Современники о С.Н.Рерихе

Рериховское Движение, Держава Рерихов, Живая Этика.
Ответить
Кэт
Сообщения: 3378
Зарегистрирован: 25 фев 2007, 15:14
Откуда: Россия

Современники о С.Н.Рерихе

Сообщение Кэт »

http://www.vn.ru/23.10.2004/culture/37892/

«Вечерний Новосибирск». 2004. 23 октября

[center]Татьяна КОНЬЯКОВА

Рерихи: вершины духа и долины человеческих страстей
[/center]


[center]Вершины духа…[/center]

В начале октября мировая общественность отметила 130 лет со дня рождения Николая Рериха, а сегодня исполнилось бы 100 лет его младшему сыну — Святославу. Оба были большими художниками, философами, мыслителями, общественными деятелями, путешественниками, востоковедами…

В постоянной экспозиции Новосибирского художественного музея находятся шестьдесят работ Рериха-отца и пять — Рериха-сына.
Каждый, кому хотя бы однажды довелось побывать в залах Рерихов, никогда не забудет этих многокрасочных, прозрачных, полных воздуха и света, как бы светящихся изнутри, завораживающих и возбуждающих полотен…

[center]Бесценный дар[/center]

Долгое время «энергетическая живопись» Рерихов, как все новое и необычное, принималась далеко не всеми. Главным доводом было: «таких красок в природе не бывает». Помог, казалось бы, очень далекий от искусства человек — Юрий Гагарин. Поднявшись в космос и взглянув на Землю, он сделал в бортовом журнале запись: «Цветовая гамма необыкновенная — фиолетовый, сиреневый, желтый — как на полотнах Рериха». Это стало достойным аргументом в споре.

Искусствовед Вера Яковлевна Кашкалда хорошо помнит 1960 год, когда картины Николая Рериха поступили в наш музей и стояли распакованными на полу в зале. Музей только начинал формироваться, и вдруг такой поистине королевский подарок! Вера Яковлевна тогда только что закончила искусствоведческое отделение Московского университета и приехала по распределению в Новосибирск. Жилья первое время не было, приходилось ночевать в музее, на стульях. Дискомфорта от этого она не испытывала, напротив, на картины можно было смотреть и днем и ночью:

— Как они полыхали, как светились! Их просто нельзя было не любить — настолько они были необыкновенные, красивые, радостные, светлые. Они, как драгоценные камни, переливались своими тончайшими тонами и оттенками…

Позднее она пережила подобные же чувства рядом с картинами Святослава Рериха — достойного преемника своего отца. Историю пяти работ, подаренных художником с его персональной выставки в Новосибирске в 1975 году, Вера Кашкалда тоже помнит очень хорошо. Она тогда была главным хранителем НКГ, переписывалась со Святославом Рерихом, встречалась с художником в Москве, вела с ним переговоры о выставке. В Новосибирском музее Рериха хранится красивый индийский платок — подарок Вере Яковлевне жены Святослава Рериха известной актрисы Девикой Рани.

Обо всем этом и состоялся наш разговор с искусствоведом в канун двух круглых дат.

[center]Возвращение в Россию[/center]

Долгое время их картины находились в Союзе под запретом — их не было в музейных экспозициях, о самих Рерихах не писали, их научных и художественных работ не печатали, книг не издавали. В 1916-м, как известно, Николай Рерих с семьей уехал из России. Рерихи много путешествовали, изучая культуру, медицину, археологию, природу и фольклор Запада и Востока. С 1928 года обосновались в Индии, в Гималаях, в имении Нагара.

Отношение к Рерихам в России изменилось во времена хрущевской «оттепели». В 1957-м Никита Сергеевич, посетив Индию, побывал на выставке Рериха и к живописи художника отнесся весьма благосклонно. Старший из сыновей Рерихов — Юрий Николаевич, ученый-востоковед, попросил тогда разрешения вернуться на родину. С собой в Союз он привез бесценное наследие — более 400 картин отца и библиотеку семьи: более пяти тысяч томов.

— Когда Юрий Николаевич впервые появился перед нами в переполненной аудитории Московского университета и начал читать лекцию, все были буквально зачарованы, — рассказывает Вера Кашкалда, — он открыл перед нами совершенно удивительный, уникальный, бескрайний мир, полный красок, новых имен и идей. Лекции проходили в вузах, музеях, галереях, библиотеках. Залы повсюду были переполнены.

Именно в те годы Новосибирская галерея и получила в дар 60 работ Николая Рериха — переговоры с Юрием Николаевичем вел научный сотрудник НКГ Павел Муратов. На коллекцию претендовали многие музеи, но предпочтение было отдано Новосибирску. Юрий Рерих вообще был очень неравнодушен к Сибири и ее столице, даже собирался работать в нашем Академгородке. Как знать, если бы не ранняя смерть ученого-востоковеда в 1960-м, мы, возможно, имели бы честь иметь его в числе почетных граждан нашего города.

[center]Несостоявшийся визит[/center]

Знакомство Веры Яковлевны со Святославом Рерихом состоялось при следующих обстоятельствах:

— На картинах Николая Рериха появились кракелюры, трещинки, — вспоминает она, — и я составила письмо Святославу Николаевичу, где объясняла, в каком состоянии находятся картины, и спрашивала совета, как хранить работы. Святослав Николаевич тогда очень помог, проблема была решена. Но меня настолько интересовало его творчество, его личность, что я продолжала писать ему письма. Кроме того, в галерее было большое желание приобрести в собственность хотя бы одну из его работ. И в середине семидесятых это желание самым неожиданным образом осуществилось.

Когда в 1974-м, в год 100-летия отца, Святослав Николаевич приехал с женой в Союз, Вера Яковлевна была направлена дирекцией картинной галереи вести переговоры с художником о выставке в Новосибирск.

— Вся Москва разделилась на два потока, — вспоминает искусствовед, — выставка Николая Константиновича открывалась в Академии художеств, а Святослава Николаевича- в Третьяковской галерее… В тихом Лаврушенском переулке стояла огромная очередь. Первое, что я увидела, пройдя через служебный вход, — картину Святослава Николаевича «Распятое человечество». Потом рериховед Павел Беликов представил меня художнику.

Святослав Рерих узнал свою корреспондентку и поинтересовался: «Как вы там живете в Сибири?»

— Я ответила, что очень ждем его с выставкой. «У вас же холодно?» — «А мы дадим вам шубу и валенки, чтобы не замерзли». До открытия выставки оставались считанные часы, а экспозиция была еще не готова, работы стояли на полу, и я предложила: «Могу я чем-то помочь?», он ответил: «Помогите добрыми мыслями и добрыми побуждениями». Выставка открывалась очень торжественно и собрала полные залы.

После Москвы картины Рериха экспонировались в Ленинграде, потом в Улан-Удэ, и лишь в 1975-м выставка наконец была привезена к нам. Однако сам Святослав Николаевич на открытие приехать не смог. Надежда на приезд дорогого гостя из Индии еще долгое время оставалась, и его визита с большим нетерпением ждали.

— Естественно, было желание собрать интеллигенцию и ученых города. А главное — была идея поехать с художником на Алтай, по маршруту Рерихов, который они проделали в 1926 году…

Но Святослав Рерих в наш город так и не приехал. Письма от него приходили все реже. А потом неожиданно Мария Качальская, тогда директор галереи, получила письмо о намерении художника подарить городу пять работ. Радость, которую мы испытали, вспоминает Вера Кашкалда, трудно передать.

Вера Яковлевна листает исписанные мелким почерком тетради. Семь раз Святослав Рерих приезжал в Россию, и она трижды на встречу с ним ездила в Москву, благоговейно записывая каждое слово. В этих бережно хранимых тетрадных записях — мысли о духовности, утонченности чувств, о красоте, которую художник должен нести миру… «Пусть стремление к прекрасному будет нашей повседневной молитвой. Поиски красоты — это то, что сблизит людей и спасет мир. Нужно в трудные моменты жизни мыслить о красоте…». Многие из этих высказываний хорошо известны и часто цитировались тогда, в теперь уже далекие 70–80-е, когда Россия еще только открывала Рерихов, конспектировали его многие.

Она по-прежнему очень часто ходит в любимый зал Рерихов, чтобы, постояв у этих картин, напитаться их светом и радостью, ощутить высокую духовность их создателей и тонкость их чувств. И каждый раз, переступая порог, она испытывает необыкновенное чувство.

— В моей жизни было много незабываемых встреч, — говорит она, — но две — с Юрием Николаевичем и Святославом Николаевичем — особенные. Они разделили мою жизнь на две части, открыв мне мир, полый смысла и света. И многие посетители зала Рерихов открывают для себя этот мир…

[center]… и долины человеческих страстей[/center]

Уважаемая редакция!

Давно хотел поделиться с вами, а если сочтете возможным, то и с читателями «ВН» своими мыслями по поводу того ажиотажа, который сопровождает наследие Рерихов. Сам я с большим интересом отношусь к Рерихам-художникам, бывал на их выставках в Москве и Петербурге, кое-что читал из научных трудов.

Так вот, доводилось ли вам когда-нибудь общаться с фанатиками рериховского учения? Видели вы, как заостряются их лица, стекленеют глаза и нездоровым румянцем начинают рдеть щеки, когда они начинают обращать вас в свою веру? Меня были готовы растерзать за одно то, что я недостаточно пафосен и «недооцениваю великого значения». С подобной агрессией доводилось сталкиваться разве что во времена борьбы за трезвость, когда в нашем Академгородке было образовано общество трезвенников, названия которого уже не помню, но очень хорошо помню оголтелость, назойливость и настойчивость его активистов. А заостренность лица фанатички хорошо уловил Суриков в своей «Боярыне Морозовой».

Не перестаю задаваться вопросом, что может быть общего между научным учением и странными девушками самого разного возраста, торгующими книжками, заглядывающими в глаза и говорящими о чем-то непонятном? Почему из многогранного учения вдруг была вынута его далеко не основная часть, переврана, искажена и поднята на знамена как идеология оккультизма, мистики и еще непонятно чего. И что удивительно, вьют гнезда эти девушки именно в очагах культуры, хотя, казалось бы, именно у интеллигенции должен быть на них в первую очередь иммунитет. С большим трудом представляю себе их, например, в заводском цеху или в какой-нибудь заготконторе совхоза. Если не ошибаюсь, именно Святослав Рерих ввел в обиход слово «рерихнутые», очень точное, на мой взгляд. Как человек мудрый и дальновидный, он, видимо, еще при жизни почувствовал возможную опасность такого явления, которое не только не способно привлечь под знамена, но и, напротив, лишает здравого смысла и компрометирует любое, самого благое дело. Логика обывателя очень понятна и проста: «Если за этим мужиком бежит такая странная толпа — значит, с ним что-то не так».

Мощные, неординарные личности подобны бурному потоку. Их учения не только утоляют жажду страждущих, но и увлекают порой за собой массу всякого сора, и поток мутнеет, покрывается пеной, а то и вовсе сходит на нет.

Купив свое знаменитое имение на горной террасе в Гималаях, Николай Рерих создал идеальную модель «жизни на вершине», освободив себя от вечной «суеты подножия». Свою жизнь он посвятил поиску единого начала, способного объединить человечество. И думал ли он тогда, каких категоричных, немирных по своей сути людей магнитом притянет его имя! Знал ли он, какие бесконечные битвы будут развернуты вокруг наследия его семьи — более десятка лет не затихает тяжба между Государственным музеем Востока и Международным центром Рерихов, ведется судебное дело бывшей секретарши Святослава Рериха, присвоившей значительную часть имущества. Воистину, не сотвори себе кумира, это с одной стороны, а с другой — не утопи высокое в низком.

Думаю, что два юбилея, которые мы отмечаем в октябре, лишний повод подумать и об этом.

С уважением, ваш постоянный читатель Валентин Иванович
Вложения
Святослав Рерих. Москва, 70-е годы (из семейных архивов Веры Кашкалда)
Святослав Рерих. Москва, 70-е годы (из семейных архивов Веры Кашкалда)
С.Рерих (архив В.Кашкалда 70-е годы).jpg (9.02 КБ) 4591 просмотр
Кэт
Сообщения: 3378
Зарегистрирован: 25 фев 2007, 15:14
Откуда: Россия

Сообщение Кэт »

14.03.2006

[center]Заметки Бориса (Ауровиль)

Зеленый динозавр[/center]


[...] В моей библиотеке есть «Рериховский вестник», опубликованный в Петербурге, 1990-1991 гг. В этом Вестнике на стр. 47-48 говорится о Школе памяти Шри Ауробиндо в Бангалоре (штат Карнатака, 300 км западнее Ауровиля). Русский художник Святослав Рерих (сын замечательного художника, философа, путешественника Николая Рериха и его жены Елены Рерих – Матери Агни Йоги или Живой Этики) жил в Бангалоре с женой Девикой Рани, в прошлом звездой индийского экрана. Святослав Рерих посетил Москву в 1984 г. и сказал: «Я был заинтересован в одной школе в Бангалоре, которая как бы выросла на идеях философа Ауробиндо Гхоша. Это «Шри Ауробиндо Мемориал Скул». Я видел, как все это выросло из каких-то шести учеников.

Сейчас там две с половиной тысячи детей, начиная с трехлетнего возраста. Прекрасные кадры учителей, профессоров. Что самое важное? В этой школе все как бы проникнуты одной идеей – идеей воспитания более совершенного поколения: дать этим молодым с самого начала, с трех лет уже, основы, на которых они могут строить свою будущую жизнь.

Очень ценно видеть привязанность этих детей, молодых людей к школе. Они так любят эту школу, что все время хотят быть в ней. Они устремляются в будущее и уже понимают многое из того, что родители их не воспринимают. И получается как бы обратный процесс: дети начинают воспитывать своих родителей. В конце концов, родители с радостью это воспринимают, и все счастливы.

Конечно, мысли Николая Константинович Рериха тоже входят в так называемую программу – его мысли о воспитании – это принимается в расчет и отражает то же направление. В школе висят репродукции его картин, есть и фотографии, которые связаны с жизнью Николая Константиновича и его работой. И это мне дает возможность контакта с этим молодым поколением, которое я очень ценю и люблю».

Я побывал в Школе памяти Шри Ауробиндо пять лет назад. Мои друзья из Иркутска Владимир Петров и его жена Марина Авакян посетили эту школу в Бангалоре месяц назад. У них и у меня осталось впечатление, что это воплощенная мечта, школа будущего. [...]
Кэт
Сообщения: 3378
Зарегистрирован: 25 фев 2007, 15:14
Откуда: Россия

Сообщение Кэт »

Любопытный документ о праздновании 100-летия рождения С.Н.Рёриха.

Источник http://pravo.roskultura.ru/law/order/06 ... /1474.html
Вложения
Приказ-Минкульта-1.jpg
Приказ-Минкульта-1.jpg (70.35 КБ) 4239 просмотров
Кэт
Сообщения: 3378
Зарегистрирован: 25 фев 2007, 15:14
Откуда: Россия

Сообщение Кэт »

Приложение ещё более интересно, чем сам приказ:
Вложения
Приказ-Минкульта-2.jpg
Приказ-Минкульта-2.jpg (55.17 КБ) 4238 просмотров
Кэт
Сообщения: 3378
Зарегистрирован: 25 фев 2007, 15:14
Откуда: Россия

Сообщение Кэт »

На 2-м листе Приложения В.Росова разделяет всего один человек от его заклятой вражины Л.Шапошниковой :)
Вложения
Приказ-Минкульта-3.jpg
Приказ-Минкульта-3.jpg (41.36 КБ) 4237 просмотров
Кэт
Сообщения: 3378
Зарегистрирован: 25 фев 2007, 15:14
Откуда: Россия

Сообщение Кэт »

С.Н.Рерих даёт интервью советскому радио на стадионе г. Бангалора в день закрытия фестиваля «СССР - Индия» Интервью берёт Артём Микоян.

Источник http://bo-mcr.narod.ru/Belarus/Bangalor ... _1987.html (там же см. фотографии, сделанные во время открытия выставки «Экономика, наука, техника и культура БССР» в Бангалоре в декабре 1987 г.).
Вложения
СНР-в-Бангалоре.jpg
СНР-в-Бангалоре.jpg (51.63 КБ) 4041 просмотр
Ответить