Сайт Эстонского общества Рёриха писал(а):[center]Читатель, Таллинн
История одного разочарования
Предисловие[/center]
Помните фразу: «У вас не будет второго шанса произвести первое впечатление»?
В 1991 г. у нас в Таллинне побывал с лекцией-воспоминанием о Беликове лично знавший Павла Федоровича Евгений Палладиевич Маточкин. Он произвел на нас в то время действительно прекрасное впечатление. До сих пор все, побывавшие тогда в Кодулинне, сохранили самые светлые воспоминания о прекрасной, богатой и образной русской речи лектора, о верном понимании роли и масштаба личности П.Ф. для возрождения Имени Рерихов в России, о незабываемых происшествиях, случавшихся с ним и его товарищами во время альпинистских походов.
В апреле 2002 года в старинной башне Кик-ин-де-Кек в Таллинне проходила выставка оригиналов работ Н.К.Рериха. Там мне посчастливилось приобрести набор открыток Н.К.Рериха «Знамена Востока», на обороте обложки которого была напечатана посвященная этой серии статья уже знакомого и уважаемого автора — Е.П.Маточкина. По сути это была ужатая из-за требований обьема замечательная исследовательская работа. Глубоко проникнув в замысел Н.К., автор по своей блистательной догадке расположил картины серии по радужному спектру. Правильность догадки подтвердилась затем и композиционным расположением фигур на картинах серии в виде волны или синусоиды. Благодаря замечательному исследованию Е.П.Маточкина, также и я смогла понять стройность и грандиозность замысла Мастера, философский аспект работы, подчеркивающий внутреннее Единство ищущих Истину, незыблимость законов Мироздания.
В моей благодарной памяти хранится и воспоминание о полном новыми интересными фактами выступлении Е.П.Маточкина на осенней конференции в МЦР 2002 года, посвященном работе Н.К. Рериха над Пермским алтарем.
Так от встречи к встрече росло мое глубокое уважение к личности и работам Е.П.Маточкина.
[center]Разочарование[/center]
Такое длинное предисловие было необходимо, чтобы пояснить, как же обрадовалась я выходу великолепно с полиграфической точки зрения изданной книги «Рерих. Пророчества» Самарского издательского дома «Агни» 2004 года, содержащей наряду с более подробным раскрытием прежней темы также и новые работы Е.П.Маточкина, посвященные сериям Н.К.Рериха «Мессия» и «Его страна».
Но радость моя практически сразу исчезла и заменилась настороженностью, когда обнаружилось, что уже в Предисловии, подписанном Е.П.Маточкиным, он выражает глубокую благодарность сотрудникам Нью-Йоркского Музея. Благодарность антагонистам МЦР? Какая ложка дегтя!
Теперь уже с большой настороженностью я стала просматривать Библиографию и Список репродукций. И, конечно же, вот они - ссылки на книги Дубаева, Росова, Сидорова, на материалы Нью-Йоркскского Музея. Мне стало очень горько.
Конечно, как настоящий ученый, стремящийся к новым исследованиям и открытиям, Е.П.Маточкин хотел использовать без пользы пылящиеся в Нью-Йоркскском Музее материалы. Но эта ситуация так напоминает приведенную в Учении притчу о джинне, укравшем священные предметы и предлагавшего их Отшельнику: «Примешь ли от меня?». Казалось, не было никакой возможности получить их достойно обратно, но, когда возгорается сердце, приходят и необычные средства, выводящие ситуацию из тупика и переводящие ее на новый виток спирали. Кроме того, по индийской философии цель и средства составляют нерасторжимое единство. Таким образом, применение недостойных средств, приводит к смещению цели: вместо служения Истине и Красоте является желание заявить о великолепном себе. Грустно видеть человека, казалось, так твердо стоявшего на Пути, делающего шаги в сторону. Очень не хочется, чтобы слова алтайского философа А.В.Иванова относились бы к такому замечательному исследователю творчества Рериха как Е.П.Маточкин: «... как часто именно материальное благополучие, государственное признание и мирская слава буквально «сьедали» творца, топили его в мутной воде соблазнов и творческих компромиссов. ...Кто духовно не восходит – тот обязательно начинает падать; кто не устремлен к небу – того обязательно притянет бездна» [1].
Прошу понять меня правильно – мне действительно очень нравятся работы Евгения Палладиевича. Он прекрасно эрудирован, его работы содержат действительно новый аспект знания, оригинально и истинно творчески прочувствованную и осмысленную информацию, переводят наши знанию на новый, более высокий уровень познания. Они помогают мне, человеку очень «неискушенному» в искусстве именно увидеть, понять губину замысла, полнее насладиться гармонией красок, композиции, запечетленного чувства. Ведь все надо воспитывать, тонкость восприятия в том числе. Помните, как Н.К. помог в свое время некоему чиновнику «увидеть» горы, их многоцветие, мощь, их устремленность к Высшему? Так и я смотрю новым взглядом на знакомые любимые картины. Но, помимо искренней благодарности к Е.П. за «отмывание стекол», я испытываю и сильнейшую за него тревогу.
Г-н Энтин не ничего не делает бескорыстно и отдавать долги придется с ростовщическими процентами.
С работами И.Кузнецовой дело обстоит не в пример проще. Ее основная задача – не творческого плана. Выражая благодарность МЦР на стр. 91 книги «Рерих. Пророчества», Кузнецова лицемерно пытается создать впечатление сотрудничества и единства, отсутствия принципиальных противоречий между МЦР и обьединенными и хорошо скоординированными силами его противников. Ее второй задачей является протащить в круг работ, заслуженно пользующихся уважением, недостойные и клеветнические издания. Включить в один список книги несовместимые, придать, благодаря соседству с истинно авторитетными источниками, оттенок добропорядочности и непорядочным произведениям. Делается это очень просто – вместо цитирования оригинальных писем самого Н.К.Рериха, Кузнецовой приводятся выдержки из книг Дубаева и Росова, где данные оригинальные письма были использованы. Таким образом, книги данных авторов упоминаются нарочито рядом с произведениями Н.К.Рериха. Именно о книгах таких авторов как Дубаев, Росов и иже с ними говорится в работе П.А.Сорокина [2]: «...Масса современных психоаналитических и "научных" биографий, — писал П.А. Сорокин, — разоблачают и унижают любой персонаж, каким бы благородным он на самом деле ни был. Все, чего бы и кого бы они ни касались — Бога, благородных людей, достижений, — высмеивается как пассивное, заурядное, ненормальное или патологическое, побуждаемое к действию прозаическими, эгоцентристскими и большей частью физиологическими стимулами. Гениальность становится разновидностью безумия, бескорыстная жертва объясняется только комплексом неполноценности, Эдиповым, Нарцисса или им подобными. Выдающиеся общественные устремления — стадными инстинктами. Половое влечение, шизофрения, паранойя становятся культурными тенденциями. Святость показывается как разновидность идиотизма... Жалость отождествляется с невежеством, моральная ценность с лицемерием... Человек падает с величественного пьедестала искателя правды, абсолютной ценности и опускается до уровня животного... В любом случае результат губителен для достоинства человека, его истины и науки».
[center]Размышления[/center]
Соединение в одном издании таких авторов как В.Князева, Е.Маточкин и И.Кузнецова преследует цель извратить естественную иерархию ценностей, перемешать верх и низ, сбить ориентиры у неискушенного читателя, замаскировать истинное положение дел в рериховском движении и в борьбе за исполнение воли Рерихов, за сохранение Наследия и, в конечном итоге, за само существование МЦР. Имя В.Князевой, не запятнавшей себя конформизмом, соавтора П.Ф.Беликова - признанного морального авторитета и классика рериховедения,- связывается в одном издании с именем человека из противного лагеря И.Кузнецовой и, как ни тяжело говорить, проявившим некую моральную всеядность Е.Маточкиным. Таким образом перед нами настоящий волк в овечьей шкуре, тем более опасный, что предлагается это прекрасно полиграфически изданное произведение в книжном магазине в здании МЦР.
В бухгалтерии есть такое сильно влияющее на стоимость акций предприятия понятие как «невещественные активы», т.е. доброе имя, наработанное годами, заслуженное уважение окружающих, авторитет, основанный на опыте и постоянном отменном качестве и т.д.
Издатели данного альбома на мой взгляд совершенно сознательно используют и растрачивают те самые «невещественные активы» МЦР, продавая свою книгу в здании МЦР и, т.о. как бы освящая ее. В свое время В.И.Ленин, отдавая приказ о первоочередном захвате телефона, телеграфа, подчеркивая важность искусства кино, практически показал, что тот, кто влияет на СМИ, тот и формирует мировоззрение в обществе. Именно поэтому мне кажется, что для МЦР крайне важно не выпускать из своих рук инструмент формирования общественного мнения, не отдавать на откуп книжный магазин, функционирующий в здании МЦР дискредитирующим его торговцам, а активно формировать свою просветительскую позицию. А закончить мне хочется цитатой из замечательной и очень оптимистической статьи А.В.Иванова: «Заметим, что зло и безобразие существуют вовсе не от века (в отличие от первичного мирового хаоса, без которого нет разнообразия и развития), а появляются только с человеком, как результат ложно направленной, изломанной самостью, свободной воли. Это — тот самый вторичный разрушительный хаос, та злая тьма, которая агрессивно борется со всяким светом. О невозможности уравнять вторичный хаос лжи, зла и безобразия с подлинной Истиной, Благом и Красотой говорили все великие подвижники и все великие религиозно-философские учения. Они всегда защищали светоносный Принцип Иерархии, царствующий в мироздании, зная, что только дьявол стремится вывернуть мир наизнанку и посеять смертельный хаос в человеческих душах.
Стремясь произвольно перевернуть ценностные полюса, дьявол жаждет внушить нестойким душам и другую порочную мысль, будто вообще нет никаких устойчивых законов духовной жизни, а свобода исключает-де всякую упорядоченность. Однако законы духовной жизни так же объективны и всеобщи, как и законы природы, хотя и отличаются от последних по механизмам своего действия» [3].
______________________________________
1. Иванов А.В. О необходимости твердой иерархии ценностей и законах духовной жизни. Культура и время, №1, 2004. с.44.
2. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. с.482-484.
3. Иванов А.В. О необходимости твердой иерархии ценностей и законах духовной жизни. Культура и время, №1 2004. с.42.