Е.И.Рерих – Н.П.Серафининой
8 мая 1935 г.
Ведь идея Общины Сестер-Подвижниц была моей мечтой с детских лет. И я видела этих подвижниц носительницами Света и радости в самые отдаленные уголки, в самые тяжкие условия нашей родины. Конечно, по мере расширения сознания мечты эти росли и впоследствии были одобрены Великим Владыкой для проведения в жизнь в Новой Стране. Все отрасли жизни находят себе отражение в этой Общине. Так, одни сестры посвящают себя целению, другие должны знать основы агрикультуры, третьи – быть учительницами вообще или талантливыми лекторшами по различным отраслям знания и общественного устроения в доступном для масс изложении, и, конечно, занятия искусствами и ремеслами и преподавание их занимают выдающееся место в Общине. А внесение основ Живой Этики украшает и венчает всю благую деятельность таких подвижниц. Особенно важен, конечно, отдел врачей, фельдшериц. Ячейки этой Общины будут широко разбросаны по всей стране, и сестры будут собираться небольшими отрядами и объезжать для обследования и наблюдения назначенные им районы. Целая армия таких сестер и тружениц понадобится, чтобы ответить всем нуждам и насытить духовный и физический голод масс. При главной Общине могут быть и школы, и университеты, и лаборатории, и Институт Психической Энергии, и всякие мастерские, и санатории, и образцовые хозяйства, и кооперативы и т.д., одним словом, целый городок знания. Говоря о Сестрах-Подвижницах, Великий Владыка так красиво Сказал: «Пусть они станут родными народу. Пусть говорят: "Родная пришла на село"». Именно, мои Сестры-Подвижницы должны прежде всего суметь стать родными народу. Знаю, что не так-то легко найти самоотверженных подвижниц, но не унываю, ибо даже с небольшой группой, преданной своему делу, можно совершить чудеса. Потому Вы поймете мою радость, если я нахожу в Вас еще одну душу, звучащую на мои сокровенные думы. Конечно, за эти годы поиски среди эмиграции не были слишком успешны, но на примете кое-кто имеется. Думаю, что именно в самой Новой Стране найдутся души, стремящиеся к красоте действенного и жертвенного подвига. Недавно получила письмо от писателя Георгия Дмитриевича Гребенщикова, между прочим, он сообщает мне свои наблюдения над эмиграцией в Америке. «Проехали мы Америку. Распахали всю Американскую Русь. Почва оказалась мало плодородная. Сколько ни сей, все быльем зарастает». Да, с этою малоплодородностью и нам приходилось встречаться на всем нашем пути, как в Европе, так и в Америке. Но не будем смущаться этим. Малочисленность [180] никогда не была залогом успеха. Именно в Учении постоянно указывается, что небольшая группа людей, объединенных сознанием и сердцем, может совершить чудеса. Потому, родная Надежда Павловна, храните свою сокровенную думу в сердце, и, когда час пробьет, я Вас позову. Сейчас моя Община в виде прекрасного терафима возносится в Тонком Мире, но сотрудницы земной уже ходят по Земле. Как указано, мы должны стремиться накоплять и собирать знания, опыт, чтобы пролить их именно в Новой Стране. И могу сказать Вам, что не лета, но годы остались до времени, когда «воссияет Чертог Небывалый». Потому, чуя в себе силу посвятить себя самоотверженной работе, приложите все горение сердца на то, чтобы лучше усвоить Основы Учения. Ибо, истинно, врач должен уметь излечивать прежде всего духовные причины болезней, ибо все болезни гнездятся в тонком теле. Хорошо, что Вы знакомы с астрологией, для врача это чрезвычайно важно. Гороскоп больного может дать ключ ко многим болезням и лечению их. Так трудитесь, имея перед собою великую цель, – помочь в собирании и руководстве Общиною Сестер-Подвижниц!
Община
Модератор: Учение Жизни
-
- ________________
- Сообщения: 6205
- Зарегистрирован: 07 дек 2006, 17:49
- Контактная информация:
-
- ________________
- Сообщения: 6205
- Зарегистрирован: 07 дек 2006, 17:49
- Контактная информация:
Е.И.Рерих – А.И.Клизовскому
24 августа 1936 г.
Вероятно, Вы уже знаете мой ответ на письмо Федора Антоновича и Евгения Александровича в связи с их поездкою. Раз г-жа А.Кима является ученицей Розендорфа, который в основу полагает учение Якова Лорбера, то мы не должны смущать ее. Пусть она идет своим путем. Следует сохранить дружеские отношения, но мой совет – проявить осторожность. На днях Федор Антонович дослал мне и ее прекрасное воззвание к женщинам. Вполне согласна с нею, что теория должна быть соединена с практикой, но не совсем принимаю ее вывода, что «первым шагом на этом пути было бы осуществление юношеского интерната для общежития таких людей, которые решили идти по пути новой великой эпохи возрождения и одухотворения жизни...» Лично я меньше всего заботилась бы о таких интернатах, теплицах и уравниловках. Обеспечение и легкость достижения есть величайшие препятствия на пути духовного роста. Молодость для того и дана, чтобы испытать все препятствия и на них закалить свой дух. В связи с такими предположенными интернатами и мыслями о предоставлении людям полного обеспечения пищей, одеждой и кровлей вспоминаются мне многочисленные лагеря-общины в Америке, образованные в последние годы с тем, чтобы помочь безработной молодежи. Все они окончились, как мне сообщали, неудачею. Молодежь, получая все готовое, оказалась совершенно неспособной к тому труду, к которому она предназначала себя. Большинство предпочло продолжать легкий минимальный физический труд в таком лагере-общине, обеспечивавший им сытую и спокойную жизнь.
Как было Сказано когда-то Великим Учителем о некоторых сотрудниках, мало преуспевавших: «Беда в том, что они имеют удобные гавани и не желают выходить в море». Не об удобствах молодежи нужно думать, но о лучшем вооружении их к жизненной борьбе, которая есть непреложный космический закон. Потому в строительстве Новой Эпохи главным фактором государственного благосостояния будет народное образование и воспитание. Следует неотложно обратить внимание на улучшение и расширение школьных программ, в особенности школы начальной и средней. Женщина должна поднять свой голос и требовать также уравнение или, вернее, одну программу для мужских и женских школ. С младенческого возраста нужно воспитывать уважение к знанию. В школах на жизненных исторических примерах следует указывать на этого истинного и единственного двигателя эволюции. Нужно, чтобы устремление и уважение к науке вошло бы в плоть и кровь нашу и стало бы неотъемлемой частью нашего быта. Только тогда можно будет сказать, что народы вступили на путь Культуры. Только тогда носители знания будут рассматриваться как истинное сокровище не только какого-либо одного государства, но и всего мира и можно будет говорить о скорейшей эволюции и претворить в жизнь мечты о сношении с дальними мирами. Потому повторим вместе с одним мыслителем и деятелем – «всем нужно, во-первых – учиться, во-вторых – учиться и, в-третьих – учиться, затем проверять, чтобы наука не осталась мертвой буквой, но прилагалась бы в жизни». Оставим интернаты-общежития и законные заботы о всяких облегчениях для тех, кто нуждаются в отдыхе на склоне лет или же по болезни. Г-жа Кима начала с детского сада, и это прекрасно, почему бы ей не продолжать и не искать единомышленников в своей стране для проведения в жизнь нового типа школ. Но молодежь талантливая любит все необычное, и жизнь в интернате может показаться им пресной. Со всякой уравниловкой могут примириться лишь самые бездарные. Кроме того, все особенно любят и ценят именно то, что далось с трудом и даже с некоторою опасностью. Вот почему все преследуемые и полузапрещенные общества всегда были гораздо успешнее в привлечении истинно ценных работников, нежели признанные и широко оповещенные организации. Так все облегчения никогда не достигали своей цели.
………………………
Конечно, ближайшая задача есть рождение истинного человека, потому нужно как можно шире разбрасывать зерна нового расширенного сознания и понимания сотрудничества в самом широком масштабе. Раньше, чем строить общины, нужны общинники с подготовленным сознанием, иначе ничего, кроме ужасной тяготы и безобразной карикатуры на общину, не получится. Для этого прежде всего нужно озаботиться о новых школах, в которых с детских лет закладывались бы основы понимания назначения человека, его места и роли в мире, его космической зависимости и, следовательно, уяснялась бы его общежительская природа и личная ответственность. Но для таких школ нужны и соответствующие учителя. Вот почему так полезны ячейки, собирающиеся вокруг Живой Этики, из них могут выйти носители нового сознания. Ведь Учение рассматривает весь Мир как Единую Мировую Общину. Нам указано развивать в себе чувство сотрудничества, солидарности и дружелюбия, но нигде не заповедано телесное толкание. Обмен труда и взаимопомощь не должны накладывать условных ограничений. Всякое чрезмерное прикрепление к одному месту осуждено, ибо оно есть ограничение. Еще великий Будда, основоположник мировой общины, заповедал своим ученикам не оставаться долго вместе, но постоянно расходиться и посещать новые страны и иметь общение с разными людьми. Прекрасны Общины, посвященные научным трудам, облегчающие работы ученых, занятых общею проблемою. Прекрасны санатории и опытные лаборатории, объединяющие различных специалистов для общего блага. Могу представить себе целые учебные поселки, и города знания, и кооперативы, обнимающие все области жизни, но, зная человеческую природу, гораздо труднее представляю себе удачное тесное, замкнутое общежитие из уже сложившихся и разных людей. При настоящем уровне сознания человечества в тесном замкнутом общежитии неизбежна тенденция к уравнению, а всякое уравнение неминуемо растворяет талант в ничтожество, что ведет к утрате культуры и понижению уровня цивилизации, то есть к опрощению и, увы, к следующей стадии опрощения, именно к огрубению. Потому Община и кооперация должны быть поняты широко и жизненно. Именно новые научные открытия и сама жизнь подскажут и новые формы сотрудничества. Международная почта и пути сообщения уже показали, с какою обоюдною пользою и как прекрасно могут сотрудничать различные страны. Так я верю в широчайшее развитие Кооперативов в самых разнообразных сочетаниях. Широко поставленные Кооперативы покажут, какое народное благосостояние заключается в таких сотрудничествах. (У меня имеется прекрасная книжечка «Наставление Вождю» (из того же Источника), но сейчас она еще не будет издана.) Так как у многих просыпается желание основывать трудовые общины – желание, несомненно отвечающее направлению эволюции, то считаю полезным привести следующий параграф из новой книги, указывающий на необходимую подготовку сознания для благих следствий всякого начинания.
24 августа 1936 г.
Вероятно, Вы уже знаете мой ответ на письмо Федора Антоновича и Евгения Александровича в связи с их поездкою. Раз г-жа А.Кима является ученицей Розендорфа, который в основу полагает учение Якова Лорбера, то мы не должны смущать ее. Пусть она идет своим путем. Следует сохранить дружеские отношения, но мой совет – проявить осторожность. На днях Федор Антонович дослал мне и ее прекрасное воззвание к женщинам. Вполне согласна с нею, что теория должна быть соединена с практикой, но не совсем принимаю ее вывода, что «первым шагом на этом пути было бы осуществление юношеского интерната для общежития таких людей, которые решили идти по пути новой великой эпохи возрождения и одухотворения жизни...» Лично я меньше всего заботилась бы о таких интернатах, теплицах и уравниловках. Обеспечение и легкость достижения есть величайшие препятствия на пути духовного роста. Молодость для того и дана, чтобы испытать все препятствия и на них закалить свой дух. В связи с такими предположенными интернатами и мыслями о предоставлении людям полного обеспечения пищей, одеждой и кровлей вспоминаются мне многочисленные лагеря-общины в Америке, образованные в последние годы с тем, чтобы помочь безработной молодежи. Все они окончились, как мне сообщали, неудачею. Молодежь, получая все готовое, оказалась совершенно неспособной к тому труду, к которому она предназначала себя. Большинство предпочло продолжать легкий минимальный физический труд в таком лагере-общине, обеспечивавший им сытую и спокойную жизнь.
Как было Сказано когда-то Великим Учителем о некоторых сотрудниках, мало преуспевавших: «Беда в том, что они имеют удобные гавани и не желают выходить в море». Не об удобствах молодежи нужно думать, но о лучшем вооружении их к жизненной борьбе, которая есть непреложный космический закон. Потому в строительстве Новой Эпохи главным фактором государственного благосостояния будет народное образование и воспитание. Следует неотложно обратить внимание на улучшение и расширение школьных программ, в особенности школы начальной и средней. Женщина должна поднять свой голос и требовать также уравнение или, вернее, одну программу для мужских и женских школ. С младенческого возраста нужно воспитывать уважение к знанию. В школах на жизненных исторических примерах следует указывать на этого истинного и единственного двигателя эволюции. Нужно, чтобы устремление и уважение к науке вошло бы в плоть и кровь нашу и стало бы неотъемлемой частью нашего быта. Только тогда можно будет сказать, что народы вступили на путь Культуры. Только тогда носители знания будут рассматриваться как истинное сокровище не только какого-либо одного государства, но и всего мира и можно будет говорить о скорейшей эволюции и претворить в жизнь мечты о сношении с дальними мирами. Потому повторим вместе с одним мыслителем и деятелем – «всем нужно, во-первых – учиться, во-вторых – учиться и, в-третьих – учиться, затем проверять, чтобы наука не осталась мертвой буквой, но прилагалась бы в жизни». Оставим интернаты-общежития и законные заботы о всяких облегчениях для тех, кто нуждаются в отдыхе на склоне лет или же по болезни. Г-жа Кима начала с детского сада, и это прекрасно, почему бы ей не продолжать и не искать единомышленников в своей стране для проведения в жизнь нового типа школ. Но молодежь талантливая любит все необычное, и жизнь в интернате может показаться им пресной. Со всякой уравниловкой могут примириться лишь самые бездарные. Кроме того, все особенно любят и ценят именно то, что далось с трудом и даже с некоторою опасностью. Вот почему все преследуемые и полузапрещенные общества всегда были гораздо успешнее в привлечении истинно ценных работников, нежели признанные и широко оповещенные организации. Так все облегчения никогда не достигали своей цели.
………………………
Конечно, ближайшая задача есть рождение истинного человека, потому нужно как можно шире разбрасывать зерна нового расширенного сознания и понимания сотрудничества в самом широком масштабе. Раньше, чем строить общины, нужны общинники с подготовленным сознанием, иначе ничего, кроме ужасной тяготы и безобразной карикатуры на общину, не получится. Для этого прежде всего нужно озаботиться о новых школах, в которых с детских лет закладывались бы основы понимания назначения человека, его места и роли в мире, его космической зависимости и, следовательно, уяснялась бы его общежительская природа и личная ответственность. Но для таких школ нужны и соответствующие учителя. Вот почему так полезны ячейки, собирающиеся вокруг Живой Этики, из них могут выйти носители нового сознания. Ведь Учение рассматривает весь Мир как Единую Мировую Общину. Нам указано развивать в себе чувство сотрудничества, солидарности и дружелюбия, но нигде не заповедано телесное толкание. Обмен труда и взаимопомощь не должны накладывать условных ограничений. Всякое чрезмерное прикрепление к одному месту осуждено, ибо оно есть ограничение. Еще великий Будда, основоположник мировой общины, заповедал своим ученикам не оставаться долго вместе, но постоянно расходиться и посещать новые страны и иметь общение с разными людьми. Прекрасны Общины, посвященные научным трудам, облегчающие работы ученых, занятых общею проблемою. Прекрасны санатории и опытные лаборатории, объединяющие различных специалистов для общего блага. Могу представить себе целые учебные поселки, и города знания, и кооперативы, обнимающие все области жизни, но, зная человеческую природу, гораздо труднее представляю себе удачное тесное, замкнутое общежитие из уже сложившихся и разных людей. При настоящем уровне сознания человечества в тесном замкнутом общежитии неизбежна тенденция к уравнению, а всякое уравнение неминуемо растворяет талант в ничтожество, что ведет к утрате культуры и понижению уровня цивилизации, то есть к опрощению и, увы, к следующей стадии опрощения, именно к огрубению. Потому Община и кооперация должны быть поняты широко и жизненно. Именно новые научные открытия и сама жизнь подскажут и новые формы сотрудничества. Международная почта и пути сообщения уже показали, с какою обоюдною пользою и как прекрасно могут сотрудничать различные страны. Так я верю в широчайшее развитие Кооперативов в самых разнообразных сочетаниях. Широко поставленные Кооперативы покажут, какое народное благосостояние заключается в таких сотрудничествах. (У меня имеется прекрасная книжечка «Наставление Вождю» (из того же Источника), но сейчас она еще не будет издана.) Так как у многих просыпается желание основывать трудовые общины – желание, несомненно отвечающее направлению эволюции, то считаю полезным привести следующий параграф из новой книги, указывающий на необходимую подготовку сознания для благих следствий всякого начинания.
-
- ________________
- Сообщения: 6205
- Зарегистрирован: 07 дек 2006, 17:49
- Контактная информация:
Е.И.Рерих – Р.Я.Рудзитису
31 августа 1936 г.
Как обстоит дело с уставом? Правила хороши, но придерживайтесь завета Первоположника Общины Великого Благословенного Будды. Основные правила должны быть кратки и малы числом, что же касается до остальных, то вспомним слова Владыки Будды, сказанные Ананде: «Поручаю Общине видоизменять правила малые и малейшие». Нет ничего ужаснее неподвижных правил и законов. Как Сказано: «Лучше тогда переехать на кладбище». Но Вождь Сердца сумеет принять лучшее решение.
31 августа 1936 г.
Как обстоит дело с уставом? Правила хороши, но придерживайтесь завета Первоположника Общины Великого Благословенного Будды. Основные правила должны быть кратки и малы числом, что же касается до остальных, то вспомним слова Владыки Будды, сказанные Ананде: «Поручаю Общине видоизменять правила малые и малейшие». Нет ничего ужаснее неподвижных правил и законов. Как Сказано: «Лучше тогда переехать на кладбище». Но Вождь Сердца сумеет принять лучшее решение.
-
- ________________
- Сообщения: 6205
- Зарегистрирован: 07 дек 2006, 17:49
- Контактная информация:
Е.И.Рерих – Ю.Д.Монтвидене
2 июля 1938 г.
Рихард Яковлевич пишет также, что Вы думаете о духовной общине. Но я не настаивала бы на проведении совместного жития. Именно духовная община не нуждается в телесном толкании. Слишком тесное общение может быть хорошо на краткое время, но при несовершенстве людской природы такие общежития часто способствуют развитию и даже закреплению многих маленьких обид и раздражений и прочих тягостей. Прекрасно сходиться на некоторое время (скажем, на несколько недель), чтобы потом разойтись и снова радостно думать о следующем новом объединении. На нашем личном опыте должна сказать, что общежития не приводили к благим результатам. Встречаясь ежедневно, люди утрачивают соизмеримость. А Вы знаете, что от несоизмеримости происходят все разрушения. Когда мы слишком близко подходим к горе, ее размеры для нас исчезают. Необходимо некоторое отдаление, чтобы увидеть ее вершину. Так и во всем.
2 июля 1938 г.
Рихард Яковлевич пишет также, что Вы думаете о духовной общине. Но я не настаивала бы на проведении совместного жития. Именно духовная община не нуждается в телесном толкании. Слишком тесное общение может быть хорошо на краткое время, но при несовершенстве людской природы такие общежития часто способствуют развитию и даже закреплению многих маленьких обид и раздражений и прочих тягостей. Прекрасно сходиться на некоторое время (скажем, на несколько недель), чтобы потом разойтись и снова радостно думать о следующем новом объединении. На нашем личном опыте должна сказать, что общежития не приводили к благим результатам. Встречаясь ежедневно, люди утрачивают соизмеримость. А Вы знаете, что от несоизмеримости происходят все разрушения. Когда мы слишком близко подходим к горе, ее размеры для нас исчезают. Необходимо некоторое отдаление, чтобы увидеть ее вершину. Так и во всем.
-
- ________________
- Сообщения: 6205
- Зарегистрирован: 07 дек 2006, 17:49
- Контактная информация:
Е.И.Рерих – А.И.Клизовскому
10 сентября 1938 г.
Учение Живой Этики, или Новой Жизни, нигде не настаивает на тесном общежитии, даже наоборот, именно предупреждает против телесного толкания. Неустанно повторяется, что сотрудничество должно проявляться в каждодневном обиходе, во всех условиях, в которые нас поставила жизнь. Но телесное толкание и все мелочи жизни создают тяжкую атмосферу, в которой вместо единения упрочивается именно разъединение. Нужно сознательное дружественное сотрудничество всегда, всюду и во всем. Но все искусственные объединения ни к чему хорошему не приводили и не приведут.
…………………
Можно успешно сотрудничать, находясь в разных городах и даже странах. Расстояние с каждым новым научным открытием и изобретением становится все более и более несущественным. И все сильнее и ярче утверждается единственное истинное единение, единение в духе и сознании. Братство может осуществляться лишь при единении сознаний. Над этим объединением сознания с ближайшими учениками и работает Великое Белое Братство, но телесное единение не принимается во внимание. И даже очень сгармонизированные сознания, находящиеся в сравнительной телесной близости, должны иногда расходиться для обновления сил и новых накоплений. Отсюда и наставления Владыки Будды о необходимости путешествий для общинников.
Итак, следует понимать общину не в узком смысле, но в самом широком. Именно как сотрудничество со всем человечеством, со всеми мирами, со всем сущим. Люди так страдают от недостатка дружелюбного отношения к друг другу, потому замыкание их в закрытые общины только еще больше укрепит их отчуждение от мировой общины, которая вмещает в себя все человечество, все планы бытия.
10 сентября 1938 г.
Учение Живой Этики, или Новой Жизни, нигде не настаивает на тесном общежитии, даже наоборот, именно предупреждает против телесного толкания. Неустанно повторяется, что сотрудничество должно проявляться в каждодневном обиходе, во всех условиях, в которые нас поставила жизнь. Но телесное толкание и все мелочи жизни создают тяжкую атмосферу, в которой вместо единения упрочивается именно разъединение. Нужно сознательное дружественное сотрудничество всегда, всюду и во всем. Но все искусственные объединения ни к чему хорошему не приводили и не приведут.
…………………
Можно успешно сотрудничать, находясь в разных городах и даже странах. Расстояние с каждым новым научным открытием и изобретением становится все более и более несущественным. И все сильнее и ярче утверждается единственное истинное единение, единение в духе и сознании. Братство может осуществляться лишь при единении сознаний. Над этим объединением сознания с ближайшими учениками и работает Великое Белое Братство, но телесное единение не принимается во внимание. И даже очень сгармонизированные сознания, находящиеся в сравнительной телесной близости, должны иногда расходиться для обновления сил и новых накоплений. Отсюда и наставления Владыки Будды о необходимости путешествий для общинников.
Итак, следует понимать общину не в узком смысле, но в самом широком. Именно как сотрудничество со всем человечеством, со всеми мирами, со всем сущим. Люди так страдают от недостатка дружелюбного отношения к друг другу, потому замыкание их в закрытые общины только еще больше укрепит их отчуждение от мировой общины, которая вмещает в себя все человечество, все планы бытия.
-
- ________________
- Сообщения: 6205
- Зарегистрирован: 07 дек 2006, 17:49
- Контактная информация: