никак не легализовало, впрочем, права собственности на картины ни для Музея Востока, ни для Российского государства в целом.
Еще через полгода, 4 ноября 1993-го, вышло постановление правительства РФ № 1121 о создании Государственного музея Н.К. Рериха на правах музея Рерихов — филиала Музея Востока. В качестве основания постановление указывало на волю вдовы Святослава Рериха — Дэвики Рани Рерих. От ее имени в октябре 1993 года на имя президента Ельцина пришла телеграмма с угрозой потребовать коллекцию в Индию, если в России она не будет «поставлена под контроль государства». Но Дэвика, звезда индийского кино 40-х годов, не была наследницей ранее переданного в Россию наследия родителей Святослава Рериха ни в юридическом, ни в каком другом смысле. Противоречие ее пожелания ясно и не единожды выраженной воле недавно скончавшегося мужа, с точки зрения господствующих в Индии обычаев, выглядит странно. Телеграмма от вдовы, вскоре также умершей, никем заверена не была, а знающие семью люди утверждали, что и подписать ее по состоянию здоровья в октябре 1993 года Дэвика уже не смогла бы, не говоря о том, чтобы понять содержание. В это время Дэвику Рани Рерих опекала секретарша Рерихов Мэри Пунача. После смерти Д. Рани она была обвинена индийским правосудием в разворовывании имущества Рерихов и в подделке подписей на завещании Д. Рани. Уголовное дело против бывшей секретарши тянется там до сих пор.
В России в годы, на которые пришелся последний период земной жизни последнего из Рерихов, историческое время отмечено бурными переменами. СССР как государство исчез. Советский фонд Рерихов оказался несовременен хотя бы из-за своего названия и был преобразован в Международный Центр Рерихов. При этом не изменились ни его идея и персональный состав, ни даже номер счета в банке. Святослав Рерих и в своем специальном письме на имя Ельцина и у нотариуса успел подтвердить, что все распоряжения, сделанные им о передаче наследия Советскому фонду Рерихов, действительны по отношению к Международному Центру Рерихов, то есть он определенно понимал их как одну и ту же организацию. Но после смерти, когда его уже нельзя было переспросить, с его трактовкой разошлись арбитражные суды в России, которые усмотрели некий разрыв в правопреемственности между Советским фондом Рерихов и МЦР.
Странная, неофициальная телеграмма из Индии и намеренная с точки зрения сути путаница в названиях — вот, в общем, два факта, которые способствовали в 1993 году выпуску постановления правительства РФ, на основании которого у Международного Центра Рерихов отбирали усадьбу Лопухиных и передавали Государственному музею Востока. Что же последовало дальше? Как ни странно, ничего. Международный Центр Рерихов не только остался в усадьбе Лопухиных, заключив новый договор аренды с московскими властями, но и успел полностью отреставрировать усадьбу и создать в ней общественный Музей имени Н.К. Рериха, тем самым выполнив волю своего основателя Святослава Рериха. В 2007 г. генеральный директор Музея имени Н.К. Рериха, первый вице-президент МЦР Л.В. Шапошникова была награждена Национальной премией «Культурное наследие» за воссоздание старинной усадьбы. Годом ранее Людмила Васильевна Шапошникова за сохранение культурного наследия (Рерихов и усадьбы Лопухиных. — Ред.) и развитие музееведения (создание общественного Музея имени Н.К. Рериха) указом президента РФ награждена орденом Дружбы. Что же до Государственного музея Рерихов — филиала Музея Востока, то он никогда так и не был создан, кроме как на бумаге. Так прошло пятнадцать лет.
Отреставрировав особняк, Международный Центр Рерихов решил вспомнить о части переданной ему по завещанию С.Н. Рериха коллекции в виде 288 картин, вопреки воле владельца хранящихся в Музее Востока. В один из московских судов общей юрисдикции было подано заявление о признании факта получения МЦР наследственного имущества С.Н. Рериха на основании его завещания. И такой факт был признан.
Космические законы, размышлению над которыми посвящали себя все Рерихи, не отменяют земного корыстолюбия. В вечности, конечно, ничего этого уже не будет, но мы пока еще здесь.
Возглавлявший в то время Министерство культуры Михаил Швыдкой не на шутку забеспокоился и через Мосгорсуд добился отмены этого решения. Данное дело было отправлено на новое рассмотрение. Теперь уже суды отказывают в рассмотрении заявления по существу, считая, что производство должно быть исковым, но не уточняя, кто, к кому и о чем может предъявить иск. Однако для Музея Востока это все равно выглядит достаточно угрожающе. Вполне вероятно, что это в конечном счете и привело к новому иску о выселении Международного Центра Рерихов из усадьбы Лопухиных. А поддержку для атаки в Министерстве государственного имущества, учитывая расположение и состояние усадьбы, найти было нетрудно. Трудно только поверить, что в случае выигрыша усадьба в самом деле достанется Государственному музею Рерихов.
Ну усадьба в любом случае останется здесь, на Волхонке, а что будет происходить с наследием Рерихов? Как бы ни относиться к ним самим, наследие представляет собой не просто наследство, а бесценное культурное достояние России, да и как имущество она тоже стоит денег. Не говоря о том, что нет никаких правовых оснований для легализации коллекции С.Н. Рериха в Музее Востока, в случае выселения Международного Центра Рерихов из особняка Лопухиных исчезнут и все вообще законные основания для оставления наследия Рерихов в России. Ведь будут нарушены все условия возвращения в Россию наследия Рерихов и данные Святославу Рериху гарантии со стороны государства. А получивший за 18 лет своего существования мировую известность общественный Центр-Музей имени Н.К. Рериха будет разрушен.[/quote]
Последний раз редактировалось Кэт 04 мар 2008, 12:32, всего редактировалось 1 раз.
Комсомольская правда писал(а):3 марта 2008
[center]Алевтина Асхадуллина
В Кузбассе открылась уникальная экспозиция[/center]
В Юрге, в музее детского изобразительного искусства народов Сибири и Дальнего Востока проходит выставка картин выдающегося русского художника Бориса Смирнова-Русецкого, сообщает Кузбасс FM. Это ученик Николая Рериха, художник-космист. Его творчество не было широко известно россиянам, несмотря на то, что картины хранятся в самых крупных музеях страны. И теперь с открытием экспозиции у юргинцев появилась уникальная возможность познакомиться с 70-ю полотнами художника, умеющего передать глубину и гармонию природы. В своих картинах мастер выстраивал духовный мост между земным и надземным, между плотным, физическим и тонким мирами.