[center]ГУНТА РУДЗИТЕ
РЕРИХ И ЛАТВИЯ[/center]
Род Рерихов происходит из Скандинавии, прадед и дед Николая Рериха и даже отец (до женитьбы) жили в Латвии — тогда Лифляндской губернии России. И сам Николай Константинович на протяжении всей жизни поддерживал связь с Латвией. Об этом не так много известно. Предлагаем вашему вниманию статью искусствоведа Гунты Рудзите, президента Латвийского общества Рериха. В статье использованы материалы Центрального исторического архива Латвии, архивов Латвийского общества Рериха, Академии художеств, различных музеев.
[center]«МЫ ИЗ СКАНДИНАВИИ…»[/center]
Много легенд о происхождении Рериха! И сам Николай Константинович гордился своим древним скандинавским родом, связанным с именем Рюрика. Одно из самых прекрасных сказаний – поэтическая улыбка Алексея Ремизова: «Из-за моря Варяжского дыбучими болотами, лядинами, дикой корбою показался на Руси муж, как камень, с кремнем и плашкой, высек жаркий огонь и сотворил себе град камен. И на версты вокруг города стал от жарких костров жаркой цвет. А трон его из алого мха, царский венец из лунного ягеля, меч и щит из гранита…
И вот через сколько веков опять показался на Руси, но уже не с моря Варяжского, из Костромы города, а сел в Петербурге на Мойке, уже не Рорик, как величали его в Новегороде, а Рерих. И, как когда-то, он построил свой каменный город. Вспомнил, как сон, и рассказал нам о камнях, о море, о морях, где плавал с дружиной, о великанах, о змее, о нойдах, об ангеле грозном, и как строилась Русь, и как измена русских князей отворила врагу ворота на Русскую землю.
- Синь его от сини северных сумерок.
Зелень от морской муравы.
Жаркой цвет от жарких костров.
Пламя от пламени стрел цареградских» [1].
Поэты и писатели с восхищением вспоминают героическое время викингов. Неудивительно, что легенды о происхождении рода так глубоко проникли в душу маленького Николая. «Отважный Рюрик» деревянным мечом сражается с крапивой, когда гостит у бабушки под Псковом. Древние сказания вдохновили его на первые гимназические рисунки и стихи, как, например, «Йоркское сражение», написанное в 1888 году:
- «Гаральд в боевое садится седло,
И едет он тезке навстречу,
У города Йорка стоял там варяг,
Увидев Гаральда Саксонца.
Ударил в наступ он, сошлися они,
И сеча там вмиг закипела,
Пробившись день целый, свалился варяг,
И ворон клевал его тело».
В студенческие годы на его рабочем столе в Публичной библиотеке Петербурга – скандинавский эпос «Эдда», сказания о нибелунгах, литовские легенды о конях Световита.
С каким благоговением, с каким сердечным трепетом держит в руках Николай первые им самим извлеченные из-под вековых напластований археологические находки, живую связь с прошлым – наконечники стрел, украшения, орудия труда. Рядом с древнерусскими погребениями – чужеземные, скандинавские. В его воображении кусочек льняного полотна и ожерелье оживают, и на холме среди берез стоит прекрасная девушка, дочь викинга. Зарисовки археолога постепенно перерастают в картины. Возможно, уже в это время рождается мысль: слишком прекрасна, сказочна история, чтобы о ней можно было рассказать только языком науки. Рерих – историк и археолог – мечтает стать и художником.
Девяностые годы. «Славянский цикл» – первая удача молодого художника. В планах на будущее – отобразить в художественных полотнах главные события истории славян. И, как правило, в сюжетах можно заметить и скандинавские мотивы – торговля с северным соседом, совместное строительство города и т.д. Позднее Николая Константиновича заинтересовали связи славян с Востоком через Византию, взаимосвязь культур всех народов мира, Земли и Космоса.
Родина предков Н.К.Рериха — небольшая страна на Севере, земля огня и льда, Исландия. "Скажу лишь, что впервые имя появляется в скандинавских хрониках восьмого или девятого века в Ютландии и Исландии" [2].
Ютландия — полуостров на севере Дании, Исландия — сотни действующих и потухших вулканов, бесчисленные гейзеры. Под хрупкой корой — море огня. И сверху — ледники удивительной красоты. Страна льда — Ice-land — так называли ее первооткрыватели — норманны. Не отсюда ли принес Рерих огонь творчества в оболочке несокрушимой воли — единство художника и ученого. Сеятеля идей и деятеля.
О прямых предках Рериха мало сведений. Сын Н.К.Рериха Юрий Николаевич как-то сказал, что один из родственников составил целую книгу "История рода Рерихов", но следы ее затерялись.
Безусловно, фамилия Рериха скандинавского происхождения. "Ру", "ро" — слава, "рик", "рих" — богатый, "Рерих" — богатый славой. "Рюриками" или "Рориками" в старину называли старейшин рода.
Николай Константинович сделал небольшой цветной витраж — древний герб своего рода [3]. На нем воин в кольчуге, который в одной руке держит меч, в другой — лавровую ветвь, а также лилия, две звезды и три колоса у ног воина. Герб был также помещен на почтовой бумаге Рериха. Иногда, когда бумага была голубой, более плотной, он был вытеснен золотом.
В семейных преданиях упоминается Рерих — рыцарь Ордена тамплиеров в XIII веке, а также служитель церкви в средние века.
В Россию предки Рериха попали во время Северной войны в начале XVIII столетия. Легенда гласит, что в армии Карла XII был шведский генерал Рерих, который отказался выполнить приказ — разрушить церковь, сказав: "С Богом не воюю". Генерал остался в России и поступил на службу к Петру Первому, пожаловавшему ему имение под Костромой [4]. Юрий Николаевич рассказывал, что во время войны к ним в Петербург приехала из Костромы молоденькая сестра милосердия, назвавшаяся родственницей, и передала письмо от своей матери [5]. Возможно, до сих пор в тех краях живут родственники Н.К.Рериха.
[center]"ГОВОРЯТ, ЧТО РЕРИХ ЛАТЫШ..."[/center]
В прессе Латвии начала века нередко говорилось о латышском происхождении Н.К.Рериха. Так, в девятом номере рижской газеты "Balss" за 1900 год среди новостей из Петербурга помещено сообщение о выставке картин художников-латышей Я.Розенталя и В.Пурвита, а также "латыша" Рериха, "выходца из Курземе (Вентспилс)". Журнал "Nedela" писал: "Говорят, что Рерих латыш", но сразу же добавлял: "Сам он, правда, никогда этого не говорил" [6].
До сих пор посетители Художественного музея Риги иногда спрашивают у эскурсовода: "Ну а как там на самом деле?..." Это вполне объяснимо. Уже третий век Рерихи живут в Латвии. Сам Николай Константинович в письме к Карлу Валковскому, члену Латвийского общества Рериха, заметил: "Латвия нам всегда была близка, как по народному эпосу, так и по моим предкам — ведь не только прадед, но и дед жили в Латвии, да и прадед моей жены тоже из Риги".
Кроме Риги, имя Рериха связано с Курземе — городами Вентспилс, Лиепая, Дурбе, Горбиня, Рудбаржи, Айзпуте, а также Тукумс и Елгава, где до сих пор живут дальние родственники Николая Константиновича.
Уже в XVIII веке в военных реестрах Курляндской губернии числится некто "wiss.Doct.Rцhrich, alt" [7], к сожалению, место жительства и годы жизни не были указаны. В приходских книгах Вентспилса упоминается Анна-Мария Рорих (Rohrich) (1743—1830), урожденная Цицковская [8].
Прадед художника Иоганн (Iohann Roehrich, 1769—1859) был арендатором имения в Курземе [9]. Сам Николай Константинович указывал возраст прадеда — 96 лет. Скульптор Артур Берниек (1886—1964), хорошо знавший Курляндию, говорил, что народ считал Иоганна "мастером на все руки", и что имение находилось между городами Горбиня и Айзпуте. Возможно, владельцами земли были бароны Кох из Функенкофа (ныне Бунка). На кладбище в Функенкофе, разрушенном во время Второй мировой войны, покоились несколько представителей рода Рерихов, хоронить привозили также из Либавы (ныне Лиепая) [10]. Иоганн умер в Германии, в городке Бевер, земля Брауншвейг, куда поехал на лечение. Его жена Доротея подарила ему пятерых сыновей, третий из которых, Фридрих, родившийся в 1800 году, был дедом Н.К.Рериха.
За свои 104 года жизни (умер в 1905 году в Риге) Фридрих Рерих повидал многое. Подростком он видел Отечественную войну 1812 года, на которой его старшие братья были кавалергардами, и завидовал им. Служил он в правлении Лифляндской губернии, вначале архивариусом, а затем секретарем.
Проживая в Тукумсе и Риге, он сохранял теплые отношения со старшим братом Иоганном (1797—1875) и его семьей, проживающими в Либаве, разделял с ними радость и горе. Брат Вильгельм прожил недолгую жизнь, Карл уехал в Кенигсберг, а Генрих, врач, — в Архангельск.
В Лиепае до сих пор сохранились два двухэтажных деревянных дома на улице Авоту, 9 (бывшая Унгерштрассе), где жил работавший кожевником Иоганн со своей супругой Марией (урожденной Брандебург, 1796—1892, ум. в Рудбаржи), сыном Фридрихом и его большой семьей.
Широкая пологая деревянная лестница, окрашенная в золотисто-коричневый цвет, резные перила. На стенах и потолке коридора — растительный орнамент с птицами. На дверях первого этажа — латунная табличка с выгравированной рукописными буквами надписью: Dr.Fr.Roehrich. По этой лестнице поднимался и Николай Константинович, когда в начале века путешествовал по Прибалтике по заданию Общества поощрения художеств. Печи с красивыми старинными изразцами, другие вещи. В гостиной стояли фарфоровые фигурки, подсвечники, над столом на цепях висела большая, диаметром около метра, керосиновая лампа. Все это еще можно было видеть в начале 70-х годов. Последняя обитательница этого дома из семьи Рерих Изабелла, троюродная сестра Николая Константиновича, видела его в этом доме. Умерла она не так давно — в 1966 году, в возрасте 94 лет. Была она учительницей гимназии Гартвига в Либаве.
Женою Фридриха, двоюродного брата отца Николая Константиновича, была Отилия Байер, брат которой был известным в Либаве пекарем. В их семье было три сына и три дочери — Карл, Александр, Бенедикт, Алиса, Лилия и Изабелла. Карл был нотариусом, у Александра, женатого на Олинке Нейман, была своя аптека на перекрестке улиц Куршу и Рожу, называвшаяся "Наследственная аптека Александра". Бенедикт переселился в Ригу, принимал участие в русско-японской войне как военный врач и погиб на Дальнем Востоке во время ночного нападения японцев.
В фонде Лиепайского художественного и исторического музея сохранилось письмо деда художника Фридриха от 27 апреля 1867 г. к внучатому племяннику Александру, в котором он глубоко сочувствует ему в связи со смертью его первой жены Катинки (Катрины Винтер), умершей молодой. Судя по письму, Фридрих обладал глубокими и благородными чувствами, мягким чутким характером, мог увлечься до самозабвения. Любил музыку, особенно органную, говорил, что не может слушать ее без слез, был неравнодушен и к стихам. Он понимал племянника, поскольку сам пережил смерть любимой жены Лизеты, "когда-то потерял любимую и скитался безутешен".
Фридрих Рерих от жены Лизеты Конке, кроме сына Константина (1837—1904), имел еще двух дочерей — Лауру и Юлию. По данным Берниека, в это время он жил в Газенпоте (ныне Айзпуте). В пятидесятые годы, после женитьбы на Дорис Порен (1818—1906), переехал в Тукумс, в то время крупный центр, — обычный курземский городок на холме, где все извилистые улочки ведут к церковной площади, и только на главной улице — двухэтажные каменные дома, в одном из которых, вероятно, и жила семья. Здесь родились дочь Матильда (1853—?) и сын Александр (1855—?). Сын Константин в это время заканчивает гимназию в Риге, затем переезжает в Петербург, где после получения юридического образования открывает нотариальную контору.
В 60-е годы XIX века Фридрих Рерих обосновался в Риге, где жил на улице Стабу (Зойленштрассе), в домах №№ 42, 44, 39-а, ныне 41, и затем в конце века на улице Суворова (ныне Кр.Барона), № 88, кв. 13. Небольшие деревянные домики, каштановые аллеи, пролетки, неторопливо катящиеся по каменной мостовой, — так в то время выглядел этот старый район. Именно этот период — "жизнь моего деда в Риге" тесно связан с годами детства и молодости Николая Рериха. "Всегда помню, как мой дед любил Ригу и избрал ее своим местожительством на последние полстолетия своей жизни, — ведь он умер 104 лет" [11].
[center]БЕЛЫЙ ПЕСОК И КРАСНЫЙ ЯНТАРЬ БАЛТИЙСКОГО МОРЯ[/center]
"Итак, Вы все на взморье. Вспоминаю, как давным-давно мы искали янтари и очень радовались, когда море дарило нам сравнительно большие куски. И все Ваше молодое поколение, вероятно, теперь занимается тою же ловлей янтарей", — писал Н.К.Рерих Рихарду Рудзитису 14 июня 1939 года.
И в детстве, и в студенческие годы Николай ездит к дедушке, на Рижское взморье и в Эстонию, в местечко Гапсала.
Рижское взморье в то время было весьма тихим местом, но с уже хорошо известным курортом и грязелечебницей в Кемери, дачными поселками Булдури, Майори, Дубулты, Меллужи... Отдых совмещался с лечением.
Н.К.Рерих в статье "Латвия" вспоминает:
"Более полувека тому назад припоминается Майори, Кемери, Тукумс — все Рижское побережье, куда мы ездили летом" [12].
Дача Фридриха Рериха в Майори находилась на одной из маленьких улочек, ведущих от главной улицы Йомас к морю. До наших дней дача не сохранилась, сгорела во время пожара.
Впечатления детства надолго остаются в памяти художника. Звучит в сердце морской прибой, сверкает на солнце ласковый белый песок. Снова и снова вспоминаются старинные сказания о Турайдской Розе, о затонувшем в озере Буртниеку замке, о Лачплесисе и Калевипоэге, об Иван-городе под волнами Наровы.
Однажды по просьбе отца Н.К.Рериха Константина съездили на его родину, в Газенпот, к сказительнице Анне Трейя. На обратном пути Мария Васильевна, мать Николая, взволнованно говорила: "Ты слышал, Костя, она дважды повторила, что наш Коля будет великим человеком" [13].
"В те же далекие дни услышались впервые сказания о народных героях Латвии, о зыбучих песках Куришгафа, о развалинах замков, хранивших увлекательные предания" [14].
"Часто припоминаю серебристые башни Таллина и Гапсаль... Много раз мы там повсюду были" [15]. "Было необычно ехать по песчаным дюнам и плитняку до Гапсаля. Лошади бежали медленно... Проезжая мимо пашни, мы были удивлены, слыша какой-то стеклянно-каменистый звук. Оказалось, что почва состоит из мельчайшего плитняка, и тем удивительнее было видеть, что под трудолюбивой рукой и такая почва могла сделаться плодородной.
В Гапсале привлекли внимание развалины старого замка. Особенно же присмотрелись мы к ним, когда услышали легенду о белой даме, появляющейся в готическом полуразрушенном окне. Скептики уверяли, что при известном положении луны получались очертания фигуры, но хотелось верить, что это не отсвет лунный, а сама белая дама, появляющаяся перед чем-то особенным. Тогда же рассказывали нам и легенды древних ревельских башен, и сказания о замках Лоде и Таубе — все это было необычно, и после тишины изварских лесов и озер шум морского прибоя тоже гремел какую-то увлекательную северную сагу" [16].
Это море можно узнать на картинах Рериха начала века на варяжскую тему. Теряются вдали поросшие мхом каменные островки Гапсала ("Старый король"), пленяет синяя даль Рижского взморья ("За морями земли великие").
Еще одно чудо — красные огоньки янтаря на белом морском песке. Художник помнил о них долгие годы. "Одним из ярких впечатлений было собирание янтарей. Оно соответствовало поискам в курганах, которые сызмальства привлекали внимание. Может быть, в поисках янтаря заключалось какое-то смутное предвидение будущих курганных находок, доказывавших существование далеких общений уже в неолите" [17].
[center]«РОЗЕНТАЛЬ, ВАЛТЕР, ПУРВИТ И ДРУГИЕ…»[/center]
Н.К.Рерих учился в одном из самых лучших учебных заведений Петербурга, гимназии Карла Мая. И, быть может, учителем рисования у Николая был латыш Карлис Петерсон, работавший там.
Друг отца известный скульптор Михаил Микешин одобрял первые работы Николая, давал профессиональные советы. С шестнадцати лет он уже серьезно занимается живописью, а в 1893 году поступает в Академию художеств и, по желанию отца, на юридический факультет университета. Правда, лекции чаще всего он посещает на историческом факультете, и его дипломная работа — «Правовое положение художников Древней Руси».
Академия художеств. «Сколько чувств будило здание Академии. Музей, скульптуры, темные коридоры, а там где-то внутри и школа, связанная со многими любимыми именами…» [18]
После прохождения теоретического курса нужно было выбрать мастерскую. Николай Рерих выбирает мастерскую А.И.Куинджи. «Стал Архип Иванович учителем не только живописи, но и всей жизни» [19].
В Академии учились представители многих национальностей. Были среди них и латыши. Н.К.Рерих упоминает своих друзей Яниса Розенталя (1866–1917) и Яниса Валтера (1869–1932), а также Вильгельма Пурвита (1872–1945), вместе с которыми учится у Куинджи. «…В 1893–97 годах в Академии художеств произошла встреча с двумя замечательными латышами, превосходными художниками, – Пурвитом и Яном Розенталем. Оба они, совершенно разные в характере своего творчества, являли общий тип, так присущий Латвии. Самоуглубленность, серьезность в жизненных проявлениях, работоспособность и доброе товарищество всегда вспоминается. Рано ушел от нас Розенталь, а ведь он, наверное, создал бы не мало сильных обликов. Но Пурвит, со своим тончайшим пониманием природы, оставил в искусстве Латвии и в искусстве европейском свое неповторенное место. Оба они являлись как бы живым введением в понимание Латвии» [20]. «Сердечно стоит в моем представлении фигура Яна Розенталя, полная истинного и высокого драматизма. Всегда тепло вспоминаю Вильгельма Пурвита, теперь справедливо занявшего такое первенствующее место в латвийском искусстве. Меня с ним связывает и память о нашем общем учителе Куинджи, умевшем объединить в своей гостеприимной мастерской под знаком служения искусству самые разнообразные индивидуальности и народности» [21].
Янис Розенталь окончил курс Академии в 1894 году, его дипломная работа, сразу же ставшая широко известной, — «После богослужения», свидетельствует о зрелом мастерстве художника. Через него Н.К.Рерих познакомился с другими латышскими студентами, которые учились в Петербурге, и впоследствии даже бывал на собраниях латышского кружка «Rukis» («Труженик»). Позже Розенталь вернулся в Латвию, затем переехал в Финляндию после женитьбы на финской девушке по имени Эва. И на родине Розенталь вспоминал годы, проведенные в Академии, забавные случаи из студенческой жизни, например, о бале-маскараде: «Студенты, у которых не было фрака, заняли костюмы времен Брюллова из гардероба Академии. Однажды Рылову и Рериху удалось занять в Мариинском театре настоящие средневековые доспехи, и эти рыцари должны были сражаться на турнире» [22].
Об искусстве своего друга Розенталь говорит: «Рерих мечтает о русской старине, когда все окутано дымкой раннего утреннего тумана, и едва различимые образы и предметы вселяют трепет. Настроение его сказочно-сумрачных картин оригинально и хорошо передает царящее в них торжество» [23].
Пути Н.К.Рериха и В.Пурвита не разошлись и после окончания Академии. Они оба работали в выставочной комиссии «Мира искусства», председателем которого Николай Константинович стал в 1910 году.
В своих статьях о Латвии Н.К.Рерих всегда вспоминает и Пурвита — «Мои встречи с Куинджи, Пурвитом, Богаевским, Рыловым и другими славными художниками» [24], «Мои воспоминания о Латвии и встречи с латвийскими деятелями» [25].
В 1936 году в очерке «Мастерская Куинджи» Николай Константинович пишет: «Вильгельм Пурвит стал прославленным художником и главою Академии в Латвии. Чуткий колорист Пурвит, как никто, запечатлел весеннее пробуждение природы. Передал снега, обласканные солнцем, и первые листья берез, и звонкие ручьи… На днях в газете «Сегодня» Пурвит говорил о красотах Латгалии; читая его ласковые слова о родной природе, мы опять видели перед собою славного, углубленного Пурвита, точно и не было прошедших сорока лет. Привет Пурвиту».