Семь принципов Теософии

Выписки из писем Е.И.Рерих на различные темы

Модератор: Учение Жизни

Ответить
Учение Жизни
________________
Сообщения: 6205
Зарегистрирован: 07 дек 2006, 17:49
Контактная информация:

Семь принципов Теософии

Сообщение Учение Жизни »

Е.И.Рерих – А.И.Клизовскому
23 июня 1934 г.

Думаю, что должна высказать Вам мою точку зрения (одобренную Владыкой) относительно инволюции и эволюции (на странице 157 Вашего труда).
Так, Вы пишете, что переход от инволюции к эволюции, совершающийся в переживаемое нами время, есть важнейший и единственный в своем роде момент в истории жизни каждой планеты и ее обитателей – такую точку в своем беге по пути эволюции и наша земля с ее человечеством проходит лишь один раз. Это не совсем так. Ибо инволюция, о которой Вы пишете, уже закончилась, когда человечество достигло своего полного физического развития, что произошло в четвертой расе, так что мы уже пережили эту инволюцию. Кроме того, неправильно утверждение, что Земля наша проходит точку, в которой заканчивается инволюция, лишь один раз, следовало бы добавить: один раз в каждом Круге, которых Семь.
Но время, переживаемое нами, сейчас другое. Именно время перехода от одной эволюции, в которой развивался интеллект, к эволюции духовности, когда дух начнет преобладать над интеллектом, и этот переход всегда совершается на смене Рас. Так, Шестая Раса начинает вступать в свои права. И как Вы знаете, каждая смена Расы сопровождается космическими катаклизмами, и это очищение необходимо, чтобы молодая раса могла развиваться. Космические катаклизмы происходят в силу изменения наклона земной оси. Сейчас ученые очень определенно отмечают этот уклон, который все продолжается и грозит катастрофами. Именно Шестая Раса должна начать Новую Эру, и тягостен период подготовления. Но не думайте, пожалуйста, что Шестая Раса нарождается в одной какой-либо стране или национальности, она широко распространена, но, конечно, ко времени катастрофы именно принадлежащие к Шестой Расе будут собраны в безопасные места. Истинно, великое огненное очищение приближается. Потому так важно очищать свое мышление и сердце и стараться ассимилировать пространственные огни. На смене Рас всегда дается Великое Откровение, и, как всегда, лишь люди грядущей Расы могут вполне воспринять его. Остальные воспользуются, насколько могут; также не нужно думать, что все остальные Расы будут уничтожены, лучшие будут спасены, даже некоторые процветут, лишь отбросы и не могущие идти с эволюцией уйдут или окончательно выродятся, пример такого вырождения мы видим на многих дикарях. Так, в Австралии туземцы – потомки когда-то великой Третьей Расы, превосходившей нас в своих духовных достижениях, ибо в ней воплотились Сыны Разума.
Учение Жизни
________________
Сообщения: 6205
Зарегистрирован: 07 дек 2006, 17:49
Контактная информация:

Сообщение Учение Жизни »

Е.И.Рерих – А.И.Клизовскому
30 июня 1934 г.

Также на странице 198 строки: «Абсолютный Разум и Совершенное Сердце, будучи одним и тем же Источником, соответствуют высшей сущности человека, его седьмому принципу, в котором сосредоточены все достижения, когда уже нет подразделения на принципы, ибо все слилось в одном высшем достижении, достижении Первоисточника жизни, когда высшая человеческая дуада: его шестой и седьмой принцип сливаются в одну сущность и Разум становится Сердцем и Сердце Разумом...» не совсем правильны. Отвечаю на вопрос – дуада, состоящая из седьмого и шестого принципов, не является сознательной сущностью на планах проявления. Так, для того чтобы достичь сознательного проявления на всех планах проявления или обрести истинное бессмертие, то есть стать Архатом, Буддой, Дхиан Коганом [181] и т.д., человек должен здесь, на Земле, соединить три принципа (4, 5 и 7) и слить их именно в шестом принципе. Седьмой принцип есть лишь вечная жизненная сила, разлитая во всем Космосе. Потому, может быть, лучше сказать – именно Абсолютный Разум и Совершенное Сердце, будучи одним и тем же Источником, соответствуют высшей сущности человека, когда его дух, разум и все чувства огненно претворились и слились в сердце, именно когда Разум становится Сердцем и Сердце Разумом... Так Ваш читатель избегнет многих недоумений. Шестой принцип я везде заменила бы высшим сознанием. Вы помещаете шестой принцип в сердце, и это правильно, ибо ничто не может миновать сердца, все энергии трансмутируются в нем, но многие теософы привыкли соединять шестой принцип – Буддхи только с питуитарной, или мокротной, железой и могут начать Вам возражать. Но именно шестой принцип в своем высшем аспекте будет возглавляться сердцем.
Учение Жизни
________________
Сообщения: 6205
Зарегистрирован: 07 дек 2006, 17:49
Контактная информация:

Сообщение Учение Жизни »

Е.И.Рерих – К.И.Стурэ
15 ноября 1934 г.

На Ваш последний вопрос – «имеет ли кровь прямое отношение к элементам, или стихиям?» отвечу: конечно, имеет, но пока что наука еще не нашла тонких приемов. Потому следует сказать, что и это определение сейчас лишь приблизительно; также правильно отмечено наблюдателями, что есть один вид крови, который соединяется со всеми остальными. И, конечно, этот тип ближе всего к огненному элементу. Но так как даже кровь животных содержит в себе огненные искры, ибо это есть ее основное качество, то, сравнивая кровь различных субъектов, пока что можно лишь сказать, что в здоровой крови будет больше всего огненных искр. Но истинную принадлежность к стихиям можно будет определить, когда излучения будут расследованы. При существующем состоянии науки определение лишь по крови будет неосновательным, ибо это есть частичное открытие, потому и столько неудачных переливаний.
Также не совсем точно, что кровь отца воспринимается матерью. «Ибо в огненной лаборатории зачатия огненное производство утверждения крови происходит от творческих сил матери. Весь процесс крови и оформления – в матери. Самый яркий пример для человека в обезьяне. Можно видеть, что высший процесс происходит в женщине».
Как Вы знаете, человекообразный тип обезьян произошел, согласно «Тайной Доктрине», от совокупления человека с самками животных. И такое порождение, получив божественную искру, все же осталось животным.
Учение Жизни
________________
Сообщения: 6205
Зарегистрирован: 07 дек 2006, 17:49
Контактная информация:

Сообщение Учение Жизни »

Е.И.Рерих – М.Е.Тарасову
16 января 1935 г.

Многие в своих прошлых превращениях на Земле видят себя слоном, собакой, ланью, кошкой (реже свиньей и тигром), но никто из них не задумался, могло ли это быть на самом деле? Перечисленные животные являются позднейшим развитием или вырождением допотопных видов. Но, если даже допустить, что какая-то часть человечества и была в животном состоянии при начальных Кругах развития нашей планеты, то, конечно, животный тип этот во всех отношениях разнился от современных животных видов. Останки человека того животного вида, который явился звеном между животным и человеком, никогда не будут известны ученым, ибо вид этот существовал в Кругах, предшествовавших нашему, следовательно, найти его останки нет возможности. Также все встречаемые сейчас животные не будут людьми на этой планете. Потому утешимся, что если мы с Вами не были эволюцией какого-либо динозавра на этой планете, то, вероятно, монады наши оживляли когда-то подобных красавцев на иной планете.
Учение Жизни
________________
Сообщения: 6205
Зарегистрирован: 07 дек 2006, 17:49
Контактная информация:

Сообщение Учение Жизни »

Е.И.Рерих – М.Е.Тарасову
16 января 1935 г.

Многие в своих прошлых превращениях на Земле видят себя слоном, собакой, ланью, кошкой (реже свиньей и тигром), но никто из них не задумался, могло ли это быть на самом деле? Перечисленные животные являются позднейшим развитием или вырождением допотопных видов. Но, если даже допустить, что какая-то часть человечества и была в животном состоянии при начальных Кругах развития нашей планеты, то, конечно, животный тип этот во всех отношениях разнился от современных животных видов. Останки человека того животного вида, который явился звеном между животным и человеком, никогда не будут известны ученым, ибо вид этот существовал в Кругах, предшествовавших нашему, следовательно, найти его останки нет возможности. Также все встречаемые сейчас животные не будут людьми на этой планете. Потому утешимся, что если мы с Вами не были эволюцией какого-либо динозавра на этой планете, то, вероятно, монады наши оживляли когда-то подобных красавцев на иной планете.
Дополню пояснение Ваше, что, «переходя в человеческую эволюцию, дух частично спускается на нижние планы, образуя Эго, и тогда не только получает импульсы, но и сам руководит...». Просыпаясь к человеческой физической эволюции, дух приступает к новому заданию, к развитию разума, для чего дух вступает в сочетание с манасом, который в своем зачаточном состоянии, конечно, еще не может руководить человеком, и такой человек-животное долгое время следует своим импульсам, или инстинктам, или низшему аспекту манаса. Проходят несказуемой длительности века или эоны, прежде чем высшие или более высокие способности манаса могут начать проявляться, а через них и дух, и тем создать истинного человека, или Венец этого проявленного Космоса. Если бы не самоотвержение Высших Духов, мы до сих пор находились бы в состоянии троглодитов. Наше земное человечество обязано своей ускоренной эволюцией Старшим Братьям и Сестрам, или Великим Учителям (пришедшим с других, высших Планет). Конечно, дух должен руководить своей эволюцией, и к скорейшему пробуждению этого сознания в человечестве и направлены все усилия Великих Учителей. Но как часто дух молчит, и как редки случаи ровного, непрерывного восхождения, сколько бездушных людей заполняют пространство! Сколько регресса встречается в развитии человеческом! Дух может проявляться и действительно руководить лишь при высоком развитии сознания, или необычайной чистоте сердца.
.......................
Так, каждая божественная искра-монада в сущности своей едина со всеми прочими монадами, но те сочетания энергий, с которыми она приходит в соприкосновение, выявляют ее потенциал, окрашивая его соответственно сочетанию, и так творятся все различия. В «Агни Йоге», § 275, дано прекрасное пояснение: «Дух остается неприкосновенным. Огненное зерно духа остается в стихийной цельности, ибо значение стихий неизменяемо, но эманация зерна изменяется от роста сознания. Так можно понять, что зерно духа есть частица стихийного огня, а накопленная вокруг него энергия есть сознание... Можете прибавить к пламени любой химический состав и тем изменить цвет и размер его, но стихийная сущность огня останется неизмененною».
Также не забывайте, что состояние Нирваны есть состояние достижения высшего проявленного усовершенствования в соответствии с эволюцией каждого царства или вида. Так и сознание-инстинкт растений и животных при Пралайе может иметь свою соответствующую Нирвану. Степеней Нирваны столько, сколько циклов совершенствования в Беспредельности. Но всегда она будет выражением достижения максимума совершенства в соответствии с определенной стадией эволюции. Но про Космическую Основу, или Субстанцию, мы можем лишь сказать, что она пребывает в состоянии потенциальной Паранирваны. Космическая Субстанция – Духо-Материя, простирающаяся в Беспредельности, ее Божественная Основа, или Потенциал всего Сущего, в своих бесконечных проявлениях, дифференциациях и сменах форм стремится к беспредельному совершенствованию и самоосознанию в них, в этих формах. Ответит ли это Вашему запросу – не знаю, но иначе понять его не могла. Также советовала бы Вам при употреблении понятия, состоящего из двух терминов, пользоваться одним языком. (Так, «материя-пуруша» лучше заменить на «Пракрити-Пуруша», а для нас, русских, роднее звучит «материя-дух» или «дух-материя».)
Учение Жизни
________________
Сообщения: 6205
Зарегистрирован: 07 дек 2006, 17:49
Контактная информация:

Сообщение Учение Жизни »

Е.И.Рерих – М.Е.Тарасову
12 апреля 1935 г.

Мир Огненный есть Высший Мир в цепи нашей планеты. Конечно, Монада соответствует понятию духа. Но, говоря о духовности и духе в жизни, в проявлении, всегда подразумевается Высшее Эго. Монада, в действительности состоящая из шестого принципа и седьмого универсального, не является сознательною сущностью на планах проявления. Для того чтобы достичь сознательного проявления на всех планах или обрести истинное бессмертие, то есть стать Архатом, Буддою, Дхиан-Коганом, человек должен здесь, на Земле, соединить три принципа (4, 5 и 7-й) и слить их именно в шестом принципе. Седьмой принцип есть лишь вечная жизненная сила, разлитая во всем Космосе.
Конечно, принципы соответствуют оболочкам, вернее, оболочки служат им проводниками. (Но я не стала бы тонкое тело, или так называемую астральную душу, называть низшим Манасом, тонкое тело вернее определить телом желаний, чувств или страстей.) Также не упускайте из виду, что каждый принцип имеет свои высшие и низшие проявления или качества. Так, тонкое тело, облекающее высокого духа, будет отвечать высшим чувствам, именно все страсти и желания трансмутированы в нем чистым огнем в тончайшие чувства и чувствования. Так, существует много степеней как тонких, так и ментальных тел.
Учение Жизни
________________
Сообщения: 6205
Зарегистрирован: 07 дек 2006, 17:49
Контактная информация:

Сообщение Учение Жизни »

Е.И.Рерих – М.Е.Тарасову
30 апреля 1935 г.

2. Атман и Атма также часто упоминаются как синонимы, экзотерически являя седьмой принцип, который есть вечная жизненная сила, разлитая во всем Космосе. Но эзотерически Атма есть шестой принцип в Природе, потому она часто называется Мировой Душой.

.......................

6. Монада, будучи частичкой Божественной Монады или Абсолюта, облекаясь энергиями для своего проявления на той или иной сфере планеты, всегда остается божественной частицей Абсолюта или сублимированной духо-материей. Так, в Мире Проявленном можно говорить лишь о той или иной степени проявления духо-материи. Дух есть энергия, и мы знаем, что никакая энергия не может проявиться вне материи. Именно, на всех планах во всех действиях и мышлениях мы отделиться не можем от материи. Мы обращаемся к высшим или грубейшим видам все той же материи. Дух, Субъективный Элемент или энергия, находится в потенциальном состоянии в недрах Космической Природы. Конечно, при дифференциации, при проявлении, в силу чего возникли бесконечные стадии или степени проявления духо-материи, установились понятия относительности и противоположений. Но именно эта относительность и противоположения являются основами нашего познавания.
Теперь относительно Вашего утверждения о слиянии с Атманом в понимании Абсолюта привожу Вам строки, написанные мною по этому поводу одному из моих корреспондентов.
7. «Следует вдуматься глубже в понятие Абсолюта и его синонимы – Беспредельность, Абсолютный Разум или Мудрость, Абсолютное Сознание и Абсолютная Бытийность – и затем задать себе вопрос: можно ли достичь их? Потому, когда говорят о слиянии с Абсолютом или о Космическом слиянии, то это нужно понимать во всей относительности, ибо иначе что станет с Беспредельностью? Искра Божья, или Бог в нас (Монада), под воздействием сердечного устремления может настолько воспламениться, что, объединившись с Огнем Пространства, светом своим озарит и явит нам все накопленные нами духовные сокровища или высшие энергии в величественном ЧУВСТВОЗНАНИИ. Но озарение это происходит в полном соответствии с накоплениями в нашей чаше. Потому при каждом нашем новом усовершенствовании, при каждой высшей ступени в эволюции человечества, с каждым последующим кругом нашей планеты и озарения эти будут выше и прекраснее, и так в БЕСПРЕДЕЛЬНОСТЬ...»

..............

10. Манас Будды остается при Нем, так же как, надеюсь, и наш с Вами останется при нас. Без Манаса нет сознательного существования. Как я писала уже Вам, для того чтобы стать Архатом или Буддой, нужно соединить три наших принципа (4, 5 и 7-й) и слить их в шестом принципе.
Конечно, глава «Тайна Будды» написана очень туманно, и понимать ее дословно нельзя. Нужно очень освоиться с метафизическими понятиями Аватаров и частичными воплощениями Величайших Духов, чтобы правильно понять эту главу. Конечно, материя или энергии, облекавшие высокий дух, нерушимы и могут в силу притяжения или сродства и при особых случаях войти в состав тонкого тела, образующегося вокруг иного высокого духа. Припомните строку из второго тома Учения на стр. 41: «Материя, облекавшая высокий дух, даст пользу большую, ибо ничто не иссякает» [172].
Учение Жизни
________________
Сообщения: 6205
Зарегистрирован: 07 дек 2006, 17:49
Контактная информация:

Сообщение Учение Жизни »

Е.И.Рерих – А.И.Клизовскому
31 мая 1935 г.

Нельзя говорить о совершенстве первобытного человека в нашем понимании человеческого совершенства, ибо он начинает свою эволюцию по нисходящей дуге как простая духовная сущность (бессознательный седьмой принцип), и, когда он достигает нашей земной сферы, зародыши остальных принципов находятся в нем в латентном состоянии. В первых Кругах, в первых проявлениях своих на нашей планете человек является безответственной сущностью, состоящей из чистой материи и чистого духа, лишенной сознания, распознания или разума, которое одно может сделать из него или Бога, или Дьявола. Эволюция человека крайне сложна!
Конечно, человеческая сущность первых проявлений потенциально обладала всем совершенством, ибо правильно, что от совершенного не могло получиться несовершенство. Божественная Монада всегда остается неизменной и незапятнанной. В связи с этим прочтите § 275 («Агни Йога»).
Учение Жизни
________________
Сообщения: 6205
Зарегистрирован: 07 дек 2006, 17:49
Контактная информация:

Сообщение Учение Жизни »

Е.И.Рерих – Р.Я.Рудзитису
11 июня 1935 г.

Теперь Ваши вопросы о духе и душе. Вопрос этот вследствие неполных объяснений является сложным и запутанным в оккультной литературе. Также и в разных восточных Учениях число принципов, подразделения и сочетания их, входящие в определения духа и души, тоже варьируются. Но в действительности трудно совершенно отделить дух от души, ибо все такие подразделения по существу являются лишь различными качествами единой основной энергии, проявляющимися на разных планах и через разные центры и проводники. Так во всех Учениях можно встретить подразделение человеческого существа на три основных начала: духовное, психическое и физическое – дух, душа и тело. В Восточных Учениях эти три основные начала расширяются для специальных целей, и мы уже встречаемся с четверичным, пятеричным, шестеричным и семеричным подразделением; последнее подразделение было принято и Великими Махатмами в «Тайной Доктрине». Так, высший, или основной синтетический принцип есть огненная энергия жизни или духа, разлитая во всем Космосе, требующая для своего фокусирования шестой принцип, или Буддхи (часто называемый Духовной Душой в отличие от человеческой-животной души), образуя таким образом Монаду, которая является первичным, несознательным воплощающимся Эго. Далее следует пятый принцип, Манас – самоосознание или мыслитель (Высший Разум), и эти три принципа составляют высшую триаду, или уже сознательное бессмертное Эго человека, которое переживает в Девачане после распадения принципов, составлявших его земную личность или душу, или, как говорят восточники, его низшее Эго. Так в Учении именно это высшее Эго, эта триада часто обозначается как Дух, или духовное начало, не имеющее самостоятельного непосредственного проявления на земле. Для проявления эта триада нуждается в четвертом принципе. Так, человеческая душа должна включать четвертый принцип, называемый Кама, через который проявляется ЖЕЛАНИЕ в двух аспектах – как Кама-Манас (ментальность, или низший ум – интеллект, или в буквальном переводе «ум желаний») и Форма (субъективная форма ментальных и физических желаний и мыслей). Это есть мыслитель в действии, который в связи с Манасом (высшим) и Буддхи образует высшее тонкое тело [Астральное тело в отличие от эфирного двойника, часто называемого низшим Астралом. - Примеч. Е.И.Рерих.], или духовную душу, духовного, развитого человека. Так, Кама-Манас является как бы мостом, соединяющим Высший Манас с Кама-Рупа – соединяя таким образом Манас и Форму, которые являются Кама-Манасическим телом, или же человеческой душой. Именно, когда этот мост между Манасом и его низшим аспектом – Кама-Манасом – состоялся, то есть когда человек начинает получать запечатления от Высшего Буддхи-Манаса, можно его назвать духовно развитым человеком, и он начинает приближаться к бессмертию. Так, для достижения истинного бессмертия, иначе говоря, для сохранения сознания на всех четырех планах бытия и чтобы стать Архатом, нужно именно в физическом теле соединить 4, 5 и 7-й принципы и слить их в шестом – Буддхи. Иначе говоря, все качества основной энергии, трансмутированные ее огнем, должны сгармонизироваться и вылиться в ее высшем качестве Высокой Психической Энергии.
На Востоке способ сообщения между низшим и высшим Манасом называется Антахкарана, или мост, или тропа, и по этой тропе низшее Эго с свою очередь также передает Высшему Эго все те впечатления и мысли, которые могут быть ассимилированы по природе своей с неумирающей нашей сущностью, таким образом тоже становясь бессмертными, или теми накоплениями, которые хранятся в чаше.
Таким образом, истинная Индивидуальность человека будет заключаться в его причинном теле, или духовной душе, тогда как низшая душа – в его личности или в сменяющихся земных проявлениях, отсюда ясно, что душа есть понятие растущее и подлежащее изменению. (В связи с этим пересылаю Вам выдержки из моей книги «Основы Буддизма». Я послала Вам ее в английском переводе, но у меня остался неполный оригинал ее, потому и посылаю Вам несколько страничек, затрагивающих понятие души.)
Так, личное или низшее Эго, или человеческая душа, состоит из пяти принципов, тогда как Дух, или Высшее Эго, или истинная Индивидуальность, или Духовная Душа, являет триаду из седьмого, шестого и пятого принципов.
Конечно, значение личности в развитии человека самодовлеюще, ибо это есть основа всей его эволюции, ибо лишь это проявление в различных сочетаниях и вечно сменяющихся условиях дает нам возможность развить и утончить и сгармонизировать все наши энергии или принципы через деятельность наших нервных центров. Так, четвертый принцип играет огромную роль, ибо в нем заложено желание, этот стимул к жизни, который, успешно проходя через горнило жизни, трансмутируется в бесконечное огненное устремление или волю, без которых нет продвижения, нет и творчества. Так будем ценить каждое наше земное проявление, дающее нам возможность что-то улучшить, что-то добавить в чашу накоплений, собирающую нам Амриту. Сравнительно не так трудно для развитого человека отличать духов с большими накоплениями. Так, богатая индивидуальность будет всегда обладать синтетическим умом. Тогда как духов с малым багажом можно часто встретить среди узких специалистов. Дух с накопленной чашей легко понимает сущность вещей. Именно про них можно сказать, что они вкушают плоды деревьев, тогда как другие пересчитывают их листья, которые сменяются каждою осенью.
Человек приносит с собою в новое воплощение те накопления, которые можно определить в нем как характер или наклонности. Чисто технические или физические способности, конечно, часто зависят от наследственности, тоже являющейся кармическим следствием. Случается, что дух с большими накоплениями в силу кармы, даже не так личной, как групповой или даже целого народа, попадает в несоответствующие условия, то есть тело, полученное им, не отвечает размаху его духа, и тогда такое несоответствие выражается иногда в идиосинкразиях, которые ввергают окружающих в недоумение. Даже в детях можно замечать иногда странные явления, например, беспричинный крик или плач, все это можно объяснить несоответствием духа с полученной оболочкой. Ведь оболочка человека творится коллективными усилиями человечества, и, конечно, при низком уровне большинства легко можно понять, как трудно высоким духам выявляться в уготованных им оболочках. Вот почему так важно всячески подымать общий уровень человечества, чтобы дать возможность высоким духам проявить себя в возможно полной мере. Конечно, это обстоятельство и делает таким трудным распознавание истинной ценности человека. Вот почему так нужны снимки аур, которые явят истинную сущность человека. Такие свидетельства заставят многих призадуматься и устремиться к действенному улучшению своего паспорта.
................
Следует иметь в виду, что часто утверждается, что седьмой и шестой принципы находятся вне нашего физического тела, и это до известной степени так, ибо, истинно, эти принципы или энергии выявляются в излучениях нашего электромагнитного поля, или ауры. Истинно, можно измерить величие духа по ширине излучаемой им ауры.
Учение Жизни
________________
Сообщения: 6205
Зарегистрирован: 07 дек 2006, 17:49
Контактная информация:

Сообщение Учение Жизни »

Е.И.Рерих – Ф.А.Буцену
18 июня 1935 г.

Теперь ответы на Ваши вопросы. Божественная Монада находится в каждом минерале, в каждом растении, в каждом проявлении, ибо без этого огненного зерна нет и жизни. И по мере восхождения из простых к более сложным организмам Монада, или зерно духа, остается всегда неизменной в стихийной цельности своей, но эманации или излучения этого зерна изменяются в зависимости от роста сознания оживляемого ею организма. Следовательно, чем сложнее и утонченнее организм, тем и излучения Монады становятся богаче и тоньше.

................

Также утверждение, что Божественная Монада не находится внутри человека, в большой мере справедливо, ибо седьмой и шестой принципы есть так называемое магнитное поле, или аурическое яйцо. Так, по ширине и излучениям ауры можно судить о высоте духа. Вот почему так важны скорейшие нахождения способов зафиксирования или фотографирования аур. Снимок явит истинный паспорт человека.
Учение Жизни
________________
Сообщения: 6205
Зарегистрирован: 07 дек 2006, 17:49
Контактная информация:

Сообщение Учение Жизни »

Е.И.Рерих – А.И.Клизовскому
30 июля 1935 г.

Многоуважаемый и дорогой Александр Иванович, спешу ответить на Ваше последнее письмо от 20.VI. Вы уже получили мое беглое возражение на необдуманную критику Вашего ясного и правильного изложения понятия Неизреченного «ТО». Теперь скажу, что и определение Монады правильно. Так, в «Тайной Доктрине» сказано, что «Монада или Джива даже не может быть названа Духом, ибо она есть Луч, Дыхание Абсолюта или скорее сама Абсолютность. А Абсолютность, не имея отношения к условной относительной законченности, бессознательна на нашем плане бытия. Потому, кроме материала, который ей потребуется для ее будущей человеческой формы, Монада нуждается в а) духовном прообразе для оформления этого материала и в б) разумном сознании, чтобы направить ее эволюцию и продвижение; но ни тем, ни другим не обладает ни однородная Монада, ни бесчувственная, хотя и живая материя. Так, Адам из праха нуждается, чтобы Душа Жизни была вдунута в него; или, иначе говоря, в двух срединных принципах, которые суть Чувствующая Жизнь неразумного животного и Человеческая Душа, ибо первая неразумна без последней... Так Монада становится личным Эго, когда она воплощается, и нечто от этой воплощенной личности остается в ней через Манас, если последний достаточно совершенен, чтобы ассимилировать Буддхи...» Так постепенно слагается индивидуальность, которая лишь частично может проявляться на Земле.
Еще из «Тайной Доктрины»: «Говоря метафизически, конечно, нелепо говорить о "развитии" Монады или сказать, что она становится "человеком". Конечно, Монада не может ни продвигаться или развиваться, ни даже подвергаться воздействию смен состояний, через которые она проходит. Ибо она не принадлежит этому миру или плану и может быть сравниваема лишь с неразрушимой звездой божественного света и огня, низвергнутого на нашу Землю как доска спасения для личностей, в которых она обитает. Именно эти последние должны уцепиться за нее и, таким образом, путем соучастия или приобщения к ее божественной природе достичь бессмертия. Оставленная сама по себе, Монада не прикрепится ни к одной личности и, подобно доске, будет унесена к другому воплощению неустанным течением эволюции...» Хорошо перечесть § 275 в «Агни Йоге».
Теперь, что есть Божественная любовь, как не великий принцип или начало притяжения или сродства, или тот же Фохат в его качестве Божественной любви (Эроса), электрической мощи сродства и симпатии, аллегорически явленный как пытающийся сочетать чистый Дух – Луч, неделимый от Единого, или Абсолюта, с Душою. Эти два составляют в человеке Монаду, а в Природе – первую связь между вечно безусловным и проявленным.
Учение Жизни
________________
Сообщения: 6205
Зарегистрирован: 07 дек 2006, 17:49
Контактная информация:

Сообщение Учение Жизни »

Е.И.Рерих – Р.Я.Рудзитису
3 сентября 1935 г.

Теперь перехожу к Вашему письму. Ваше изложение правильно. Именно огонь пространства, будучи осознанным, превращается в психическую энергию. Так называемые принципы в нас (исключая физическое тело и астральный двойник, которые рассеиваются после смерти) есть лишь аспекты, или состояния нашего сознания. Именно все подразделения на дух, душу, манас высший или низший по существу являются лишь различными качествами одной основной энергии огня, жизни или сознания, самым высоким качеством которой будет психическая энергия. Потому для достижения Мира Огненного, или Мира Высшей Духовности, мы должны трансмутировать или сублимировать огни наших центров до их седьмого состояния. Так, Мир Огненный есть Мир сублимированных чувств или сознаний. Именно ни одно человеческое чувство не исчезает, но пребывает в Мире Огненном в своем утонченном состоянии, отвечая на высшие притяжения и вибрации. Весь Космос построен на семеричном основании, потому каждая энергия, каждое проявление заключает в себе свою семеричную шкалу напряжения и утончения.

....................

Теперь вопросы о духе и душе. Вопрос этот вследствие неполных объяснений является сложным и запутанным в оккультной литературе. Также и в разных Учениях число принципов, подразделения и сочетания их, входящие в определения духа и души, тоже варьируются. Но в действительности трудно совершенно отделить дух от души, ибо все такие подразделения по существу являются лишь различными качествами единой основной энергии, проявляющимися на разных планах и через разные центры и проводники. Так во всех Учениях можно встретить подразделение человеческого существа на три основных начала – духовное, психическое и физическое – дух, душа и тело. В Восточных Учениях эти три основные начала расширяются для специальных целей, и мы уже встречаемся с четверичным, пятеричным, шестеричным и семеричным подразделением; последнее подразделение было принято и Великими Махатмами в «Тайной Доктрине». Так, высший, или основной синтетический, принцип есть огненная энергия жизни или духа, разлитая во всем Космосе, требующая для своего фокусирования шестой принцип, или Буддхи (часто называемый Духовной Душой в отличие от человеческой-животной души), образуя таким образом Монаду, которая является первичным, несознательным воплощающимся Эго. Далее следует пятый принцип, Манас – самоосознание или мыслитель (Высший Разум), и эти три принципа составляют высшую триаду или уже сознательное бессмертное Эго человека, которое переживает в Девачане после распадения принципов, составлявших его земную личность или душу, или, как говорят восточники, его низшее Эго. Так в Учении именно это высшее Эго, эта триада часто обозначается как Дух, или духовное начало, не имеющее самостоятельного непосредственного проявления на земле. Для проявления эта триада нуждается в четвертом принципе. Так, человеческая душа должна включать четвертый принцип, называемый Кама, через который проявляется ЖЕЛАНИЕ в двух аспектах – как Кама-Манас (ментальность, или низший ум, интеллект, или в буквальном переводе «ум желаний») и Кама-Рупа (субъективная форма ментальных и физических желаний и мыслей). Это есть мыслитель в действии, и в связи с Манасом (высшим) и Буддхи он образует высшее тонкое тело, или духовную душу, духовно развитого человека. Так, Кама-Манас является как бы мостом, соединяющим Высший Манас с Кама-Рупа, соединяя, таким образом, Манас и Форму, которые являются Кама-Манасическим телом, или же человеческой душой. Именно, когда этот мост между Манасом и его низшим аспектом Кама-Манасом состоялся, то есть когда человек начинает получать запечатления от Высшего Буддхи-Манаса, можно его назвать духовно развитым человеком, и он начинает приближаться к бессмертию. Так, для достижения истинного бессмертия, иначе говоря, для сохранения сознания на всех четырех планах бытия и чтобы стать Архатом, нужно именно в физическом теле соединить 4, 5 и 7-й принципы и слить их в шестом – Буддхи. Иначе говоря, все качества основной энергии, трансмутированные ее огнем, должны сгармонизироваться и вылиться в ее высшем качестве Высокой Психической Энергии.
На Востоке способ сообщения между низшим и высшим Манасом называется Антахкарана, или мост, или тропа, и по этой тропе низшее Эго в свою очередь также передает Высшему Эго все те впечатления и мысли, которые могут быть ассимилированы по природе своей с неумирающей нашей сущностью, таким образом тоже становясь бессмертными, или теми накоплениями, которые хранятся в чаше.
Таким образом, истинная Индивидуальность человека будет заключаться в его причинном теле, или духовной душе, тогда как низшая душа – в его личности или в сменяющихся земных проявлениях, отсюда ясно, что душа есть понятие растущее и подлежащее изменению. Так, личное или низшее Эго, или человеческая душа, состоит из пяти принципов, тогда как Дух, или Высшее Эго, или истинная Индивидуальность, или Духовная Душа, являет триаду из седьмого, шестого и пятого принципа.
Конечно, значение личности в развитии человека самодовлеюще, ибо это есть основа всей его эволюции, ибо лишь это проявление в различных сочетаниях и вечно сменяющихся условиях дает нам возможность развить и утончить и сгармонизировать все наши энергии или принципы через деятельность наших нервных центров. Так, четвертый принцип играет огромную роль, ибо в нем заложено желание, этот стимул к жизни, который, успешно проходя через горнило жизни, трансмутируется в бесконечное огненное устремление или волю, без которых нет продвижения, нет и творчества. Так будем ценить каждое наше земное проявление, дающее нам возможность что-то улучшить, что-то добавить в чашу накоплений, собирающую нам Амриту. Сравнительно не так трудно для развитого человека отличать духов с большими накоплениями. Так, богатая индивидуальность будет всегда обладать синтетическим умом. Тогда как духов с малым багажом можно часто встретить среди узких специалистов. Дух с накопленной чашей легко понимает сущность вещей. Именно про них можно сказать, что они вкушают плоды деревьев, тогда как другие пересчитывают их листья, которые сменяются каждою осенью.
Человек приносит с собою в новое воплощение те накопления, которые можно определить в нем как характер или наклонности. Чисто технические или физические способности, конечно, часто зависят от наследственности, тоже являющейся кармическим следствием. Случается, что дух с большими накоплениями в силу кармы, даже не так личной, как групповой или даже целого народа, попадает в несоответствующие условия, то есть тело, полученное им, не отвечает размаху его духа, и тогда такое несоответствие выражается иногда в идиосинкразиях, которые ввергают окружающих в недоумение. Даже в детях можно замечать иногда странные явления, например, беспричинный крик или плач, все это можно объяснить несоответствием духа с полученной оболочкой. Ведь оболочка человека творится коллективными усилиями человечества и, конечно, при низком уровне большинства легко можно понять, как трудно высоким духам выявляться в уготованных им оболочках. Вот почему так важно всячески подымать общий уровень человечества, чтобы дать возможность высоким духам проявить себя в возможно полной мере. Конечно, это обстоятельство и делает таким трудным распознавание истинной ценности человека. Вот почему так нужны снимки аур, которые явят истинную сущность человека. Такие свидетельства заставят многих призадуматься и устремиться к действенному улучшению своего паспорта.
Учение Жизни
________________
Сообщения: 6205
Зарегистрирован: 07 дек 2006, 17:49
Контактная информация:

Сообщение Учение Жизни »

Е.И.Рерих – Е.А.Зильберсдорфу
5 сентября 1935 г.

Теперь о «Голосе Молчания», или Голосе Учителя Незримого. Конечно, Голос этот может быть не только голосом нашего высшего Я, но именно Голосом Учителя, ибо эти явления почти неразрывны между собою. Разве возможно услышать Голос Учителя при сонном состоянии нашего Я? При истинном духовном развитии (не в случае медиума) именно наше высшее Я воспринимает Голос Учителя. Потому, когда мы начинаем слышать Голос Учителя, мы можем слышать и голос высшего Я. Так, я слышу голоса Учителей, но иногда слышу и свой голос, при этом я иногда вижу себя одновременно в двух-трех местах. Так что не огорчайтесь и помните, что в Мире Духа все возможно. Помните предание о Дгулноре в «Агни Йоге». И раз эта формула твердо осознана, то и привлекающая мистичность не может быть утеряна. Ведь мы живем в Беспредельности, и нельзя упускать из виду значение этого величественного понятия. Потому больше доверяйте своему сердцу. Это единое мерило во всем и всегда.
Учение Жизни
________________
Сообщения: 6205
Зарегистрирован: 07 дек 2006, 17:49
Контактная информация:

Сообщение Учение Жизни »

Е.И.Рерих – И.И.Голенищеву-Кутузову
17 октября 1935 г.

Наша высшая огненная сущность вечна и неизменна, но сознание или душа, собирающаяся из энергий, накопленных вокруг основного огненного ядра, нарастает и изменяется. Так, наше огненное зерно духа есть вечный носитель постоянно сменяющихся форм и выражений, порождающий в своем прохождении через разные сферы и миры непрестанные причины и следствия, складывающиеся в определенную форму предопределения. Знание закладываемых причин поможет творить сознательное предопределение или же судьбу.
Учение Жизни
________________
Сообщения: 6205
Зарегистрирован: 07 дек 2006, 17:49
Контактная информация:

Сообщение Учение Жизни »

Е.И.Рерих – Е.А.Зильберсдорфу
16 ноября 1935 г.

К семеричному подразделению я сделала малые добавления:
1. Физическое тело.
2. Эфирный двойник (иногда называемый низшим астральным телом). Многие феномены на спиритических сеансах совершаются при помощи именно эфирного двойника медиума.
3. Прана – жизненный принцип, нераздельный от всех проявлений в Космосе.
4. Кама – животная душа (или высшее астральное тело), через которое проявляется желание в двух аспектах:
а) Кама-манас – низший ум или интеллект.
б) Кама-рупа – форма (субъективная форма ментальных и физических желаний и мыслей, или мыслитель в действии).
5. Манас – самоосознание или мыслитель (Высший Разум).
6. Буддхи – духовность, духовная душа, в отличие от человеческо-животной души, проводник, через который проявляется Атма.
7. Атма – Дух, или огненное начало, или энергия, разлитая повсюду в Космосе.
Но, приняв это семеричное подразделение, перейдем к обобщению их, ибо Владыка всегда советует обобщать. Потому укажите, что так называемые принципы в нас (исключая физическое тело и астральный двойник, которые рассеиваются после смерти) есть лишь аспекты или состояния нашего сознания. Именно все подразделения (на дух, душу, манас высший и низший) по существу являются лишь различными качествами одной основной энергии огня, жизни или сознания, самым высоким качеством которой будет психическая энергия. Потому для достижения высшей духовности мы должны трансмутировать и сублимировать огни наших центров до их седьмого состояния. Так, Мир высшей духовности – Мир Огненный – есть Мир сублимированных чувств или сознаний. Ни одно человеческое чувство не исчезает, но пребывает в Мире Огненном в своем сублимированном, или утонченном, состоянии, отвечая на высшие притяжения и вибрации. Весь Космос построен на семеричном основании, потому каждая энергия, каждое проявление заключает в себе свою семеричную шкалу напряжения и утончения.
Учение Жизни
________________
Сообщения: 6205
Зарегистрирован: 07 дек 2006, 17:49
Контактная информация:

Сообщение Учение Жизни »

Е.И.Рерих – Е.А.Зильберсдорфу

17 января 1936 г.


Теперь для объяснения утверждения Иисуса о Своем Отце и о тех, которые принадлежат Ему и Его Отцу, в «Тайной Доктрине» есть замечательное разъяснение.

«Триады, или человеческие Монады, рожденные под одной и той же планетою или, вернее, под излучениями одного и того же Планетарного Духа, или Дхиани-Будды[11], являются во всех своих последующих жизнях, новых рождениях, душами-близнецами или душами-сестрами на этой Земле.

Так, слова Христа: «Мой Отец более Меня» или «прославляйте Отца Вашего, который на Небесах» и «тогда праведники воссияют, как солнце в царстве Отца их» (не отца нашего) имели целью показать, что группа учеников и последователей, привлеченных к Нему, принадлежала к тому же Дхиани-Будде, Звезде или Отцу, и к тому же планетному царству и подразделению, что и Он. Звезда, под которой рождается человеческая особь (монада), говорит оккультное Учение, останется ее звездою на протяжении всего цикла ее воплощений в одной Манвантаре. Но это не есть ее астрологическая звезда. Последняя касается и связана лишь с личностью, первая – с истинной индивидуальностью. Ангел, или Владыка этой Звезды, или Дхиани-Будда, связанный с нею, будет, так сказать, либо руководящим, либо просто наблюдающим Ангелом при каждом новом воплощении монады, которая есть часть его собственной сущности, хотя ее проводник-человек может навсегда остаться в неведении этого факта. Каждый Адепт имеет своего Дхиани-Будду, свою старшую Душу-Близнеца – и они знают его, называя «Отчей Душою» и «Отцом-Огнем». Лишь при последнем Посвящении, стоя лицом к лицу с блистающим «Обликом», они познают Его». Так, истинным Ангелом Хранителем нашим мы можем считать Дхиани-Будду планеты, под лучами которого или которой зародилась наша человеческая особь. Задумайтесь над этим. Которая планета ближе Вам?
Учение Жизни
________________
Сообщения: 6205
Зарегистрирован: 07 дек 2006, 17:49
Контактная информация:

Сообщение Учение Жизни »

Е.И.Рерих – Р.Я.Рудзитису
29 мая 1936 г.

Спасибо и Карлу Оттоновичу за его обстоятельные и сердечные письма. Сейчас я не могу еще много писать, ибо еще слаба, потому очень прошу Вас, родной Рихард Яковлевич, передайте ему ответ на поставленный им вопрос: «Когда в Учении говорится о дальних мирах, то не подразумеваются ли другие Солнечные системы или же тонкие и огненные миры в нашей Солнечной системе?» – Под дальними мирами следует понимать другие планеты в нашей Солнечной системе, как Венера, Юпитер и т.д. Но когда упоминаются сферы, или миры Тонкий, Огненный и Высший, то подразумеваются сферы-миры, непосредственно окружающие нашу планету и входящие в нашу планетную цепь. Это именно те миры-сферы, откуда приходят и куда вновь возвращаются души, покидающие наш плотный мир. Планетная цепь, состоящая из семи сфер, составляет одно целое, и все ее сферы-миры концентрически совмещаются одна в другой и представляют определенные планы познания или бытия. Сферы эти отвечают принципам в человеке.
Учение Жизни
________________
Сообщения: 6205
Зарегистрирован: 07 дек 2006, 17:49
Контактная информация:

Сообщение Учение Жизни »

Е.И.Рерих – Е.А.Зильберсдорфу
18 июня 1936 г.

Так, все человечество в зерне духа принадлежит к разным планетам, хотя и находится на Земле, на одной из временных станций своих. Конечно, множество духов принадлежат к Светилу или Лучу Дхиани-Будды, зародившему их, но лишь ближайший к этому Лучу или старший, опередивший в духовном развитии, становится во главе планеты. Так, Каждый Великий Учитель собирает около Себя ближайших Ему по Лучу или по потенциалу энергий, потому так разрушительны все шатания и отходы от раз избранного Учителя. В безумии шатания мы можем отойти от своего Космического Отца, который Один может зажечь наши центры во всем их совершенстве. Теперь Вы понимаете, как связь между Гуру и учеником может быть священна! Ибо кто может знать, если ему не будет открыто, что избранный им Гуру не является его Космическим Отцом и Гуру? И среди подошедших к Учению есть такие, которые перебегают от одного Учителя к другому, считая, что так они скорее преуспеют. Но, конечно, так поступают только невежды, которые не понимают значения оккультной связи, не знают, с каким трудом и терпением ткется она, и как гнев, раздражение, сомнение, не говоря уже о предательстве и отступничестве, мгновенно могут уничтожить даже долголетнюю работу. В «Тайной Доктрине» сказано, что «человеческие монады, рожденные под одною и тою же планетою или, вернее, под излучениями одного и того же Планетарного Духа, или Дхиани-Будды, являются во всех своих последующих жизнях душами-близнецами, или душами-сестрами, на этой Земле. Так, слова Христа: «Мой Отец более Меня», или «Прославляйте Отца Вашего, который на небесах», или «Тогда праведники воссияют, как солнце в царстве Отца Их» (не нашего) имели целью показать, что группа учеников и последователей, привлеченная к Нему, принадлежала к тому же Дхиани-Будде, Звезде, или Отцу, и к тому же планетному царству и подразделению, что и Он. Звезда, под которой рождается человеческая особь (монада), говорит оккультное Учение, останется ее звездой на протяжении всего цикла ее воплощений в одной Манвантаре. Но это не есть ее астрологическая звезда. Последняя касается и связана лишь с личностью, первая – с истинной индивидуальностью. Ангел, или Владыка этой Звезды, или Дхиани-Будда, связанный с нею, будет, так сказать, либо руководящим, либо просто наблюдающим Ангелом при каждом новом воплощении монады, которая есть часть его собственной сущности, хотя ее проводник – человек может навсегда остаться в неведении этого факта. Каждый Адепт имеет своего Будду, свою старшую Душу-Близнеца – и Они знают его, называя Отчей Душой и Отцом-Огнем. Лишь при последнем Посвящении, стоя лицом к лицу с блистающим «Обликом», они познают Его». Так, истинным Ангелом Хранителем нашим мы можем считать Дхиани-Будду планеты, под лучами которого или которой зародилась наша человеческая особь.
Учение Жизни
________________
Сообщения: 6205
Зарегистрирован: 07 дек 2006, 17:49
Контактная информация:

Сообщение Учение Жизни »

Е.И.Рерих – Р.Я.Рудзитису
31 августа 1936 г.

Читая «Письма Махатм», нужно иметь в виду, что объяснения в них давались лицам с определенным образом мышления, и с этим приходилось считаться, чтобы быть ими понятыми. Также следует тщательно сопоставлять ответы с вопросами. Но Вы правильно задаете вопрос, как понять слова – «или быть уничтоженным как индивидуальность». Конечно, высшая индивидуальность не может быть уничтожена при законченной земной эволюции. Ведь такая индивидуальность должна была ассимилировать вечную жизненную мощь седьмого принципа и слить 4, 5 и 7-й принципы в шестом. Между прочим, на примере Люцифера достаточно показано, что индивидуальность не уничтожается. В приводимых Вами строках из «Писем Махатм» подчеркнуто то вечное и неуклонное движение вперед, которое заставляет все живущее следовать тому же основному импульсу, и потому каждая остановка неминуемо отбрасывает назад. Так и совершенный земной человек, если он остановится в своем продвижении и вовремя не спохватится, может в своем нисходящем беге дойти до такого низкого состояния, что все высшие центры его замолкнут; его высшая индивидуальность утратит связь с необходимыми для ее питания проводниками и теми элементами, которые входят в вихрь ее аурического окружения, и, наконец, отделится от своих низших принципов. Низшие принципы такого бездушного существа, лишенные скрепляющей их мощи, разлагаются и вступают в переработку как космический отброс. Сама же отделившаяся высшая индивидуальность после долгих циклов времени, может быть на другой планете, получит новую возможность для воплощения, но она должна будет построить свои проводники, или оболочки, для воплощения, начав с самых низших царств природы, пока, наконец, не будет построена человеческая форма, в которой она может снова воплотиться.

Не забудем также, что в первые дни Теософического Учения приходилось вырабатывать определительные для понятий, совершенно новых западному уму, отсюда и некоторые неясности. Так, в ту эпоху не делалось различия между личностью, обнимающей одно земное воплощение, и индивидуальностью, вечным свидетелем и собирателем достижений множества таких воплощений. В сознании подавляющего большинства личность и индивидуальность и до сих пор являются одним понятием. Так в указанных Вами строках можно было бы заменить «индивидуальность» словом «личность». Высшая индивидуальность не может быть уничтожена, но отдельные проявления ее в виде личностей – могут. Так при завершении одной Манвантары, при просмотре Книги Жизней каждой индивидуальности, в некоторых таких Книгах не будет доставать страниц (земных воплощений), страниц, в которых индивидуальность не могла через свою личность собрать жатву высших энергий, питающих ее.

Теперь в том же письме в § 7, в ответе, где говорится, что при земной жизни вся индивидуальность сосредоточена в трех средних принципах (3, 4 и 5), обратите внимание на последующие строки: «Г-н Хьюм отлично определил различие между личностью и индивидуальностью. Первая (личность) – едва переживает, последняя (индивидуальность, воплощающееся Это), чтобы успешно пробежать... (скажем проще, в дальнейшем восхождении)... должна ассимилировать ... седьмой принцип и затем слить три принципа – 4, 5 и 7 – в одном шестом...» Так, если бессмертие или, точнее говоря, непрерывающееся сознание на всех планах бытия достигается длительным процессом напитывания своего зерна высшими энергиями, то становится понятным, что если питание этого зерна прекратится, то и нить сознания будет прервана и можно будет говорить об уничтожении личности или об относительном уничтожении индивидуальности. Кроме того, не забудем, что в людском понимании при каждом превращении кажется, что нечто уничтожается.
Седьмой и Шестой принципы без Пятого не имеют сознания на плане проявленного Космоса. Но мы знаем, что в Космосе все стремится к сознательной жизни, потому Мысль (Манас), одухотворенная Beeначальной энергией (Буддхи), дает Венец Космоса, который с завершением каждого нового цикла, или круга, или Манвантары, становится все прекраснее и прекраснее, и так в Беспредельность.

Всеначальная Энергия, или психическая, дает бессмертие. Если что-либо не ясно, всегда рада буду дополнить.
Учение Жизни
________________
Сообщения: 6205
Зарегистрирован: 07 дек 2006, 17:49
Контактная информация:

Сообщение Учение Жизни »

Е.И.Рерих – В.М.Сеплевенко
6 июля 1937 г.

Конечно, низшие сущности среди самоубийц могут изощряться во всяких эксцессах. И вампиризм далеко не редкое явление. Неизжитые, нетрансмутированные энергии влекут их с собою силою к земным ощущениям. Все сказанное в «Чаше Востока» есть истина. Отделение монады есть утрата воспоминания о личности, но не индивидуальности. Но окончательное разъединение монады с прочими принципами человека есть страшная вещь, худшее, что может произойти, ибо это задерживает эволюцию индивидуальности на многие и многие тысячелетия. Такой монаде придется заново строить себе вместилище или проводник, проходя через низшие формы.
Учение Жизни
________________
Сообщения: 6205
Зарегистрирован: 07 дек 2006, 17:49
Контактная информация:

Сообщение Учение Жизни »

Е.И.Рерих – Ф.А.Буцену
3 декабря 1937 г.

Ядро духа, или высшее Эго, в человеке растет и изменяется в Беспредельности, при условии, что оно получает нормальное питание от всех центров. То есть, если психическая энергия приводит в действие высшие центры человека. И если человеку, носителю ядра духа, удастся здесь на Земле одухотворить свою сущность через открытие своих высших центров, то по окончании Цикла, или Четвертого круга нашей планеты, он будет пребывать в соответствующей ему сфере в полном сознании и при всех накопленных им энергиях, или способностях. Если и в следующих Кругах он проявит ту же неослабную устремленность к совершенствованию, то он точно так же сохранит свое бессмертие и на последующий междупланетный период, и так в Беспредельность. Но нужно помнить, что изменения в ядре духа могут происходить как в сторону восхождения, так и в сторону падения. Но неимоверно труден подъем после длительного падения.
Учение Жизни
________________
Сообщения: 6205
Зарегистрирован: 07 дек 2006, 17:49
Контактная информация:

Сообщение Учение Жизни »

Е.И.Рерих – Ф.В.Осташевой

26 апреля 1939 г.

Братство», §§ 78 и 153. Живые мертвецы воплощаются до тех пор, пока не произойдет полного разъединения высшей триады с низшими принципами. Но сонное состояние психической энергии или отсутствие устремления в человеке дает уже право считать его духовным мертвецом. Ибо при таком состоянии лишь в редчайших случаях может произойти пробуждение энергии под влиянием какого-либо большего потрясения.
Учение Жизни
________________
Сообщения: 6205
Зарегистрирован: 07 дек 2006, 17:49
Контактная информация:

Сообщение Учение Жизни »

Е.И.Рерих – Е.А.Зильберсдорфу

2 мая 1939 г.

Неправильно утверждать, что при создании человека произошла неудача. Также неправильно сказать, что Иегова не мог дать человеку шестого принципа. В каждом существе все принципы существуют потенциально в зерне духа, можно говорить лишь о раскрытии их. Элохимы, или Старшие Братья, пришедшие с других миров, пробудили в животном человеке его высший мыслящий, или пятый, принцип Манас, который и делает его человеком, обладающим самосознанием и свободною волею. Но раскрытие Буддхи, или высшего духовного сознания, как принадлежащего уже к следующему озарению и вмещающего высший план бытия, возможно лишь при наличии раскрытого Манаса.

Итак, ускорение раскрытия Манаса есть высший дар. От самого человека зависит его дальнейшее развитие, следовательно, и расцвет духовного сознания (Буддхи). В «Тайной Доктрине» на странице 344 в примечании сказано: «Буддхи... зависит лишь от Манаса для проявления вне своего собственного бытия». Потому утверждать, что Иегова не мог дать духовной мудрости человеку, – неправильно. Тот, кого позднее стали отождествлять с Иеговою, принадлежал к числу Элохимов и вместе со своими высокими Собратьями участвовал в принесении величайшего дара человечеству.
Учение Жизни
________________
Сообщения: 6205
Зарегистрирован: 07 дек 2006, 17:49
Контактная информация:

Сообщение Учение Жизни »

Е.И.Рерих – И.И.Ельцову
27 сентября 1946 г.

Конечно, монада бессмертна. Каждый человек представляет собою индивидуальность, сложенную многочисленными существованиями в разных личностях, но лишь частично проявленную на земном плане в каждой из них. Индивидуальность является хранительницей Книги Жизни, и каждая личность имеет в ней свою страницу. В эту Книгу записываются страницы лучших земных проявлений. Но встречаются Книги Жизни, по счастью, редко, в которых отсутствует та или иная страница, и такое явление весьма прискорбно, ибо оно означает, что очередное проявление было настолько ничтожно и лишено преуспеяния, что личность уявилась на духовном самоубийстве и ничто не могло запечатлеться на нетленных страницах Книги Жизни. Память о такой личности вычеркивается из сознания монады. Конечно, нередко прекрасные страницы чередуются с малозаполненными. Но вычеркиванию обычно предшествует длинный ряд почти пустых страниц. Ужасна должна быть страница, осужденная на вычеркивание, на отрыв от монады! Элементы или энергии, входившие в состав такой личности, утратившей магнетическую связь со своей монадой, после так называемой смерти личности на физическом плане разлагаются окончательно и увлекаются в водоворот элементов или энергий, представляющих собою космические отбросы, которые, как Сказано, могут наполнить собою камни соседних планет или другие низшие образования. Сколько веков, вернее, тысячелетий пройдут, пока монада сможет снова уявиться на новом притяжении и создании новых тонких обиталищ. Человек – сложнейшее создание, именно микрокосм, и утеря одного звена в строении повлечет многовековую задержку в его эволюции.
Учение Жизни
________________
Сообщения: 6205
Зарегистрирован: 07 дек 2006, 17:49
Контактная информация:

Сообщение Учение Жизни »

Е.И.Рерих – З.Г.Фосдик и Д.Фосдику
12 июля 1950 г.

Искра духа вечна, но накопления вокруг нее тончайших энергий, которые являются драгоценной тканью сознания, иначе говоря, Бессмертия, может быть сожжена в одно мгновение, и монада вернется в Тишину Молчания в ожидании новой ей возможности проявления в следующей Манвантаре. Прикиньте, сколько миллионов веков пройдут, пока такая возможность представится. Тайн в Космосе много, и степеней возможностей и достижений беспредельно.
Ответить